Музыкально- литературная гостиная "Осенняя пора"
материал (подготовительная группа)

Позинова Наталья Васильевна

Музыкально-литературная гостиная по праизведениям П. И. Чайковского "Времена года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-literat._gostinaya_po_chaykovskomu.docx22.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-литературная гостиная «Осенняя пора» по произведениям П. И. Чайковского «Времена года»

Цель– воспитание у детей чувства прекрасного.

Задачи:

• продолжить знакомство с произведениями из цикла «Времена года» П. И. Чайковского;

• показать взаимосвязь музыки и литературы;

• воспитывать любовь к русской классической музыке и поэзии;

• воспитывать у детей нравственные качества, формировать свойства духовно - развитой личности.

Ход мероприятия.

Слайд 1

Музыкальный руководитель:

Тихо-тихо сядем рядом –

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство.

Осторожней, осторожней!

Не спугнуть бы нам его.

Слайд 2

Сегодня мы с вами открываем музыкально-литературную гостиную «Осеняя пора». Мы продолжим знакомство с творчеством П. И. Чайковского, и его музыкальным альбомом под названием «Времена года».

Слайд 3

   В литературе об осени говорили многие поэты: Пушкин и Некрасов, Толстой и Тютчев, и многие, многие другие.

И прежде чем вспоминать, какие образы осени создавали писатели и поэты, я загадаю вам простые загадки об осени.

Загадки

- Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

- По полю рыщет,

Поёт да свищет,

Деревья ломает,

Пыль поднимает. (Ветер)

- Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это … (Дождь)

- Растут зеленеют,

Упадут пожелтеют,

Полежат почернеют. (Листья)

- Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто… (листопад)

- В сентябре и в октябре

Их так много во дворе!

Дождь прошел - оставил их,

Средних, маленьких, больших. (Лужи)

Музыкальный руководитель:

Ребята, какие осенние месяцы вы знаете? Какой сейчас месяц? (Ответы детей)

Знаете ли вы, как раньше назывался месяц ноябрь? Грудень.

От слова «груда»- мёрзлая земля. Издавна на Руси первый день ноября был проводами осени, встречей зимы. Про него и пословица сложена: 

«Ноябрь - Сентябрев внук, Октябрев сын, а зиме – родной батюшка!»

Ну, обо всем по порядку.

 И первый месяц осени называется… Сентярь. А скажите, дети, за что любят осень? (ответ детей)

Осень любят за щедрость (богатый урожай на полях, в садах).

Поэт Ф. Тютчев сказал об этом времени года :

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера.

Ребята, я думаю, вы со мною согласитесь, что особенно красив наш край осенью. Кстати, П. И. Чайковский много путешествовал по разным странам, но при этом всегда говорил: « Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку – Русь». Композитор очень любил русские песни. Он всегда старался запомнить и записать полюбившиеся народные напевы, услышанные в исполнении простых людей. Многие народные напевы мы слышим в музыкальных произведениях Петра Ильича Чайковского.

А я предлагаю вам исполнить песню «Край родной».

Дети исполняют песню «Край родной» Е. Гомоновой.

Слайд 4

Музыкальный руководитель:

Одной из ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы из цикла П. Чайковского «Времена года», является пьеса «Сентябрь».

Пьеса «Сентябрь» посвящена первому осеннему месяцу.

Ещё пьеса называется «Охота».

   Ведь первые дни осени приносят с собой возможность предаваться любимой забаве – охоте.

Чайковский начинает пьесу с громких аккордов – зова охотничьих рожков. Быстрый темп в середине пьесы как бы изображает погоню лошадей, нетерпеливых всадников, наклонившихся в седле.

Страсть сентябрьской охоты разгорается от радости поймать добычу и заготовить на зиму припасы.

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Сентябрь. Охота»

Слайд 5

Музыкальный руководитель: У композитора — звуки, у художника — краски, у поэта — слово. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года.

Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный — отзываются в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый — рождают, светлую радость.

Сейчас послушаем, как композитор П. И. Чайковский с помощью музыки передает красоту месяца октября. В качестве вступления для поэтического описания октября Чайковский выбрал коротенькое двустишие А. Н. Толстого

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья желтые по ветру летят. "

Слышится стук спелых яблок, падающих на крышу, грустный шелест листвы и печаль увядающей природы передают тихие аккорды, вот в середине пьесы легкие трели напоминают о теплых лучиках солнца. Трепетное чувство, охватывающее душу, дарит последнюю надежду на тепло, а затем природа вздыхает, темп замирает и затихает.

Итак, «Октябрь». «Осенняя песнь». Послушайте и ответьте, о чем рассказала нам музыка?

Звучит пьеса П. И. Чайковского  «Осенняя песнь»

(Ответ детей)

В пьесе главный элемент «мотив вздоха», передающий грусть, печаль увядающей природы. Легкие трели в середине пьесы напоминают о теплых солнечных лучах, частая смена регистров, в конце пьесы темп замирает и затихает. Характер произведения нежный, ласковый. Произведение имеет 3-х частную форму.

Слайд 6

 

Музыкальный руководитель: Осень, ребята, бывает разная. Ранняя или еще можно сказать, золотая. Подумайте и скажите, почему она так называется?

(ответы детей).

Педагог уточняет - это когда погода солнечная, листочки на деревьях окрашены в несколько цветов и оттенков здесь и ярко желтый цвет, оранжевый, бордовый. И все вместе они как будто превращают деревья в многоцветный, яркий костер.

Слайд 7

Музыкальный руководитель: Поздняя осень - когда небо пасмурное, много льет дождь, слякоть. С деревьев облетели листья, стволы намокли, потемнели, трава пожухла, на земле холодные, черные лужи, часто дует холодный пронизывающий ветер.

   Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру:

"Определите, какую осень поэты описывают в стихах" - позднюю или раннюю:

Подарило солнце лесу свой подарок:

Побежал по кронам лучик не простой -

Лес преобразился, праздничен и ярок

Засверкал осенней, жаркой красотой.

Заплела березка косы золотые,

В желтых сарафанах липы встали в ряд,

Ивы в реку смотрят, солнцем залитые,

И бордовый клену так к лицу наряд.   (Ответы детей).

Дождь холодный поливает, лужи небо отражают,

Мокнет грустная земля, и овраги, и поля.

Плачут зябкие осинки и березки, и рябинки.

Гонит в небе облака, плещет серая река.

Птиц неслышно улетели.

Скоро заметут метели, зимний холод впереди:

А пока - дожди, дожди:

Какая осень описывается в этом стихотворении? С каким настроением вы слушали эти строки?   (Ответы детей).

Слайд 8

Нашу осеннюю природу любили писать русские художники. О ней пишут стихи поэты. Очень любил эту пору А.С. Пушкин. Он посвятил ей много прекрасных стихов.   (Прочитать на слайде).

 Слайд 9

 Вот мы и добрались до ноября. Ноябрь – это последний месяц осени! Пышная и нарядная, она сменяется серой, невидной, грустной, с тихим плачем мелкого дождя. Словом, превращается в «Золушку», которая зовётся у нас на Руси поздней осенью.

Ребята, в то время, когда жили Чайковский и Пушкин, в ноябре уже всюду лежал снег и не таял. Люди ездили на тройках лошадей в санях. И музыкальная картинка, которую мы сегодня будем слушать, называется «На тройке».

Звучит пьеса П. И. Чайковского  «На тройке»

Слайд 10

Музыкальный руководитель: У художников – краски, у поэтов – слова. У композиторов – только звуки. Но ведь ими можно прекрасно рисовать природу.

Так мы увидели на примере трёх музыкальных произведений, как композитор Пётр Ильич Чайковский нарисовал нам русскую осень с помощью звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный вечер "Унылая пора очей очарованье"

Литературно-музыкальный вечер посвященный времени годв Осень...

Музыкально - литературная гостинная для педагогов "Осенняя пора...."

Данный конспект предназначен для педагогов и воспитателей детских садов. В материале использованны отрывки из музыкальных произведений и литературных произведений разных авторов на осеннюю тематику, т...

«От героев былых времен, не осталось порой имен… » (сценарий музыкально-литературной гостиной для детей старшего дошкольного возраста)

Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвященной Дню победы в Великой отечественной войне. Мероприятие предназначено  для детей старшего дошкольного возраста. К участию в литературно-музыка...

Музыкально-литературная гостиная для детей подготовительной к школе группе «Осенняя пора! Очей очарованье!»

Музыкально-литературная гостиная для детей подготовительной к школе группе...

Музыкально- литературная гостиная "Осень - чудная пора"

Музыкально- литературная гостиная "Осень- чудная пора" для детей подготовительного возраста....

Музыкально-литературная гостиная "Унылая пора! Очей очарованье!"

Музыкально-литературная композиция для детей подготовительной к школе группе "Унылая пора! Очей очаровье!"...