КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА: «Почему осенью листья желтеют и опадают?»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА: «Почему осенью листья желтеют и опадают

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2025_konspekt_2.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 10» ГОРОДА КОСТРОМЫ

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ»

ТЕМА: «Почему осенью листья желтеют и опадают

Составила:

Воробьева Светлана Сергеевна

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 Тема: «Почему осенью листья желтеют и опадают

Организация: МБДОУ детский сад № 10                                                                           Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.                                                              

Цель:                                                                                                                                                   - Учить детей решать проблемный вопрос в процессе исследовательской деятельности методом сравнений и обобщений; делать выводы,  рассуждать; воспитывать любознательность и наблюдательность.                                                                                                   Задачи:                                                                                                                                   Образовательные:                                                                                                                                           1. Расширить знания детей о жизни деревьев в разное время года.                                                       2. С детьми изучить строение листа, с помощью лупы.                                                                                          3.Выявить, какое значение имеют листья в жизни дерева.                                                                        3. Узнать, почему осенью листья меняют цвет и опадают.                                                       4. Провести эксперимент «Зеленые листочки».                                                                               Развивающие:                                                                                                                                             1. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,
2. Развивать внимание детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.                                                  
Речевое развитие: Учить детей высказывать свое мнение и предположение, доказывая это фактами. Развивать речь - доказательство.                                                                              Методы:                                                                                                                                                               • Беседа;                                                                                                                                                          • Опрос;                                                                                                                                             • Опыт;                                                                                                                                                            • Эксперимент;                                                                                                                                     • Наблюдение;                                                                                                                                                  • Вывод.                                                                                                                                                               

Предмет экспериментирования: Изменение листьев деревьев в осеннее время года.                                      Объект экспериментирования: осенние листья дерева.                                                Проблемная ситуация: «Почему осенью листья желтеют и опадают?»                                                   Гипотеза: листья деревьев поменяют свой цвет и опадут в положенное время, т. к деревья проживают свою изменяющуюся жизнь от сезона к сезону.                                                                            Детская деятельность, лежащая в основе организации непосредственно организованной деятельности - познавательно- исследовательская.                                                                                                                  Словарная работа: хлорофилл, черешки, пробковый слой.Предварительная работа: беседы о сезонных изменениях в природе; рассматривание иллюстраций о временах года; наблюдения в природе в осеннее время года; чтение художественной литературы -  Сказка: Н. М. Грибачев "Рыжие листья", Г. Скребицкий Художник-Осень ("Четыре художника"), К. В.Лукашевич "Осень",  рассматривание и чтение энциклопедии «Хочу все знать», дидактические игры – «с какого дерева листья», «найди пару», «четвертый лишний», «части дерева».

Конспект

Дата проведения :

Аттестуемый педагог (ФИО): Воробьева Светлана Сергеевна

Возрастная группа детей: подготовительная  группа

Тема непосредственно образовательной деятельности: «Почему осенью листья желтеют и опадают?»

Цель: Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между системой объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий

Психолого-педагогические задачи:

Задачи:                                                                                                                                   Образовательные:  

Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня  изменяют жизнь растений.  

Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления  скрытых свойств.  

Закреплять умение получать информацию об объекте в процессе его исследования                                                                                                                                                                                      Развивающие:                                                                                                                                             Развивать  умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.                                                                                                              

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие

Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственно образовательной деятельности: познавательно – исследовательская, речевая

Форма работы с детьми: подгрупповая

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Цель

1 часть – вводная

Включение детей в игровую ситуацию, настрой детей на предстоящую деятельность

Создание образовательной ситуации

В круг широкий, вижу я,                                                       Встали все мои друзья                                                                Мы сейчас пойдем направо.                                                А теперь пойдем налево.                                                     В центре  круга соберемся.                                                       И на место все вернемся.                                                                 Все друг другу улыбнемся,                                                     Все в сборе: дети, взрослые                                                       Мы можем начинать.                                                           Но, прежде надо дружно                                                       Всем здравствуйте сказать.

Ребята, сегодня утром я шла в детский сад и вдруг увидела Колобка,  который бегал по опавшим листьям и сам себе задавал вопрос:                                                                              «Почему осенью листья желтеют и опадают?»                                                                                                                                                             - Я пригласила Колобка к нам, сюда, чтобы мы, все вместе,                                                                                  смогли это выяснить.                                                                                                                            

Дети выполняют движения

Принимают игровую ситуацию

Мотивация детей на предстоящую деятельность

(появляется колобок).                                                                                                                                                - Колобок, как ты думаешь

« почему же осенью листья желтеют и опадают?»                                                                                                                                   (я предполагаю, что листья опадают потому, что они плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают).
- А вы, как ребята думаете?      

Рассуждения детей

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопросы колобка?
- А как вы, ребята, думаете, зачем дереву нужны листья?      

Дети высказывают свои предположения

Цель:

2 часть – основная

Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между системой объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

Проблемный вопрос:
- А вам интересно узнать, как устроен лист?                                                                            
- А для того, чтобы рассмотреть листья воспользуемся увеличительным прибором  лупой.                                      Вывод: лист состоит из листовой пластины и черенка. На листе   есть прожилки.
Проблемный вопрос:
- А почему же листья желтеют осенью?                                       Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.                                                                                                                  
Опыт № 1: «Почему лист зеленый?»
- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
- Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань.                                                                                                                                                   - Что вы обнаружили в ходе опыта?                                                                                                      
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее, день становится короче, меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым или …
- Какого цвета бывают листья у деревьев осенью?                                                                          
Опыт № 2: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Эксперимент «Как листья опадают»
- На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся.  Подведём итоги нашей исследовательской работы.
- Колобок предполагал, что листья опадают потому, что они плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.
- А я предлагаю сообщить наши предположения колобку.
- Из каких частей состоит лист?
- Почему листья зелёные?
- Почему листья меняют свою окраску и опадают?
- Как листья опадают?

-Как называется это явление природы?
Колобок: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопад». Спасибо вам, теперь я точно знаю «Почему осенью листья желтеют и опадают?

Дети проявляют интерес к заданию

Самостоятельные исследовательские действия

Рассуждения детей

Проводят опыт

Делают заключение по результатам опыта

Ответы детей

Участие детей в опыте

Устанавливают связи между явлениями и объектом

Проводят эксперимент

Делают выводы из эксперимента

Высказывают предположения

Дают обобщающие ответы

Проводят анализ проведенных опытов

Цель:

3 часть – заключительная

Анализ работы, поощрение, подведение итогов

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

«Сердечко».                                                                                                                                                             (дети садятся в круг и передают по кругу сердечко, тот, у кого в руках сердечко, говорит)                                                                                                                                                                          - Сегодня я узнал?                                                                                                                              - Чем мне сегодня понравилось заниматься больше всего?                                                                                                 - О чем бы я хотел еще узнать, какие опыты провести.

Дети  проводят анализ своей деятельности, высказывают свое личное мнение

Планируют исследовательскую деятельность

Плавный вывод  детей из непосредственно образовательной деятельности в  самостоятельную деятельность

Ребята, у меня есть трафареты листьев, кто желает, может порисовать.

Дети по желанию занимаются изобразительной деятельностью

Организационный момент.                                                        

В круг широкий вижу я.                                                       Встали все мои друзья                                                                Мы сейчас пойдем направо.                                                А теперь пойдем налево.                                                     В центр круга соберемся.                                                       И на место все вернемся                                                                 Все друг другу улыбнемся,                                                     Все в сборе-дети, взрослые                                                       Мы можем начинать                                                           Но прежде надо дружно                                                       Всем здравствуйте сказать.

Введение.                                                                                            - Ребята, сегодня утром я шла в детский сад и вдруг увидела Колобка,                                                  который бегал по опавшим листьям и сам себе задавал вопрос:                                                                              «Почему осенью листья желтеют и опадают?»                                                                                                                                                             - Я пригласила Колобка к нам, сюда, чтобы мы, все вместе,                                                                                                 смогли это выяснить.                                                                                                                            (появляется колобок).                                                                                                                                                - Колобок, как ты думаешь « почему же осенью листья желтеют и опадают?»                                                                                                                                   (я предполагаю, что листья опадают потому, что они плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают).
- А вы, как ребята думаете?                                                                                                                    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                - Что нужно сделать, чтобы ответить на вопросы колобка?


- А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?                                                                                
Проблемный вопрос:
- А вам интересно узнать, как устроен лист?                                                                            
- Давайте рассмотрим. А для того, чтобы по - лучше рассмотреть листья воспользуемся увеличительным прибором  лупой.

Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
- А почему же листья желтеют осенью?                                      Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.                                                                                                                    

Опыт № 1: «Почему лист зеленый?»
- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
- Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань.                                                                                                                                                   - Что вы обнаружили в ходе опыта?                                                                                                      
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым или …
- Какого цвета бывают листья у деревьев осенью?                                                                          

Опыт № 2: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Эксперимент «Как листья опадают»
- На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся.  Подведём итоги нашей исследовательской работы.
- Колобок предполагал, что листья опадают потому, что они плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.
- А я предлагаю сообщить наши предположения колобку.
- Из каких частей состоит лист?
- Почему листья зелёные?
- Почему листья меняют свою окраску и опадают?
- Как листья опадают?
Колобок: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопад». Спасибо вам, теперь я точно знаю «Почему осенью листья желтеют и опадают?»

Рефлексия: 

«Сердечко».                                                                                                                                                             (дети садятся в круг и передают по кругу сердечко, тот, у кого в руках сердечко, говорит)                                                                                                                                                                          - Сегодня я узнал?                                                                                                                              - Чем мне сегодня понравилось заниматься больше всего?                                                                                                 - О чем бы я хотел еще узнать, какие опыты провести.

- Ребята, у меня есть трафареты листьев, кто желает, может порисовать.

(ответы детей)

(нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории).

(листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит)

(Интересно)

(дети рассматривают листья под лупой)

(ответы детей)

(ответы детей)

(дети проводят первый опыт)

(на ткани появились зеленые пятна)

(оранжевые, красные, коричневые)

(дети проводят второй опыт)

(дети делают вывод)

(дети проводят эксперимент)

(дети делают вывод).                                  

(дети подводят итог: маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).

(ответы детей)

(ответы детей)

(ответы детей)

(ответы детей)

(ответы детей)

(ответы детей)                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности Тема: «Золотая хохлома»

Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством. Воспитывать в детях любовь к народным традициям. Задачи:·        Воспитывать интерес к р...

Конспект непосредственно-организованной образовательной деятельности Тема: «Обитатели леса». (средняя группа)

Конспект непосредственно-организованной образовательной деятельностиТема: «Обитатели леса».(средняя группа)...

Конспект Непосредственно организованной образовательной деятельности Тема: «Цветные флажки на 1 мая»

Итоговое занятие по рисованию. Приобщение детей к празднику 1 мая. Закрепление умения правильно работать с гуашью и кистью....

Конспект непосредственно-организованной образовательной деятельности Тема: «Овощи и фрукты»

Конспект непосредственно-организованной образовательной деятельностиТема: «Овощи и фрукты»  Цель: Сформировать знания об овощах и фруктах. Задачи:Дать первые представле...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»...