Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Вода-растворитель"
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Вода-растворитель"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«Вода — растворитель»

Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.

Задачи:

1. Выявить вещества, которые растворяются в воде и которые не растворяются в воде.

2. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

3. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.

4. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.

5. Воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию.

Предварительная работа: беседы о воде, её роли в жизни человека; наблюдения за водой в детском саду, дома; опыты с водой; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; знакомство с правилами безопасности во время исследования и экспериментирования; загадывание загадок о воде; чтение художественной литературы, экологические сказки; игры с водой.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, прежде чем начать с вами беседу, я хочу загадать вам загадку:

В морях и реках обитает

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять. (вода)

Воспитатель: Догадались, о чём будет беседа? Правильно, о воде.

2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.

Воспитатель: Мы уже знаем, что вода – это жидкость. Давайте вспомним, какие свойства воды мы с вами знаем. Перечислите.

Дети:

1. У воды нет запаха.

2. Вода не имеет вкуса.

3. Вода не имеет цвета, она прозрачная.

4. Вода заполняет емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.

5. Вода не имеет формы.

Воспитатель: Правильно. А чтобы поэкспериментировать с водой нам нужно ненадолго превратиться в учёных и заглянуть в нашу лабораторию «Хочу все знать!»:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто опять у нас в гостях?

Дети: «Капелька», и красивая коробка.

Хотите узнать, что лежит в этой коробке? Отгадайте загадки:

1. Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище – каждому нужна. (соль)

2. Я бел как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал. (сахар)

3. Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (мука)

4. Жёлтое, а не солнце,

Льётся, а не вода,

На сковороде пенится,

Брызгается и шипит. (масло)

5. Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И играть. (песок)

Дети рассматривают пробирки с веществами.

Воспитатель: Все эти вещества принесла «Капелька»для того, чтобы мы помогли ей разобраться в том, что произойдёт с водой при взаимодействии с ними.

3. Проведение опытов-экспериментов.

Опыт

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что изменится, если растворить эти вещества в воде?

Выслушиваются предполагаемые детьми результаты до смешивания веществ с водой.

Воспитатель: Давайте проверим. Предлагаю детям взять каждому стакан с водой.

Воспитатель: Посмотрите и определите, какая там вода?

Дети: Вода прозрачная, бесцветная, без запаха, холодная.

Воспитатель: Возьмите стакан с веществом, которое вы выбрали и растворите в стакане с водой, помешивая ложечкой.

Рассматривание и выслушивание ответов детей.

Воспитатель: Что произошло с сахаром, солью?

  • Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остаётся прозрачной, бесцветной.
  • Мука тоже растворяются в воде, но вода становится мутной.

Но после того как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным.

  • Вода с песком стала грязной, мутной, если больше не мешать, то песок опустился на дно стакана, его видно, т.е. он не растворился.
  • Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по её поверхности тонкой плёнкой, либо плавает в воде в виде жёлтых капелек.

Вывод: вода – растворитель, но не все вещества растворяются в ней.

Воспитатель: Ребята, мы с вами славно поработали, и «Капелька»предлагает нам отдохнуть.

Физкультурная минутка.

Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп.

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик.

Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали,

Руки кверху все подняли.

Раз - два, раз – два (хлопают в ладоши)

Вот и кончилась игра.

Итог

1. Какие вещества растворяются в воде? – сахар, соль, мука.

2. Какие вещества не растворяются в воде – песок, масло.

«Капелька» благодарит вас за оказанную помощь и предлагает вам зафиксировать результаты опытов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»

КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию  с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...

Конспект познавательно-исследовательской дея-тельности в старшей группе «Где прячется крахмал?»

способствовать расширению знаний детей о происхождении картофеля и его использования в жизни человека....

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...

Конспект познавательно-исследовательского занятия с детьми старшей группы.

Конспект познавательно-исследовательского занятия с детьми старшей группы. Тема: “Бабочки”.Вид детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, восприя...

Конспект познавательно - исследовательской образовательной деятельности "Умные капельки".

Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное....