ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья
В статье представлены основные позиции, способствующие саморазвитию компетентности педагогов. Рассматриваются формы работы с педагогами МБДОУ «Детский сад №12 «Вишенка» по вопросам самообразования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Костенко Л.М., старший воспитатель,
Шемякова Л.Н., Готовицкая Е.Д.
воспитатели
МБДОУ «Детский сад №12 «Вишенка»,
Белгородская область, г. Губкин
Аннотация. В статье представлены основные позиции, способствующие саморазвитию компетентности педагогов. Рассматриваются формы работы с педагогами МБДОУ «Детский сад №12 «Вишенка» по вопросам самообразования.
Ключевые слова: образование, педагог, становления личности, профессиональная компетентность, самообразование.
«Непрерывное обучение – ключ к успеху в XXI столетии.
Пожизненная учеба – это минимальное требование
для успеха в вашей
(а также в любой другой) сфере деятельности».
Брайан Трейси
Образование 21 века претерпело значительные изменения в силу того, что современное поколение живет в неограниченном информационном пространстве.
На сегодняшний день система образования является основным социальным институтом становления личности. Задачей современной педагогики является создание личности, созидающей тип нового человека, востребованной теми, для кого она предназначена. Именно поэтому можно смело утверждать, что педагог обязан шагать в ногу со временем и обращать внимание на все тенденции и изменения в обществе, так как «… нового человека необходимо поновому делать, и формирование нового человека стало одной из самых важных теоретических и практических задач» [1].
Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию детей имеет личность педагога, которая должна быть глубоко компетентной и характеризоваться следующими качествами: гуманистической убежденностью, гражданской и нравственной зрелостью; познавательной и педагогической направленностью; увлеченностью профессией, любовью к детям; требовательностью к себе и окружающим, 312 справедливостью, выдержкой и самокритичностью; педагогическим, творческим воображением и наблюдательностью; искренностью, скромностью, ответственностью, твердостью и последовательностью в словах и действиях. Современный педагог дошкольного образования – это специалист с основательной психолого-педагогической подготовкой, с высоким уровнем профессиональных компетенций, позволяющих осуществлять индивидуальный маршрут развития каждого ребенка, устанавливать взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанника, обеспечивать результативность образовательного процесса, а также интеграцию образовательных областей и видов деятельности дошкольника [2].
Основные позиции, способствующие саморазвитию компетентности педагогов, воспитателей:
- все люди обладают способностью к развитию;
- люди способны изменяться только в тех случаях, когда хотят этого и готовы к этому;
- людские убеждения, относящиеся к собственному потенциалу, прямо связаны с их успешностью;
- то, как люди определяют успех, окажет прямое воздействие на их достижения;
- люди ограничивают свой потенциал рамками своих убеждений;
- люди учатся только тогда, когда по-настоящему вовлечены в процесс;
- люди могут учиться с помощью всего, что они делают, однако, обучение происходит только тогда, когда они мыслят и строят планы на будущее;
- для того, чтобы учить других, люди должны непрерывно прогрессировать сами.
В нашей образовательной организации большое внимание уделено вопросам самообразования педагогов, возможностям совершенствования уровня профессионального мастерства педагогов и результативности используемых форм повышения квалификации. Для создания положительной мотивации педагогов (учитывая особенности обучения взрослых) и повышения уровня компетентности в ДОУ предлагается формула: каждый педагог – это ученый, исследователь, который не просто получает новые знания, но выдвигает собственные гипотезы, проверяет их на практике, имеет свою собственную педагогическую лабораторию (группу). Поэтому основной формой работы с педагогами являются: семинары-практикумы, тренинги, совместная проектная деятельность воспитателей, дошкольников и их родителей, смотры-конкурсы, деловые игры, педагогические часы. В ДОУ создана «Школа молодого педагога», главная задача которой – создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога, повышение профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Педагоги имеют возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышение квалификации с помощью Интернет-технологий (видеоконференцсвязь, вебинары, онлайн конференции, мастер – классы, дистанционное повышение квалификации и переподготовка, конкурсы профессионального мастерства, тестирование). Важным аспектом работы педагога является участие в различных педагогических проектах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Педагоги МБДОУ «Детский сад №12 «Вишенка» постоянно изучают и используют в своей профессиональной деятельности современные образовательные технологии, включая информационнокоммуникативные, цифровые, технологии лего-конструирования, принимают участие в заседаниях муниципальных и региональных методических объединений, на которых делятся опытом работы, а также решают проблемы, возникающие в профессиональной деятельности, тем самым повышая свой уровень знаний. Таким образом, можно сказать, что профессиональное самообразование воспитателя дошкольной образовательной организации – это многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование [3].
Функционирование системы непрерывного образования педагогов ДОУ может быть эффективным, если оно осуществляется систематически, обеспечивает целенаправленную профессиональную подготовку педагогов. Система повышения квалификации не только дает педагогу необходимые психолого-педагогические знания, но и учит правильному их применению в практической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макаренко, А. С. Воспитание в советской школе / А. С. Макаренко. – Москва : Просвещение, 2010. – 254 с.
2. Дуброва, В. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В. П. Дубова, Е. П. Милошевич. – Москва, 1995. – С. 53.
3. Сыромятникова, Л. М. Педагогические советы в дошкольном образовательном учреждении: функции, содержание, планирование, 314 методы и формы: традиционные, нетрадиционные / Л. М. Сыромятникова. – Москва : Планета, 2011. – С. 151.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние психологического климата в коллективе на повышение профессионального мастерства педагога дошкольной образовательной организации».
Данный материал помогаем выяснить, при каких условиях развития и какие факторы психологического климата в коллективе влияют на повышение профессионального мастерства педагогов. А та...

Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования) Вариативный модуль
«Реализация технологии социального партнерства с родителями» ...
презентация на тему: "Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации"
Итоговый практико-ориентированный проект«Реализация технологии социального партнерства с родителями» ...

Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации – как условие повышения эффективности работы организации, стимулирование качества.
Выступление на педагогическом совете ...

Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации
В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессиональной педагогической компетенци...

Квест с педагогами по формированию профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций
Компетентность в области построения вариативного развивающего образования;Компетентность в области поддержки детской индивидуальности и инициативы детей....

Рабочая тетрадь педагогов «Профессиональная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации"
Рабочая тетрадь адресована педагогам дошкольных образовательных организаций, предназначена для развития у педагогов профессиональной компетентности....
