Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей дошкольников
статья
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей дошкольников
Аннотация: В статье раскрывается сущность и значение музыкально-дидактических игр в дошкольном образовании. Рассматривается их влияние на развитие основных музыкальных способностей детей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. Приводятся примеры игр и методические рекомендации для педагогов.
Ключевые слова: музыкально-дидактические игры, дошкольники, музыкальные способности, ладовое чувство, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальное развитие.
---
Введение
Музыка является одним из мощнейших средств эстетического и эмоционального воспитания ребенка. В дошкольном возрасте закладываются основы музыкальной культуры, формируется восприимчивость к искусству и развиваются врожденные музыкальные задатки. Однако донести сложный мир звуков до малыша, сделать его понятным и интересным – задача непростая. Именно здесь на помощь приходит уникальный инструмент – музыкально-дидактическая игра.
Музыкально-дидактическая игра – это вид игровой деятельности, органично сочетающий музыку, задачи и правила. Она специально создается педагогами для развития конкретных музыкальных способностей и облегчения процесса усвоения музыкальных знаний.
Сущность и значение музыкально-дидактических игр
В отличие от спонтанной музыкальной деятельности, музыкально-дидактическая игра имеет четкую дидактическую цель и структуру. Ее основными компонентами являются:
· Музыкальная задача: то, чему учится ребенок (различать звуки по высоте, динамике, длительности и т.д.).
· Игровые действия: правила и последовательность действий детей.
· Дидактический материал: карточки, игрушки, музыкальные инструменты, которые используются в игре.
Значение таких игр сложно переоценить. Они:
· Активизируют музыкальное восприятие детей.
· Делают сложные музыкальные понятия наглядными и доступными.
· Развивают самостоятельность, внимание и координацию.
· Создают условия для творческого самовыражения.
· Помогают выявить и развить индивидуальные способности каждого ребенка.
Влияние на развитие основных музыкальных способностей
Согласно исследованиям известного музыканта-психолога Б.М. Теплова, к основным музыкальным способностям относятся: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Музыкально-дидактические игры целенаправленно развивают каждую из них.
1. Развитие ладового чувства (эмоционального восприятия музыки)
Ладовое чувство – это способность чувствовать эмоциональную окраску музыки, различать мажор и минор, устойчивые и неустойчивые звуки. Игры, направленные на его развитие, учат детей распознавать настроение музыкального произведения.
· Пример игры: «Солнышко и тучка».
· Материал: картинка с солнышком (мажор) и картинка с тучкой (минор).
· Ход игры: Дети слушают музыкальный фрагмент. Если звучит веселая, светлая музыка (мажор), они поднимают картинку с солнышком. Если музыка грустная, тревожная (минор) – картинку с тучкой.
2. Развитие музыкально-слуховых представлений (звуковысотный слух)
Эта способность лежит в основе музыкального мышления и пения. Она позволяет мысленно представить себе мелодию и точно ее воспроизвести. Игры этой группы учат различать высоту звуков, направление движения мелодии.
· Пример игры: «Птица и птенчики».
· Материал: изображение птицы-мамы (низкий звук) и птенчиков (высокие звуки).
· Ход игры: Педагог играет на металлофоне низкие звуки – «поет мама-птица», дети поднимают соответствующую картинку. Звучат высокие звуки – «поют птенчики», дети показывают картинку с птенцами.
3. Развитие чувства ритма
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать ее временную организацию. Игры на развитие ритма учат детей воспроизводить равномерную метрическую пульсацию и ритмические рисунки.
· Пример игры: «Веселые подружки».
· Материал: карточки с изображением коротких и длинных звуков (например, «лягушки» – короткие ноты, «гуси» – длинные).
· Ход игры: Педагог прохлопывает или проигрывает на инструменте простой ритмический рисунок. Дети должны выложить этот рисунок на карточках или прохлопать его.
Методические рекомендации для педагогов
1. Учет возрастных особенностей: Для младших дошкольников игры должны быть простыми, с ярким наглядным материалом и короткими музыкальными фрагментами. В старшем возрасте правила могут усложняться, а игры могут включать элементы соревнования и самостоятельного творчества.
2. Последовательность и систематичность: Введение игр должно быть поэтапным: от знакомства с правилами и слушания – к активному участию.
3. Создание предметно-развивающей среды: В музыкальном уголке группы должны быть доступны различные музыкально-дидактические пособия и игры для самостоятельной деятельности детей.
4. Сочетание с другими видами деятельности: Наиболее эффективно игры интегрируются в занятия по пению, слушанию музыки и ритмике.
5. Атмосфера радости и успеха: Важно создавать доброжелательную обстановку, где каждый ребенок чувствует себя уверенно, а его усилия поощряются.
Заключение
Музыкально-дидактические игры – это не просто развлечение, а грамотно выстроенный педагогический метод. Они превращают сложный процесс развития музыкальных способностей в увлекательное и доступное для ребенка путешествие в мир звуков. Через игру дошкольник учится слушать, слышать, чувствовать и творить музыку, что закладывает прочный фундамент для его дальнейшего культурного и личностного роста. Таким образом, систематическое и целенаправленное использование музыкально-дидактических игр является indispensable условием эффективного музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников"
Ведущая педагогическая идея - показать возможности и роль использования музыкально – дидактических игр и упражнений в формировании музыкально – творческих способностей в процессе целенаправленной педа...

Конспект НОД «Колобок в гостях у ребят», «Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников» средней группы
Использование музыкально – дидактических игр для развития музыкальных способностей детей. Задачи:- Развивать чувство ритма, звуковысотный, тембровый слух, используя музыкально- дидакт...

«Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольника».
laquo;Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольника»....

Опыт работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников, посредством интерактивных музыкально-дидактических игр»
https://yadi.sk/i/U_meZdLX06fNrg ссылка на видео-презентацию Опыта работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музык...

Музыкально-дидактическая игра ,как средство развития музыкальных способностей дошкольников
Конференция...

"Музыкально- дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников"
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкальног...

Статья. «Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей дошкольников»
Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувс...
