Доклад «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников как основа формирования естественно-научного мышления»
материал
Конспект доклада
«Познавательно – исследовательская
деятельность дошкольников как основа формирования естественно-научного мышления»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МКОУ «Акташская СОШ им. Ст. Мохова»
Детский сад «Солнышко»
Доклад
«Познавательно – исследовательская
деятельность дошкольников как основа формирования естественно-научного мышления»
Подготовила воспитатель: Райсханова О.О.
«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность». Л.С. Выготский
Современный, быстро меняющийся мир стал гораздо сложнее, чем несколько десятков лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели.
В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.
На формирование функциональной грамотности нацелена государственная политика в сфере образования.
Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современного образования. Таким образом, сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию.
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность человека, использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.
Это является актуальной темой и для дошкольного образования, так как подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в дошкольный период воспитания.
Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлен на:
1. Формирование речевой грамотности дошкольников.
#1060;ормирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников
#1060;ормирование математической и финансовой грамотности детей дошкольного возраста
#1060;ормирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования
В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Одним из направлений функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность, которая стала для меня интересной.
Что такое естественно-научная грамотность дошкольников?
Это способность использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.
Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование, исследовательскую и проектную деятельность.
Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу самообразования и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования и познания окружающего мира.
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
- видеть и выделять проблему;
- выдвигать гипотезы;
- ставить цель;
- анализировать объект или явление;
- выделять существенные признаки, связи;
- строить сложные предложения;
- отбирать материал для самостоятельной деятельности;
- делать выводы.
Итак, главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с окружающей средой. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Необходимость введения данной компетенции обусловлена необходимостью социальной адаптации детей: получение начальных до профессиональных знаний, раннюю профориентацию, а следовательно, и возможности выбрать будущую профессию. Данная компетенция предполагает развитие у детей профессионально важных качеств и формирует следующие навыки у детей:
- неукоснительное действие согласно, установленных инструкций
- внимательность
- ответственность
- сосредоточенность
- самостоятельность
- умение доводить начатое до конца
- самоконтроль
- грамотность
- аккуратность
- абстрактное мышление
- осознание необходимости постоянного обучения саморазвития
- работа в команде
- помогает пространственному видению
- развивает образное мышление, мелкую моторику рук
- помогает развитию интеллекта.
Основная цель работы при формировании основ естественно-научной грамотности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.
Занимаясь исследовательской деятельностью с детьми, я использую следующие формы работы:
1. Индивидуальную.
2. Групповую.
3. Подгрупповую.
В нашей группе организована предметно – пространственная среда с использованием мини – лаборатории.
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы.
Лаборатория постоянно пополняется новыми материалами для экспериментирования, которые доступны и безопасны для детей.
При организации опытно-экспериментальной деятельности наряду с традиционными методами и приёмами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяем компьютерные и мультимедийные средства обучения. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.
Для успешной реализации поставленных задач, осуществляю тесное взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Для родителей оформляю информационные стенды, создаю буклеты, разрабатываю памятки, провожу индивидуальные беседы, консультации на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Юный исследователь», анкетирование для родителей с целью выявления отношения их к поисково –исследовательской активности детей, родительские собрания на тему «Экспериментирование в семье» .
Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. В ребенке с рождения заложен познавательный интерес: ему необходимо самому все увидеть, услышать, потрогать, попробовать самостоятельно что-то сделать своими рукам .Таким образом он познает окружающий мир. Задача взрослых поддерживать этот интерес, не дать ему угаснуть.
Одним из перспективных методов формирования основ естествен-научной грамотности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности является метод проектной деятельности. Это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
На современном этапе развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения. Инновационные процессы сейчас являются закономерностью в развитии дошкольного образования. Использование Информационно-коммуникационных технологий) в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность. Всем нам известны преимущества использования ИКТ, поэтому много говорить об этом я не буду.
Одним из современных оборудований, способствующих организации детского экспериментирования является специальная детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии». Это ДЕТСКАЯ ЦИФРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ для дошкольников. Одна из главных целей детской цифровой лаборатории: приоткрыть дверь дошкольникам в мир физики, химии, биологии с надеждой на дальнейшее изучение этих предметных областей в средней и старшей школе с большим интересом и желанием. Это увлекательная и доступная для детей цифровая лаборатория, в которой найдутся ответы на непростые вопросы.
В заключении хотелось бы сказать, в любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт познавательно- исследовательской деятельности переносится в дальнейшем во все виды деятельности и повышает познавательную активность детей, а также помогает успешно развивать естественно-научную функциональную грамотность в школьные годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская деятельность дошкольников на основе природного материала»
Познакомить детей со свойствами воды:· Прозрачная;· Не имеет вкуса и запаха;·...

План по самообразованию «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ. Задачи: Созда...

План по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ. Задачи: Созда...

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ» (Материалы по самообразованию)
laquo;Прежде чем давать знания, надо научить думать,воспринимать, наблюдать».В. Сухомлинский.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14725840","attributes":{"alt":""...

Педагогический проект "Хочу всё знать!" в рамках индивидуального плана развития профессиональной компетенции по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ».2018- 2019 уч.г. и 2019-2020уч.год.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида «Радуга» Педагогический проект "ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ"в рамкахиндивидуа...

"Проектно-исследовательская деятельность дошкольников, как основа развития познавательных интересов"
ВведениеДошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития:физического,интеллектуального,эмоционального,коммуникативного.Это период, ког...

Индивидуальный план развития профессиональной компетенции по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ».
Индивидуальный план развития профессиональной компетенциипо теме:«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ».На 2017- 2020 уч. г....
