Использование элементов арт-терапии в музыкальном воспитании старших дошкольников
статья
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕРАПИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Н.С Ефанова, музыкальный руководитель
МДОБУ «Детский сад №26 «Умка», г. Минусинск
Представленная тема исследования является актуальной в современном обществе. Воспитание и развитие ребенка в дошкольном возрасте является одной из ключевых задач, перед которыми стоит общество. Музыкальное воспитание играет важную роль в этом процессе, поскольку музыка оказывает положительное влияние на когнитивное, эмоциональное и социальное развитие ребенка.
Арт-терапия, в свою очередь, является методом психотерапии, основанным на использовании творчества и художественных материалов. Этот метод позволяет выражать эмоции и чувства, справляться с стрессом и тревогой, улучшать самооценку и самовыражение.
Использование элементов арт-терапии в музыкальном воспитании старших дошкольников может способствовать развитию музыкальных способностей и творческого мышления, а также помочь детям выражать свои чувства и эмоции через музыку. Это может быть особенно полезно для детей, которые испытывают трудности в общении и социализации.
Целью статьи является определение особенностей использования элементов арт-терапии в музыкальном воспитании старших дошкольников.
Использование элементов арт-терапии в музыкальном воспитании старших дошкольников может оказать положительное влияние на различные аспекты их развития, включая когнитивный, эмоциональный и социальный.
В частности, арт-терапевтические методы могут помочь старшим дошкольникам развивать творческое мышление и способности, а также улучшать их восприятие музыки и музыкальных инструментов. В результате этого дети могут стать более заинтересованными и мотивированными в изучении музыки.
Кроме того, арт-терапия может помочь детям выражать свои эмоции и чувства через музыку. Музыкальные произведения могут стать средством для выражения эмоций, что может быть особенно полезно для детей, испытывающих трудности в общении и социализации. В результате дети могут стать более уверенными в себе и своих способностях, а также лучше понимать свои чувства и эмоции.
Кроме того, арт-терапевтические методы могут использоваться для создания индивидуальных программ воспитания и обучения для старших дошкольников с различными потребностями и особенностями развития. Например, методы арт-терапии могут помочь детям с нарушениями речи или слуха лучше воспринимать и понимать музыку [1, c. 210].
Для внедрения арт-терапии в музыкальное воспитание старших дошкольников можно использовать различные методы и приемы. Одним из таких методов является использование музыкальных игр и упражнений, которые помогают детям развивать музыкальные навыки и одновременно выражать свои чувства и эмоции. Например, можно проводить занятия, в рамках которых дети будут сочинять свои музыкальные произведения, играть на инструментах и исполнять песни.
Другим способом использования арт-терапии в музыкальном воспитании старших дошкольников может стать проведение групповых сеансов, в рамках которых дети будут выражать свои эмоции и чувства через музыку. В таких сеансах можно использовать различные техники, например, дети могут играть на инструментах, импровизировать или просто слушать музыку, в зависимости от своих потребностей и интересов.
Также важно учитывать индивидуальные потребности и особенности развития каждого ребенка и создавать для него индивидуальные программы воспитания и обучения, включающие элементы арт-терапии. Например, детям с нарушениями речи можно предложить занятия, в рамках которых они будут петь песни и повторять слова и звуки, чтобы развивать свои речевые способности [2, c. 104].
Несмотря на эффективность использования элементов арт-терапии в музыкальном воспитании старших дошкольников, существуют определенные проблемы, которые могут возникнуть в процессе реализации данного подхода. Рассмотрим некоторые из них и возможные пути их решения:
Недостаточно квалифицированный персонал. Для проведения занятий, в рамках которых используются элементы арт-терапии, необходимо наличие специально обученного персонала. В случае его отсутствия может возникнуть риск некачественного проведения занятий и, как следствие, недостаточной эффективности данного подхода. Для решения этой проблемы можно организовывать специальные тренинги и курсы повышения квалификации для педагогов и музыкальных специалистов, которые работают с детьми [3, c. 84].
Ограниченный доступ к инструментам. Для полноценного использования элементов арт-терапии в музыкальном воспитании старших дошкольников необходим доступ к музыкальным инструментам, которые могут быть достаточно дорогими и не всегда доступны в детских садах и школах. Для решения этой проблемы можно использовать более доступные варианты, например, создание музыки на компьютере или использование самодельных инструментов.
Недостаточное количество времени на занятия. В детских садах и школах может быть ограниченное количество времени на проведение занятий, что может стать препятствием для реализации арт-терапии в полной мере. Для решения этой проблемы можно использовать более короткие форматы занятий, например, проводить краткие музыкальные упражнения в течение дня или использовать элементы арт-терапии в режимных моментах..
Отсутствие согласия родителей. Некоторые родители могут отказаться от участия своих детей в занятиях, в рамках которых используется арт-терапия, из-за недостаточной информированности о данном подходе или из-за сомнений в его эффективности. Для решения этой проблемы необходимо проводить родительские собрания, на которых будет рассказываться о преимуществах использования арт-терапии в музыкальном воспитании и о том, какие результаты могут быть достигнуты благодаря данному подходу. Также можно предоставлять родителям возможность посмотреть на занятия, чтобы они могли увидеть, как они проходят, и оценить их эффективность [4, c. 81].
Таким образом, использование элементов арт-терапии в музыкальном воспитании старших дошкольников является эффективным способом поддержания их развития, помощи в выражении эмоций и улучшения восприятия музыки. Важно учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка и создавать для него индивидуальные программы воспитания и обучения, включающие элементы арт-терапии.
Библиографический список
1. Ихсанова, С. В. Арттерапия и музыкотерапия в системе психолого-педагогической коррекции дошкольников с аутистическим спектром нарушений / С. В. Ихсанова // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 209-212.
2. Колягина В.Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников: учебно-методическое пособие / В.Г. Колягина. – Москва: Прометей, 2016. – 164 с.
3. Копытин А.И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: Когито-Центр, 2014. – 197 с.
4. Копытин А. И. Целебное взаимодействие со средой: экологический и средовый подходы в арт-терапии и арт-педагогике // Арттерапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, 2016. – № 1. – С.75-83.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кубанского фольклора в процессе музыкального воспитания старших дошкольников»
Опыт работы музыкального руководителя...
использование элементов кукольного театра в творческой деятельности старших дошкольников.
консультация для педагогов ДОУ ....

Использование элементов арт-терапии как средство успешной адаптации дошкольников к детскому саду
Самым оптимальным подходом в обеспечении успешной адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого ребенка. Таким современ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПОКАЗА УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ПОД МУЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ РИТМОПЛАСТИКИ И ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПОКАЗА УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ПОД МУЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ РИТМОПЛАСТИКИ И ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИИгры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, м...

Использование элементов арт-терапии в развитии эмоционального интеллекта дошкольников
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки,...

Использование элементов ТРИЗ по разделу ОБЖ у старших дошкольников.
В сообщении представлен опыт работы ДОУ по ОБЖ....
