Музыкально-дидактическая игра ,как средство развития музыкальных способностей дошкольников
материал

Кирпилева Мария Александровна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактическая игра – как средство развития музыкальных  способностей детей дошкольного возраста

Игра- это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих  отношений.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно ,через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.  Это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Цели: Развивать музыкальные способности детей  ( слух, память, эмоциональную отзывчивость. Развивают творческие способности дошкольников.

Задачи: Усвоить в игровой доступной форме выразительные средства музыки.  Различать музыкальные произведения по жанру, форме, и характеру.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Существуют  игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

 

    Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.

Таким образом, дидактическая игра имеет две цели:

  • одна из них обучающая, которую преследует взрослый,
  • другая - игровая, ради которой действует ребенок.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной , напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получили бы радость от выполнения задания.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание или дидактическая задача. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование. Это наличие технических средств обучения. Сюда также относятся различные средства наглядности, а также дидактические раздаточные материалы

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и дает детям моральное и умственное удовлетворение. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний.

Подведение результатов имеет большое значение, так как дает участникам моральное удовлетворение.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов — яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры

      Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно.

В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально – ритмических  движений и даже в области слушания музыки. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности.

Дидактические игры на музыкальных занятиях мы начинаем проводить с первой младшей группы. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий.

В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно- печатные игры, а также используются и технические средства обучения.

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в  самостоятельной

деятельности.

 Музыкально-дидактические пособия применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

Музыкально-дидактические пособия, как правило, включают зрительную наглядность (карточки,- карточки с передвижными деталями т. д).

 Музыкально-дидактические игры могут не использовать ее.

Особенности детей дошкольного возраста учитывались не только при обосновании дидактических задач, но и при отборе различных типов настольных игр.

Вот почему особенно в младших группах воспитатель не только организовывает игры с детьми, но и сам становится активным участником.

Методика организации дидактических игр

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть , не мешая другим;

- определение количества играющих ;

- подготовка необходимого дидактического материала для игры;

- подготовка к игре самого воспитателя : он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка и игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован;

- объяснение хода правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, показывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры – это ответственный момент, когда дети добиваются в игре, можно судить об его эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребенка. Анализ проведения игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере детей и, значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые  знания общаясь с воспитателем со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями в роли болельщик, а ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.

Виды музыкально-дидактических игр:

1.Развивающие  звуковысотный  слух.

2.Развивающие  чувство ритма.

3.Развивающие динамический слух.

4.Развивающие  ладотональный слух.

5.Игры, развивающие представления о содержании, жанрах, выразительных  средствах  музыки

        .

           Дидактическая игра на определение характера музыки

 

                                               «Три  цветка»

 

(старшая и подготовительная группа)

       Цель: закрепление понятия о характере музыки; формирование эмоциональной отзывчивости.

Игровой материал:

  • Три цветка из картона ( в середине цветка нарисовано "лицо" - спящее, плачущее, или весёлое), изображающих три типа характера музыки:
  • • добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
  • • грустная, жалобная;
  • • весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звёздочки и т.д.

                                                     Ход игры:

1 вариант. Педагог исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.

2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Педагог исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.                         

 

                                             «Подумай и отгадай.»

Цель:  развитие  звуковысотного  слуха.


Игровой материал:

                                    ( для средней группы)

 Карточки  (по числу играющих)  на которых  изображены медведь, зайчик, птичка.
                                                       

                                                        Ход игры.

 Детям раздают по одной карточке. Звучат мелодии «Зайчик» М. Старокадамского,  «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку  показывают высоту звука по карточке. »

                                           

                                                    «Колпачки»

Игровой материал: (старшая группа)

Цель:  Познакомить детей с тембром музыкальных инструментов.

 Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.

Ход игры.

Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нём под колпаками лежат музыкальные инструменты.

Музыкальный руководитель вызывает к столу ребёнка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чём он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.

.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников"

Ведущая педагогическая идея - показать возможности и роль использования музыкально – дидактических игр и упражнений в формировании музыкально – творческих способностей в процессе целенаправленной педа...

Музыкальная игра, как средство развития музыкальных способностей дошкольников.

Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Эта ценность несёт в себе создание разностороннего развития ребёнка для становления его творческой личности....

Конспект НОД «Колобок в гостях у ребят», «Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников» средней группы

Использование музыкально – дидактических игр для развития музыкальных способностей детей. Задачи:- Развивать чувство ритма, звуковысотный, тембровый слух,  используя музыкально- дидакт...

Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развит...

«Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольника».

laquo;Музыкально - дидактические игры,  как средство развития музыкальных  способностей   дошкольника»....