Проект в дошкольном учреждении "Читающая семья-читающая страна!"
материал (старшая группа)
Актуальность проекта
В современном мире, характеризующемся стремительным развитием технологий и постоянным потоком информации, наблюдается снижение интереса к чтению среди подрастающего поколения и взрослых.
Проект "Моя читающая семья" призван решить эту проблему и имеет высокую актуальность по следующим причинам:
- Развитие когнитивных навыков: чтение стимулирует работу мозга, улучшает память, концентрацию и критическое мышление.
- Расширение кругозора и эрудиции: чтение расширяет словарный запас, предоставляет знания о различных культурах, истории и науке, что способствует общему интеллектуальному развитию.
- Улучшение коммуникативных навыков: чтение развивает навыки общения, поскольку оно позволяет нам общаться с другими через слова. Дети, которые много читают, обычно лучше выражают свои мысли и идеи.
- Прививание любви к чтению: проект стремится привить любовь к чтению с раннего возраста, создавая позитивный опыт чтения в семейной среде.
- Укрепление семейных связей: чтение вместе может стать совместным занятием, которое укрепляет семейные связи и создает общие воспоминания.
- Профилактика негативного влияния современных технологий: чтение может служить противовесом чрезмерному использованию цифровых устройств и их негативному влиянию на развитие детей и подростков.
- Создание культуры чтения: проект способствует созданию культуры чтения в семьях, где чтение рассматривается как ценная и увлекательная деятельность.
Цель: Прививать любовь к чтению в семьях
Задачи:
- Организовать регулярные семейные чтения
- Расширять кругозор и словарный запас детей и родителей
- Создать библиотеку семейного чтения
- Укреплять семейные связи через совместную деятельность
- Проводить литературные викторины и конкурсы
- Привлекать детей и родителей к обсуждению прочитанных книг
Направления проектной деятельности:
1. Работа по развитию речи
- Активизация и расширение словаря по теме.
- Проведение совместных мероприятий: чтение стихов наизусть, рассказы детей о любимых героях книг, заучивание пословиц о книгах и значении чтения
2. Работа с семьей
- Экскурсии родителей с детьми в книжный магазин, библиотеки
- Подготовка рассказа «Моя любимая книга», «Мой любимый главный герой»
- Помощь родителям в создании домашней библиотеки.
- Мастер-класс «Обложка для любимой книги»
3. Творческая деятельность детей:
- Выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям.
- Создание книжек-малышек.
- Ручной труд по ремонту книг
4. Реализация проекта через:
- Образовательную деятельность.
- Совместную деятельность педагогов и детей.
- Совместную деятельность детского сада, родителей и библиотеки.
- Работу педагогов с родителями.
- Создание предметно-развивающей среды.
- Совместную свободную деятельность детей и родителей.
Реализация проекта:
1. Организация семейных чтений
- Выделять определенное время для совместного чтения в семье.
- Создать уютную атмосферу, способствующую чтению.
- Чередовать чтение вслух и про себя.
- Обсуждать прочитанное, делиться впечатлениями.
2. Создание библиотеки семейного чтения
- Собрать коллекцию книг, интересных для всех членов семьи.
- Включить книги разных жанров и для разных возрастов.
- Создать специальный уголок или полку для семейной библиотеки.
3. Литературные викторины и конкурсы
- Проводить викторины по прочитанным книгам.
- Организовывать конкурсы на лучшее исполнение стихотворений, рассказов или сцен из книг.
4. Привлечение детей и родителей к обсуждению книг
- Задавать вопросы о прочитанном, чтобы проверить понимание.
- Поощрять детей выражать свои мысли и чувства о книге.
- Использовать книги как повод для обсуждения семейных ценностей и отношений.
5. Сотрудничество с библиотеками
- Посещать библиотеки и книжные магазины для знакомства с новыми книгами.
- Участвовать в мероприятиях, организованных библиотеками и книжными магазинами.
- Получать рекомендации по выбору книг для семейного чтения.
Ожидаемые результаты:
- Увеличение количества читающих семей
- Повышение уровня читательской грамотности
- Расширение кругозора и словарного запаса
- Укрепление семейных связей
- Создание положительной атмосферы в семье, способствующей развитию творческих способностей
- Оснащение развивающей среды
- Пополнение картотеки по развитию речи пословицами
- Создание альбома зарисовок иллюстраций к прочитанным произведениям
Реализация проекта " Читающая семья- Читающая страна!" поможет повысить уровень грамотности, улучшить когнитивные навыки и общее развитие детей, а также укрепить семейные связи и создать позитивную культуру чтения в обществе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 Невского района г. Санкт-Петербурга
Информационная карта проекта
«Читающая семья-
Читающая страна!»
Подготовили воспитатели:
Анушян Р.В., Мансурова А.М.
Санкт-Петербург
2024-2025гг
Тема проекта | «Читающая семья - Читающая страна!» |
Участники проекта | Воспитатели: Анушян РВ, Мансурова АМ. Дети старшей группы, родители (законные представители). |
Вид проекта | Социально-значимый |
Срок реализации | Долгосрочный (с октября 2024г. по май 2025г.) |
Место реализации проекта | Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №100 Невского района г. Санкт-Петербурга |
Проблема | Снижение интереса к чтению, утраченной традиции семейного чтения, проблема в развитии связной речи. |
Паспорт проекта
Этапы реализации проекта
Этапы проекта | Содержание этапов проекта | Сроки | Ответственные |
Первый этап (организационный) поисково-теоретический | Определение темы проекта. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Формулировка цели и задачи проекта. Создание банка идей и предложений. Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать. Планирование деятельности педагогов. Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса. | Октябрь 2024 года | Воспитатели: Анушян Р.В. Мансурова А.М.
|
Второй этап (практический) реализация проекта | Организация мини-библиотеки в группе «Моя библиотека» Знакомство с различными видами книг: энциклопедии, журналы, сказки и стихи. Беседы «Зачем нужна библиотека?» «Жанры литературы». Ситуативный разговор «Что делать, если ты порвал книгу». Чтение в группе: С. Михалков «Дом книги», А. Усачёв «О чтении» Настольно – печатные игры: «Профессии», «Хорошо - плохо», «Собери картинку» Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Аптечка для книг», «Книжный магазин» и др. Проведение акции «Подари книгу детскому саду» Подготовка карты и фишек для отметки прочитанных произведений, изготовление индивидуальных треккеров на шкафчики детей | Октябрь 2024 года
Октябр-2024 года | Воспитатели: Анушян Р.В. Мансурова А.М.
|
| Произведения для чтения дома с родителями на ноябрь: 1. «Петушок и бобовое зернышко» Р.Н.сказка. 2. «Дядя Степа - милиционер» С.В. Михалков 3. «Путаница» К.И.Чуковский 4. «Воинственный Жако» С.А.Воронин (пер) Чтение в группе: Знакомство с творчеством В. Бианки, Е.Чарушина, К.Д.Ушинского. - В. Бианки «Кто как зимует», «Синичкин календарь», «Готовимся к зиме», «Лесной колобок – колючий бок»; - Е. Чарушин «Большие и маленькие», «Лисята», «Волчишко»; - К. Д. Ушинский «Четыре желания», «Ветер и Солнце». Речевые игры: «Назови ласково», «Какой, какая, какие?». Вечер загадок «Угадай, кто это?». Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». Игра – драматизация по сказке В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок» Рисование по рассказу К.Д.Ушинского «Четыре желания». Ручной труд «Больница для книг». Настольно – печатные игры: «В мире животных», «Живая природа». Сюжетно – ролевая игра «Библиотека». Консультация для родителей «Роль книги в жизни ребёнка». Плакат «Читаем дома» | Ноябрь 2024 года | Родители, Воспитатели: Анушян Р.В. Мансурова А.М. |
| Произведения для чтения дома с родителями на декабрь: 1. «Лисичка-сестричка и волк» РН сказка. 2. «Снегурочка» РН сказка. 3. «Как найти дорожку?» В.Д.Берестов 4. «Багаж» С.Я.Маршак.\ Чтение в группе: «Морозко», «Зимовье зверей», РНС «Рукавичка». Драматизация сказки «Зимовье зверей». Настольно – печатные игры: «Сказка за сказкой», «Жили – были сказки», «Угадай сказку». Разучивание пальчиковой игры «Рукавичка» Дидактические игры: «Угадай, из какой я сказки» Изготовление книжек-малышек по русским народным сказкам для детей подготовительной группы. Показ театра по сказке «Теремок» для детей ясельных и младших групп. Консультация «Зачем читать детям книги?». | Декабрь 2024 года | Родители, Воспитатели: Анушян Р.В. Мансурова А.М. |
| Произведения для чтения дома с родителями на январь: 1. «Лиса-лапотница» РН сказка. 2. «Он живой и светится». Драгунский В.Ю. 3. «Что такое хорошо и что такое плохо? Маяковский В.В. 4. «Мышонок и карандаш» Сутеев В.Г. 5. «Мулле Мек и Буффа» Перевод Л.Затолокиной Беседа «Чтобы дети больше знали, есть детские газеты и журналы» Беседа «Народные зимние праздники». Чтение РНС в группе: «Два Мороза»,», «По – щучьему велению». Придумывание с детьми концовки к сказке «Лисичка – сестричка и серый волк». Отгадывание и придумывание загадок по теме «Зима». Народные игры «Кострома», «Идёт дед». Разучивание колядок. Раскраски по РНС. Настольный, пальчиковый театр. Пазлы по русским народным сказкам. | Январь 2025 года | Родители, Воспитатели: Анушян Р.В. Мансурова А.М. |
| Произведения для чтения дома с родителями на февраль: 1. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках». Сеф Роман Семенович. 2. «Мафин и его друзья» Хогарт Энн, 1-2 главы по выбору в перев.с англ. О.Образцовой и Н.Шанько. 3. «Воробьишко. М.Горький. 4. «Мама, глянь-ка из окошка…» Афанасий Фет. Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри» и беседа по теме «Русские богатыри». Чтение в группе РНС «Каша из топора», «Крылатый, мохнатый да масляный». Пословицы и поговорки о защите Родины. Народные игры «Воевода», «Красное знамя». Литературная викторина «Знатоки сказок». Аппликация «Закладки – друзья книги». Консультации для родителей «Что и как читать детям». Памятка «Читаем детям». Ручной труд «Больница для книг». | Февраль 2025 года | Родители, Воспитатели: Анушян Р.В. Мансурова А.М. |
| Знакомство с творчеством братьев Гримм». Чтение произведений в группе: «Заяц и еж», «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Госпожа Метелица». Слушание и разучивание песни из мультфильма «Бременские музыканты» - «Ничего на свете лучше нету». Придумывание загадок к сказке «Бременские музыканты». Игра – путешествие по сказкам братьев Гримм. | Март 2025 года
| Родители, Воспитатели: Анушян Р.В. Мансурова А.М. |
| Ситуативный разговор «Отмечаем Международный день детской книги» Дидактическая игра «Назови сказку по предмету». Речевая игра «Узнай героя». Консультация для родителей «Читаем сказки всей семьёй». | Апрель 2025 года
| Родители, Воспитатели: Анушян Р.В. Мансурова А.М. |
Третий этап подведение итогов проектной деятельности и презентации проекта | 1.Мастер-класс с родителями «Обложка для книг» 2.Оформление плаката «Папа, мама, я – читающая семья. 3.Презентация альбома из нарисованных картинок к прочитанным произведениям 4. Выставка рисунков. 7.Викторина для родителей «Мы – читающая семья» 8. Подведение итогов проекта и объявление результатов.
| Май 2025 года | Родители, Воспитатели: Анушян Р.В. Мансурова А.М. |
Продукты проекта: | 1.Выставка альбомов «Сказочная страна глазами детей» 2. Конкурс творческих работ «Книга своими руками» (изготовление книжек-малышек по русским народным сказкам для детей подготовительной группы) 3. Акция «Подари книгу детскому саду» 4. Выставка «Папа, мама, я – читающая семья. 5. Викторина «Мы – читающая семья» (с участием родителей). 6.Презентация книжного уголка дома. 7. Альбом «Мои любимые сказки» 8. Картотека пословиц и поговорок о книгах и чтении книг. 9. Книжный уголок с портретами детских писателей 10. Мини-библиотека в группе. | ||
Актуальность проекта
В современном мире, характеризующемся стремительным развитием технологий и постоянным потоком информации, наблюдается снижение интереса к чтению среди подрастающего поколения и взрослых.
Проект "Моя читающая семья" призван решить эту проблему и имеет высокую актуальность по следующим причинам:
- Развитие когнитивных навыков: чтение стимулирует работу мозга, улучшает память, концентрацию и критическое мышление.
- Расширение кругозора и эрудиции: чтение расширяет словарный запас, предоставляет знания о различных культурах, истории и науке, что способствует общему интеллектуальному развитию.
- Улучшение коммуникативных навыков: чтение развивает навыки общения, поскольку оно позволяет нам общаться с другими через слова. Дети, которые много читают, обычно лучше выражают свои мысли и идеи.
- Прививание любви к чтению: проект стремится привить любовь к чтению с раннего возраста, создавая позитивный опыт чтения в семейной среде.
- Укрепление семейных связей: чтение вместе может стать совместным занятием, которое укрепляет семейные связи и создает общие воспоминания.
- Профилактика негативного влияния современных технологий: чтение может служить противовесом чрезмерному использованию цифровых устройств и их негативному влиянию на развитие детей и подростков.
- Создание культуры чтения: проект способствует созданию культуры чтения в семьях, где чтение рассматривается как ценная и увлекательная деятельность.
Цель: Прививать любовь к чтению в семьях
Задачи:
- Организовать регулярные семейные чтения
- Расширять кругозор и словарный запас детей и родителей
- Создать библиотеку семейного чтения
- Укреплять семейные связи через совместную деятельность
- Проводить литературные викторины и конкурсы
- Привлекать детей и родителей к обсуждению прочитанных книг
Направления проектной деятельности:
1. Работа по развитию речи
- Активизация и расширение словаря по теме.
- Проведение совместных мероприятий: чтение стихов наизусть, рассказы детей о любимых героях книг, заучивание пословиц о книгах и значении чтения
2. Работа с семьей
- Экскурсии родителей с детьми в книжный магазин, библиотеки
- Подготовка рассказа «Моя любимая книга», «Мой любимый главный герой»
- Помощь родителям в создании домашней библиотеки.
- Мастер-класс «Обложка для любимой книги»
3. Творческая деятельность детей:
- Выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям.
- Создание книжек-малышек.
- Ручной труд по ремонту книг
4. Реализация проекта через:
- Образовательную деятельность.
- Совместную деятельность педагогов и детей.
- Совместную деятельность детского сада, родителей и библиотеки.
- Работу педагогов с родителями.
- Создание предметно-развивающей среды.
- Совместную свободную деятельность детей и родителей.
Реализация проекта:
1. Организация семейных чтений
- Выделять определенное время для совместного чтения в семье.
- Создать уютную атмосферу, способствующую чтению.
- Чередовать чтение вслух и про себя.
- Обсуждать прочитанное, делиться впечатлениями.
2. Создание библиотеки семейного чтения
- Собрать коллекцию книг, интересных для всех членов семьи.
- Включить книги разных жанров и для разных возрастов.
- Создать специальный уголок или полку для семейной библиотеки.
3. Литературные викторины и конкурсы
- Проводить викторины по прочитанным книгам.
- Организовывать конкурсы на лучшее исполнение стихотворений, рассказов или сцен из книг.
4. Привлечение детей и родителей к обсуждению книг
- Задавать вопросы о прочитанном, чтобы проверить понимание.
- Поощрять детей выражать свои мысли и чувства о книге.
- Использовать книги как повод для обсуждения семейных ценностей и отношений.
5. Сотрудничество с библиотеками
- Посещать библиотеки и книжные магазины для знакомства с новыми книгами.
- Участвовать в мероприятиях, организованных библиотеками и книжными магазинами.
- Получать рекомендации по выбору книг для семейного чтения.
Ожидаемые результаты:
- Увеличение количества читающих семей
- Повышение уровня читательской грамотности
- Расширение кругозора и словарного запаса
- Укрепление семейных связей
- Создание положительной атмосферы в семье, способствующей развитию творческих способностей
- Оснащение развивающей среды
- Пополнение картотеки по развитию речи пословицами
- Создание альбома зарисовок иллюстраций к прочитанным произведениям
Реализация проекта " Читающая семья- Читающая страна!" поможет повысить уровень грамотности, улучшить когнитивные навыки и общее развитие детей, а также укрепить семейные связи и создать позитивную культуру чтения в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском родительском собрании «Читающая семья- читающая нация»
Выступление на городском родительском собрании «Читающая семья- читающая нация»....

Проект "Читающая семья - читающие дети"
В проекте представлен опыт работы по приобщению детей и родителей к чтению...

Паспорт проекта на тему «Читающая семья – читающий ребёнок»
Паспорт проекта на тему«Читающая семья – читающий ребёнок»Ф.И.О.Мурко Елена Викторовна, воспитательавтора, название учебного заведениямуниципальное бюджетное дошкольное образовательн...

Проект "Читающая семья - читающая Россия"
Детско-родительский проект "Читающая семья - читающая Россия"...

Проект "Читающая семья- читающие дети"
Проект «Читающая семья — читающие дети» актуален по нескольким причинам:Снижение интереса к чтению среди детей и молодёжи. Дети всё больше времени проводят, играя и просматривая муль...


