экология
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Гец Надежда Ивановна

конспект занятия  подготовительной группы по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovit.gr_.ekologiya.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

По экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе

МБДОУ детский сад № 31 «Подсолнушек»

                                   Тема: «Экологическая азбука».

                                                   

                                                       

Подготовила и провела:

воспитатель Гец Н.И.

                                                          г.Новошахтинск

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной  к школе группе

                                                                         

Тема«Экологическая азбука».

Цель: формирование начал экологической культуры.

Задачи:

—  дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды; 

—  формировать у детей интерес к природоохранной деятельности: нужна помощь человека, его забота, любовь, т.к. на земле обитает много живых существ, всем нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух; 

—  помочь освоить элементарные нормы поведения по отношению к природе;

—  воспитывать в детях ответственность за сохранность, разумное использование и умножение природных богатств. 

Предварительная работа:

—  беседы с детьми на темы:«Откуда берет начало река Волга?»;
«Какие города, заводы и фабрики расположены на берегу реки?», «Как человек загрязняет реку?», «Кто населяет реку?»;

— чтение книг о Волге;
— рассматривание альбомов, открыток о Волге.

Материал и оборудование: 
— мультимедийная установка, подбор картин по содержанию занятия;

— проект» Вода- это жизнь, чистая вода- счастливая жизнь»;

— карточки с буквами «А», «В»,  «К»;

— простые карандаши, по 6-7 листов бумаги для пиктограмм;

— 2 доски;
— картинки с животными: амурский тигр, выдра, бобр, барсук, рысь, куница…,

картинки с растениями: ландыш, сон- трава, зверобой, кувшинка, некоторые виды сосны,

среди них и не исчезающие виды/для выбора/. 

Словарная работа: исток, притоки, устье, Кама, Ока, котлован, катастрофа, часовня.

Ход НОД. 

1 часть- вводная.

— Садитесь удобнее. Сейчас мы с вами продолжим разговор о том, что нас окружает. О природе, о ее красоте, о том, как нужно ее беречь. Мы с вами провели много бесед об экологии. Пусть вы еще не  совсем взрослые, но свое значение для природы вы уже понимаете, мне кажется. Природа позаботилась о нас:  напоила водой, накормила, обогрела, одела, порадовала душу своей красотой. А как мы, люди, относимся к природе, сейчас еще раз посмотрим про это на экране, тем более, вы и были участниками данного проекта, собирали из лего «жителей реки».

2 часть- основная.

Просмотр слайдов на экране о загрязнении реки.
Проект» Вода- это жизнь, чистая вода- счастливая жизнь» 

— Представьте, вы подошли к берегу, тепло, светло, посмотрите на воду. Вам бы захотелось зайти в такую воду и искупаться? 

— Почему?

Во время просмотра  картин мусора по берегам.

— Кто, как думаете, оставил такую грязь, может, животные, приходя на водопой?

Во время просмотра мертвой рыбы.  

— Чем пахнет?

— Это сильные запахи или слабые?

— Приятные или неприятные?

— Что вы  чувствуете? 

— Какое у вас настроение?

— Давайте пофантазируем, о чем сказала бы нам, людям, река, если бы могла говорить?

— Говорила река  бы громким голосом или тихим?

— Как думаете, как чувствует себя эта река?

— Разумно ли используем  богатства реки  и надолго ли их хватит?

 

— Предлагаю отправиться к другой речке.

Физминутка.

— К ручейку мы дружно вышли,

 Поднимая ноги выше,

 Через кустики и кочки,

 Через ветви и пенечки.

 Кто высоко так шагал,

 Не споткнулся, не упал.

— Хорошо, что не все реки так себя чувствуют, есть ухоженные реки, где живут добрые люди. /Показ на мультимедийной установке/.

 — Мы должны быть в ответе за нашу планету. Нам еще надо многому научиться. А чтобы чему- то научиться, надо прочитать много книг. А в этом нам поможет Азбука. Но так как мы хотим стать юными экологами, тот мы с вами изучаем какую азбуку?
— Экологическую азбуку. /ответы/

—  Верно! Давайте вспомним с вами некоторые слова из этой азбуки.
Педагог выставляет на доске карточку с буквой 
«А».
— А теперь скажите экологическое слово на эту букву.
— Аквариум. 

— Дом для рыбок, правильно.

Выставляется буква «В»
— Подберите экологическое слово на эту букву.
— Вода.
— Прошу вас сейчас объяснить, для чего нужна вода на Земле и для кого. /Для  приготовления пищи, питья, умывания, мытья, полива растений, для животных…//Показ на мультимедийной установке, где используется вода/.
— Вода имеет большое значение для всего живого. Недаром еще с древних времен человек строил себе дом у реки.
— Ребята, а мы с вами на берегу какой реки живем?
— На берегу Москвы-реки.

— Правильно. Но в России рек множество, а самая длинная из них называется… Волга, протекает по европейской части России.
— Давайте поговорим немного об этой реке./ Показ на карте на мультимедийной установке/.

— Волгу по праву называют великой русской рекой, она берет начало в Тверской области, в деревне Волговерховье,  происходит от  двух слов «Волга»  и «Верховье», значит, из верхней Волги, из небольшого болота в виде маленького ручейка. На месте истока Волги стоит часовня. /Показ на мультимедийке/ .

— Часовня — это небольшая постройка с иконами, где люди молятся.

— Что такое исток?/Исток— начало реки, от слова истекает, вытекает/.

— Волга протекает по территории России и впадает в Каспийское море. /Показ на

мультимедийке/.
—  Откуда Волга берет свое начало?
— У Волги есть 
притоки, они наполняют и питают ее. /Показ на мультимедийке/ Притоки- это ручейки и реки, которые впадают в Волгу. Самые большие из них Кама и Ока. А всего их около двухсот, очень много.

— Куда впадает Волга?/ В Каспийское море./Место, где река впадает в другой водоем, называется устье. 

— Хотели бы немного отдохнуть в таком месте, где чистая и прозрачная вода? Тогда физминутка:

 — К речке быстрой мы спустились, 

Наклонились и умылись. 

Раз, два, три, четыре, 

Вот как славно освежились. 

А теперь поплыли дружно. 

Делать так руками нужно: 

Вместе – раз, это – брасс. 

Одной, другой – это кроль. 

Все как один, плывем как дельфин. 

Вышли на берег крутой 

И отправились домой. 

— Присаживайтесь. Как себя чувствуете? 

— Тогда скажитечем отличается река от озера?/Вода в реке течет, а в озере находится в котловане/.
— Какую пользу приносит река?
— Да, ребята, люди, живущие по берегам этой великой реки  называют  Волгу матушкой — кормилицей, и по праву, она их кормит… / рыбой/, поит…  / водой/, дает …свет, тепло …                     / множество ГЭС/,помогает перевозить…  /грузы  на баржах/,люди отдыхают на реке… /купаются, катаются на яхтах, лодках, путешествуют/. Но начала «болеть» Волга, вы видели это на экране, теперь много работы у экологов и у простых, неравнодушных к этим проблемам, людей.

 — Выставляется бука «К».

— Красная книга, правильно, в нее помещены исчезающие виды растений и животных. Красную книгу  выпускают с помощью экологов.

— Выберите и назовите, пожалуйста, несколько исчезающих видов животных и растений.

/ На одну доску подбираются и выставляются животные, а на другую растения/.

— Животные: амурский тигр, выдра, бобр, барсук, рысь, куница…,

растения: ландыш, сон- трава, зверобой, кувшинка, некоторые виды сосны…

—  Новое слово на букву «К» — катастрофа

— Что же это такое?/ Происшествие, которое возникает в результате природной чрезвычайной ситуации, влечет  за собой гибель животных, растений, людей, какая- то непоправимая ситуация/.

— Можете назвать какие-либо чрезвычайные ситуации? / ураганы, потопы, сель, землетрясения, снегопады, пожары, смерч…/ /Показ на мультимедийке/.

 

— Происходит  чаще из-за того, что человек плохо относится к природе, не заботится о ней.

Рассказ педагога с показом слайдов.
— Текла по равнине река с чистой — пречистой водой. Построили на ее берегу химический завод. Для работы ему нужно много воды. Вот и проложили от завода к реке две трубы. По одной вода на завод вливается, по другой обратно выливается. Вливается чистая, прозрачная вода, а выливается отработанная, грязная вода. Вот и приводит такое отношение людей к природе к катастрофам. И опять много работы экологам, чтобы вразумить народ и помочь природе.

 

— Предлагаю вам  нарисовать пиктограммы с добрыми делами.

— Построить очистные сооружения.

— Поставить очистители дыма на заводские трубы.

 — Рыбу ловить только удочкой.
— Очистить реку от мазута и грязи.
— Машины мыть на специальной мойке.

— Не оставлять мусор за собой.
— Построить заводы по разведению рыбы.

—  Вот сколько добрых дел мы с вами сделали. И задышала наша река, засверкала. И рыбе стало легче, и животным, и человеку. Течет наша река, радуется нашим добрым делам. И так шаг за шагом вы будете понемногу узнавать о природе, о ее бедах и нуждах. И когда вы вырастите большими, то сами сможете помочь природе и научите других, как надо бережно обращаться с родным краем, с нашей планетой Земля. / Закончить показ на мультимедийной установке показом картин природы с красивыми пейзажами. /

 

3 часть — заключительная.

Психогимнастика.

—  Загадайте, пожалуйста, какой-нибудь объект живой или неживой природы, покажите его пантомимой. Кто желает? /Остальные отгадывают. Если не отгадали, дополнительно проводится игра «Да- нет»./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"

На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства  педагогов. Формой прове...

Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"

Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...

Информационный материал по экологии для родителей и бесед с детьми «Экология природы, экология семьи»

Информационный материал по экологии для родителей и бесед с детьми «Экология природы, экология семьи»...