План самообразования 2026-2030 гг.
материал

Адиля Хафизовна Салимова

Ознакомление дошкольников с родным краем как средство развития коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_2026-2030.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию.

2026- 2030 гг.

Тема:  «Ознакомление дошкольников с родным краем как средство развития коммуникативных навыков».

(Ф.И.О. педагога) Салимова Адиля Хафизовна

(специальность) Воспитатель        

(образование) высшее

(стаж педагогической работы)  21лет

(квалификационная категория) первая

(дата начала работы над темой)  2026 год

(предполагаемая дата окончания работы) 2030 год

 Актуальность выбранной темы 

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

В своей группе на основе анализа мониторинга и индивидуальных бесед с детьми, вывод: дети имеют поверхностные знания о родном городе, крае, о Родине в целом.

  Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности. На основе анализа мониторинга составлен план на год по ознакомлению родного края, улиц, площадей и т.д. в виде виртуального путешествия с использованием ИКТ.

Направление: социально-личностное развитие дошкольников (патриотическое воспитание)

Интеграция ОО: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

 Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная

Цель: заинтересовать детей к истории и национальным традициям Республики Саха (Якутия), обобщить знания детей о родном крае.

Задачи:

-создание развивающей среды в группе;

- формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;

- формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной культуре и традициям;

- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому Якутии средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;

-воспитание нравственно - патриотических чувств через изучение государственной символики Якутии.

-развивать способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать.

-развивать творческие и интеллектуальные способности детей, речевую культуру.

Предполагаемый результат: устойчивый интерес к своему родному краю, уважительное и бережное отношения к достопримечательностям Якутии; любовь и бережное отношение к природе; интерес к познанию национальных игр и национальной одежды, честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры.

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Выход темы: 

- консультация для родителей

- консультация для педагогов

- родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»

- картотека коммуникативных игр по обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

- Дети:

- коммуникативные игр по обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста

- эмоциональное благополучие, осуществляемое в процессе общения

- логоритмические игры

- посещение сенсорной комнаты с целью снятия напряжения

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

В ходе реализации  разработана картотека:

- Мое настроение

- Я пришел

- Моя семья

1 этап

Установочный (2026 год)
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме 

2 этап 
Теоретический (2027 год)
1.Работа с детьми 

  • Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу.
  • Оформить в группе центр «Моя малая Родина».

2.Работа с родителями 

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по ознакомлению дошкольников с родным краем (родительское собрание)

3.Самореализация 

  • Работа с методической литературой.
  •  Систематизация коммуникативных игр, в соответствии с возрастными возможностями 

3 этап 
Практическое решение проблемы (2028-2029 год)
1. Работа с детьми.

  • В зависимости от календарного планирования, подобрать игровой и сценический материал.  
  • Дидактические игры:
  •  «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».
  •   Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.
  • Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.
  • «Оцени поступок»
  • Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.
  • Материал: сюжетные картинки.
  • Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок.
  • «Комплименты»
  • Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие
  •  «Малая красная книга»
  • Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных  в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности. 
  • Материал: малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц 
  • Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений  дети называют. Воспитатель рассказывает о  них.
  •  «Подбери профессию»
  • Цель: Расширить знания о профессиях в нашем городе.
  • Материал: картинки о профессиях, карандаши, бумага
  • Ход игры: Дети выбирают из картинок те картинки, профессии, которые есть в нашем городе и рисуют им инструменты.
  •  «Народные промыслы»
  • Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
  • Материал: картинки и изображения с предметами  народного  творчества.
  • Ход игры: воспитатель показывает картинку с  изображением предметов  народных промыслов.  Дети называют.
  • «Нарисуй узор»
  • Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
  • Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.
  • Ход игры: Дети рисуют простой узор по образу.
  •  «Сортируй узоры»
  • Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, формировать умение узнавать и отличать различные промыслы.
  • Материал: картинки народных промыслов. 
  • Ход игры: Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу.
  • «Собери узор»
  • Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к   русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
  • Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов.
  • Ход игры: Дети собирают картинки из фрагментов.
  • «Богатства недр земли»
  •  Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли.
  • Материал: коллекция ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.
  • Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.
  • «Сложи герб из фрагментов».
  •  Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города объясняя, что означает тот или иной элемент.
  •  «Узоры родного города», «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города), «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.
  •  «Путешествие по городу»
  • Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города.
  • Ход игры: педагог показывает фото детям, дети называют, что изображено.
  • «Моя семья»
  • Данная игра включает в себя нравственно – патриотическое воспитание в детском саду и формирование гендерной идентичности.
  • «Дружат люди всей земли»
  • Цель: Формировать чувства патриотизма, через ознакомление с историей и основными особенностями различных государств.
  •  «Башни кремля»
  • Цель: Уточнить и закрепить знания детей о столице нашей Родины.
  • Словесные  игры  также используются  при воспитании нравственных чувств.
  • «Продолжи пословицу»
  • Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.
  • Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.
  •  «Цветик – семицветик»
  • Цель: загадывать желание, рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей – ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную.
  •  «Хорошо – плохо»
  •  Цель: оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо? Красными фишками оцениваются хорошие поступки, черными – плохие.
  • Динамическая игра «Герб России».

Герб страны – орёл двуглавый

Гордо крылья распустил,  (поднять руки в стороны)

Держит скипетр и державу,  (поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку)

Он Россию сохранил              (нарисовать руками круг)

На груди орла – щит красный, (приложить руки к груди)

Дорог всем: тебе и мне            (наклон головы вправо-влево)

Скачет юноша прекрасный       (шаг на месте)

На серебряном коне.

Развевается плащ синий,      (плавные покачивания рук вправо и влево.)

И копьё в руке блестит.              (сжать руки в кулак)

Побеждает всадник сильный,         (поставить руки на пояс)

Злой дракон у ног лежит                 (показать руками)

Подтверждает герб старинный

Независимость страны.

Для народов всей России

Наши символы важны.                  (поднять руки вверх)

2. Работа с родителями 

  • Анкетирование родителей.
  • Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка.
  • Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
  • Индивидуальная помощь родителям по их запросам. 
  • Мастер - класс «Я гражданин»
  • Семинар-практикум: «Патриотическое воспитание»
  • Сбор фотоматериала
  • Изготовление лэпбука «Моя страна, мой дом, моя семья»

3.Самореализация 

  • Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО и ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы) 
  • Сообщение из опыта работы «Ознакомление дошкольников с родным краем как средство развития коммуникативных навыков»
  •  Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с родным краем».

 Участие в системе методической работы детского сада.

  • Участник творческой группы МБДОУ
  • Выступление на педагогических совещаниях МБДОУ
  • Участие в районных методических объединениях Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
  • Участие в региональных семинарах Республики Татарстан
  • Участие в конкурсах, конференциях
  • Подготовка воспитанников к конкурсам
  • Разработка рабочих программ, календарных планов по теме самообразования


4 этап 
Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов (2030 год)

  • Выступление с творческим отчетом на пед.совете.
  • Показ образовательной деятельности с приглашением коллег и родителей 
  • 5 этап 
    Итогово – контрольный (2030 год)
    Ожидаемые результаты:

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию сформирует дошкольников представление о родной стране, об истории своей малой Родины и России, обеспечит у детей желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя Шмелевой Марины Геннадьевны на 2026 – 2030 уч.г.

Цель профессионального развития — систематическое повышение педагогом своего профессионального уровня.Задачи профессионального развития:  1) совершенствование теоретических знаний, пед...

Индивидуальный план профессионального развития «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр и пространственной среды В.В. Воскобовича». воспитателя Мельникова Ольга Сергеевна на 2026 – 2030 уч.г.

- совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;- изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педаго...