Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Нейрофитнес»
рабочая программа (средняя группа)
Данная программа дополнительного образования относится к программам социально-гуманитарной направленности. Уровень освоения содержания образования начальный Актуальность дополнительной нейропсихологической программы связана с увеличением количества детей с нарушениями в развитии. Из-за недоразвития и особенностей головного мозга у них возникают трудности при освоении программного материала. Некоторые преимущества нейропсихологического подхода в ДОУ: Развитие высших психических функций. Нейропсихологические игры и упражнения помогают улучшить память, внимание, мышление, воображение и другие функции. Коррекция нарушенных психических процессов. Подход предполагает коррекцию внимания, памяти, мышления, речи и эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Профилактика отклонений в развитии. Совместные нейропсихологические игры и упражнения нормально развивающихся детей с детьми с отклонениями в развитии оказывают формирующее воздействие и служат способом профилактики отклонений. Повышение мотивации к обучению. Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повышая работоспособность. Отличием данной программы является то, что предусматривает возможность как индивидуального проведения занятий, так и подгруппового. Есть возможность интеграции во все образовательные области.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 120.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Озерского городского округа Челябинской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников №10 «Родничаок»»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета МДОУ ДС№10 Протокол №____ от_________ г. | УТВЕРЖДЕНО: приказом заведующего МДОУ ДС№10 _____________.№____от____________г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Нейрофитнес»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Год разработки программы: 2025 г.
Автор-составитель:
Петрова А.А.
Челябинская область, г. Озерск, 2025 г.
Содержание
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» .3
1.4. Планируемые результаты 10
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 12
2.1. Календарный учебный график 12
2.2. Условия реализации программы 12
2.5. Методические материалы 15
2.6. Воспитательный компонент……………………………………………………………………………..19
Приложение 1 Календарный план воспитательной работы……………………………………..21
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» ;
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09);
Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30 декабря 2022 года № АБ – 3924/06);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта) (утвержденные приказом ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания, 2021 год);
Письмо министерства просвещения Российской Федерации от 19.08.2022 г. «Об адаптированных дополнительных общеразвивающих программах»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
Паспорт национального проекта «Образование» (утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»» // Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023.;
Данная программа дополнительного образования относится к программам социально-гуманитарной направленности.
Уровень освоения содержания образования начальный
Актуальность дополнительной нейропсихологической программы связана с увеличением количества детей с нарушениями в развитии. Из-за недоразвития и особенностей головного мозга у них возникают трудности при освоении программного материала.
Некоторые преимущества нейропсихологического подхода в ДОУ:
Развитие высших психических функций. Нейропсихологические игры и упражнения помогают улучшить память, внимание, мышление, воображение и другие функции.
Коррекция нарушенных психических процессов. Подход предполагает коррекцию внимания, памяти, мышления, речи и эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Профилактика отклонений в развитии. Совместные нейропсихологические игры и упражнения нормально развивающихся детей с детьми с отклонениями в развитии оказывают формирующее воздействие и служат способом профилактики отклонений.
Повышение мотивации к обучению. Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повышая работоспособность.
Отличием данной программы является то, что предусматривает возможность как индивидуального проведения занятий, так и подгруппового. Есть возможность интеграции во все образовательные области.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 4 до 5 лет.
В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.
Возрастные особенности обучающихся (характеристика всех категорий обучающихся по программе).
Возрастные особенности детей 4-5 лет.
- Физические возможности: улучшается координация, движения становятся более уверенными. Ребёнок становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими дошкольниками. При этом физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной.
- Психическое развитие: быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Типом мышления является наглядно-образное.
- Роль игры: игровая деятельность остаётся основной, но существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Появляются тематические ролевые игры. Дети больше склонны общаться с ровесниками своего пола.
- Творческие способности: средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Одной из основных становится изобразительная деятельность.
- Развитие речи: значительно улучшается звукопроизношение, активно растёт словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Ребёнок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого.
- Эмоциональные особенности: происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребёнок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать.
- Общение со сверстниками и взрослыми: общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлечённым.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение
обучающихся в учебные группы численностью 7 человек.
Объем программы: 72 часа.
Форма обучения: очная
Методы обучения:
1. Словесный метод: беседа, изложение;
2. Наглядный метод: показ педагогом методов и приемов деятельности, видеоматериалы, иллюстрации, наблюдение за каким-либо процессом, экскурсии;
3. Практический метод, где используются:
а) репродуктивный метод (повтор, работа по шаблону)
б) продуктивный метод:
– практическое и/или исследовательское решение (анализ полученных данных, синтез, оценка, выводы);
4. Интерактивные:
– метод импровизации;
– игровой метод: теоретическая информация и практические навыки дети получают в процессе игры.
Тип занятий: комбинированный: изложение материала, закрепление полученных знаний; применение полученных знаний, умений и навыков.
Формы проведения занятий: беседа, наблюдение, практическое занятие с объяснением, устный опрос, обучающие игры, ролевые игры, творческая работа и пр.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий. По программе планируется 2 занятия в неделю по 20 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - Профилактика психических процессов, двигательных, эмоциональных и поведенческих нарушений детей, активация природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли.
Задачи программы:
Образовательные (предметные):
- Обогащать лексический запас дошкольников
- Формировать индивидуальные творческие способности личности
- Регуляция и нормализация мышечного тонуса с помощью растяжек, реципрокных упражнений.
- Синхронизация работы полушарий;
Личностные:
- Повышение у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков.
- Воспитывать у детей интерес к занятиям;
- Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции своих действий и самоконтроля.
Метапредметные:
- Развитие творческого подхода к решению задач.
- Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи, творческих способностей.
- Развитие мелкой и крупной моторики, зрительно-моторной координации.
- Развитие пространственных представлений.
- Формирование умения работать в группе
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
1 год обучения
№ п/п | Название раздела/темы | Общее кол-во часов | Теория (в часах) | Практика (в часах) | Формы аттестации / контроля |
Модуль 1 | |||||
1 | Вводное занятие: организация пространства; правила техники безопасности, базовый комплекс упражнений. | 2 | 1 | 1 | Входной контроль: собеседование |
2. | Раздел 1: Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела | Динамическое наблюдение | |||
2.1 | «Путешествие на далекий остров» | 4 | 1 | 3 | |
2.2 | «Кто живет рядом с нами?» | 4 | 1 | 3 | |
2.3 | «По полям и лугам» | 4 | 1 | 3 | |
2.4 | «В джунглях» | 4 | 1 | 3 | |
2.5 | «Поход в горы» | 4 | 1 | 3 | |
2.6 | «На море-1» | 4 | 1 | 3 | |
2.7 | «На море-2» | 4 | 1 | 3 | |
2.8 | «На море-3» | 4 | 1 | 3 | |
3 | Подведение итогов | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль: наблюдение, практическая работа |
Итого: | 36 | 10 | 26 | ||
Модуль 2 | |||||
4 | Раздел 2: Развитие межполушарного взаимодействия, слухового и зрительного внимания, памяти | ||||
4.1 | Тема: Встречаем восход | 3 | 0,5 | 1,5 | |
4.2 | Тема: Лягушка | 3 | 0,5 | 2,5 | |
4.3 | Тема: Ящерка | 3 | 0,5 | 2,5 | |
4.4 | Тема: Паровоз начинает движение | 3 | 0,5 | 1,5 | |
4.5 | Тема: Марионетка | 3 | 0,5 | 2,5 | |
4.6 | Тема: Нижние развороты | 3 | 0,5 | 2,5 | |
4.7 | Тема: Танцы лёжа | 3 | 0,5 | 2,5 | |
4.8 | Головастик превращается в лягушку | 3 | 0,5 | 2,5 | Динамическое наблюдение |
4.9 | Тема: Черепаха | 3 | 0,5 | 2,5 | |
4.10 | Тема: Ползание по – пластунски | 3 | 0,5 | 2,5 | |
4.11 | Тема: Кошка | 3 | 0,5 | 2,5 | |
4.12 | Тема: Крестик | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Текущий контроль: наблюдение, практическая работа | |
Итого по модулю 2 | 36 | 6,5 | 29,5 | ||
Итого | 72 | 16,5 | 55,5 | ||
Вводное занятие.
Организация пространства; правила техники безопасности, базовый комплекс упражнений.
Модуль 1. Раздел 1. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела
Тема 2.1: «Путешествие на далекий остров»
Комплекс дыхательных, двигательных, релаксационных упражнений, растяжки.
Тема2.2: «Путешествие на далекий остров»
Учить расслаблять и напрягать определенные группы мышц. Развивать мелкую моторику и внимание через выполнение кинезиологических упражнений.
Тема2.3: «По полям и лугам»
Учить диафрагмальному дыханию, контролировать дыхание в статической и в динамической позе. Развивать мелкую моторику и внимание через выполнение кинезиологических упражнений. Учить приемам релаксации.
Тема 2.4: «В джунглях».
Учить делать упражнение на растяжение мышц. Продолжать учить сохранять равновесие в статической позе и в движении, приемам релаксации, развивать мелкую моторику и внимание через выполнение кинезиологических упражнений.
Тема 2.5: «Поход в горы»
Учить делать перекрестные и односторонние движения тела. Продолжать учить сохранять равновесие в статической позе и в движении, приемам релаксации, развивать мелкую моторику и внимание через выполнение кинезиологических упражнений.
Тема 2.6: «На море-1»
Учить выполнять глазодвигательные упражнения. Продолжать учить сохранять равновесие в статической и динамической позе, приемам релаксации.
Тема 2.7: «На море-2»
Продолжать учить сохранять равновесие в статической и динамической позе, выполнять глазодвигательные упражнения, приемам релаксации. Развивать координацию и контроль движений в соответствии с ритмом.
Тема 2.8: «На море-3»
Учить сохранять баланс и соотносить темп выполнения движений. Развивать координацию и контроль движений в соответствии с ритмом.
3. Итоговое занятие.
Подведение итогов курса занятий.
Модуль 2
Раздел 2. Развитие межполушарного взаимодействия, слухового и зрительного внимания, памяти.
Тема 4.1: Встречаем восход
Продолжать учить сохранять равновесие в статической позе и в движении. Продолжать учить расслаблять и напрягать определенные группы мышц. Развивать мелкую моторику и внимание через выполнение кинезиологических упражнений.
Тема 4.2: Лягушка
Продолжать учить диафрагмальному дыханию, контролировать дыхание в статической и в динамической позе. Развивать мелкую моторику и внимание через выполнение кинезиологических упражнений. Продолжать учить делать перекрестные и односторонние движения тела.
Тема 4.3: Ящерка
Продолжать учить сохранять равновесие в статической позе и в движении. Продолжать учить расслаблять и напрягать определенные группы мышц. Развивать мелкую моторику и внимание через выполнение кинезиологических упражнений.
Тема 4.4: Паровоз начинает движение.
Продолжать учить сохранять равновесие в статической позе и в движении, приемам релаксации, развивать мелкую моторику и внимание через выполнение кинезиологических упражнений. Продолжать учить делать упражнение на растяжение мышц, с контролем дыхания, перекрестные и односторонние движения тела.
Тема 4.5: Марионетка
Учить выполнять позовые упражнения. Продолжать учить сохранять равновесие в статической позе и в движении, приемам релаксации, развивать мелкую моторику и внимание через выполнение кинезиологических упражнений. Продолжать учить делать перекрестные и односторонние движения тела.
Тема 4.6: Нижние развороты
Продолжать учить сохранять равновесие в статической позе и в движении, приемам релаксации, развивать мелкую моторику и внимание через выполнение кинезиологических упражнений. Продолжать учить делать упражнение на растяжение мышц, с контролем дыхания, перекрестные и односторонние движения тела.
Тема 4.7: Танцы лёжа
Продолжать учить сохранять равновесие в статической и динамической позе, приемам релаксации. Продолжать учить делать упражнения с нейровосьмеркой в статической позе и в движении на рокеборде, выполнять глазодвигательные упражнения.
Тема 4.8: Головастик превращается в лягушку.
Продолжать учить сохранять равновесие в статической и динамической позе, выполнять глазодвигательные упражнения, приемам релаксации, выполнять упражнения на межполушарных досках в статической позе и в движении на рокеборде.
Тема 4.9: Черепаха.
Учить сохранять баланс и соотносить темп выполнения движений с партнером. Развивать координацию и контроль движений в соответствии с ритмом. Учить выполнять упражнения с нейровосьмеркой в парах.
Тема 4.10: Ползание по – пластунски.
Учить выполнять позовые упражнения. Продолжать учить сохранять равновесие в статической позе и в движении, приемам релаксации, развивать мелкую моторику и внимание через выполнение кинезиологических упражнений. Продолжать учить делать перекрестные и односторонние движения тела.
Тема 4.11: Кошка.
Учить выполнять позовые упражнения. Продолжать учить сохранять равновесие в статической позе и в движении, приемам релаксации, развивать мелкую моторику и внимание через выполнение кинезиологических упражнений. Продолжать учить делать перекрестные и односторонние движения тела.
Тема 4.12: Крестик:
Учить выполнять позовые упражнения. Продолжать учить сохранять равновесие в статической позе и в движении, приемам релаксации, развивать мелкую моторику и внимание через выполнение кинезиологических упражнений. Продолжать учить делать перекрестные и односторонние движения тела.
- Итоговое занятие. Подведение итогов курса занятий.
1.4. Планируемые результаты
Образовательные (предметные):
- Изменен уровень знаний, умений и навыков, исходя из приобретенного самостоятельного опыта разрешения проблем, опыта социальной и творческой деятельности в инклюзивной среде сверстников.
- Может задавать вопросы и находить альтернативные решения
- Может владеть знаниями и умениями поиска, преобразования и передачи информации
- Может задействовать игры, которые задействуют исследовательской деятельности
Личностные:
- Удовлетворен своей деятельностью в объединении, самореализован;
- Сформирована творческая активность ребенка, проявляет инициативу и любознательность;
- Сформированы самостоятельность и независимость при освоении доступных видов деятельности;
- Сформирована ответственность (способности принимать ответственность за свои действия и их последействия);
- Повышены коммуникативные навыки общения со сверстниками, взрослыми и в коллективе, расширен опыт социальных контактов;
- Повышены умения совершенствовать внешнюю психотехнику (голос, речевой аппарат, пластику тела);
- Повышены умения контролировать свою деятельность при обучении, сохранять уверенность в себе в окружении незнакомых и посторонних людей, проявлять стремление к общению.
Метапредметные:
- Повышены способности контролировать и оценивать собственные действия на отдельных этапах работы в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Повышены умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу;
- Повышены умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи педагога;
- Повышены умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу;
- Повышены способности самостоятельно обратиться к педагогу в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
- Повышены способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках;
- Повышены умения организовывать в процессе деятельности сотрудничество с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Начало учебных занятий для обучающихся: 01.09.2025 г.
Окончание: 30.05.2026 г.
Продолжительность учебного года: 36 недель.
Количество часов в год: 72 ч.
Продолжительность и периодичность занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу (20 минут)
Промежуточная аттестация: на завершающей неделе обучения каждого полугодия
Выходные дни: согласно государственному календарю
Объем программы: 72 часа.
Срок освоения программы: 1 год
2.2. Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы следующие условия обеспечения:
– учебный кабинет (аудитория) для лекционных и практических занятий с необходимым оборудованием
– учебное оборудование (мебель) для обучающихся;
– наглядные пособия, учебно-дидактический материал, методические пособия, учебные пособия для обучающихся;
Для успешной реализации программы используются:
– квалификационный уровень педагога, освоившего программу профессиональной подготовки и повышения квалификации по нейропсихологическим методам и приемам работы с детьми дошкольного возраста;
– использование методов обучения и воспитания, соответствующих возрасту;
– проведение групповых и индивидуальных занятий;
– сотрудничество с родителями.
Принципы работы:
– демократизация образовательного процесса – создание условий, для удовлетворения потребностей каждого ребенка, способствующих реализации его образовательного и творческого потенциала, свободного стремления и самовыражения;
– принцип гуманизации – усиление внимания к личности каждого ребенка как к высшей ценности общества; установку на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
– принцип индивидуализации – организация образовательного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающихся;
– принцип сотрудничества – технология совместной развивающей деятельности педагогов и детей, скрепленной взаимопониманием, дружелюбным отношением друг к другу, совместным поиском целей и анализом хода и результатов этой деятельности.
Начиная занятия, педагог знакомится с индивидуальными особенностями ребенка, уровнем его когнитивного развития, состоянием его двигательных навыков и умений.
Умственная нагрузка на занятиях кружка дозируется и зависит от:
- подбора упражнений (от простого к сложному);
- продолжительности упражнений;
- числа повторений;
- эмоционального фактора.
Учебная нагрузка регулируется в соответствии с возрастом воспитанников, кроме этого, в занятия включены физкультминутки, подвижные игры и эстафеты.
Материально-техническое обеспечение
№ № п/п п | Наименование основного оборудования | Количество | |||
Компьютер (ноутбук) | 1 | ||||
Колонка | 1 | ||||
Массажные мячи | 16 | ||||
Демонстрационные картинки по темам | |||||
Экран | 1 | ||||
Проектор | 1 | ||||
Мячи различного размера | 32 | ||||
Ортопедические дорожки | 4 | ||||
2.3. Формы аттестации (локальный акт учреждения)
В течение курса обучения проводится мониторинг уровня освоения программы. Оценка знаний, умений, навыка, опыта деятельности проводится в различных формах: текущий контроль, промежуточная аттестация (каждые полгода обучения), итоговый контроль (итоговое оценивание проводится по окончании курса обучения обучающихся для определения результативности освоения программы).
Этапы педагогического контроля
Этапы контроля | Содержание контроля | Формы контроля |
Входной | Общая эрудиция, ценностные ориентации. Представление об основах предмета по направленности. Первичная диагностика воспитанности. | Входной контроль: собеседование |
Текущий | Освоение текущего материала по темам. | Текущий контроль: устный опрос, наблюдение, |
Промежуточная аттестация | Диагностика (предметная, личностная, метапредметная) обучающихся за каждые полгода обучения. | Промежуточная аттестация устный опрос, наблюдение, практическая работа |
Итоговый | Итоговая (предметная, личностная, метапредметная, воспитательный компонент) диагностика обучающихся за весь период обучения. | Итоговый контроль: устный опрос, наблюдение, практическая работа |
Результатом успешного усвоения программы является сформированные знания, умения и навыки, которые демонстрируются как результаты практической, самостоятельной, творческой деятельности обучающихся, а также – как результаты индивидуальной работы и/или работы в коллективе при участии в мероприятиях объединения (в том числе муниципального, городского уровня), конкурсах и пр.
Фиксация образовательных результатов:
– результаты устного опроса по вопросам тем (ответ на вопрос);
– результаты практической работы (выполнение упражнения, задания);
– результаты творческой работы (во время игры);
2.4. Оценочные материалы
Диагностика результатов освоения программы проводится в начале, в ходе и в конце года обучения, т.е. определяется уровень владения ребенком теоретической, практической и проектной деятельностью. При суммировании результатов теоретического и практического освоения программы определяется степень освоения учебного материала.
Оценка теоретических знаний осуществляется в процессе:
– собеседования.
Критерии оценки теоретических знаний:
– даны ответы на своем уровне.
Оценка практических умений и навыков осуществляется в процессе;
– выполнения практической работы (упражнений, заданий, шахматных игр): полнота и качество решения поставленных задач;
– выполнения творческой работы (проекта) во время игры, оценка индивидуальной работы, в т.ч. в ходе коллективного творчества, оценка проектного потенциала обучающегося.
Критерии оценки практических умений и навыков:
– выполнение поставленных задач на своем индивидуальном уровне;
– творческое раскрытие темы на своем индивидуальном уровне;
– вербальное представление темы на своем индивидуальном уровне.
Оценочные материалы:
– вопросы для собеседования;
– практические работы (упражнения, задания);
Оценочные средства
Практическая работа (упражнения, задания по темам):
Практическая работа представлена в описании содержания по модулям
2.5. Методические материалы
Обучение детей по данной программе позволяет ребенку:
- ощутить мир во всем его многообразии;
- быть полноправным участником социальных и творческих процессов;
- получить положительные эмоции;
- удовлетворить творческие потребности;
- развивать познавательные интересы;
- развивать усидчивость, внимание, волевые качества для достижения определенной цели.
Организация занятий детей в рамках программы опирается на ряд педагогических принципов и условий, определяющих ее специфику:
- Принцип доступности содержания:
- соответствие учебного материала программе;
- посильность учебного материала учащимся данного возраста и нозологии, учёт их психофизиологических особенностей;
- соответствие учебного материала уровню развития обучающихся;
- понятность и визуализация заданий;
- «пошаговое» предъявление материала.
- Принцип индивидуально-дифференцированного обучения: необходимость учёта индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития детей при обучении.
Специфика взаимодействия и обучения детей:
- Любое проявление искреннего интереса к личности ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
- Любое сопровождение детей представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.
- Игровая форма – использование игрушек, обучающих материалов и игр помогает улучшать речь ребенка и развить другие необходимые навыки.
- При работе с детьми необходимо учитывать уровень их развития и выбирать задания, соответствующие их возможностям. Важно проводить занятия в форме диалога, разговора и дискуссии, стимулируя детей к общению и выражению своих мыслей и чувств.
- Использование методики по развитию связной речи, методики фонетического развития, методики артикуляционной гимнастики.
- В работе с детьми наглядные методы являются крайне востребованными. Использование наглядных методов требует учитывать особенности обучающихся (меньший объем восприятия, его замедленный темп, трудности концентрации внимания и др.) и применять четкие, реалистические иллюстрации, рационально определять объем применения наглядных средств с соблюдением принципа необходимости и доступности.
Для успешной работы с детьми предусматривают работу по развитию познавательных навыков: памяти, внимания, мышления и восприятия, а также – психологическую поддержку ребенка и работу с родителями.
Работа с родителями.
Родителей (законные представители) необходимо ориентировать на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению пройденного материала и отработке навыков. Для этого нужно разъяснять родителям результаты, достигнутые ребенком на занятии, и возможные приемы их закрепления в домашних условиях.
Для достижения цели программы используются образовательные технологии:
- личностно-ориентированное обучение (развитие индивидуальных способностей, обучающихся на основе использования имеющегося у них жизненного опыта и потенциала);
- групповые технологии (одновременная работа со всей группой – освоение нового материала, организация выставки; групповая работа на принципах дифференциации – при организации игровой деятельности);
- интерактивные технологии обучения (предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого обучающегося задач);
- системно-деятельностный подход (предполагает развитие обучающихся в процессе творческой работы по созданию какого-либо продукта путем погружения их в разнообразные виды деятельности);
Формы организации образовательного процесса:
- фронтальные (если возможно);
- групповые (если возможно);
- индивидуальные.
Реализация программы предусматривает использование в образовательном процессе следующих педагогических технологий:
– технология индивидуального подхода к обучению ребенка в соответствии с уровнем его развития;
– технология группового обучения;
– технология развивающего обучения;
– технология индивидуальной и коллективной творческой (проектной) деятельности;
– технология коллективного взаимообучения.
Для успешной реализации программы педагогом обеспечивается:
- Разработанность теоретических и практических частей с учетом интереса, индивидуальных особенностей и возможностей, особых образовательных потребностей, а также возрастных особенностей обучающихся.
- Создание ситуации успеха, позитивного настроя на освоение программы, комфортного образовательного пространства.
- Удовлетворение потребности обучающихся в равном доступе, самоопределении.
- Оценка индивидуальная уровня освоенных знаний, навыков, общего развития способностей путём наблюдения за ребёнком, оценке текущих и итоговых успехов.
- Создание на занятии обстановки, вызывающей у неуверенных детей желание действовать, перспективы развития и роста в творчестве и созидании.
- Использование коллективной работы.
Программа построена на принципах открытости, доступности, занимательности, наглядности, творческого подхода к решению поставленных педагогом задач, последовательности и регулярности выполнения заданий, на принципе сотрудничества (сотрудничества ребенка с педагогом, с родителями).
Педагог проводит оценку: индивидуального уровня усвоенных навыков, развития способностей путём наблюдения за ребёнком, его успехами. Педагог призван создать на занятии благоприятную обстановку, вызывающей у неуверенных детей желание действовать и работать сообща. Важной задачей педагога является создание детям творческой атмосферы, мотивации для раскрытия потенциала и творческого развития. Такие методические приёмы развивают самостоятельность, уверенность в себе, терпимость и уважение к окружающим.
Для выполнения поставленных задач в соответствии с методологическими позициями программа предусматривает различные виды деятельности:
– изучение (принятие информации, наблюдение за показом) теоретического материала;
– практическая деятельность (репродуктивные и упрощенные задания);
– самостоятельная практическая деятельность (творческая работа, проектная деятельность)
Основные виды занятий тесно связаны между собой и дополняют друг друга.
Структура занятия:
- Введение в тему занятия (определение цели, активизация и постановка познавательных задач);
- Изложение и изучение нового материала проводится совместно и единовременно для всех детей с различными уровнями освоения; презентация учебного материала создана в форме, доступной для детей всех уровней: подача, презентация тематического материала в понятной визуальной форме (с иллюстрациями, схемами, лаконичным текстом); в случае недостаточного понимания детьми учебного материала, проводится совместная работа педагога и обучающегося над индивидуализацией образовательного маршрута, согласно его потребностям и возможностям.
- Постановка практических задач по теме (практические работы, упражнения по освоению учебного материала);
- Закрепление полученных знаний через практическое задание; Обучающемуся предлагаются задания, не требующие владения специализированными предметными знаниями и концепциями, обладающими минимальным уровнем сложности, необходимым для освоения содержания программы. По желанию и способностям ребенок может осваивать и другие уровни.
- Применение полученных знаний и умений в самостоятельной творческой работе; на всех уровнях освоения программы предлагается творческая работа по теме.
- Обобщение, подведение итогов.
2.6. Воспитательный компонент
Воспитательный компонент – раздел, который включает цели, задачи, формы и условия воспитания, анализ результатов воспитательной работы, календарный план воспитательной работы по данной программе.
Цель воспитания: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности учащегося – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально – мобильной, востребованной в современном обществе
Задачи воспитания: удовлетворение культурных потребностей ребенка, профессиональное ориентирование, воспитание моральных качеств, любви к труду.
Формы воспитания:
– беседа, практическое занятие, защита проектов, мастер-класс, творческая встреча, благотворительная акция.
Методы воспитания:
– метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
– метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
– метод упражнений (приучения);
– методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного);
– метод переключения в деятельности;
– методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании;
– методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания:
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Методами оценки результативности реализации программы в части воспитания является педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросы.
Участие детей с ОВЗ в мероприятиях определяется тьютером/педагогом с учетом общих рекомендаций по данной нозологии, рекомендаций ПМПК и/или индивидуальной программы обучающегося.
Календарный план воспитательной работы представлен перечнем запланированных воспитательно-значимых событий, утвержденных в программе воспитания учреждения. (Приложение 1. Таблица)
2.7. Список литературы)
Список литературы
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под. Ред. Л.С. Цветковой. – М. МПСИ, 2010, 320с.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. – М.: Теревинф, 2004, 48с.
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М.: Просвещение, 1974, 96с.
- Выготский Л.С. Проблемы развития психики. ПСС. Т.№. М., Педагогика, 1983, 368с.
- Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей 3-7 лет. – М.: РИПОЛ классик, 189с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – СПб.: Питер, 2008, 621с.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. _ СПб.: Питер, 2008, 288с.
- Плотникова Н.В. Игры на сплочение детского коллектива. – СПб: Речь, 2012, 20с.
- Речедвигательная ритмика / под.ред. А.Я. Мухиной. – М.:АСТ, 2009, 128с.
- Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста – 3-е издание. М., Генезис, 2024, 319с.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.М.: Академия, 2002, 232с.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза – 5-е издание. – М., Генезис, 2013, 321с.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. – Ярославль: «Академия развития», 1998, 288с.
Приложение 1. Таблица
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Наименование мероприятия по программе воспитания | Дата проведения | Форма проведения мероприятия | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1 | Неделя безопасности | 1 неделя сентября | Беседы, игровые ситуации | Социально-познавательное Физическое и оздоровительное воспитание |
2 | День воспитателя и всех дошкольных работников | 27 сентября | Беседы о профессии воспитатель и работниках детского сада | Благодарность, дружба Социальное воспитание |
3 | Международный день пожилых людей | 1 октября | Беседы с детьми о бабушках, дедушках, воспитывать уважительное отношение к пожилым людям | Благодарность, семья, уважение, дружба Социальное Социально-познавательное воспитание |
4 | День отца в России | 16 октября | Беседы с детьми о папах Занятие «Нейрозарядка вместе с папой» | Социальное, семейное, патриотическое Физическое и оздоровительное воспитание |
5 | День народного единства | 4 ноября | Стихи о Родине, загадки о символах страны (березка, матрешка…), рассматривание иллюстраций по теме | Патриотическое, этико- эстетическое, воспитание Родина, единство |
6 | Праздники «Новый год у ворот» | Декабрь 3-4 недели | Праздничные новогодние мероприятия | Социальное, этико-эстетическое воспитание |
7 | Всемирный день «Спасибо» | 11 января | Беседы «Уроки вежливости», «Вежливые слова», «Вежливые сказки» | Социальное, Познавательное воспитание, благодарность, дружба |
8 | День защитника Отечества | 23 февраля. | Ситуации общения «Папа может, папа может» Вручение подарков папам | Патриотическое, социальное, Познавательное воспитание, семья |
9 | 8 марта. Международный женский день | 8 марта | Праздничные концерты, посвященные международному женскому дню Цикл бесед о маме, бабушке, сестре, девочках, семье | Патриотическое, социальное, познавательное, этико-эстетическое воспитание |
10 | Всемирный день авиации и космонавтики | 12 апреля. | Чтение стихов и произведений о космосе, просмотр иллюстраций Подвижные и строительные нейроигры | Познавательное, трудовое, этико-эстетическое воспитание |
11 | 1 неделя мая Праздник весны и труда | 1 мая | Слушание и исполнение песен, художественных произведений о весне и труде, слушание музыки о весне Знакомство с пословицами и поговорками о труде | Трудовое, познавательное, этико-эстетическое, социальное воспиатние |
12 | 9 мая. День победы Международная акция «Георгиевская ленточка | 9 мая | Чтение стихотворения Барто «Флажок» и др. Беседа на тему «День победы», Рассматривание картинок «Военная техника» | Познавательное, патриотическое, социальное, физическое и оздоровление, этико-эстетическое воспитание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...