План самообразования 2026-2030
материал
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию.
2026- 2030 гг.
Тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края в процессе различных видов деятельности».
(Ф.И.О. педагога) Кирпикова Наталья Сергеевна
(специальность) Воспитатель
(образование) средне-специальное
(стаж педагогической работы) 23 года
(квалификационная категория) первая
(дата начала работы над темой) 2026 год
(предполагаемая дата окончания работы) 2030 год
Актуальность выбранной темы
Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура ныне живущих людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором оно пребывает сейчас.
Экологическое воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.
В детском возрасте у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возникло и закрепилось чувство сострадания к живой природе, интерес к окружающему миру растений и животных, воспитателям необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников. Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
Цель: ознакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.
Задачи:
- расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края;
- формировать бережное отношение к растениям и животным родного края;
- развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края.
Предполагаемый результат:
- Формирование у детей знаний с элементами экологии о природных объектах родного края.
- Бережное отношение детей к природе родного края.
- Семьи воспитанников начинают уделять больше внимания культуре поведения на природе.
культуры.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Выход темы:
- консультация для родителей
- консультация для педагогов
- родительское собрание «Путешествие по родному краю»
-
1 этап
Установочный (2026 год)
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме
2 этап
Теоретический (2027 год)
1.Работа с детьми
- Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу.
- Оформить в группе центр «Моя малая Родина».
2.Работа с родителями
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по ознакомлению дошкольников с родным краем (родительское собрание)
3.Самореализация
- Работа с методической литературой.
- Систематизация коммуникативных игр, в соответствии с возрастными возможностями
3 этап
Практическое решение проблемы (2028-2029 год)
1. Работа с детьми.
- В зависимости от календарного планирования, подобрать игровой и сценический материал.
- Дидактические игры:
- «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».
- Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.
- Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.
- «Оцени поступок»
- Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.
- Материал: сюжетные картинки.
- Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок.
- «Комплименты»
- Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие
- «Малая красная книга»
- Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.
- Материал: малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц
- Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений дети называют. Воспитатель рассказывает о них.
- «Подбери профессию»
- Цель: Расширить знания о профессиях в нашем городе.
- Материал: картинки о профессиях, карандаши, бумага
- Ход игры: Дети выбирают из картинок те картинки, профессии, которые есть в нашем городе и рисуют им инструменты.
- «Народные промыслы»
- Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
- Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества.
- Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов. Дети называют.
- «Нарисуй узор»
- Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
- Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.
- Ход игры: Дети рисуют простой узор по образу.
- «Сортируй узоры»
- Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, формировать умение узнавать и отличать различные промыслы.
- Материал: картинки народных промыслов.
- Ход игры: Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу.
- «Собери узор»
- Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
- Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов.
- Ход игры: Дети собирают картинки из фрагментов.
- «Богатства недр земли»
- Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли.
- Материал: коллекция ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.
- Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.
- «Сложи герб из фрагментов».
- Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города объясняя, что означает тот или иной элемент.
- «Узоры родного города», «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города), «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.
- «Путешествие по городу»
- Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города.
- Ход игры: педагог показывает фото детям, дети называют, что изображено.
- «Моя семья»
- Данная игра включает в себя нравственно – патриотическое воспитание в детском саду и формирование гендерной идентичности.
2. Работа с родителями
- Анкетирование родителей.
- Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка.
- Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
- Индивидуальная помощь родителям по их запросам.
- Мастер - класс «Отходы в доходы»
- Семинар-практикум: «Экологическое воспитание»
- Сбор фотоматериала
- Изготовление лэпбука «Природа вокруг нас»
3.Самореализация
- Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО и ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы)
- Сообщение из опыта работы «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края в процессе различных видов деятельности»
- Консультация для воспитателей «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края».
Участие в системе методической работы детского сада.
- Участник творческой группы МБДОУ
- Выступление на педагогических совещаниях МБДОУ
- Участие в районных методических объединениях Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
- Участие в региональных семинарах Республики Татарстан
- Участие в конкурсах, конференциях
- Подготовка воспитанников к конкурсам
- Разработка рабочих программ, календарных планов по теме самообразования
4 этап
Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов (2030 год)
- Выступление с творческим отчетом на пед.совете.
- Показ образовательной деятельности с приглашением коллег и родителей
- 5 этап
Итогово – контрольный (2030 год)
Ожидаемые результаты:
Кругозор детей обеспечивает передачу первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края. Сформировано бережное отношение к растениям и животным родного края. Развита у детей эмоционально-чувственная сфера на основе знакомства с природой родного края
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя Шмелевой Марины Геннадьевны на 2026 – 2030 уч.г.
Цель профессионального развития — систематическое повышение педагогом своего профессионального уровня.Задачи профессионального развития: 1) совершенствование теоретических знаний, пед...

Индивидуальный план профессионального развития «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр и пространственной среды В.В. Воскобовича». воспитателя Мельникова Ольга Сергеевна на 2026 – 2030 уч.г.
- совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;- изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педаго...

План самообразования 2026-2030 гг.
Ознакомление дошкольников с родным краем как средство развития коммуникативных навыков....
