Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности с задержкой психического развития по патриотическому воспитанию на тему "Культура народов Среднего Поволжья"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сарызина Оксана Юрьевна

Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие (пластилинография)

Вид занятия: интегрированное занятие.

Формы организации непосредственно образовательной деятельности: коллективная, подгрупповая, индивидуальная.

Цель: создание условий для воспитания у детей уважения к культуре народов Среднего Поволжья.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать:

- ознакомлению с новым понятием «Куйбышев», «куйбышевцы»;

-  систематизации знаний детей о культуре народов Среднего Поволжья.

Развивающие:

Способствовать:

- закреплению знаний детей о национальных костюмах народов Поволжья, атрибутах русской (татарской, чувашской) избы (печь, самовар, деревянные ложки);

- развитию слуховой памяти, зрительного внимания.

Воспитательные:

Способствовать:

- воспитанию бережного отношения и уважения к малой Родине, ее истории и культуре.

Планируемый результат:

- воспитание у детей уважения к культуре народов Среднего Поволжья.

Подготовительная работа:

- рассматривание иллюстраций на тему «Культура народов», «Поволжье»;

- беседы «Культура русских, татар, чувашей», «Национальный русский костюм» (татарский, чувашский), «Избы народов Среднего Поволжья»;

- чтение художественной литературы:

  • загадки об атрибутах народов Поволжья;
  • татарская сказка «Старик и лентяй»;
  • чувашская сказка «Тощий волк»;
  • удмуртская сказка «Нюлэсмурт и медведи»;
  • эрзянские сказки «Кадочка масла».
  • С.Ю. Куликова «Детям о традициях и праздниках русского народа»

Оборудование: аудио магнитофон.

Материалы: шаблон сердца, шаблон кукол в национальных костюмах (русские, татары, чуваши), столик с муляжом печи, самовар, деревянные ложки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара

Конспект образовательной деятельности

в подготовительной группе компенсирующей направленности

с задержкой психического развития

по патриотическому воспитанию

на тему «Культура народов Среднего Поволжья»

Воспитатель:

Сарызина Оксана Юрьевна

г. Самара

Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие (пластилинография)

Вид занятия: интегрированное занятие.

Формы организации непосредственно образовательной деятельности: коллективная, подгрупповая, индивидуальная.

Цель: создание условий для воспитания у детей уважения к культуре народов Среднего Поволжья.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать:

- ознакомлению с новым понятием «Куйбышев», «куйбышевцы»;

-  систематизации знаний детей о культуре народов Среднего Поволжья.

Развивающие:

Способствовать:

- закреплению знаний детей о национальных костюмах народов Поволжья, атрибутах русской (татарской, чувашской) избы (печь, самовар, деревянные ложки);

- развитию слуховой памяти, зрительного внимания.

Воспитательные:

Способствовать:

- воспитанию бережного отношения и уважения к малой Родине, ее истории и культуре.

Планируемый результат:

- воспитание у детей уважения к культуре народов Среднего Поволжья.

Подготовительная работа:

- рассматривание иллюстраций на тему «Культура народов», «Поволжье»;

- беседы «Культура русских, татар, чувашей», «Национальный русский костюм» (татарский, чувашский), «Избы народов Среднего Поволжья»;

- чтение художественной литературы:

  • загадки об атрибутах народов Поволжья;
  • татарская сказка «Старик и лентяй»;
  • чувашская сказка «Тощий волк»;
  • удмуртская сказка «Нюлэсмурт и медведи»;
  • эрзянские сказки «Кадочка масла».
  • С.Ю. Куликова «Детям о традициях и праздниках русского народа»

Оборудование: аудио магнитофон.

Материалы: шаблон сердца, шаблон кукол в национальных костюмах (русские, татары, чуваши), столик с муляжом печи, самовар, деревянные ложки.

Технологическая карта ОД

Этап занятия

Ход занятия

Методы обучения/

технологии /формы организации деятельности воспитанников

Планируемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность детей

время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Дети входят под русскую народную мелодию держась за руки образуя круг.

Доброе утро ребята! Предлагаю вам поприветствовать друг друга в утреннем кругу.

Здравствуй, Солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

- дети входят, образуя круг

- дети приветствуют

-слушают и выполняют движения по тексту

- присаживаются за столы

4 мин.

Утренний круг

Беседа

Сюрпризный момент

Беседа

Игровые приемы в виде игры

-привлечение эмоционального внимания

- готовность детей к предстоящей

деятельности

-привлечение

произвольного

внимания

2.

МОТИВАЦИЯ

Ребята сегодня мне на почту пришло сообщение. Давайте узнаем от кого оно. Знаете, кто это? Это путешественница Даша и ее друг обезьянка Башмачок. Она любит путешествовать по всему миру. Давайте мы прослушаем сообщение. Что же она нам прислала.

«Здравствуйте дорогие ребята. Меня зовут Даша. Я и мой друг Башмачок очень любим путешествовать по странам и городам. Я давно хотела посетить ваш город Самару и познакомиться с вами. Но, к сожалению, мы пока не можем приехать.

Мне бы очень хотелось узнать что-нибудь интересное о культуре народов Среднего Поволжья. Буду вам очень благодарна. Ваша Даша».

Ребята, я вам предлагаю сегодня заснять видео нашего занятия и отправить Даше видеозапись. Я думаю, она очень обрадуется.

Давайте с вами вспомним как называется страна, в которой мы живем (Россия), а как называется наш город (Самара - на слайде). Он очень большой. А знаете ли вы, что раньше Самара называлась Куйбышев (слайд), а жителей Куйбышева называли куйбышевцами. Какая река протекает вдоль Самары (Волга) Многие города расположены вдоль реки Волги. Как называют такие города одним словом (Поволжье).

Игра «Какая наша Самара»

Ребята, для того, чтоб сделать наше занятие увлекательным, предлагаю отправиться на экскурсию в музей «Быт народов Поволжья». Но прежде повторим правила поведения в музее (ведем себя тихо, стоим спокойно и внимательно слушаем, спокойно отвечаем на вопросы, бережно относимся к экспонатам, ведь в музеях на экспонаты только смотрят, а руками не трогают).

Утро настало, солнышко встало.

Мы собираемся, в добрый путь отправляемся.

Физминутка

Под песню идем в музей выполняя движения.

- вовлекаются в деятельность

- смотрят и слушают видеописьмо

- слушают воспитателя

- дети слушают воспитателя и отвечают на вопросы

- дети по кругу передают шаблон сердца и перечисляют прилагательные

-вспоминают правила поведения в музее

- встают и строятся на экскурсию в музей

-  выполняют движения физминутки

5 мин.

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Вот мы и пришли в музей.

В Поволжье живет много народов, а вы знаете какие это народы? (Русские, татары, чуваши)

А это старинная одежда разных народов Поволжья. Раньше люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же они носили?

Ответы детей (рубашка, сарафан, кокошник, тюбетейка и т.д.). Это старинная одежда. Посмотрите, какая она красивая. Обратите внимание, одежда украшена разными орнаментами и узорами.

Дидактическая игра «Одень куклу по образцу»

(дети по очереди прикрепляют части национальных костюмов на шаблон куклы по образцу)

А сейчас пройдем к чувашской избе (Изба в музее).

Характерной чертой чувашской избы (пурт) является наличие отделки луковкой вдоль конька крыши и большие ворота (ман алак).

Ребята, хотите узнать, что же в избе было самым главным? Тогда отгадайте загадку:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь)

Печь — это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом. В печи готовили кашу, пекли хлеб, пироги.

Пальчиковая игра «Пирожки»

Я пеку, пеку, пеку            

(выполнять движения руками, как будто формуют пирожки)

Деткам всем по пирожку.  

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка, 

(выполняют поступательные движения, ладошками вперед)

Вкусные два пряничка.  

Я ребяток позову –        

(выполняют манящие движения ладошками)

Пирожками угощу.

А сейчас посмотрим на татарскую избу.

Традиционным жилищем татар была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. В отличии от русской, татарская изба не имела сеней. Внутри жилого дома стены, простенки и углы богато декорированы вышитыми тканевыми полотенцами, яркими салфетками и скатертями, покрывалами и оконными занавесками. 

Послушайте ещё одну загадку:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар)

За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с чак-чаком, с пирогами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Танцевальная физ. минутка «Пых, пых самовар»

Предлагаю посмотреть на русскую избу.

В состав крестьянского двора входили: изба, крытая дранкой или соломой; клеть для хранения имущества; хлев для скота и сарай. Зимой мелкую скотину (телят, поросят, ягнят) держали в доме. В дома часто держали и домашнюю птицу.

Посмотрите какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.) А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё). Русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент. 

Игра на ложках «Танец с ложками» (стучат ложками под музыку)

Ребята, запомните, печь, самовар, деревянные ложки относятся к неофициальным символам Поволжья.

- подошли к музею

- слушают воспитателя

-отвечают на поставленные вопросы

- играют в игру

- подходят к чувашской избе, слушают воспитателя

- отгадывают загадку

- слушают воспитателя

- выполняют движения пальчиковой игры

- подходят к татарской избе, слушают воспитателя

- слушают воспитателя

- отгадывают загадку

- слушают воспитателя

-выполняют танцевальную физминутку

- подходят к русской избе, слушают воспитателя

- отвечают на вопросы

- играют на ложках

-слушают воспитателя

 

14 мин

Закрепление знаний детей посредствам загадок

Игровые

приемы в виде игры

Моделирование

наблюдения

-актуализация имеющихся знаний по данной теме

4.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Предлагаю вам сделать коллективную работу по пластилинографии и украсить матрешек национальными узорами и орнаментами. Когда работа будет готова разместим матрешек вокруг берёзки и отправим Даше вместе с видео.

- украшают матрешек техникой пластилинография

4 мин

Коллективная, индивидуальная форма работы. Практическая работа-украшают матрешек шариками из пластилина.

- заинтересованность детей.

-выполнение задания.

5.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

На этом наша экскурсия завершается. Вот мы сколько нового рассказали и показали Даше и ее другу Башмачку. Давайте повторим. Как называется наш город? (Самара) Какая река течет вдоль Самары? (Волга) Как называются все города, расположенные вдоль реки Волга? (Поволжье). Какие народы живут в Поволжье? (русские, татары, чуваши). Какие отличительные символы народов Поволжья мы знаем? (Печь, самовар, деревянные ложки). Что еще нового увидели и узнали? (Народы Поволжья с древних времен живут дружно бок об бок. Узнали, как выглядела старинная одежда народов Среднего Поволжья. Рассмотрели избы народов Поволжья).

-слушают воспитателя

-отвечают на поставленные вопросы

- слушают воспитателя

-отвечают на поставленные вопросы

3 мин.

Беседа,

обсуждения

- сформированность

элементарных

навыков самоконтроля

- закрепление знаний детей по тематике

6.

РЕФЛЕКСИЯ

Я думаю, Даше очень понравилось наше занятие, ведь Самара - удивительный город с богатой историей и удивительной культурой.

Если вам понравилось занятие, покажите солнечные лучики, а если нет, то изобразите сердитую тучку.

Побывали мы в музее, пора возвращаться.

Собираемся, в добрый путь отправляемся.

На этом наше занятие закончилось. Всего доброго до свидания.

- выполнение действий по обобщающему эмоциональному настрою в конце занятия

- осознание себя как участника познавательного процесса.

(умение оценить посещение экскурсии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательно-образовательная работа в группе детей с задержкой психического развития

Рабочая программа воспитательно-образовательной работы в группе детей с ЗПР....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности с применением ИКТ в подготовительной группе детей с задержкой психического развития "Что мы знаем о животных?"

Создание совместно с детьми  стенгазеты «Дикие и домашние животные» в подарок  детям старшей группы.Закрепление знаний детей о домашних и диких животных....

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы компенсирующей направленности «Поиграем в театр»

Конспект образовательной деятельстиподготовительной группы компенсирующей напрвленности«Поиграем в театр»...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности(задержка психического развития)

Конспект позволяющий познакомить детей с понятием "Настроение".Учить на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей.Учить дифференцировать посту...

План- конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками с задержкой психического развития "Осенние узоры"

Совместная  деятельность обогащает представления детей об изменениях в природе осенью, приобщает к художественному слову, знакомит с народным творчеством "Хохломская роспись", учит рабо...

План- конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками с задержкой психического развития "Знакомство с русским национальным костюмом"

Интегрированное занятие на котором дети с ЗПР  получают представление об эволюции русского национального костюма в рамках лексической темы "Одежда" и закрепляют представление о составе ...

Конспекты образовательной деятельности с детьми с ЗПР (задержкой психического развития)

Беседа с детьми "Белая ромашка - символ победы над туберкулёзом" (совместно с воспитателями группы)Конспект интегрированного занятия "Опасные ситуации контакты с незнакомыми людьми на у...