Календарно - тематическое планирование по теме: "Осенние Кузьминки"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Николаенко Анна Дмитриевна

Цель: Приобщение детей к истории и традициям православной культуры    

 через знакомство с народным осенним праздником «Кузьминки», развитие интереса к русскому фольклору, воспитание уважения и любви к русской культуре; прощанье с осенью и встреча зимы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование воспитательно-образовательной работы  с 10.11 по 14.11        

                                    Группа    старшая    №3 «Светлячки»                       Тема:  «Кузьминки  осенние»   Цель: Приобщение детей к истории и традициям православной культуры    

 через знакомство с народным осенним праздником «Кузьминки», развитие интереса к русскому фольклору, воспитание уважения и любви к русской культуре; прощанье с осенью и встреча зимы.

Итоговое мероприятие: Мастер класс «Подкова на счастье»  (изготовление - оберег для дома)   Дата: 14.11.2025г.  

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник  –  10 ноября

Утро:

 Приём детей. Утренняя гимнастика. Воспитание культуры поведения: «Как себя вести в картинной галерее»(в картинной галерее вести себя нужно тихо, чтобы не мешать другим посетителям наслаждаться искусством. Не стоит подходить близко к экспонатам, трогать их руками и фотографировать со вспышкой)- учить правилам поведения в общественных  культурных местах.

По ИЗО «Нарисуй октябрь»

закрепить навыки рисования по заданной тематике, закреплять умение рисовать гуашью,  развивать эстетический вкус, воображение – Лена, Настя.

Познакомить детей с поговорками про Покров, объяснить. На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается. Покров - сбор последних плодов. До Покрова - осень, после Покрова - зима идет.

Помещение в «центре познания» иллюстраций для рассматривания на тему  Праздник «Кузьминки»Работа в уголке природы.

Цель: учить определять необходимость и правила полива, очистки листьев от пыли. Формировать ответственность к порученному делу.

 

 

Познакомить родителей  с темой недели «Кузьминки осенние»

Консультация для родителей «Кузьминки по осени поминки»

Непрерывная  образовательная деятельность

 9.00-9.25      Музыкальная деятельность   Лёгкий  бег (Росинки)- способствовать  умению  ритмично и выразительно двигаться  в соответствии  с характером музыки. Пение  Ноябрь, «на тройке»  Чистякова- продолжать выделять средства  

Выразительности. Пение «Под новый год» Разучивание танцев «Разбойники»

 9.35- 10.00   Познавательное развитие (математика) Тема:  «Вычитание»  Цель:  Формировать представления о вычитании  Как об удалении из группы предметов её части. Познакомить  со знаком «- «. Материал: Геометрические фигуры –  три треугольника, два квадрата, знаки -, =, тетради по математике, ручки стр.93 книга Фолькович, Барылкина для старшей группы.

 10.40 -11.05   Плаванье  

 

11.30 – 12.00   Хореография

работа перед сном

Беседы о здоровом питании: «Осенние витамины». Цель: Формирование у детей представления о пользе овощей и фруктов, о здоровой и полезной пище

Вечер:

 Физкультурное развлечение (2-4неделя) 

  Музыкальное/развлечение 1-3 неделя   

   Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна. Кто спортом занимается, тот силы набирается. Цель:   Совершенствовать физические качества у детей во всех видах двигательной деятельности; Задачи:   Способствовать формированию основ здорового образа жизни; Доставить     детям радость от участия в спорт. игра

Упражнять в вырезывании готовых форм не выходя за контур, воспитывать аккуратность и усидчивость с Настей Т., Мишей, Софией.

 Ситуативный разговор «Как ухаживать за одеждой»  Цель: подвести к пониманию правильного ухода за одеждой. Д/И «Будь   внимателен»

Самостоятельные игры в центрах. Куклы би-ба-бо  для театрализованной игры по сказке «Рукавичка» -создать условия для деятельности. Аппликация «Красивый  коврик» -вырезание симметричных фигур.

Прогулка№2

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

    Вторник  11 ноября

Утро:

Приём детей. Утренняя гимнастика. Знакомство с  русскими народными ремеслами  города  Усть – Илима  (рассматривание  старинных  экспонатов)- вышивка  салфеток,  платок,  резьба по дереву,  прялка, шкатулка, сундук. Речевая  игра с мячом  «Назови  профессию». П/и «Каравай»- действие с текстом слов.

С  Настей, Мишей заучивание  скороговорки  «Петр – пекарь  пек  пироги  в печи»  - учить детей проговаривать  скороговорку выделяя все звуки   правильно.

Культурно – гигиенические навыки.  Полоскать рот после приема пищи, закреплять умение  пользоваться  салфеткой по мере  необходимости. Учить мыть лицо обеими  руками   прямыми  и круговыми движениями, а затем насухо вытирать полотенцем.

Самостоятельная  деятельность    в  центрах  творчества. Рассматривание иллюстраций,  тематических  альбомов  о  народных  промыслах.   Создать   условия   для  продуктивной  деятельности  ( рисование  в разукрасках  народные  мастера).  Для развития логики  н/п.  игры  «Шашки»,  «Домино» конструктор – лего.

 

 

 

 

 

Совместная работа родителей и детей  Создание книжки – раскраски по теме: «Народные промыслы»

Непрерывная  образовательная деятельность

  9.00 -9.25  Развитие речи  Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды. Цель: учить составлять короткий  описательный рассказ о предметах посуды. Развивать умение  сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая-мелкая, большой – маленький, высокий-низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии  

 названия предметов посуды (хлебница, сахарница, супница).

  9.30 -9.55 Двигательная деятельность (бассейн) Упражнять детей в умении выполнять круговой замах одной рукой при метании шишек, желудей вдаль. Закреплять правильный захват мелких предметов при метании. 2. Развивать у детей умение быстро начинать бег из и.п. стоя спиной к направлению движения и выполнять ускорение. 3. В подвижной игре « мышеловка»  

Упражнять детей в умении выбирать нужный способ подлезать с учетом высоты ворот и их роста.

Прогулка №1

   работа перед сном

Д/и «Выбери картинку». Среди различных сюжетных картинок выбрать те, которые относятся к празднованию  Кузьминки. Цель: Учить  

Анализировать, выбирать нужную картинку, воспитывать усидчивость.

Непрерывная  образовательная деятельность

15.35- 16.00 Художественно – эстетическое (рисование)    «Ознакомление с дымковской росписью» Цель: познакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов. Тема: «Матрёшка»    Цель: Расширение представлений о фольклоре России, об организации народного быта и об изделиях декоративно - прикладного искусства. Оборудование: компьютер,   (инструментальная музыка русских народных инструментов); демонстрационный материал: матрешки разных видов: Семеновские, Полхов  - Майданские, Загорские (Сергиево-Посадские); раздаточный материал: плоскостной силуэт игрушки - матрешки, принадлежности для рисования  по    количеству детей(бумага, краски, кисточки, ватные палочки,  

Вечер:

Чтение худ. литературы

Прогулка №2

Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна. Чтение и обсуждение русских народных пословиц, скороговорок. Цель: Продолжать развивать интерес к устному  

 народному творчеству.

С Софией Леной д/игра «Угадай русскую народную сказку». Цель: Развитие наблюдательности.

Строительные игры «Русская печка». Цель: учить детей из деталей конструктора сооружать русскую печь. Систематизировать знания детей о русской печи и  

   быте русского народа.

Сюжетно – ролевая игра «На праздничной ярмарке». Сюжетная линия: дети пришли на веселую праздничную ярмарку. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Материал:  

Старинная посуда, игрушки, угощения…

       Прогулка №2

                                   Среда  -  12 ноября

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными  

 партнерами

 

 

Изготовление поделки,    (рисование, аппликация)  «Русский народный костюм» дети с родителями

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро:

 Приём детей. Утренняя гимнастика. Беседа - рассказ «Какую одежду носили мужчины и женщины на Руси?» «Русский костюм».

Цель: Расширять кругозор.

Воспитывать интерес к русской культуре и традициям.

Подвижная игра «Карусель».

С Леной, Петей, Аней упражнять в равновесии (ходьба по лавочке с перешагиванием предметов)

Беседа  о воде.  Знаки  разрешающие и запрещающие  на водоёмах.
Игра - соревнование «Самый лучший  дежурный по столовой»- учить  выполнять
 обязанности.  

Самостоятельные  игры  в центрах  активности.   Рассматривание  альбомов, иллюстраций  о профессиях.    Создать условия  для  игр. Труд  в природе. Мытье комнатных растений- совершенствовать навыки ухода за растениями  различных  видов; воспитывать бережное отношение к природе.

Непрерывная  образовательная деятельность

 9.00- 9.25    Музыкальная  деятельность Лёгкий  бег  (Росинки) – способствовать  умению  ритмично  и выразительно  двигаться в соответствии   с музыки.  Анисимовой -   продолжать учить  запоминать движения. Пение  «На тройке»,  «Под  

 Новый год». С мальчиками разучивание танца «Зайчики». Упражнение «Топотушки»  - русская народная мелодия.  

Распевание. Игра «Жарко- холодно». Пение «Снежная королева».

 9.35- 10.00  Развитие речи (знакомство с буквами) Познакомить  детей с буквой.      Способствовать  запоминанию конфигурации путём воспроизведения  буквы в рисунке, лепке, конструировании из  различных материалов:     упражнять  в выделении слов на данную букву. Подводить  к составлению чтению коротких слов из знакомых букв. Материал: Буква        различный  материал для выкладывания.    Буквы (палочки, веточки, проволока). Тетради, ручки, карандаши.

Прогулка №1

 работа перед сном

 Игры на логическое мышление Игра «Логические концовки». Цель: развивать логическое мышление, воображение,  

 способность к анализу.

Непрерывная  образовательная деятельность

 15.40- 16.05  Двигательная деятельность Цель:  Упражнять в ходьбе  и беге  врассыпную;   повторить упражнения в  равновесии  и  прыжках. Ходьба в колонне  по  одному, ходьба  и бег  врассыпную; по  сигналу  «Лошадки», ходьба, высоко  поднимая колени; по сигналу «Мышки»  ходьба  на  носках  семенящими  шагами,  ходьба и бег  в чередовании. О.В.Д. Равновесие, прыжки  на двух  ногах  из обруча  в обруч.  П и « Кошки и мышки»

      Вечер 

 Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна. Игра «Кузнецы» (по считалке выбирается кузнец) Эй, кузнец – молодец! Расковался  жеребец  Ты подкуй его опять.

Кузнец  отвечает:  Отчего ж не подковать?  Вот – гвоздь, вот –  

Подкова- раз,  два и готово.

 С Аленой объяснить  метафоры  «Красный флажок это»…, «Красная девица это…». Декоративное рисование с     Ваней   - украшаем  посуду своим орнаментом.    

Познакомить детей с пословицами о зиме , с народными приметами декабря. Исследовательская деятельность Можно ли пить талую воду?. Цель: показать, что самый чистый снег грязнее водопроводной воды.

 Познавательные вечера «Сейчас узнаем» Беседа: «Культура и традиции русского народа» Цель: закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, исторических событиях, культуре; уточнить знания о таком понятии как «традиция», вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими  

Традициями.

Прогулка.№2

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная  деятельность   в режимных моментах

Четверг –  13 ноября

Утро:

 Беседа на тему «Если к тебе на улице подошел незнакомый человек…» Цель: учить детей правилам безопасного поведения в случайно возникающих ситуациях. Чтение стихотворения " Есть в осени первоначальной" Ф.И.Тютчев

Цель: приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. 

С  Аленой и  Леной  Игра «Живые числа». Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Игра «Найди похожую» с Ваней, Сашей. Цель: развивать зрительное внимание, логическое мышление.

Игровая ситуация: «Кто это знает и умеет?»

Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны    обладать люди разных профессий.

Рассматривание картин И. И. Левитана «Золотая осень», Е.   Волкова «Октябрь» «Поздняя осень», И. Остроухова «Золотая осень», И. И. Левитана «Осенний день Сокольники»

Цель: знакомство с творчеством русских художников на текущую тему.

Рассматривание картин, иллюстраций «Осенние Кузьминки» совместно с детьми.

Мастер класс среди родителей  и детей по теме: «Подкова счастья»

Непрерывная  образовательная деятельность

     9.00- 9.25    Двигательная деятельность   Цель:  Упражнять в ходьбе  и беге  врассыпную;   повторить упражнения в  равновесии  и  прыжках. Ходьба в колонне  по  одному, ходьба  и бег  врассыпную; по  сигналу  «Лошадки», ходьба, высоко  поднимая колени; по сигналу «Мышки»  ходьба  на  носках  семенящими  шагами,  ходьба и бег  в чередовании. О.В.Д. Равновесие, прыжки  на двух  ногах  из обруча  в обруч.  П и « Кошки и мышки»

    9.35 – 10.00  Продуктивная деятельность (аппликация) Тема: «Подкова на счастье» Образовательные:       Продолжать знакомить детей с народными традициями. Расширить представления детей о значении оберегов для человека. Познакомить с символическим значением подковы, как оберега для дома. Научить изготавливать оберег  картона  по готовому шаблону.  Развивающие: развивать познавательный интерес к народным традициям. Развивать фантазию и мелкую моторику. Воспитательные:  воспитывать у детей интерес к народно – прикладному  творчеству. Материал:  Шаблон оберега, картон, клей, ножницы, крупа- пшено, салфетки, семена подсолнуха,

   Ленточки и т.д.

Прогулка №1

работа перед сном

чтение стихов про осень А.К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» Цель: развивать речь, память. 

15.40 -16.05 школа мяча

Вечер:

 Сюжетно ролевые игры.

  Подъём, оздоровительная гимнастика после сна. Разучивание Русская народная игра «Кузнецы». По считалке выбирается «кузнец». Остальные – «жеребцы». Они подходят к кузнецу и говорят: Эй, кузнец-молодец!
Расковался жеребец. Ты подкуй его опять.
Кузнец отвечает: Отчего ж не подковать?
Вот – гвоздь, вот – подкова! Раз, два – и готово! «Жеребцы» на слове «готово»  
убегают, кузнец их ловит

 Предложить  Лене, Мише, Насте раскраски на тему недели. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами в одном направлении.

Игровое  упражнение «Всё делаем по порядку» - учить самостоятельно одевать и снимать верхнюю  одежду. Беседа «Игрушки и книги на свои места» Напомнить детям, что игрушки и книги надо содержать в порядке,  проследить за тем, как дети убирают  игрушки – учить детей аккуратности.

Внести наглядно-дидактическую информацию по теме недели «Народная культура традиции»(кузьминки).Самостоятельная деятельность в центрах.   Самостоятельные  игры в центрах  Центр  театра ( показ  русской  народной  сказки    «Пузырь, соломинка  и лапоть»)  для малышей.  Центр  худ. творчества -рассматривание  скульптур  малой формы мышь из разного материала.  Продуктивная  деятельность-лепка мыши. Внести наборы рисунков,  фотографий о профессиях – для  рассма

Прогулка. №2

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница –  14 ноября

Утро:

Приём детей. Утренняя гимнастика.. Беседа« Почему осень называют золотой ? - закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. 2. Региональный компонент:   Поэты, художники, писатели нашего края»- обогатить знания детей о  талантливых людях  родного края, заинтересовать культурой. П/и «Золотые

Ворота..»- действие  по тексту слов.

 С Аней, Петей, Никитой  Словесная игра«Похож – не похож». Цель: Продолжать учить детей сравнивать предметы, находить связь между ними, признаки различия и сходства, узнавать предметы по описанию.

Беседа о правилах личной гигиены «Носовой платок»

Цель: формировать умение при кашле отворачиваться, прикрывать рот платком.

Конструирование из лего: «Детский сад  будущего».  Цель: развивать фантазию, воображение, пространственное мышление. Создать условия для сюжетно-ролевой игры «Дом. Семья» Цель: выявление сформирован. умения распределять роли.

     

Разучивание р. н. игр «Пряха», «Кузнец».

Совместно с детьми вспомнить старинные профессии и рассмотреть на картинках  (кузнец, столяр, плотник, мастерица по вышиванию и рукоделию)

Непрерывная  образовательная деятельность

 

 9.00 – 9.25  Познавательное развитие (ознакомление с окружающим)    Тема: «Что за праздник Кузьминки?»

Задачи: Познакомить детей с праздником земледельческого календаря «Кузьминки» и народными традициями, связанными с этим праздником. Развивать монологическую речь детей. Развивать чувство композиции и цвета. Воспитывать интерес к обычаям своего народа. Оборудование:  сундук, прялка и веретено, веник, лапоть, игрушка Домовой; план рассказа в рисунках, магнитофон  

 с записью народной музыки, веник из цветного картона по количеству детей, ножницы, бумага цветная, клей, пайетки.

9.35 – 10.00  Продуктивная деятельность (лепка) Тема: Домовой Кузя  ЦЕЛЬ: Познакомить детей с русским народным праздником «Кузьминки», его обычаями, играми, пословицами, поговорками и приметами. Обогатить словарь детей новыми словами, обозначающими орудия труда кузнеца: горн, меха, щипцы, наковальня, молот.Учить детей при помощи лепки передавать характерные особенности строения  Кузи -домовой. Развивать умение детей выполнять работу поэтапно, опираясь на схемы лепки. Развивать у детей память,  

Мышление, внимание, мелкую моторику рук. Материал: Пластилин, картон, нитки для вязания.

Прогулка №1

 работа   перед сном

Беседа о столярном  ремесле и художественном  промысле  «Городец»

      Вечер:

Хозяйственно -

Бытовой

труд

Экскурсия в русскую избу.
      Знакомство с предметами старины, с русскими народными костюмами,      жизнь наших предков, о русских народных ремеслах, о старинных   профессиях.

Х/Б труд (отбор игрушек, подлежащих  ремонту) – развивать внимательность, умение замечать испорченные  игрушки;  воспитывать бережное отношение.

Д/и «Кто чем занимается»

Цель: закреплять знания дошкольников о видах труда, учить определять профессию по описанию с Настей, Мишей,  Аней.

Вспомним  пословицы и поговорки  о труде. Разговор-беседа «Почему надо быть добрым, почему уступаем слабым?»-развитие вежливости, взаимопонимания.

Рассматривание иллюстраций матрёшек. Работа по  х/э.    развитию «Украсим чайники гжельской росписью» - создать условия для  деятельности. Обновление развивающей среды: внести альбомы по  теме: «Чем пахнут ремёсла»  Организовать выставку старинных  предметов  по теме.

Прогулка:№2

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по теме: "Осень в гости к нам пришла"

Календарное планирование  по теме: "Осень в гости к нам пришла". Расчитано на 4 недели. 1 - 2 неделя "Дары осени", 3 - 4 неделя "Краски осени"...

Календарно - тематическое планирование по теме: "Осень в гости к нам пришла"

Календарное планирование  по теме: "Осень в гости к нам пришла". Расчитано на 4 недели. 1 - 2 неделя "Дары осени", 3 - 4 неделя "Краски осени"...

Календарно-тематическое планирование на тему "Осень"

Понедельник 7 октября 2013Тема недели «Осень»РежимныемоментыСодержание работыОО,Виды деятельностиФормы работыУтро1. Беседа «Осень золотая»Цель: закрепить знания детей о приметах осени, вспомнить стихи...

Календарно-тематическое планирование на тему "Осень, деревья осенью, Золотая Осень" в старшей группе детского сада

Тема: Осень, деревья осенью, Золотая Осень.Цель:·      Расширять знания детей об осени, изменениях в природе, происходящих осенью, закреплять знания о временах года и последов...

Календарно-тематическое планирование по теме: "Осень"

Календарно-тематическое планирование по теме: "Осень"...

Календарно-тематическое планирование по теме "Осень. Признаки осени" для старшей группы.

Календарно-тематическое планирование по теме "Осень. Признаки осени" для старшей группы....