КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»
консультация (старшая группа)

Котельникова Марина Александровна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitatelky_.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»

Линейный календарь предназначен для формирования у детей начальных представлений о времени. Также методика используется для формирования у детей навыков счета и формирования математических и логических представлений. Методика «Линейный календарь» дает детям представление о последовательности чисел, относящихся к разным частям реальности (времени, пространству, последовательности событий, количеству разных предметов и т.п.) и, в частности, готовит детей к освоению понятия числовой оси.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений средствами линейного календаря. 

Задачи:

  1. Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости.
  2.  Научить детей правильно применять термины, обозначающие единицы времени: день, неделя, месяц, год.
  3.  Сформировать представления о последовательности дней недели, очередности месяцев, времен года.
  4.  Формировать умение делать выбор и планировать собственную деятельность.
  5. Развивать социально-коммуникативные навыки, желания обсуждать важные события и делиться впечатлениями со взрослыми и сверстниками.

Формирование у детей-дошкольников представления о времени проходит через несколько стадий. Вначале дети имеют весьма расплывчатое представление о времени (например: «два дня» и «два месяца» представляются одинаково длинными отрезками времени, понятия «завтра» и «вчера» не существуют в какой-то заданной системе координат и поэтому довольно часто употребляются детьми через запятую, как тождественные друг другу и т.п.). На следующем этапе дети начинают использовать значительные события в своей жизни как для определения длительности времени, так и для определения его направленности (например: «это было после моего дня рождения»). Наконец, дети начинают правильно использовать термины, обозначающие единицы времени (день, неделя, месяц) и временные отрезки для разного направления времени: понимать, что такое вчера (день назад), сегодня, завтра.

Довольно часто для формирования у детей представления о времени используют модель часов и матричный календарь, иногда это происходит даже в начальной школе. Однако слишком раннее обучение детей использованию обычного календаря, как правило, не приносит ожидаемых результатов не только потому, что у детей еще не сформировано понятие времени, но еще и потому, что сам формат календаря сложен для детей еще не умеющих читать. Матричный формат календаря предполагает знание правил чтения, в частности, правила перехода на новую строку, когда предыдущая строка заканчивается. Большинство детей-дошкольников еще не владеют такими правилами чтения, поэтому матричный формат календаря не помогает им ориентироваться во времени.

Материалы

Линейный календарь легко сделать самому из доступных материалов. Картинки могут рисоваться от руки или с использованием компьютерной графики.

Как правило, воспитатели пробуют несколько версий календаря прежде чем выбирают окончательную.

1. Полоски для календаря на каждый месяц учебного года. Эти полоски можно сделать из плотной бумаги и затем ламинировать. Рекомендуется делать полоски разных цветов для разных месяцев, так чтобы потом, когда календари за несколько месяцев вывешены на стенах, детям было бы легче найти нужный месяц. Можно подобрать цвета так, чтобы они соответствовали времени года: например, осенние месяцы будут отражать цвета осенней листвы, а весенние месяцы – цвета травы и распускающихся цветов.

Сверху к календарю прикрепляется полоска с названием месяца. В каждой клеточке календаря написано число от 1 до 30/31 (или 28/29).

Для детей старшей и подготовительной группы можно написать и день недели.

Размер полосок должен быть таким, чтобы во время групповых занятий детям были хорошо видны цифры и картинки. В то же время, полоски должны быть не слишком большими, т.к. в течение года они будут вывешиваться на стены, образуя непрерывную «временную ось»

2. Наклейки для обозначения будних и выходных дней. Эти наклейки помещаются в верхней части каждой клеточки календаря.

Символ для наклейки выбирается так, чтобы ребенок ассоциировал его с днями, когда он приходит в детский сад или остается дома. Например, для обозначения субботы и воскресенья можно выбрать картинку домика. Для обозначения будних дней можно выбрать символ, звездочки .

Все наклейки с символами (включая наклейки, обозначающие не учебные дни, каникулы и т.д.) прикрепляются к календарю на весь месяц. Если в будний день работа садика внезапно отменяется (например, по погодным условиям или в связи с карантином), воспитатель зачеркивает соответствующую картинку (или картинки), соответствующие будним дням, в первый учебный день после перерыва.

3. Наклейки для особенных дней. В нижней части клеточек помещаются символы, обозначающие важные события в жизни отдельных детей, группы или всего детского сада. Примерами таких событий могут быть дни рождения, праздники или экскурсии. Рядом с наклейкой, обозначающей день рождения, напишите имя именинника.

Иногда для наклеек можно использовать универсальные символы (например, елочка для Нового Года или пирог со свечками для дня рождения), но иногда содержание картинки надо будет определить вместе с детьми. Помните, что картинки подбираются так, чтобы их связь с изображаемым событием имела смысл для ребенка. Например, о походе в кукольный театр детям скорее напомнит изображение конкретного сказочного персонажа, чем просто изображение куклы.

Обычно такие наклейки могут быть прикреплены к календарю в начале месяца, но иногда приходится делать дополнительные наклейки, чтобы обозначить незапланированные события.

Работа с календарем проводится каждый день во время утреннего сбора. Продолжительность занятия варьирует в зависимости от возраста детей и конкретной педагогической задачи, поставленной воспитателем, однако не должна превышать 5 минут. Воспитатель может напоминать детям о календаре и в другое время дня (например, при обсуждении книги, в которой упоминается тот или иной месяц), а также поощрять самостоятельное использование детьми календаря (например, для выяснения, когда будет праздник или день рождения или для определения, кто старше и насколько).

Процедура проведения

Календарь на текущий месяц помещается так, чтобы он был хорошо виден всем детям в группе и чтобы воспитателю было легко на нем писать.

Дети вместе с воспитателем хором повторяют числа останавливаясь на числе, соответствующем сегодняшнему дню. Называя все числа, воспитатель показывает на соответствующие клеточки и дойдя до сегодняшнего числа, зачеркивает его. После этого дети вместе с воспитателем повторяют число и месяц. В старшей и подготовительной группах можно добавить и день недели.

 Во время хорового счета воспитатель и дети повторяют Количественные  числительные (один, два, три…), однако называя дату, используются порядковые  числительные (Второе февраля).

На этом этапе занятия важно, чтобы все дети отвечали ХОРОМ – не рекомендуется спрашивать отдельных детей, знают ли они, какое сегодня число.

В зависимости от возраста детей, воспитатель может предложить им ответить на вопросы

При использовании линейного календаря для формирования математических представлений необходимо учитывать как возраст детей, так и их степень овладения понятием числа и операцией счета. Приводимые ниже примеры вопросов, которые можно обсуждать на занятиях, не адресованы какой-либо возрастной группе, а приведены в порядке их нарастающей сложности:

- Какое сегодня число (показывает)?

 А какое будет завтра (показывает)?

 А какое было вчера (показывает)?

- (Показывает на сегодняшнее число).

Сколько дней осталось до праздника (показывает на картинку)?

- Показывает на сегодняшнее число.

Сколько дней тому назад мы отмечали Настин день рождения (показывает на картинку)?

Не следует превращать занятие по календарю в урок математики и пересчитывать все, что только возможно. В то время, как определение сегодняшней даты по календарю является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ, остальные вопросы таковыми не являются. Рекомендуется чередовать вопросы, направленные на формирование представлений о времени, с вопросами, направленными на формирование математических представлений.

После того, как месяц заканчивается, календарь помещают на стену так, чтобы календари за все прошедшие месяцы составляли непрерывную линию.

Рекомендации

Линейный календарь отличается от календарей, которые родители используют дома, поэтому рекомендуется ознакомить родителей с этим новым форматом и объяснить, почему детям легче пользоваться таким календарем. Многие родители после таких объяснений начинают использовать подобный календарь с ребенком и у себя дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Линейный календарь"

Мастер класс для педагогов "Линейный календарь" по программе "ПРО детей"...

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ...

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ (доклад.)

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ...

Педагогическая технология "Линейный календарь"

Работа с календарем проводится каждый день во время утреннего сбора. Продолжительность занятия варьирует в зависимости от возраста детей и конкретной педагогической задачи, поставленной воспитателем, ...

Педагогическая Технология "Линейный календарь"

Линейный календарь предназначен для формирования у детей начальных представлений о времени. Также методика используется для формирования у детей навыков счета и формирования математических...

Проект по инновационной технологии "Линейный календарь"

Проект по инновационной технологии "Линейный календарь" - изменение традиционной формы календаря для более удобного и эффективного ведения времени и планирования задач, формирование у детейс...