«Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольника».
материал

Трифонова Наталья Викторовна

«Музыкально - дидактические игры,  как средство развития музыкальных  способностей   дошкольника».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trifonova_moyo_master-klass_2.docx34.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема  «Музыкально - дидактические игры,  как средство развития музыкальных  способностей   дошкольника».

Педагог Трифонова Н.В.

Актуальность темы: 

Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально - сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

Целевая аудитория:

Цель: Знакомство участников с опытом использования музыкально - дидактических игр, способствующих музыкальному развитию дошкольников. Вызвать интерес педагогов к музыкально – дидактическим играм и приёмам игр на музыкальных инструментах.

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с музыкально-дидактическими играми и приёмами игры на музыкальных инструментах
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в музыкально - дидактических играх.
  • убедить педагогов в важности и целесообразности применения музыкально дидактических игр.

Ожидаемые результаты мастер – класса:

  • Вовлечь  педагогов в участие в играх
  • Добиться правильного выполнения заданий
  • Провести тематическое занятие «Прогулка в осенний лес» с использованием музыкально – дидактических игр и детских музыкальных инструментов.

Методическое оснащение: Музыкальный зал: мультимедийное оборудование (проектор), детские музыкальные шумовые инструменты,  музыкально – дидактические игры.

  •  наглядные:  презентация, показ иллюстраций к музыкально – дидактическим играм.
  •  словестные: беседа, вопросы, загадки, стихи.
  • практические:  игра на детских музыкальных инструментов.
  • игровые: дидактические игры.

Структура мастер – класса:

Вступительная часть.

 Музыкальный руководитель:

Доброе утро! Улыбнись скорее!

И сегодня весь день будет веселее!

Тема нашего мастер – класса «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольника».

Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития самостоятельной музыкальной деятельности детей. Основное их значение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них.

В ходе музыкально - дидактических игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости, развивать  чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет  основу музыкально-сенсорных способностей. Всё это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Применение музыкально - дидактических игр даёт мне возможность провести занятие наиболее содержательно и интересно.

Вашему вниманию я хочу предложить вам прогулку по осеннему лесу с применением музыкально – дидактических игр и игры на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель:  Подарите мне улыбку, возьмём  хорошее настроение и отправимся на прогулку в осенний, сказочный лес.  Музыкально дидактическая игра  на развитие чувства ритма  « Прогулка»  Для игры понадобится музыкальный молоточек, можно бубен. 

В  лес мы пойдём простым шагом. Молоточком отстучать ритмический рисунок простого шага.

Заставка с лесом № 1. Презентация.

Друг за другом мы идем.

И носочки тянем.

Будто лебеди плывем

Держим спинку прямо.

Возьмём  молоточек в руки.   С помощью его озвучим,

спокойную ходьбу.

Музыкальный руководитель: А теперь мы пойдём с вами так:

Прыг, да скок.  Прыг,  да скок,

По тропиночке в лесок.

Скачут весело ребята.

Им поможет ветерок!

(С помощью молоточка проиграть  музыку  - прибавить темп)

Запись дует сильный ветер.  № 4.

Музыкальный руководитель: Слышите, подул ветер всё сильнее и сильнее!

На носочки встали, друг за другом побежали!

(На металлофонах прозвучит быстрая музыка.)

Слайд с осенним лесом. № 5.

№ 7 Презентация.     Голос Осени:  Здравствуйте. Я Золотая осень. Налетел злой холодный ветер и унёс все осенние краски с собой и теперь лес стоит голый, пустой и некрасивый. Я прошу вас  о помощи, отыскать осенние краски.

Слайд с бесцветным лесом. № 8.

Музыкальный руководитель: Нужно срочно выручать Осень и осеннюю природу.   Как же  мы сможем помочь Осени?

Педагоги: У нас же есть музыка, она нам поможет разукрасить лес своими яркими красками.

Музыкальный руководитель: Как вы понимаете раскрасить музыкой?

Педагоги: Весёлая, радостная музыкально – дидактическая игра создаёт хорошее настроение. Мы будем  играть в музыкально – дидактические игры и тем самым поможем осени вернуть краски лесу.

Музыкальный  руководитель: Когда ветер улетал, он  обронил  много, много листьев,  а на них что - то  написано. Может здесь есть какая - то подсказка.

Музыкальный руководитель на листочке читает загадку:

1 - Внутри пустой,

А голос густой.

Сам молчит,

А, бьют, ворчит.

(барабан).

2 - Есть бубенчики на нём,

Пляшут на его макушке,

В ногу всем шагать велит.

Дайте в руки звонкий….

(Бубен)

3 - Он под шапочкой сидит, не тревожь его - молчит.

Стоит только в руки взять и немного раскачать,

Слышен, будет перезвон: «Дили - дон, дили - дон».

(Колокольчик)

4 – Поиграй и ты немножко,

На красивых ярких…..

( ложках).

5 – Опускаем молоточек

На железные листочки.

И летит весёлый звон,

Что звучит..

(металлофон).

Музыкальный руководитель: и всё вместе это –

Педагоги: Музыкальные инструменты. Это наша первая подсказка!  На музыкальных инструментах  мы с вами озвучим Осеннюю сказку. Перед вами лежат  музыкальные инструменты, я предлагаю воспользоваться ими. Педагоги  разбирайте  по своему усмотрению  музыкальные инструменты.

Музыкально – дидактическая игра  «Сказка-шумелка»  — это забавные упражнения для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей дошкольного возраста.

ОСЕННЯЯ СКАЗКА 
(речевая игра с музыкальными инструментами). 

Тихо бродит по дорожке 
Осень в золотой одежке. /тихо бьют ладошками по барабану

Где листочком зашурши, /маракасы 
Где дождинкой зазвенит /колокольчик 

Раздается громкий стук 
Это дятел - тук да тук! /деревянные палочки, кубики 

Дятел делает дупло 
Белке будет там тепло /ксилофоны 

Ветерок вдруг налетел 
По деревьям пошумел /`шуршалки` 

Громче завывает 
Тучки собирает /тремоло бубнов 

Дождик - динь, дождик - дон! 
Капель бойкий перезвон /треугольники, металлофон 

Все звенит, стучит, поет 
Осень яркая идет! /все инструменты.

Оркестр № 9.

Музыкальный руководитель:

Вот мы с вами и в лесу. На полянке стоит чей то домики . Послушаем музыку и определим на слух  «Что делают в домике?»

Проводится музыкально – дидактическая игра «Что делают в домике»

Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает детям послушать музыку марш, песня, танец и угадать, что происходит в домике. Звучит фонограмма.  Например, «Детская  полька» М.Глинки, Ребёнок говорит: «В домике танцуют». Выбирает картинку с изображением танцующих детей и т.д.

Презентация.

Музыкальный руководитель: Смотрите! Мы с вами на верном пути! Начали появляться первые яркие краски в лесу.

Играет музыка вихря. № 10.

Музыкальный руководитель:

Что- то стало холодно. Давайте с вами погреемся. Встанем  друг за другом и сделаем друг другу массаж.

Идет по спинке холодок –         (постукивают пальчиками по спине друг друга)

Ок-ок-ок.                                     (стучат ладонями по спине сверху вниз)

Осенний дует  ветерок -               (гладят ладонями)

Ок-ок-ок.                                     (стучат ладонями)

Сделаю тебе массаж -                 (растирают ребрами ладоней)

Аш-аш-аш.                                   (стучат ладонями)

Тебя согрею, друг ты наш -       (поколачивают кулачками)

Аш-аш-аш.                                   (стучат ладонями

В любой музыке есть ритм.  Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.  Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки.

Я предлагаю вам  поиграть в музыкально - дидактическую игру  «Осенний узор».  Эта игра поможет детям дать представление о долгих и коротких звуках.  У вас на столах лежат - кленовые листья. Готовый узор на картинке, отстучать на металлофоне. А сейчас я предлагаю из осенних  листочков самостоятельно составить ритмический  «Осенний узор», и отхлопаем его хлопками.  Большой листочек – долгий звук,  его назовём - ТА, маленький листочек - короткий звук, его назовём ТИ.

Также, вместо листочков, в любое время года можно использовать снежинки, капельки дождя, цветочки.

Презентация.

Музыкальный руководитель: Все подсказки закончились, и мы пойдём в лес, в поисках новых подсказок.

Физминутка:

Музыкальный руководитель: Ой, а мы кажется, заблудились. Что делают в таком случае в лесу.

Ответы.

Музыкальный руководитель: да нужно

Осенний лес  -  волшебный, отголосок слышится далеко,  и  мы поиграем в музыкально – дидактическую игру «Эхо», а также  «Ножки и ладошки». Она очень нравится детям. Попробуйте отхлопать и протопать ритм все вместе по этим картинкам!

№13.

Презентация:

Музыкальный руководитель:  Что это может быть? Мы, случайно, никакой игры с вами не знаем, где нужны яркие краски?

Конечно! Также в своей работе я использую видео музыкально дидактических игр. Постольку поскольку мы с вами поиграли в музыкально дидактические игры, где применили музыкально шумовые инструменты, я предлагаю поиграть в музыкально – дидактическую игру «Весёлый гном».  Разбираем музыкальные инструменты. Смотрим на экран.

№14

Презентация – Голос осени. Слайд яркого осеннего леса. №15.

№ 16.   Голос Осени. Дорогие, мои, посмотрите! Лес снова засверкал разноцветными красками! У вас получилось вызволить краски из плена злого ветра! Спасибо, вам, большое! За это я вас отблагодарю и дарю вам альбом и краски, будете рисовать свой осенний лес, а подарок найдёте в своёй  группе.

Музыкальный руководитель: Сегодня мы помогли Осени вернуть яркие  краски леса. В этом нам помогли музыкально – дидактические игры и  музыка. И мне бы хотелось, чтобы мы всегда дружили с музыкой, потому что «если дружат музыка и дети, ничего прекрасней нет на свете!».

Музыкальный  руководитель: Наша прогулка по осеннему лесу подошла к концу. А теперь нам пора возвращаться и я хочу пожелать вам здоровья и радости в наступающем году, хороших и весёлых вам утренников, и счастья в своих семьях.

Список литературы:

 Зимина А.Н. «Музыкально – дидактические игры»: М. – 1999. – 48с.

Зимина А.Н. «основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста»: М.ВЛАДОС – 2000. – 149с.

Лихачёв Д.Б. «Теория эстетического воспитания – М.: Педагогика. – 2002, 183с.

Костина Э.П.  «Музыкально – дидактические игры».

Комиссарова Л.Н., Костина Э.П.  «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»: просвещение 1986. – 144 с., л. ил.,  нот.

Интернет – ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников"

Ведущая педагогическая идея - показать возможности и роль использования музыкально – дидактических игр и упражнений в формировании музыкально – творческих способностей в процессе целенаправленной педа...

МЕТОДИЧЕСИКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Музыкально-дидактические игры -как средство развития музыкальных творческих способностей у дошкольников»

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совер...

Конспект НОД «Колобок в гостях у ребят», «Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников» средней группы

Использование музыкально – дидактических игр для развития музыкальных способностей детей. Задачи:- Развивать чувство ритма, звуковысотный, тембровый слух,  используя музыкально- дидакт...

Консультация для воспитателей "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников"

Организатором процесса музыкального воспитания и развития ребёнка в детском саду является музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание детей непосредств...

Музыкально - дидактические игры, как средство развития речи дошкольников. Семинар - практикум для воспитателей.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности,в доступной игровой форме помочь им разобраться:- в соотношении звуков по высоте...

"Музыкально- дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников"

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкальног...