Проект "Семейное чтение"
проект (средняя группа)

Жегуляева Ольга Николаевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semeynoe_chtenie_zhegulyaeva_o.n.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №171»

Краткосрочный педагогический проект

с детьми и родителями средней группы

на тему: «Семейное чтение»

Авторы: 

Клиндухова Олеся Владимировна

воспитатель высшей категории

Жегуляева Ольга Николаевна,

воспитатель

г. Зима, 2024 г.

Человек рождается не в мир,

а в семью – именно здесь будет его дом,

если родители готовы позаботиться об этом.

Актуальность проблемы:

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка.  Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.

           Семейное чтение - это эффективный способ социализации подрастающего поколения, оно дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то интересное.   В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые    нравственные    идеи, источником    которых служат    явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. 

Год от года резко снижается интерес учащихся к чтению, дошкольников к восприятию художественной литературы. Школой, детским садом, библиотеками ведётся активная работа по пропаганде чтения, но эта работа становится малоэффективной, так как в большинстве семей утрачена традиция семейного чтения.

В нашей группе «Гномики» было проведено анкетирование с родителями воспитанников по выявлению традиций семейного чтения дома.

В результате анкетирования по данной теме, можно сделать выводы, что не все родители читают детям книги. Чаще читают по инициативе ребенка. Большой процент родителей все же мало общается с детьми о книгах, многие не знают, что ребенку интересно.

Для того, чтобы решить данную проблему, нами был   разработан педагогический, социально-значимый, проект с детьми и родителями средней группы на тему: «Семейное чтение».

Паспорт проекта:

Название проекта

«Семейное чтение»

Тип проекта

Групповой, информационно-практико-ориентированный

Участники

Воспитатели, дети средней группы и их родители

Возраст детей

 4- 5 лет

Продолжительность проектной деятельности

Краткосрочный - 2 недели

Срок реализации

02.12.2024 – 14.12.2024 г.

Цель:

Создание условий для возрождения традиций семейного чтения и развитие культуры чтения с детьми среднего дошкольного возраста через сотрудничество с семьей.

Задачи:

1.Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.

2.Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

3.Развитие творческих способностей у детей в практической деятельности.

4.Воспитывать бережное отношение к книге. 

Предполагаемые результаты

Для детей:

- повышение интереса к книгам, чтению художественной литературы;

- расширение и обогащение знаний о разных видах книг; о значении книги в жизни человека;

- проявление творческих способностей детей через познавательную, речевую, изобразительную деятельность при чтении художественной литературы;

-формирование бережного отношения к книгам.

Для родителей:

- участие в пополнении и обогащении предметно-пространственной среды группы по теме;

- обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе;

- повышение уровня компетентности родителей в вопросах грамотного семейного чтения;

- укрепление сотрудничества родителей с педагогами ДОУ.

Итоговое мероприятие

Акция «Подари книгу детям» 

Дата проведения итогового мероприятия

13.12.2024 г.

Продукт проекта

Видеофильм по итогам проекта

 

Этапы реализации проекта

I этап- Организационно-подготовительный

1. Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.

2. Пополнить книжный уголок в группе.  

3.Провести анкетирование родителей.

4.Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин.

5.Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

6.Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.

2 этап - Основной

Работа с детьми:

Создание развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта:-подбор детской художественной литературы для чтения, пополнение «Книжного уголка» в группе (в течение проекта).

Непосредственно-образовательная деятельность:

-Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);

-Игры-драматизации;

-Дидактические игры (ежедневно);

-Дневные литературные чтения (ежедневно);

Формы работы (в течение проекта)

-Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге»;

-Игры-драматизации;

-Дидактические игры;

-Дневные литературные чтения;

-Создание книжных выставок;

-Создание выставок рисунков по прочитанным произведениям;

-Мастерская по изготовлению творческих работ (книжки-малышки) -05.12.2024 г.

Работа с родителями:

-Анкетирование «Семейное чтение» - 02.12.2024 г.

- Литературные чтения с участием родителей: (в течение проекта);

- Наглядное   информирование (в течение проекта): рекомендации «Список художественной литературы для чтения с детьми дома» (в соответствие с возрастной группой); папки-передвижки, памятки  "Читаем сказки", «Приобщение ребенка к книгам», буклеты «Книга наш друг», «Как нужно обращается с книгой», консультации «Как выбрать какие книги читать детям», «Польза от книг».

Родители - дети

-Книжная больница (ремонт книг вместе с родителями)- 04.12.2024г.;

- Акция «Читаем вместе с мамой» -цель   передача семейного опыта по приобщению детей к художественной литературе -10.12.2024 г.;

- смотр конкурс творческих работ: книжек-малышек -11.12.2024 г.

-Выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;

  1. этап – Итоговый

-Книжная выставка «Книжный парад для дошколят»- 09.12.2024 г.

Итоговое мероприятие: Акция «Подари книгу детям»- 13.12.2024 г.

-Создание итогового продукта (видеофильма) по результатам проектной деятельности (дата)

Презентация опыта работы:

- в рамках выступления на педагогическом совете ДОУ; в рамках родительского собрания.

Выводы: 

         В результате проведённой работы по реализации проекта «Семейное чтение»

у детей повысился интерес к книгам, обогатились знания о разных видах книг; о значении книги в жизни человека; воспитанники стали бережнее относиться к книгам, активнее проявлять творческие способности в разных видах деятельности, взаимодействовать друг с другом в детском коллективе при решении проблемных ситуаций.

Проект способствовал социализации и духовно-нравственному развитию дошкольников при ознакомлении с художественной литературой.

«Книжный уголок» в группе пополнился новыми книжками-малышками, изготовленными детьми в совместной деятельности с родителями.

Повысился уровень компетентности родителей в семейном чтении; семьям воспитанников была предоставлена возможность трансляции опыта по приобщению детей к художественной литературе; укрепилось сотрудничество родителей с детским садом; развивающая предметно-пространственная среда пополнилась новыми дидактическими пособиями, творческими работами.

Социальная значимость проекта состоит в том, что возрождая традицию семейных чтений, мы тем самым работаем над созданием семьи читающей и думающей. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Таким образом, цель проекта по возрождению традиций семейного чтения в детском саду была достигнута.

Литература:

  1. Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение,  2003 г.
  2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
  3. Доронова Т.Н.  Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М.: Просвещение, 2002 г.
  4. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
  5. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
  6. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу.  - М.: Просвещение, 2000г
  7. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
  8. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.
  9. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека .-М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
  10. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
  11. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.
  12. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №1
  13. Пушкин А.С. Сказки.- М.: Детская литература, 2007г.
  14. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г

Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты.

Ваше мнение для нас очень важно.

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

  • несколько книжных полок
  • книжный шкаф
  • стеллажи с книгами
  • другое

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

  • да
  • нет

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

  • каждый день
  • каждый вечер перед сном
  • когда попросит
  • иногда

4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка
 
5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

  • да 
  • нет
  • иногда

7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

  • да
  • нет
  • не знаю

8. Имена, каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?

9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

  • да
  • нет
  • не знаю

10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?

11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

13. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?

  • да
  • нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...

Конспект НОД по чтению художественной литературы. Чтение РНС "Волк и коза"

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста....

Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».

Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.Цели: познакомить детей с мордовской народной сказ...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

НОД по ОО «Чтение художественной литературы» в старшей группе. Тема: «Чтение книги «Сказка про солнышко и луну».

Задачи:Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею.Продолжать учить детей выразительно рассказывать стихотворения.Сформировать представление о солнце и луне.Воспитывать интерес к х...

Занятие по чтению художественной литературы "Чтение потешки "Кисонька-Мурысонька"

Программные задачи:Образовательные:1.   Помочь детям понять содержание  потешки,    вызвать    желание послушать потешку еще раз.2.   Учить расск...