Опыт работы "Развитие детей раннего возраста в процессе реализации проектной деятельности"
методическая разработка
Проектная деятельность может быть благодатной почвой для успешной адаптации и фундаментом всестороннего развития детей раннего возраста. Идея, лежащая в основе данной технологии, заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Нижнекамский муниципальный район
Республики Татарстан,
детский сад общеразвивающего вида № 35,
воспитатель высшей категории,
Чукманцева Юлия Михайловна.
Опыт работы «Развитие детей раннего возраста в процессе реализации проектной деятельности»
Введение:
Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Как известно, был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором учитываются возможности освоения ребёнком образовательной программы на разных этапах её реализации, а также индивидуальные потребности ребёнка. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации.
Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, двигательная активность, речь, воображение, творческая направленность и другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий.
Проектная деятельность будет способствовать:
- успешной адаптации
-активизации познавательной деятельности детей
-формированию специфических умений и навыков коммуникативного характера
-развитию творческой активности в процессе игровой и познавательной деятельности.
Поэтому, именно проектная деятельность может быть благодатной почвой для успешной адаптации и фундаментом всестороннего развития детей раннего возраста. Идея, лежащая в основе данной технологии, заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.
Дети раннего возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому выбор темы проекта осуществляем сами, основываясь на интересах детей. Темами проекта могут стать, как и определённый раздел образовательной программы, программы дополнительного образования, так и события в жизни детского сада, города, страны и т.д.
Используем подражательно-исполнительский уровень проектов, где активная роль в проекте принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым.
В нашей группе, с детьми раннего возраста, уже второй год, ведётся работа в данном направлении. Были реализованы проекты:
«Осени листик золотой»
Цель: Проект направлен на обогащение представлений о сезонных изменениях в природе, развитие кругозора детей, на развитие игровых и художественно – творческих навыков у детей.
Продуктом проекта была выставка совместных работ родителей и детей из природного материала «Дары осени» и развлечение для детей «Осень золотая».
«День Матери»
Цель: Познакомить детей с праздником - «День Матери». Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей. Воспитывать уважение, любовь к матерям. Способствовать художественно – творческому развитию детей.
Продукт проекта: Стенгазета «Мамочка моя любимая!», подарки для мам.
«Я здоровье берегу, расти здоровым я хочу!»
Цель: начальное формирование основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Продуктом проекта стало домашнее задание «Спортивный семейный досуг», изготовление родителями оборудования для закаливания.
«Международный день пиццы»
Цель: Проект направлен на развитие кругозора детей, на развитие игровых и художественно – творческих навыков у детей.
Продукт проекта: аппликация «Пицца», сюжетно – ролевая игра «Пиццерия», изготовление пиццы дома с родителями.
«День обьятий»
Цель: Проект направлен на создание положительного эмоционального фона детей, доброжелательной атмосферы в группе, развитие коммуникативных навыков детей.
«День варежки»
Цель: Проект направлен на развитие кругозора детей, на развитие художественно – творческих навыков у детей.
Продукт: аппликация «Варежка»
«День снегиря»
Цель: Познакомить детей с птицей снегирь, внешним видом, образом жизни. Способствовать художественно – творческому развитию детей.
Продукт: аппликация коллективная работа «Кормушка для снегирей».
Проект «В гости сказки к нам пришли»
Цель проекта. Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.
Результаты по проекту: Дети хорошо знают сказки «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Колобок».
В процессе ознакомления со сказками активизировался словарь, развивается связная речь. Ознакомление со сказками способствовало развитию продуктивной деятельности. У детей появится интерес к играм - драматизациям. Повышена компетентность родителей по данной теме за счет внедрения проектной деятельности. Пополнена развивающая предметно-пространственная среда. Родители приняли активное участие в проектной деятельности, ознакомлены с влиянием сказок на речь ребенка.
Продукт проекта: Альбом «Русские народные сказки»; пазлы с изображением героев сказок; маски для сказок «Репка», «Теремок», «Курочка ряба», «Колобок»; дидактическая игра «Найди героев сказки»; Итоговое мероприятие: драматизация сказки «Курочка Ряба»
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
«Лучок – зелёный дружок».
Цель: Проект направлен на формирование у детей познавательного интереса через исследовательскую деятельность, развитие трудовых навыков.
Продуктом проекта стал «Мини – огород» на окне.
Грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда помогает мне решить поставленные задачи. Малыш включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности.
Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.
Родители нашей группы - это незаменимые помощники.
Перед началом работы над проектом провожу консультацию, индивидуальные беседы, где знакомлю с содержанием и значением проекта, какое оборудование могли бы мы сделать и из чего, предлагаю его изготовить.
Родители поддерживают нашу идею, предлагают помощь в решении той или иной задачи, оказывают посильную помощь, делают нестандартное оборудование своими руками. Благодаря совместной работе воспитателей и родителей, предметно - развивающая среда группы постоянно обогащается.
Результат работы.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечила целостность педагогического процесса и создала окружающее пространство позволяющее организовать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; экспериментирование с доступными детям материалами, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Таким образом, пришла к заключению, что при использовании проектного метода в работе с детьми раннего возраста отмечается положительная динамика.
Заключение.
Как показала практика условия, которые созданы в нашей группе, способствовали развитию детей по всем психофизиологическим параметрам: создали положительное состояние у детей, организовывали рациональный двигательный режим, предупреждали детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха
Проектная деятельность стала благодатной почвой для успешной адаптации и фундаментом всестороннего развития детей раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д....

"Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно - игровой деятельности"
Презентация по самообразованию в ясельной группе...

Собственная методическая разработка "Развитие активной речи детей раннего возраста в процессе совместной образовательной деятельности"
Важно развивать развитие речи детей,это основа основ для каждого ребёнка!...
Развитие инициативы детей дошкольного возраста в рамках реализации проектной деятельности
Поддержка детской инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения – достаточно актуальная тема. ФГОС дошкольного образования ставит перед педагогами задачу развития социально - акт...

«Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе познавательно- практической деятельности»
laquo;Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе познавательно- практической деятельности»...

Проект "Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности"
В данной публикации представлены материалы проекта, направленного на знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями людей, работающих в саду....

«Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...
