Творческий отчет о комплексных мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 22 «Солнышко» г. Мичуринска Тамбовской области.
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Реализация системы социального воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ как основы духовно-нравственного становления их личности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий отчет о комплексных мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 22 «Солнышко» г. Мичуринска Тамбовской области.
Расторгуева О.Н., воспитатель.
Дошкольный возраст – уникальный - в этот период закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но самое главное заложить в их души основы нравственности. Именно сегодня, при такой нестабильной, нездоровой атмосфере в нашем обществе нужно дать детям такие понятия как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству.
Что же может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания имеет чрезвычайную значимость.
На базе нашего детского сада с января 2021г открыта муниципальная инновационная площадка «Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе отечественных социо-культурных традиций».
Целью нашей работы является: реализация системы социального воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ как основы духовно-нравственного становления их личности.
Чтобы достичь поставленной нами цели определили следующие задачи:
Задачи:
С педагогами:
1. Разработать нормативно – правовую базу, регламентирующую работу инновационной площадки.
2. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов по вопросу
духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
3. Координировать совместную деятельность детского сада, семьи, социума в работе по реализации программы.
С детьми:
1. Систематизировать работу в ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста с привлечением всех участников образовательного процесса.
2. Развивать у воспитанников познавательные способности, интерес к истории русского народа, творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру.
3. Внедрить практику виртуальных экскурсий по России для обеспечения полноценного развития духовно-нравственного воспитания дошкольников
в учреждении.
4. Усовершенствовать имеющееся игровое
и образовательное пространство жизнедеятельности ребенка для реализации программы.
С родителями:
1.Формировать у родителей активную позицию по вопросам духовно – нравственного воспитания.
2. Адаптировать родителей к новой ситуации совместной деятельности по духовно- нравственному направлению.
3. Создать единое пространство для взаимодействия между родителями воспитанников детского сада и педагогами ДОУ, формировать позитивный имидж учреждения.
Воспитательная система, сложившаяся в ДОУ по духовно-нравственному развитию личности дошкольника содействует целостному духовно–нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.
Подходы воспитательной системы
- содержательный компонент - овладение детьми, доступных возрасту, объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края;
-эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;
-деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.
Работа с кадрами направлена на формирование творческого коллектива единомышленников. В связи с этим организована следующая работа: совместное обсуждение и определение генеральных линий развития дошкольного учреждения; создание творческих групп, разрабатывающих отдельные аспекты совершенствования педагогического процесса; изучение, обобщение, научное обоснование, распространение и внедрение передового педагогического опыта; использование широкого спектра действенных форм повышения квалификации педагогического персонала, организация практических форм работы, предполагающих самообразование и совершенствование технологий педагогического процесса.
В нашем дошкольном учреждении используются самые разнообразные формы и методы работы с педагогами в вопросах духовно - нравственного, патриотического воспитания: дискуссии, семинары - практикумы, консультации, лектории, педагогические советы и др., а так же мини-музеи. В деятельности дошкольного учреждения прослеживаются несколько направлений работы с детьми.
1. Духовно-образовательное.
Здесь педагоги строят образовательный процесс с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей.
(Тематические занятия, проектная деятельность, исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей).
С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Чтение и анализ художественных произведений.
Эстетический фон нашим занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ.
Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.
2.Культурно-познавательное.
Развлечения, праздники, художественно-продуктивная деятельность, экскурсии, целевые прогулки. В течение года в нашем детском саду проводится множество праздников. А православные праздники - это особые праздники. Предварительно детям разъясняются подробно некоторые традиции, обычаи, слова, связанные непосредственно с данным праздником. Детей знакомят с доступными их пониманию рассказами о земной жизни Христа, о жертвенной любви Божьей к людям и о пути человеческого спасения. К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни.
Традицией стало возложение цветов к «Вечному огню». А совместные посещения Боголюбского Кафедрального собора и Свято-Троицкого мужского монастыря, библиотеки, музея-усадьбы им. А.М. Герасимова помогают усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Нравственно-трудовое направление
Труд ребёнка - дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.
Включение труда в систему воспитания делает возможным целостное развитие личности ребенка. Формирование доброго разумного отношения к природе, заповеданной Богом человеку, предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней. Умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном развитии духовно-нравственной и социокультурной сферы ребенка.
На занятиях художественно-продуктивной деятельностью дети во всех возрастных группах в зависимости от своих возможностей стараются передать в своих рисунках, аппликациях и других произведениях ручного труда красоту, фантазию и творчество.
Взаимодействия с родителями.
Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляем происхождение тормозящих развитие факторов, обучаем самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.
С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы:
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
- проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, тематических родительских семинаров-собеседований, совместно организованные с родителями праздники;
- анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания;
использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.
- Взаимодействие с социумом
Нашими социальными партнерами по реализации духовно-нравственного воспитания являются: МБУ «ЦПВ им. Генерала армии Н.Е. Рогожкина»; Мичуринский драматический театр; музей-усадьба им.А.М. Герасимова; МБУ культуры ЦБ г. Мичуринска; МБУДО «Детская музыкальная школа №1» г.Мичуринска; Боголюбский кафедральный собор г. Мичуринска.
Более подробно, хочется остановиться на взаимодействии с музей-усадьбой им.А.М. Герасимова. С октября по декабрь 2021 года нами был реализован проект «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами музейной педагогики». В рамках этого проекта были реализованы ряд мероприятий, как на базе нашего детского сада, так и в музее-усадьбе. Такие как: мастер-классы для педагогов, детей и родителей; посещение выставок; выставки работ воспитанников; образовательная деятельность, и многое другое.
Полученные результаты являются основой для дальнейшей работы по данной теме. Перспектива заключается в более детальной разработке обеспечения преемственности связей между детским садом, семьями воспитанников и социального сотрудничества, в разработке тематических проектов совместно с родителями дошкольников, в создании тематических видеороликов, мероприятий для детей и родителей. Публикация материалов по данной теме на сайте ДОУ. И, конечно, разработка программ по дополнительному образованию духовно – нравственной направленности, на основе наработанного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный отчет МБДОУ - детский сад комбинированного вида "Лесовичок"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированноговида «Лесовичок» функционирует с 1967 года ,...

Рабочая программа педагога МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области по духовно- нравственному воспитанию на основе православных традиций с учетом ФГОС дошкольного образования.
Составлена на основе учебно-методическогопособия «Мир-прекрасное творение» под. ред. Л.П. Гладких, архимандритаЗиновия (В.М.Меньшикова)...

Отчет о работе региональной инновационной площадки в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Солнышко»
Педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников 2015-2016 гг....

Комплексно-тематическое занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ» В подготовительной группе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 4 «Солнышко» г.Белогорск Республики Крым Воспитатель Обухова М.Н.
Цель: Выявить полученные знания, представления, умения и навыки полученные на занятиях в течении года.Задачи обучающие: совершенствовать умение решать задачи, навыки проведения звукового анализа, дифф...

Рабочая программа Педагога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области по духовно – нравственному воспитанию Лопандиной Надежды Павловны
Цель программы: духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника на основе православных ценностей и традиций русского народа.Задачи программы: Обучающие задачи: формиров...

Дополнительная общеразвивающая программа «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народных традиций» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области
Цель: разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравст...

Рабочая программа воспитания МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка»
Программа воспитания является компонентом Основной образовательной программы ДОУ. В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждо...