Музыкально- литературная гостиная "Осенняя пора"
материал (подготовительная группа)
Музыкально-литературная гостиная по праизведениям П. И. Чайковского "Времена года"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-литературная гостиная «Осенняя пора» по произведениям П. И. Чайковского «Времена года»
Цель– воспитание у детей чувства прекрасного.
Задачи:
• продолжить знакомство с произведениями из цикла «Времена года» П. И. Чайковского;
• показать взаимосвязь музыки и литературы;
• воспитывать любовь к русской классической музыке и поэзии;
• воспитывать у детей нравственные качества, формировать свойства духовно - развитой личности.
Ход мероприятия.
Слайд 1
Музыкальный руководитель:
Тихо-тихо сядем рядом –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней!
Не спугнуть бы нам его.
Слайд 2
Сегодня мы с вами открываем музыкально-литературную гостиную «Осеняя пора». Мы продолжим знакомство с творчеством П. И. Чайковского, и его музыкальным альбомом под названием «Времена года».
Слайд 3
В литературе об осени говорили многие поэты: Пушкин и Некрасов, Толстой и Тютчев, и многие, многие другие.
И прежде чем вспоминать, какие образы осени создавали писатели и поэты, я загадаю вам простые загадки об осени.
Загадки
- Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
- По полю рыщет,
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
Пыль поднимает. (Ветер)
- Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это … (Дождь)
- Растут зеленеют,
Упадут пожелтеют,
Полежат почернеют. (Листья)
- Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто… (листопад)
- В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел - оставил их,
Средних, маленьких, больших. (Лужи)
Музыкальный руководитель:
Ребята, какие осенние месяцы вы знаете? Какой сейчас месяц? (Ответы детей)
Знаете ли вы, как раньше назывался месяц ноябрь? Грудень.
От слова «груда»- мёрзлая земля. Издавна на Руси первый день ноября был проводами осени, встречей зимы. Про него и пословица сложена:
«Ноябрь - Сентябрев внук, Октябрев сын, а зиме – родной батюшка!»
Ну, обо всем по порядку.
И первый месяц осени называется… Сентярь. А скажите, дети, за что любят осень? (ответ детей)
Осень любят за щедрость (богатый урожай на полях, в садах).
Поэт Ф. Тютчев сказал об этом времени года :
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
Ребята, я думаю, вы со мною согласитесь, что особенно красив наш край осенью. Кстати, П. И. Чайковский много путешествовал по разным странам, но при этом всегда говорил: « Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку – Русь». Композитор очень любил русские песни. Он всегда старался запомнить и записать полюбившиеся народные напевы, услышанные в исполнении простых людей. Многие народные напевы мы слышим в музыкальных произведениях Петра Ильича Чайковского.
А я предлагаю вам исполнить песню «Край родной».
Дети исполняют песню «Край родной» Е. Гомоновой.
Слайд 4
Музыкальный руководитель:
Одной из ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы из цикла П. Чайковского «Времена года», является пьеса «Сентябрь».
Пьеса «Сентябрь» посвящена первому осеннему месяцу.
Ещё пьеса называется «Охота».
Ведь первые дни осени приносят с собой возможность предаваться любимой забаве – охоте.
Чайковский начинает пьесу с громких аккордов – зова охотничьих рожков. Быстрый темп в середине пьесы как бы изображает погоню лошадей, нетерпеливых всадников, наклонившихся в седле.
Страсть сентябрьской охоты разгорается от радости поймать добычу и заготовить на зиму припасы.
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Сентябрь. Охота»
Слайд 5
Музыкальный руководитель: У композитора — звуки, у художника — краски, у поэта — слово. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года.
Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный — отзываются в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый — рождают, светлую радость.
Сейчас послушаем, как композитор П. И. Чайковский с помощью музыки передает красоту месяца октября. В качестве вступления для поэтического описания октября Чайковский выбрал коротенькое двустишие А. Н. Толстого
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят. "
Слышится стук спелых яблок, падающих на крышу, грустный шелест листвы и печаль увядающей природы передают тихие аккорды, вот в середине пьесы легкие трели напоминают о теплых лучиках солнца. Трепетное чувство, охватывающее душу, дарит последнюю надежду на тепло, а затем природа вздыхает, темп замирает и затихает.
Итак, «Октябрь». «Осенняя песнь». Послушайте и ответьте, о чем рассказала нам музыка?
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Осенняя песнь»
(Ответ детей)
В пьесе главный элемент «мотив вздоха», передающий грусть, печаль увядающей природы. Легкие трели в середине пьесы напоминают о теплых солнечных лучах, частая смена регистров, в конце пьесы темп замирает и затихает. Характер произведения нежный, ласковый. Произведение имеет 3-х частную форму.
Слайд 6
Музыкальный руководитель: Осень, ребята, бывает разная. Ранняя или еще можно сказать, золотая. Подумайте и скажите, почему она так называется?
(ответы детей).
Педагог уточняет - это когда погода солнечная, листочки на деревьях окрашены в несколько цветов и оттенков здесь и ярко желтый цвет, оранжевый, бордовый. И все вместе они как будто превращают деревья в многоцветный, яркий костер.
Слайд 7
Музыкальный руководитель: Поздняя осень - когда небо пасмурное, много льет дождь, слякоть. С деревьев облетели листья, стволы намокли, потемнели, трава пожухла, на земле холодные, черные лужи, часто дует холодный пронизывающий ветер.
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру:
"Определите, какую осень поэты описывают в стихах" - позднюю или раннюю:
Подарило солнце лесу свой подарок:
Побежал по кронам лучик не простой -
Лес преобразился, праздничен и ярок
Засверкал осенней, жаркой красотой.
Заплела березка косы золотые,
В желтых сарафанах липы встали в ряд,
Ивы в реку смотрят, солнцем залитые,
И бордовый клену так к лицу наряд. (Ответы детей).
Дождь холодный поливает, лужи небо отражают,
Мокнет грустная земля, и овраги, и поля.
Плачут зябкие осинки и березки, и рябинки.
Гонит в небе облака, плещет серая река.
Птиц неслышно улетели.
Скоро заметут метели, зимний холод впереди:
А пока - дожди, дожди:
Какая осень описывается в этом стихотворении? С каким настроением вы слушали эти строки? (Ответы детей).
Слайд 8
Нашу осеннюю природу любили писать русские художники. О ней пишут стихи поэты. Очень любил эту пору А.С. Пушкин. Он посвятил ей много прекрасных стихов. (Прочитать на слайде).
Слайд 9
Вот мы и добрались до ноября. Ноябрь – это последний месяц осени! Пышная и нарядная, она сменяется серой, невидной, грустной, с тихим плачем мелкого дождя. Словом, превращается в «Золушку», которая зовётся у нас на Руси поздней осенью.
Ребята, в то время, когда жили Чайковский и Пушкин, в ноябре уже всюду лежал снег и не таял. Люди ездили на тройках лошадей в санях. И музыкальная картинка, которую мы сегодня будем слушать, называется «На тройке».
Звучит пьеса П. И. Чайковского «На тройке»
Слайд 10
Музыкальный руководитель: У художников – краски, у поэтов – слова. У композиторов – только звуки. Но ведь ими можно прекрасно рисовать природу.
Так мы увидели на примере трёх музыкальных произведений, как композитор Пётр Ильич Чайковский нарисовал нам русскую осень с помощью звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальный вечер "Унылая пора очей очарованье"
Литературно-музыкальный вечер посвященный времени годв Осень...

Музыкально - литературная гостинная для педагогов "Осенняя пора...."
Данный конспект предназначен для педагогов и воспитателей детских садов. В материале использованны отрывки из музыкальных произведений и литературных произведений разных авторов на осеннюю тематику, т...

«От героев былых времен, не осталось порой имен… » (сценарий музыкально-литературной гостиной для детей старшего дошкольного возраста)
Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвященной Дню победы в Великой отечественной войне. Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. К участию в литературно-музыка...
Музыкально-литературная гостиная для детей подготовительной к школе группе «Осенняя пора! Очей очарованье!»
Музыкально-литературная гостиная для детей подготовительной к школе группе...
Презентация к музыкально – литературной гостинной «Осенняя пора ! Очей очарованье!»
Презентация подготовительная группа...

Музыкально- литературная гостиная "Осень - чудная пора"
Музыкально- литературная гостиная "Осень- чудная пора" для детей подготовительного возраста....
Музыкально-литературная гостиная "Унылая пора! Очей очарованье!"
Музыкально-литературная композиция для детей подготовительной к школе группе "Унылая пора! Очей очаровье!"...
