Проект в дошкольном учреждении "Читающая семья-читающая страна!"
материал (старшая группа)

Мансурова Асият Магомедалиевна

Актуальность проекта

В современном мире, характеризующемся стремительным развитием технологий и постоянным потоком информации, наблюдается снижение интереса к чтению среди подрастающего поколения и взрослых.

Проект "Моя читающая семья" призван решить эту проблему и имеет высокую актуальность по следующим причинам:

  • Развитие когнитивных навыков: чтение стимулирует работу мозга, улучшает память, концентрацию и критическое мышление.
  • Расширение кругозора и эрудиции: чтение расширяет словарный запас, предоставляет знания о различных культурах, истории и науке, что способствует общему интеллектуальному развитию.
  • Улучшение коммуникативных навыков: чтение развивает навыки общения, поскольку оно позволяет нам общаться с другими через слова. Дети, которые много читают, обычно лучше выражают свои мысли и идеи.
  • Прививание любви к чтению: проект стремится привить любовь к чтению с раннего возраста, создавая позитивный опыт чтения в семейной среде.
  • Укрепление семейных связей: чтение вместе может стать совместным занятием, которое укрепляет семейные связи и создает общие воспоминания.
  • Профилактика негативного влияния современных технологий: чтение может служить противовесом чрезмерному использованию цифровых устройств и их негативному влиянию на развитие детей и подростков.
  • Создание культуры чтения: проект способствует созданию культуры чтения в семьях, где чтение рассматривается как ценная и увлекательная деятельность.

Цель:   Прививать любовь к чтению в семьях

Задачи:                                               

  • Организовать регулярные семейные чтения
  • Расширять кругозор и словарный запас детей и родителей
  • Создать библиотеку семейного чтения
  • Укреплять семейные связи через совместную деятельность
  •  Проводить литературные викторины и конкурсы
  • Привлекать детей и родителей к обсуждению прочитанных книг

Направления проектной деятельности:

1. Работа по развитию речи

  • Активизация и расширение словаря по теме.
  • Проведение совместных мероприятий: чтение стихов наизусть, рассказы детей о любимых героях книг, заучивание пословиц о книгах и значении чтения

2. Работа с семьей

  • Экскурсии родителей с детьми в книжный магазин, библиотеки
  • Подготовка рассказа «Моя любимая книга», «Мой любимый главный герой»
  • Помощь родителям в создании домашней библиотеки.
  • Мастер-класс «Обложка для любимой книги»

3. Творческая деятельность детей:

  • Выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям.
  • Создание книжек-малышек.
  • Ручной труд по ремонту книг

4. Реализация проекта через:

  • Образовательную деятельность.
  • Совместную деятельность педагогов и детей.
  • Совместную деятельность детского сада, родителей и библиотеки.
  • Работу педагогов с родителями.
  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Совместную свободную деятельность детей и родителей.

Реализация проекта:

1. Организация семейных чтений

  • Выделять определенное время для совместного чтения в семье.
  •  Создать уютную атмосферу, способствующую чтению.
  • Чередовать чтение вслух и про себя.
  • Обсуждать прочитанное, делиться впечатлениями.

2. Создание библиотеки семейного чтения

  • Собрать коллекцию книг, интересных для всех членов семьи.
  • Включить книги разных жанров и для разных возрастов.
  • Создать специальный уголок или полку для семейной библиотеки.

3. Литературные викторины и конкурсы

  • Проводить викторины по прочитанным книгам.
  • Организовывать конкурсы на лучшее исполнение стихотворений, рассказов или сцен из книг.

4. Привлечение детей и родителей к обсуждению книг

  • Задавать вопросы о прочитанном, чтобы проверить понимание.
  • Поощрять детей выражать свои мысли и чувства о книге.
  • Использовать книги как повод для обсуждения семейных ценностей и отношений.

5. Сотрудничество с библиотеками

  • Посещать библиотеки и книжные магазины для знакомства с новыми книгами.
  • Участвовать в мероприятиях, организованных библиотеками и книжными магазинами.
  • Получать рекомендации по выбору книг для семейного чтения.

Ожидаемые результаты:

  • Увеличение количества читающих семей
  •  Повышение уровня читательской грамотности
  • Расширение кругозора и словарного запаса
  • Укрепление семейных связей
  • Создание положительной атмосферы в семье, способствующей развитию творческих способностей
  • Оснащение развивающей среды
  • Пополнение картотеки по развитию речи пословицами
  • Создание альбома зарисовок иллюстраций к прочитанным произведениям


               Реализация проекта " Читающая семья- Читающая страна!" поможет повысить уровень грамотности, улучшить когнитивные навыки и общее развитие детей, а также укрепить семейные связи и создать позитивную культуру чтения в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitayushchaya_semya-chitayushchaya_strana.docx41.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 Невского района г. Санкт-Петербурга

Информационная карта проекта

 «Читающая семья-

Читающая страна!»

                                                                                                                    Подготовили воспитатели:

                                                                                                                     Анушян Р.В., Мансурова А.М.

Санкт-Петербург

2024-2025гг

Тема проекта

«Читающая семья - Читающая страна!»

Участники проекта

Воспитатели: Анушян РВ, Мансурова АМ.

Дети старшей группы, родители (законные представители).

Вид проекта

Социально-значимый

Срок реализации

Долгосрочный (с октября 2024г. по май 2025г.)

Место реализации проекта

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №100 Невского района г. Санкт-Петербурга

Проблема

Снижение интереса к чтению, утраченной традиции семейного чтения, проблема в развитии связной речи.

                                                                            Паспорт проекта

Этапы реализации проекта

Этапы проекта

Содержание этапов проекта

Сроки

Ответственные

Первый этап

(организационный) поисково-теоретический

Определение темы проекта.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.

Формулировка цели и задачи проекта.

Создание банка идей и предложений.

Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать.

Планирование деятельности педагогов.

Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса.

Октябрь

2024 года

Воспитатели:

Анушян Р.В.

Мансурова А.М.

 

Второй этап

(практический)

реализация проекта

Организация мини-библиотеки в группе «Моя библиотека»

Знакомство с различными видами книг: энциклопедии, журналы, сказки и стихи.

Беседы «Зачем нужна библиотека?»

 «Жанры литературы».

Ситуативный разговор «Что делать, если ты порвал книгу».

Чтение в группе:

С. Михалков «Дом книги», А. Усачёв «О чтении»

Настольно – печатные игры: «Профессии», «Хорошо - плохо», «Собери картинку»

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Аптечка для книг», «Книжный магазин» и др.

Проведение акции «Подари книгу детскому саду»

Подготовка карты и фишек для отметки прочитанных произведений, изготовление индивидуальных треккеров на шкафчики детей

Октябрь 2024 года

 

 

 

 

 

Октябр-2024 года

Воспитатели:

Анушян Р.В.

Мансурова А.М.

 

 

 

 

 

 

Произведения для чтения дома с родителями на ноябрь:

1. «Петушок и бобовое зернышко» Р.Н.сказка.

2. «Дядя Степа - милиционер» С.В. Михалков

3. «Путаница» К.И.Чуковский

4. «Воинственный Жако» С.А.Воронин (пер)

Чтение в группе:

Знакомство с творчеством В. Бианки, Е.Чарушина, К.Д.Ушинского.

- В. Бианки «Кто как зимует», «Синичкин календарь», «Готовимся к зиме», «Лесной колобок – колючий бок»;

- Е. Чарушин «Большие и маленькие», «Лисята», «Волчишко»;

- К. Д. Ушинский «Четыре желания», «Ветер и Солнце».

Речевые игры: «Назови ласково», «Какой, какая, какие?».

Вечер загадок «Угадай, кто это?».

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».

Игра – драматизация по сказке В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок»

Рисование по рассказу К.Д.Ушинского «Четыре желания».

Ручной труд «Больница для книг».

Настольно – печатные игры: «В мире животных», «Живая природа».

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».

Консультация для родителей «Роль книги в жизни ребёнка».

 Плакат «Читаем дома»

Ноябрь

2024 года

Родители, Воспитатели:

Анушян Р.В.

Мансурова А.М.

 

Произведения для чтения дома с родителями на декабрь:

1. «Лисичка-сестричка и волк» РН сказка.

2. «Снегурочка» РН сказка.

3. «Как найти дорожку?» В.Д.Берестов

4. «Багаж» С.Я.Маршак.\

Чтение в группе: «Морозко»,  «Зимовье зверей», РНС «Рукавичка».

Драматизация сказки «Зимовье зверей».

Настольно – печатные игры: «Сказка за сказкой», «Жили – были сказки», «Угадай сказку».

 Разучивание пальчиковой игры «Рукавичка»

Дидактические игры: «Угадай, из какой я сказки»

Изготовление книжек-малышек по русским народным сказкам для детей подготовительной группы.

Показ театра по сказке «Теремок» для детей ясельных и младших групп.

Консультация «Зачем читать детям книги?».

Декабрь 2024 года

Родители, Воспитатели:

Анушян Р.В.

Мансурова А.М.

 

Произведения для чтения дома с родителями на январь:

1. «Лиса-лапотница» РН сказка.

2. «Он живой и светится». Драгунский В.Ю.

3. «Что такое хорошо и что такое плохо? Маяковский В.В.

4. «Мышонок и карандаш» Сутеев В.Г.

5. «Мулле Мек и Буффа» Перевод Л.Затолокиной

Беседа «Чтобы дети больше знали, есть детские газеты и журналы»

Беседа «Народные зимние праздники».

Чтение РНС в группе:  «Два Мороза»,», «По – щучьему велению».

Придумывание с детьми концовки к сказке «Лисичка – сестричка и серый волк».

Отгадывание и придумывание загадок по теме «Зима».

Народные игры «Кострома», «Идёт дед».

Разучивание колядок.

Раскраски по РНС.

Настольный, пальчиковый театр.

Пазлы по русским народным сказкам.

Январь 2025 года

Родители, Воспитатели:

Анушян Р.В.

Мансурова А.М.

 

Произведения для чтения дома с родителями на февраль:

1. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках». Сеф Роман Семенович.

2. «Мафин и его друзья» Хогарт Энн, 1-2 главы по выбору в перев.с англ. О.Образцовой и Н.Шанько.

3. «Воробьишко. М.Горький.

4. «Мама, глянь-ка из окошка…» Афанасий Фет.

Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри» и беседа по теме «Русские богатыри».

Чтение в группе РНС «Каша из топора», «Крылатый, мохнатый да масляный».

Пословицы и поговорки о защите Родины.

Народные игры «Воевода», «Красное знамя».

Литературная викторина «Знатоки сказок».

Аппликация «Закладки – друзья книги».

Консультации для родителей «Что и как читать детям».

Памятка «Читаем детям».

Ручной труд «Больница для книг».

Февраль

2025

года

Родители, Воспитатели:

Анушян Р.В.

Мансурова А.М.

 

Знакомство с творчеством братьев Гримм».

Чтение произведений в группе: «Заяц и еж», «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Госпожа Метелица».

Слушание и разучивание песни из мультфильма «Бременские музыканты» - «Ничего на свете лучше нету».

Придумывание загадок к сказке «Бременские музыканты».

Игра – путешествие по сказкам братьев Гримм.

Март

2025

года

 

Родители, Воспитатели:

Анушян Р.В.

Мансурова А.М.

 

Ситуативный разговор «Отмечаем Международный день детской книги»

Дидактическая игра «Назови сказку по предмету».

Речевая игра «Узнай героя».

Консультация для родителей «Читаем сказки всей семьёй».

Апрель

2025 года

 

 

 

Родители, Воспитатели:

Анушян Р.В.

Мансурова А.М.

 Третий этап подведение итогов проектной деятельности и презентации проекта

1.Мастер-класс с родителями «Обложка для книг»

2.Оформление плаката «Папа, мама, я – читающая семья.

3.Презентация альбома из нарисованных картинок к прочитанным произведениям

4. Выставка рисунков.

7.Викторина для родителей «Мы – читающая семья»

8. Подведение итогов проекта и объявление результатов.

 

Май

2025

года

Родители, Воспитатели:

Анушян Р.В.

Мансурова А.М.

Продукты проекта:

1.Выставка альбомов «Сказочная страна глазами детей»

2. Конкурс творческих работ «Книга своими руками» (изготовление книжек-малышек по русским народным сказкам для детей подготовительной группы)

3. Акция «Подари книгу детскому саду»

4. Выставка «Папа, мама, я – читающая семья.

5. Викторина «Мы – читающая семья» (с участием родителей).

6.Презентация книжного уголка дома.

7. Альбом «Мои любимые сказки»

8. Картотека пословиц и поговорок о книгах и чтении книг.

9. Книжный уголок с портретами детских писателей

10. Мини-библиотека  в группе.

Актуальность проекта

В современном мире, характеризующемся стремительным развитием технологий и постоянным потоком информации, наблюдается снижение интереса к чтению среди подрастающего поколения и взрослых.

Проект "Моя читающая семья" призван решить эту проблему и имеет высокую актуальность по следующим причинам:

  • Развитие когнитивных навыков: чтение стимулирует работу мозга, улучшает память, концентрацию и критическое мышление.
  • Расширение кругозора и эрудиции: чтение расширяет словарный запас, предоставляет знания о различных культурах, истории и науке, что способствует общему интеллектуальному развитию.
  • Улучшение коммуникативных навыков: чтение развивает навыки общения, поскольку оно позволяет нам общаться с другими через слова. Дети, которые много читают, обычно лучше выражают свои мысли и идеи.
  • Прививание любви к чтению: проект стремится привить любовь к чтению с раннего возраста, создавая позитивный опыт чтения в семейной среде.
  • Укрепление семейных связей: чтение вместе может стать совместным занятием, которое укрепляет семейные связи и создает общие воспоминания.
  • Профилактика негативного влияния современных технологий: чтение может служить противовесом чрезмерному использованию цифровых устройств и их негативному влиянию на развитие детей и подростков.
  • Создание культуры чтения: проект способствует созданию культуры чтения в семьях, где чтение рассматривается как ценная и увлекательная деятельность.

Цель:   Прививать любовь к чтению в семьях

Задачи:

  • Организовать регулярные семейные чтения
  • Расширять кругозор и словарный запас детей и родителей
  • Создать библиотеку семейного чтения
  • Укреплять семейные связи через совместную деятельность
  •  Проводить литературные викторины и конкурсы
  • Привлекать детей и родителей к обсуждению прочитанных книг

Направления проектной деятельности:

1. Работа по развитию речи

  • Активизация и расширение словаря по теме.
  • Проведение совместных мероприятий: чтение стихов наизусть, рассказы детей о любимых героях книг, заучивание пословиц о книгах и значении чтения

2. Работа с семьей

  • Экскурсии родителей с детьми в книжный магазин, библиотеки
  • Подготовка рассказа «Моя любимая книга», «Мой любимый главный герой»
  • Помощь родителям в создании домашней библиотеки.
  • Мастер-класс «Обложка для любимой книги»

3. Творческая деятельность детей:

  • Выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям.
  • Создание книжек-малышек.
  • Ручной труд по ремонту книг

4. Реализация проекта через:

  • Образовательную деятельность.
  • Совместную деятельность педагогов и детей.
  • Совместную деятельность детского сада, родителей и библиотеки.
  • Работу педагогов с родителями.
  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Совместную свободную деятельность детей и родителей.

Реализация проекта:

1. Организация семейных чтений

  • Выделять определенное время для совместного чтения в семье.
  •  Создать уютную атмосферу, способствующую чтению.
  • Чередовать чтение вслух и про себя.
  • Обсуждать прочитанное, делиться впечатлениями.

2. Создание библиотеки семейного чтения

  • Собрать коллекцию книг, интересных для всех членов семьи.
  • Включить книги разных жанров и для разных возрастов.
  • Создать специальный уголок или полку для семейной библиотеки.

3. Литературные викторины и конкурсы

  • Проводить викторины по прочитанным книгам.
  • Организовывать конкурсы на лучшее исполнение стихотворений, рассказов или сцен из книг.

4. Привлечение детей и родителей к обсуждению книг

  • Задавать вопросы о прочитанном, чтобы проверить понимание.
  • Поощрять детей выражать свои мысли и чувства о книге.
  • Использовать книги как повод для обсуждения семейных ценностей и отношений.

5. Сотрудничество с библиотеками

  • Посещать библиотеки и книжные магазины для знакомства с новыми книгами.
  • Участвовать в мероприятиях, организованных библиотеками и книжными магазинами.
  • Получать рекомендации по выбору книг для семейного чтения.

Ожидаемые результаты:

  • Увеличение количества читающих семей
  •  Повышение уровня читательской грамотности
  • Расширение кругозора и словарного запаса
  • Укрепление семейных связей
  • Создание положительной атмосферы в семье, способствующей развитию творческих способностей
  • Оснащение развивающей среды
  • Пополнение картотеки по развитию речи пословицами
  • Создание альбома зарисовок иллюстраций к прочитанным произведениям


        Реализация проекта " Читающая семья- Читающая страна!" поможет повысить уровень грамотности, улучшить когнитивные навыки и общее развитие детей, а также укрепить семейные связи и создать позитивную культуру чтения в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском родительском собрании «Читающая семья- читающая нация»

Выступление на  городском  родительском  собрании «Читающая семья- читающая нация»....

Проект "Читающая семья - читающие дети"

В проекте представлен опыт работы по приобщению детей и родителей к чтению...

Паспорт проекта на тему «Читающая семья – читающий ребёнок»

Паспорт проекта на тему«Читающая семья – читающий ребёнок»Ф.И.О.Мурко Елена Викторовна, воспитательавтора, название учебного заведениямуниципальное бюджетное дошкольное образовательн...

"Читающая семья - читающая Россия"

Проект совместно с родителями...

Проект "Читающая семья - читающая Россия"

Детско-родительский проект "Читающая семья - читающая Россия"...

Проект "Читающая семья- читающие дети"

Проект «Читающая семья — читающие дети» актуален по нескольким причинам:Снижение интереса к чтению среди детей и молодёжи. Дети всё больше времени проводят, играя и просматривая муль...

Фестиваль Семья читающая"

Сценарий площадки фестиваля "Солнечный круг" "Семья читающая"...