Опыт работы "Развитие детей раннего возраста в процессе реализации проектной деятельности"
методическая разработка

Проектная деятельность  может быть благодатной почвой для успешной адаптации  и фундаментом всестороннего развития детей раннего возраста. Идея, лежащая в основе данной технологии, заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нижнекамский муниципальный район

Республики Татарстан,

детский сад общеразвивающего вида № 35,

воспитатель высшей категории,

Чукманцева Юлия Михайловна.

Опыт работы «Развитие детей раннего возраста в процессе реализации проектной деятельности»

Введение:

Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Как известно, был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором учитываются возможности освоения ребёнком образовательной программы на разных этапах её реализации, а также индивидуальные потребности ребёнка. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации.

Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, двигательная активность, речь, воображение, творческая направленность и другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий. 

Проектная деятельность будет способствовать:

- успешной адаптации

-активизации познавательной деятельности детей

-формированию специфических умений и навыков коммуникативного характера

-развитию творческой активности в процессе игровой и познавательной деятельности.

Поэтому, именно проектная деятельность  может быть благодатной почвой для успешной адаптации  и фундаментом всестороннего развития детей раннего возраста. Идея, лежащая в основе данной технологии, заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.

Дети раннего возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому  выбор темы  проекта осуществляем сами, основываясь на интересах детей. Темами проекта могут стать,  как и определённый  раздел образовательной программы, программы дополнительного образования, так и события в жизни детского сада, города, страны и т.д.

Используем подражательно-исполнительский уровень проектов, где активная роль в проекте принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым.

В нашей группе, с детьми раннего возраста, уже второй год,  ведётся работа в данном направлении. Были реализованы проекты:

«Осени листик золотой»

Цель: Проект направлен на обогащение представлений о сезонных изменениях в природе, развитие кругозора детей, на развитие игровых и художественно – творческих навыков у детей.

Продуктом проекта была выставка совместных работ родителей и детей из природного материала «Дары осени» и развлечение для детей «Осень золотая».

«День Матери»  https://lh5.googleusercontent.com/OXMV8BpYwbdleiEGDdi3je3NAlchyf5mDduRVTqFVXFEblQjS30V8nC0L46dgpFsQ4e3DiKjNretbJ4blcDWA2KZOD08Pw8oEaly_mFTR_7Hr8Cvl0S9BDbyMO3W8EHPpZ783Om_Bh9NPWUhzQ

Цель: Познакомить детей с праздником - «День Матери». Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей.  Воспитывать уважение, любовь к матерям. Способствовать художественно – творческому развитию детей.

Продукт  проекта: Стенгазета «Мамочка моя любимая!», подарки для мам.

 «Я здоровье берегу, расти здоровым я хочу!»

Цель: начальное формирование основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Продуктом проекта стало домашнее задание «Спортивный семейный досуг», изготовление родителями оборудования для закаливания.

 «Международный день пиццы»

Цель: Проект направлен на развитие кругозора детей, на развитие игровых и художественно – творческих навыков у детей.

Продукт проекта: аппликация «Пицца», сюжетно – ролевая игра «Пиццерия», изготовление пиццы дома с родителями.

«День обьятий»

Цель: Проект направлен на создание положительного эмоционального фона детей, доброжелательной атмосферы в группе, развитие коммуникативных навыков детей.

 «День варежки»        

Цель: Проект направлен на развитие кругозора детей, на развитие художественно – творческих навыков у детей.

Продукт: аппликация «Варежка»

«День снегиря»

Цель: Познакомить детей с птицей снегирь, внешним видом, образом жизни. Способствовать художественно – творческому развитию детей.

Продукт: аппликация коллективная работа «Кормушка для снегирей».

Проект «В гости сказки к нам пришли»

Цель проекта. Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.

Результаты по проекту: Дети хорошо знают сказки «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Колобок».

В процессе ознакомления со сказками активизировался словарь, развивается связная речь. Ознакомление со сказками способствовало развитию продуктивной деятельности. У детей появится интерес к играм - драматизациям. Повышена компетентность родителей  по данной теме за счет внедрения проектной деятельности. Пополнена развивающая предметно-пространственная среда. Родители приняли  активное участие в проектной деятельности, ознакомлены с влиянием сказок на речь ребенка.

Продукт проекта: Альбом «Русские народные сказки»; пазлы с изображением героев сказок; маски для сказок «Репка», «Теремок», «Курочка ряба», «Колобок»; дидактическая игра «Найди героев сказки»; Итоговое  мероприятие: драматизация сказки «Курочка Ряба»

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

«Лучок – зелёный дружок». 

Цель: Проект направлен на формирование у детей познавательного интереса через исследовательскую деятельность, развитие трудовых навыков.

Продуктом проекта стал «Мини – огород» на окне.

Грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда помогает мне решить поставленные задачи. Малыш включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности.

Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.

Родители нашей группы - это незаменимые   помощники.

Перед началом работы над проектом провожу консультацию, индивидуальные беседы, где знакомлю с содержанием и значением проекта, какое оборудование могли бы мы сделать и из чего, предлагаю его изготовить.

Родители поддерживают нашу идею, предлагают помощь в решении той или иной задачи, оказывают посильную помощь, делают нестандартное оборудование своими руками. Благодаря совместной работе воспитателей и родителей, предметно - развивающая среда группы постоянно обогащается.

Результат работы.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечила целостность педагогического процесса и создала окружающее пространство позволяющее организовать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; экспериментирование с доступными детям материалами, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Таким образом,  пришла к заключению, что при использовании проектного метода в работе   с детьми раннего возраста   отмечается  положительная динамика.

Заключение.

Как показала практика  условия, которые  созданы в нашей группе, способствовали  развитию детей по всем психофизиологическим параметрам: создали положительное состояние у детей, организовывали рациональный двигательный режим, предупреждали детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха

Проектная деятельность  стала благодатной почвой для успешной адаптации  и фундаментом всестороннего развития детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д....

Развитие инициативы детей дошкольного возраста в рамках реализации проектной деятельности

Поддержка детской инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения – достаточно актуальная тема. ФГОС дошкольного образования ставит перед педагогами задачу развития социально - акт...

«Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе познавательно- практической деятельности»

laquo;Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе познавательно- практической деятельности»...

Проект "Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности"

В данной публикации представлены материалы проекта, направленного на знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями людей, работающих в саду....

«Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...