ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №12 «ВИШЕНКА» ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
статья
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №12 «ВИШЕНКА»
ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Ходячих А.С., Шемякова Л.Н.
воспитатели
МБДОУ Детский сад №12 «Вишенка»
г. Губкин Белгородская область
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №12 «ВИШЕНКА»
ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
В современных условиях, когда происходят постоянные изменения в обществе, воспитание патриотических чувств – наиболее актуальное направление работы дошкольного учреждения с воспитанниками. Реализация Стратегии воспитания в РФ до 2025 года по-новому определяют цели и задачи патриотического воспитания дошкольников. В их основе – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Для полноценной реализации системы воспитания патриотизма у дошкольников в ДОО, развития их активности и познавательного интереса в этом направлении, необходимо грамотно подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
Важно сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. Самым значимым событием является победа нашего народа в Великой Отечественной войне
Великая Отечественная война для современных дошкольников - далекое время. Необходимо передавать память о советских героях из поколения в поколение. Знание о Великой Отечественной войне важно для каждого ребенка, ведь это дань памяти тем, кто отдал жизни за наше мирное будущее.
Мы считаем, что создание предметно-пространственной развивающейся среды по теме «Великая Победа» поможет погрузить воспитанников в атмосферу тех событий, вызвать личностное переживание, формировать нравственное отношение к происходящему, воспитать чувство сопричастности, гордости и уважения к прошлому, настоящему и будущему своей страны.
При создании предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации мы руководствуемся особенностями детского восприятия и принципами.
Исходя из особенностей детского восприятия, следует акцентировать внимание на:
-доступность информации – необходимо адаптировать материал в соответствии с уровнем восприятия ребенка дошкольного возраста, чтобы не перегружать его интеллектуально;
-позитивная направленность используемого материала – педагоги должны строго ограничить повествование о тяготах военного времени, реальных ужасах войны, чтобы бережно воздействовать на эмоциональное восприятие детей дошкольного возраста;
-максимально полно представить военную славу России, мужество защитников Родины, гордость за боевые достижения земляков;
-деятельностный подход во всех формах работы – выбор наглядных и практико-ориентированных методов, организация групповых экспозиций[1].
Принципы организации и работы предметно-пространственной развивающей патриотической среды:
1. Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического и информационного материала).
2.Принцип стабильности и динамичности (создание уголков на длительный срок, с регулярно вносимыми изменениями, в зависимости от возрастных особенностей детей).
3.Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, убирать ненужные).
4.Принцип вариативности (совмещение нескольких блоков по патриотическому воспитанию в одной зоне).
5. Принцип интеграции (возможность использования материала во время образовательной деятельности в других областях) [3].
В МБДОУ Детский сад №12 «Вишенка» города Губкин, Белгородской области развивающая предметно-пространственная среда проектируется в соответствии с комплексным планом мероприятий ДОО, посвященных празднованию 80-летия Дня Победы в Великой Отечественной войне.
Сложившаяся предметно-пространственная развивающаяся среда включает в себя такие блоки:
1.Уголки боевой славы в помещениях групп по основным событиям Великой Отечественной войны: оборона Брестской крепости, блокада Ленинграда, Битва за Москву, Сталинградская битва, Прохоровское сражение, взятие Берлина.
2.Символика Великой Победы, Красное знамя Победы, «вечный» огонь, брендбук в музыкальном зале детской образовательной организации.
3.Художественные и дидактические материалы (художественная литература, произведения писателей и поэтов о Великой Отечественной войне для дошкольников, плакаты военного времени, видеосюжеты).
4.Дидактические, сюжетно-ролевые игры («Мы – танкисты», «Морской бой», «Первым делом – самолеты», «Взятие крепости»), атрибуты для театрализованной деятельности.
5.Макеты и групповые экспозиции «Мемориал славы», «Танковое сражение», «Бессмертный полк», коллекция игрушечной военной техники.
6.Электронные альбомы: «Военная техника», «Герои Советского Союза», «Ордена и медали Великой Отечественной войны», «Дети-герои ВОВ», «Прохоровское сражение», «Курская битва».
7.Фотогалерея. Праздничная открытка с Днем Победы, выставка иллюстраций «Фотокорреспонденты на дорогах войны», портретная галерея героев – защитников Родины.
В проектировании развивающей предметно-пространственной среды важно использовать работы детей, что является дополнительной значимой мотивацией к участию в совместной деятельности. Многие воспитанники с удовольствием сами делают макеты, фотоколлажи и рисунки.
Ежегодно в преддверии праздника в МБДОУ Детский сад №12 «Вишенка» традиционно проходит конкурс детских рисунков «Разноцветный салют Победы», в нем принимают участие воспитанники всех групп, также мы создаем коллективные групповые аппликации «Победа».
Родители (законные представители) являются активными участниками создания предметно-пространственной среды в ДОО. В каждой группе родители помогают оформить такие экспозиции, как: «Эти вещи помнят войну», «Семейная реликвия».
Особенное значение имеет праздничное оформление групповых помещений и музыкального зала для подготовки и проведения таких мероприятий, как: конкурс чтецов «Огненные строчки», музыкально-литературные композиции «Песни военных лет», «Военный марш», праздник «Красное знамя Победы», праздничный концерт «Спасибо за наше счастливое детство».
Построение предметно-пространственной развивающей среды по теме «Великая Победа» позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на их саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
В таких условиях обеспечивается выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально [2].
Чтобы образовательный процесс стал более современным, наглядным, информативным, педагоги широко применяют информационно-коммуникационные технологии, используют на занятиях и в тематических беседах с воспитанниками интернет-экскурсии, тематические интерактивные пособия, мультимедийные презентации.
В рамках создания предметно-пространственной развивающей среды дети демонстрируют знания о военном прошлом страны, героях Великой Отечественной войны, традициях празднования Дня Победы в стране и родном городе, уважительное отношение к ветеранам. Дошкольники интересуются и стремятся получать новые знания о памятных исторических местах, используют их в различных видах деятельности.
Список литературы:
1. День Победы. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне в условиях современной дошкольной образовательной организации: Методическое пособие / Автор-сост. В.С. Татаринова; под общ. редакцией В.С. Татариновой – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 65 с.
2. Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. – 274 с.
3. Сенькина, Л.Л. Создание предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/09/25/sozdanie-predmetno-prostranstvennoy-sredy-po-nravstvenno (дата обращения 05.10.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.
Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной математической мини-среды в группах» 06.05.2019г.
Консультация для воспитателей«Организация предметно-пространственной математической мини-среды в группах» 06.05.2019г....

"Организация предметно - пространственной математической мини - среды в группах ДОУ"
Консультация для педагогов...
"Организация предметно-пространственной развивающей среды для формирования нравственно патриотических чувств в соответствии с ФГОС ДО"
Материал был представлен на педагогическом совете в ДОУ. Организация предметно-развивающей среды для формирования нравственно-патриотических чувств в соответствии с ФГОС ДО строится так, чтобы д...

Организация предметно пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО в МБДОУ Детский сад № 175
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей — установление контакта между ними. Установлению контакта могут п...

Аналитическая справка об организации развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 20» 2021-2022 учебный год
результаты конкурса РППС...

Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - пространственной эколого - развивающей среды в детском саду....
