План самообразования 2026-2030
материал
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию.
2026- 2030 гг.
Тема: «Развитие познавательных представлений дошкольников через игровые технологии».
(Ф.И.О. педагога) Мухарникова Эльвира Руслановна
(специальность) Воспитатель
(образование) высшее
(стаж педагогической работы) 23 года
(квалификационная категория) первая
(дата начала работы над темой) 2026 год
(предполагаемая дата окончания работы) 2030 год
Актуальность выбранной темы
В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное время препровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В.А. Сухомлинский)
Актуальность. Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс.
Задачи:
1. Формировать способности к творческому саморазвитию и игровой деятельности.
2. Освоить современные технологии и методы организации игры.
3. Изучить особенности организации игровых моментов в группе, привлечь родителей к организации воспитательно - образовательной работы с детьми.
4. Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.
Выход темы:
- консультация для родителей
- консультация для педагогов
- родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»
- картотека коммуникативных игр по обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста
1 этап
Установочный (2026 год)
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме
анализ и обобщение теоретических данных
отбор инновационных, коммуникативных и речевых приемов
2 этап
Теоретический (2027 год)
1.Работа с детьми
- Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу.
- Пополнение в группе центра «Познавай-ка».
2.Работа с родителями
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию познавательной активности у дошкольников (родительское собрание)
3.Самореализация
- Работа с методической литературой.
- Систематизация познавательных игр, в соответствии с возрастными возможностями
3 этап
Практическое решение проблемы (2028-2029 год)
1. Работа с детьми.
- В зависимости от календарного планирования, подобрать игровой и сценический материал.
- Для развития мышления:
- «Отгадай фигуру»
- «Собери снеговика»
- «Осенние листочки»
- «Геометрическое лото»
- «Четвёртый лишний».
- «Во саду ли, в огороде...».
- «Найди картинку».
- «Кто это делает».
- «Чем они похожи?»
- «Кто где спит»
- Для развития внимания:
- «Что изменилось».
- «Волшебное слово».
- «Кто-то наследил».
- «Чем похожи – чем отличаются»
- «Накрой на стол»
- «Найди одинаковые рукавички»
- «Что, где растет?»
- Для развития восприятия и памяти:
- «Найди отличия»
- «Сложи картинку»
- «Что за время года?
- «Кто, что ест?»
- Для развития речи:
- «Один — много»
- «Подскажи словечко»
- «Перепутанная сказка»
- «Вершки и корешки»
- «Вкусный сок»
- «Кто в теремочке живет».
- 2 направление:
- Работа с детьми строилась по следующим путям развития познавательных способностей:
- Развитие мышления;
- Развитие внимания;
- Развитие восприятия и памяти;
- Развитие речи;
- Развитие творческого воображения.
2. Работа с родителями
- Анкетирование родителей.
- Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка.
- Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
- Индивидуальная помощь родителям по их запросам.
- Мастер - класс «Танграм»
- Семинар-практикум: «Познавательные игры вокруг»
- Сбор фотоматериала
3.Самореализация
- Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО и ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы)
- Сообщение из опыта работы «Развитие познавательных представлений дошкольников через игровые технологии».
- Консультация для воспитателей «Развитие познавательных представлений дошкольников».
Участие в системе методической работы детского сада.
- Участник творческой группы МБДОУ
- Выступление на педагогических совещаниях МБДОУ
- Участие в районных методических объединениях Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
- Участие в региональных семинарах Республики Татарстан
- Участие в конкурсах, конференциях
- Подготовка воспитанников к конкурсам
- Разработка рабочих программ, календарных планов по теме самообразования
4 этап
Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов (2030 год)
- Выступление с творческим отчетом на педагогическом Совете.
- Показ образовательной деятельности с приглашением коллег и родителей
- 5 этап
Итогово – контрольный (2030 год)
Ожидаемые результаты:
Включение в образовательный процесс развивающих игр предоставляет возможность для творческой деятельности и самореализации личности, способствует активному вовлечению в учебный процесс и достижению высоких результатов в интеллектуальном развитии детей.
Применяя данную технологию, мы можем достичь главной цели дошкольного образования – сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать общую культуру, развить физические, интеллектуальные и личностные качества, сформировать предпосылки к учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность.
Литература.
1. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
2. «Математика и дети» — А. Белошинская – кандидат пед — х наук.
3. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.
5. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
6. «Играем в числа» — серия пособий
7. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.
8.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
9.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
10.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2014 г.
11. Ю.А. Афонькиной «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» с учётом ФГТ в ДОУ.
11. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М. 2014. - 152 с.
12. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 240 с.
13. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 2018.258с
14. Овчарова Р.В. Развивающая работа воспитателя в дошкольном учреждении. - Архангельск, 2015.
15. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2016.192с.
16. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2012. - 228 с.
17.Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунева, Р.Олвер, П. Гринфилд - М., 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя Шмелевой Марины Геннадьевны на 2026 – 2030 уч.г.
Цель профессионального развития — систематическое повышение педагогом своего профессионального уровня.Задачи профессионального развития: 1) совершенствование теоретических знаний, пед...

Индивидуальный план профессионального развития «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр и пространственной среды В.В. Воскобовича». воспитателя Мельникова Ольга Сергеевна на 2026 – 2030 уч.г.
- совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;- изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педаго...

План самообразования 2026-2030 гг.
Ознакомление дошкольников с родным краем как средство развития коммуникативных навыков....

