Главные вкладки

    «Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольника».
    материал

    Трифонова Наталья Викторовна

    «Музыкально - дидактические игры,  как средство развития музыкальных  способностей   дошкольника».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trifonova_moyo_master-klass_2.docx34.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема  «Музыкально - дидактические игры,  как средство развития музыкальных  способностей   дошкольника».

    Педагог Трифонова Н.В.

    Актуальность темы: 

    Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально - сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

    Целевая аудитория:

    Цель: Знакомство участников с опытом использования музыкально - дидактических игр, способствующих музыкальному развитию дошкольников. Вызвать интерес педагогов к музыкально – дидактическим играм и приёмам игр на музыкальных инструментах.

    Задачи:

    • познакомить участников мастер-класса с музыкально-дидактическими играми и приёмами игры на музыкальных инструментах
    • раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в музыкально - дидактических играх.
    • убедить педагогов в важности и целесообразности применения музыкально дидактических игр.

    Ожидаемые результаты мастер – класса:

    • Вовлечь  педагогов в участие в играх
    • Добиться правильного выполнения заданий
    • Провести тематическое занятие «Прогулка в осенний лес» с использованием музыкально – дидактических игр и детских музыкальных инструментов.

    Методическое оснащение: Музыкальный зал: мультимедийное оборудование (проектор), детские музыкальные шумовые инструменты,  музыкально – дидактические игры.

    •  наглядные:  презентация, показ иллюстраций к музыкально – дидактическим играм.
    •  словестные: беседа, вопросы, загадки, стихи.
    • практические:  игра на детских музыкальных инструментов.
    • игровые: дидактические игры.

    Структура мастер – класса:

    Вступительная часть.

     Музыкальный руководитель:

    Доброе утро! Улыбнись скорее!

    И сегодня весь день будет веселее!

    Тема нашего мастер – класса «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольника».

    Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития самостоятельной музыкальной деятельности детей. Основное их значение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них.

    В ходе музыкально - дидактических игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости, развивать  чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет  основу музыкально-сенсорных способностей. Всё это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

    Применение музыкально - дидактических игр даёт мне возможность провести занятие наиболее содержательно и интересно.

    Вашему вниманию я хочу предложить вам прогулку по осеннему лесу с применением музыкально – дидактических игр и игры на детских музыкальных инструментах.

    Музыкальный руководитель:  Подарите мне улыбку, возьмём  хорошее настроение и отправимся на прогулку в осенний, сказочный лес.  Музыкально дидактическая игра  на развитие чувства ритма  « Прогулка»  Для игры понадобится музыкальный молоточек, можно бубен. 

    В  лес мы пойдём простым шагом. Молоточком отстучать ритмический рисунок простого шага.

    Заставка с лесом № 1. Презентация.

    Друг за другом мы идем.

    И носочки тянем.

    Будто лебеди плывем

    Держим спинку прямо.

    Возьмём  молоточек в руки.   С помощью его озвучим,

    спокойную ходьбу.

    Музыкальный руководитель: А теперь мы пойдём с вами так:

    Прыг, да скок.  Прыг,  да скок,

    По тропиночке в лесок.

    Скачут весело ребята.

    Им поможет ветерок!

    (С помощью молоточка проиграть  музыку  - прибавить темп)

    Запись дует сильный ветер.  № 4.

    Музыкальный руководитель: Слышите, подул ветер всё сильнее и сильнее!

    На носочки встали, друг за другом побежали!

    (На металлофонах прозвучит быстрая музыка.)

    Слайд с осенним лесом. № 5.

    № 7 Презентация.     Голос Осени:  Здравствуйте. Я Золотая осень. Налетел злой холодный ветер и унёс все осенние краски с собой и теперь лес стоит голый, пустой и некрасивый. Я прошу вас  о помощи, отыскать осенние краски.

    Слайд с бесцветным лесом. № 8.

    Музыкальный руководитель: Нужно срочно выручать Осень и осеннюю природу.   Как же  мы сможем помочь Осени?

    Педагоги: У нас же есть музыка, она нам поможет разукрасить лес своими яркими красками.

    Музыкальный руководитель: Как вы понимаете раскрасить музыкой?

    Педагоги: Весёлая, радостная музыкально – дидактическая игра создаёт хорошее настроение. Мы будем  играть в музыкально – дидактические игры и тем самым поможем осени вернуть краски лесу.

    Музыкальный  руководитель: Когда ветер улетал, он  обронил  много, много листьев,  а на них что - то  написано. Может здесь есть какая - то подсказка.

    Музыкальный руководитель на листочке читает загадку:

    1 - Внутри пустой,

    А голос густой.

    Сам молчит,

    А, бьют, ворчит.

    (барабан).

    2 - Есть бубенчики на нём,

    Пляшут на его макушке,

    В ногу всем шагать велит.

    Дайте в руки звонкий….

    (Бубен)

    3 - Он под шапочкой сидит, не тревожь его - молчит.

    Стоит только в руки взять и немного раскачать,

    Слышен, будет перезвон: «Дили - дон, дили - дон».

    (Колокольчик)

    4 – Поиграй и ты немножко,

    На красивых ярких…..

    ( ложках).

    5 – Опускаем молоточек

    На железные листочки.

    И летит весёлый звон,

    Что звучит..

    (металлофон).

    Музыкальный руководитель: и всё вместе это –

    Педагоги: Музыкальные инструменты. Это наша первая подсказка!  На музыкальных инструментах  мы с вами озвучим Осеннюю сказку. Перед вами лежат  музыкальные инструменты, я предлагаю воспользоваться ими. Педагоги  разбирайте  по своему усмотрению  музыкальные инструменты.

    Музыкально – дидактическая игра  «Сказка-шумелка»  — это забавные упражнения для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей дошкольного возраста.

    ОСЕННЯЯ СКАЗКА 
    (речевая игра с музыкальными инструментами). 

    Тихо бродит по дорожке 
    Осень в золотой одежке. /тихо бьют ладошками по барабану

    Где листочком зашурши, /маракасы 
    Где дождинкой зазвенит /колокольчик 

    Раздается громкий стук 
    Это дятел - тук да тук! /деревянные палочки, кубики 

    Дятел делает дупло 
    Белке будет там тепло /ксилофоны 

    Ветерок вдруг налетел 
    По деревьям пошумел /`шуршалки` 

    Громче завывает 
    Тучки собирает /тремоло бубнов 

    Дождик - динь, дождик - дон! 
    Капель бойкий перезвон /треугольники, металлофон 

    Все звенит, стучит, поет 
    Осень яркая идет! /все инструменты.

    Оркестр № 9.

    Музыкальный руководитель:

    Вот мы с вами и в лесу. На полянке стоит чей то домики . Послушаем музыку и определим на слух  «Что делают в домике?»

    Проводится музыкально – дидактическая игра «Что делают в домике»

    Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает детям послушать музыку марш, песня, танец и угадать, что происходит в домике. Звучит фонограмма.  Например, «Детская  полька» М.Глинки, Ребёнок говорит: «В домике танцуют». Выбирает картинку с изображением танцующих детей и т.д.

    Презентация.

    Музыкальный руководитель: Смотрите! Мы с вами на верном пути! Начали появляться первые яркие краски в лесу.

    Играет музыка вихря. № 10.

    Музыкальный руководитель:

    Что- то стало холодно. Давайте с вами погреемся. Встанем  друг за другом и сделаем друг другу массаж.

    Идет по спинке холодок –         (постукивают пальчиками по спине друг друга)

    Ок-ок-ок.                                     (стучат ладонями по спине сверху вниз)

    Осенний дует  ветерок -               (гладят ладонями)

    Ок-ок-ок.                                     (стучат ладонями)

    Сделаю тебе массаж -                 (растирают ребрами ладоней)

    Аш-аш-аш.                                   (стучат ладонями)

    Тебя согрею, друг ты наш -       (поколачивают кулачками)

    Аш-аш-аш.                                   (стучат ладонями

    В любой музыке есть ритм.  Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.  Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки.

    Я предлагаю вам  поиграть в музыкально - дидактическую игру  «Осенний узор».  Эта игра поможет детям дать представление о долгих и коротких звуках.  У вас на столах лежат - кленовые листья. Готовый узор на картинке, отстучать на металлофоне. А сейчас я предлагаю из осенних  листочков самостоятельно составить ритмический  «Осенний узор», и отхлопаем его хлопками.  Большой листочек – долгий звук,  его назовём - ТА, маленький листочек - короткий звук, его назовём ТИ.

    Также, вместо листочков, в любое время года можно использовать снежинки, капельки дождя, цветочки.

    Презентация.

    Музыкальный руководитель: Все подсказки закончились, и мы пойдём в лес, в поисках новых подсказок.

    Физминутка:

    Музыкальный руководитель: Ой, а мы кажется, заблудились. Что делают в таком случае в лесу.

    Ответы.

    Музыкальный руководитель: да нужно

    Осенний лес  -  волшебный, отголосок слышится далеко,  и  мы поиграем в музыкально – дидактическую игру «Эхо», а также  «Ножки и ладошки». Она очень нравится детям. Попробуйте отхлопать и протопать ритм все вместе по этим картинкам!

    №13.

    Презентация:

    Музыкальный руководитель:  Что это может быть? Мы, случайно, никакой игры с вами не знаем, где нужны яркие краски?

    Конечно! Также в своей работе я использую видео музыкально дидактических игр. Постольку поскольку мы с вами поиграли в музыкально дидактические игры, где применили музыкально шумовые инструменты, я предлагаю поиграть в музыкально – дидактическую игру «Весёлый гном».  Разбираем музыкальные инструменты. Смотрим на экран.

    №14

    Презентация – Голос осени. Слайд яркого осеннего леса. №15.

    № 16.   Голос Осени. Дорогие, мои, посмотрите! Лес снова засверкал разноцветными красками! У вас получилось вызволить краски из плена злого ветра! Спасибо, вам, большое! За это я вас отблагодарю и дарю вам альбом и краски, будете рисовать свой осенний лес, а подарок найдёте в своёй  группе.

    Музыкальный руководитель: Сегодня мы помогли Осени вернуть яркие  краски леса. В этом нам помогли музыкально – дидактические игры и  музыка. И мне бы хотелось, чтобы мы всегда дружили с музыкой, потому что «если дружат музыка и дети, ничего прекрасней нет на свете!».

    Музыкальный  руководитель: Наша прогулка по осеннему лесу подошла к концу. А теперь нам пора возвращаться и я хочу пожелать вам здоровья и радости в наступающем году, хороших и весёлых вам утренников, и счастья в своих семьях.

    Список литературы:

     Зимина А.Н. «Музыкально – дидактические игры»: М. – 1999. – 48с.

    Зимина А.Н. «основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста»: М.ВЛАДОС – 2000. – 149с.

    Лихачёв Д.Б. «Теория эстетического воспитания – М.: Педагогика. – 2002, 183с.

    Костина Э.П.  «Музыкально – дидактические игры».

    Комиссарова Л.Н., Костина Э.П.  «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»: просвещение 1986. – 144 с., л. ил.,  нот.

    Интернет – ресурсы:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников"

    Ведущая педагогическая идея - показать возможности и роль использования музыкально – дидактических игр и упражнений в формировании музыкально – творческих способностей в процессе целенаправленной педа...

    Проект на тему "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ

    Музыкально-дидактические игры известны давно, их необходимость и эффективность многократно подтверждена на практике специалистами. Теоретически, работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строитс...

    «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»

    «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной  музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»...

    МЕТОДИЧЕСИКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Музыкально-дидактические игры -как средство развития музыкальных творческих способностей у дошкольников»

    Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совер...

    Конспект НОД «Колобок в гостях у ребят», «Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников» средней группы

    Использование музыкально – дидактических игр для развития музыкальных способностей детей. Задачи:- Развивать чувство ритма, звуковысотный, тембровый слух,  используя музыкально- дидакт...

    Консультация для воспитателей "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников"

    Организатором процесса музыкального воспитания и развития ребёнка в детском саду является музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание детей непосредств...