Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет "Лаборатория. Мои открытия"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Наталья Владимировна Татаринская

Цель: расширение представления о микробах и способах защиты от них через экспериментальную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_laboratoriya_-_moi_otkrytiya.docx60.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 Р.П.Семибратово»

ОД с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

«Лаборатория. Мои открытия»

Подготовила и провела: Татаринская Н.В.

Цель: расширение представления о микробах и способах защиты от них через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Обучающие:

-углубить представление  о свойствах микробов (растут, размножаются, питаются);

-формировать знания о вреде микробов посредствам экспериментирования;

- познакомиться с простыми способами борьбы с микробами и использовать их в повседневной жизни.

-учить рассуждать и делать выводы.

Развивающие:

-развивать интерес к познанию обьектов окружающего мира (микробов) в его разнообразных проявлениях;

-развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.

Воспитательные:

-воспитывать аккуратность во время опыта, дать детям почувствовать радость открытий;

-воспитывать КГН,  полезные привычки, меры профилактики;

- воспитывать заботливое и бережное отношение к своему здоровью.

Предварительная работа:

-Чтение энциклопедий и беседы о микробах.

-Рассматривание объектов живой, неживой природы, знакомство со свойствами воздуха, закрепление знаний о свойствах воды, о состоянии воды, проведение несложных опытов с водой, воздухом, хлебом. Игры с магнитом, лупой.

-Знакомство с микроскопом.

-Разучивание физкультминутки.

Материалы и оборудование:  Оборудование на каждый опыт, проектор, презентация

Ход занятия

1. Приветствие:

Ребята, на гостей вы посмотрите

Здравствуйте вы им скажите

Гости очень хороши, улыбаются они.

Вы им тоже улыбнитесь

И ко мне все повернитесь.

Видео «Микробы напали на людей»

В: Ребята,  как вы думаете, чтобы победить вредных микробов, что нам нужно?

В: Ой, ребята,  сигнал SOS. Что-то случилось.  Пришло видеописьмо из лаборатории от профессора.  На экране появляется видео «Мы ужасные микробы»  

В: Ребята, как  нам победить микробов? (ответы детей) Как нам нужно защититься от вредных микробов? (ответы детей)

Ребята, а что же за существа эти микробы?

Д: Это такие крохотные существа, которые, живут вокруг нас.  Они живут в воде, на растениях и т.д.

В: А кто – нибудь из вас видел микробов? (Нет)

В: Может их не существует, раз мы их не видим?

Д: Микробы очень маленькие.

В: А вы знаете с помощью чего их можно увидеть?

 Д: Их можно рассмотреть только в  микроскоп.

В: Изучением микробов занимаются специальные люди микробиологи. И вот, что они обнаружили (презентация). ( На стульчиках)

В: Ребята, а вы хотите собственными глазами увидеть микробов,  как распространяются, а главное чего боятся? Тогда приглашаю вас в лабораторию «Мир открытий».

В: Но прежде, чем мы приступим, нам нужно вспомнить правила безопасности. В рот ничего не брать, на соседа не дуть и не брызгать!

Правила вы знаете. Молодцы!

Тогда начинаем.

Приглашаю детей к 1 столу

                                               

                                                   1 Опыт

Оборудование:  мисочка с водой, в которую добавлен сок лимона,  лист белой бумаги, утюг.

В: Хотите проверить, ребята,  что на  ваших руках имеются микробы.

   Ход: Проводим  опасный эксперимент. Сейчас мы с вами будем ловить микробов. Кто  не боится. Что у меня в   руках? (белая бумага)  На ней есть какие-нибудь следы?   Нет.  2 ребенка опускают руки в мисочку с водой, встряхивают, а потом прижимают к листу бумаги. Видите ли вы теперь микробов. Нет. А теперь в дело  вступаю я, самый ловкий искатель микробов. Я включила утюг, он уже очень сильно нагрелся.   Нужно ли вам его трогать (Нет) Почему? А что может случится,  если я не выключу утюг. Я обязательно выключу его после нашего опасного эксперимента. А пока я начинаю гладить наши чистые, белые листочки, чтобы поймать микробов.

   Вывод: Под воздействием горячего утюга,  следы кислого лимона проступают на листе бумаги коричневым цветом. Вот они наши микробы. Посмотрите, они сидели  по всей ладошке. Но мы поймали их. Как? При помощи чего?  Горячим утюгом. Так что горячая температурам убивает микробов. Поэтому стирка в горячей воде или глажка утюгом, очищает одежду от микробов.

  В: И так, мы с вами убедились, что микробы существуют. Давайте посмотрим, как эти микробы к нам могут попасть. И для этого нам нужно провести другой эксперимент. (Проходим к2 столу и становимся вокруг)

   В: Вы сказали, вредные  микробы  находятся везде, больше всего их где? Во влажной среде. А где у нас влажная среда? (во рту). Да, мы с вами оказывается идеальный дом для микробов. Для микробов там много еды, влаги и тепла. Они очень хорошо себя чувствуют в нашем организме и во рту.   И поэтому когда мы чихаем и кашляем и забываем закрывать рот, наши микробы  разлетаются. Хотите проверить?

                                                  2 Опыт:

Оборудование: зеркала с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки  индивидуально, пульверизатор с теплой водой.

Ход: Рассматриваем зеркало. Какое оно?

Далее один ребенок на зеркало дышит, один кашляет, один чихает, близко приставив зеркало  ко рту.

Проверьте чистое ли ваше  зеркало сейчас? Нет. На нем появились капельки. А мы с вами знаем, что в капельках живет много,  много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на людей  на  другие предметы. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг).

         Вывод: Совместно с детьми сделать вывод о том, как точно так же при контакте с другим человеком передаются невидимые микробы. Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей,    могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались (варианты детей: прикрывать рот ладошкой, чихать в локоть)

                               

                           3 Опыт:

Оборудование: Тарелочки с мелконарезанным  новогодним дождиком, влажные гигиенические салфетки.

              Ход: Вы сказали, когда мы кашляем, чихаем, то нужно прикрывать рот ладошкой. Давайте узнаем, как начинают свое путешествие микробы. Представим, что это микробы (показываю тарелочку с мишурой)

Хорошо протрите руки влажными салфетками, так мы покажем остальным детям, что руки чистые и не липкие. Теперь (позвать 2 детей) опустите руки в тарелку с вредными микробами. Покажите свои ладошки детям Класс. А теперь пожмите руку соседу. А сосед пожмет следующему (и так далее). Посмотрите на свои руки. Что вы видите? (ответы детей).  Вот так микробы: были у двух человек, потом у 4, теперь у каждого  руки в  микробах. Красивые, такие   блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда  вы кашляли и закрывали рот рукой.

В: мишура с наших рук как микробы, которые переходят от человека к человеку. А если мы сейчас заденем предметы в зале или пожмем руки гостям, наши микробы перейдут и на них. И человек, который  не болел, но набрал этих  микробов, становится зараженный ими.

         Вывод: Микробы действительно могут передаваться из рук в руки и игрушки, и мы  можем принести их домой. И человек, который  не болел, но набрал этих  микробов, становится зараженный ими. Вот как микроб совершает свое путешествие!

Предложить детям протереть руки влажными салфетками.

Что же делать, чтобы микробы не разлетались? (ответы детей)

Правильно, надо закрывать рот  платочком и платочек как можно чаще стирать. Проверим, проберутся  ли наши микробы через платочек? (проводится повторно  опыт с зеркалами и платком)

   В:  Вы наверное устали?.Давайте не много отдохнем. Выходите в круг.

ФИЗМИНУТКА

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

В:Отдохнули? Вернемся в нашу лабораторию.

                                             

                                                 4 Опыт

      Оборудование: стаканы с крахмальной водой (мутной и отстоянной, чтобы не было видно крахмала), стаканы, кипяченая вода, йод, пипетки на каждого ребенка.

Ход: В: Вы говорите, что микробы есть везде. На одежде, игрушках в воде. Кстати о воде.  Есть детки, которые очень любят  кушать снег. Посмотрите,  я принесла  с улицы снег и поставила его оттаивать. Какая вода теперь в моем стакане? (грязная) А как вы думаете, есть ли в ней микробы? Проверим?

 Для чистоты эксперимента надо налить в другой стакан кипяченой воды. Ребенок наливает воду в стакан из чайника с кипяченой водой. А что это такое   у меня? (йод). Надо его бояться. А для чего он нужен. Правильно. Все вредные микробы очень боятся  йода, они от него погибают. Какого цвета йод? Если я его налью в чистую воду, какого цвета будет вода?  Проверяем. Это чистая кипяченая вода, она без микробов. А эта уличная. Будут ли отличаться наши стаканчики с водой?  Мы наливаем  йод.

        В стакане с чистой водой вода становится под цвет йода.  В   другом стакане  (крахмальная вода)  вода становится синей. Дети видят разницу. В этом опыте хитрость  главное не показатель химической реакции йодо-крахмальное соединение. Главное,  что йод нужен для обеззараживания, полезен. Грязную воду, снег есть нельзя.  Попались наши микробы голубчики. Больше никогда вредить нам не будете. Мы будем пользоваться йодом. И снег на улице, не смотря на то, что он белый  и некипяченую воду из под крана пить не будем. Правда?

 Вывод: Что мы можем сказать? (микробы к нам могут попасть в организм вместе с грязной водой)

В: Как мы можем не допустить микробов? (пить воду только питьевую или кипяченую или очищенную через фильтр)  А если пить не кипяченую воду, можем, что?(заболеть)

                                     

                                           6 опыт

           Оборудование: На столе стоят блюдечки с водой, в которых плавает перец, ватные палочки в стаканчике и баночки с налитым в них жидким «Фери» по количеству детей)

В: Мы сейчас с вами узнаем чего же боятся микробы. Вам интересно?

 В: Перед вами тарелочки, в них плавают микробы. Этот эксперимент мы будем проводить с помощью ватных палочек. Возьмите ватную палочку и опустите ее в раствор с «фери» (дети опускают), а теперь опустите палочку в середину блюдечка (перец разбегается по краям)

Что мы видим? (Микробы убегают).

            Вывод: Микробы боятся мыла, чтобы от них избавиться, нужно мыть руки с мылом. (перед едой, после улицы, туалета).

           

   В: Мы с вами узнали несколько способов, как распространяются микробы. Давайте           их назовем и подтвердим карточкой с этим экспериментом.

  Д:  -Через руки;

        -Через воздух;

        -Через грязную воду.

 В: Правильно. А теперь, ответьте на самый важный вопрос: «Чего же боятся микробы?»

        -Горячей температуры;

        -Мыла.                                                 

Рефлексия:

Скажите, вам понравилось работать в лаборатории?

Скажите, что интересного вы сегодня узнали? 

Кому можно рассказать и показать наш опыт?

Вы сейчас поднимитесь в группу и зарисуете  опыт, который вам больше всего понравился.

Всем спасибо. Вы были большие молодцы! И возможно, когда вы вырастите, кто -нибудь из вас захочет связать свою профессию с микробами.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1c19003d83db51ca79908ea41b147a95f2b71716-12629054-images-thumbs&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Подарок для близких и друзей»

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую моторику....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей "Художественное творчество", "Познание") Тема: "Блокнот для моих близких"

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую мотори...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Тема: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». «Пресвятая Богородица – покровительница и защитница».

Разработала и провела открытое занятие «Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица покровительница и защитница»,  в рамках проведения краевого конкурса на лучшую тематическую разрабо...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русский самовар» (образовательная область: познавательное развитие»)

Этот конспект составлен с целью приобщения детей к русской народной культуре и чтобы ознакомить детей с традицией чаепития на Руси....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно-эстетическая. Интеграция областей: познавательная, речевая

Конспект образовательной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно...