Календарно - тематическое планирование по теме: "Осенние Кузьминки"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Цель: Приобщение детей к истории и традициям православной культуры
через знакомство с народным осенним праздником «Кузьминки», развитие интереса к русскому фольклору, воспитание уважения и любви к русской культуре; прощанье с осенью и встреча зимы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 148 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование воспитательно-образовательной работы с 10.11 по 14.11
Группа старшая №3 «Светлячки» Тема: «Кузьминки осенние» Цель: Приобщение детей к истории и традициям православной культуры
через знакомство с народным осенним праздником «Кузьминки», развитие интереса к русскому фольклору, воспитание уважения и любви к русской культуре; прощанье с осенью и встреча зимы.
Итоговое мероприятие: Мастер класс «Подкова на счастье» (изготовление - оберег для дома) Дата: 14.11.2025г.
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/социальными партнерами | ||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Понедельник – 10 ноября | Утро: | Приём детей. Утренняя гимнастика. Воспитание культуры поведения: «Как себя вести в картинной галерее»(в картинной галерее вести себя нужно тихо, чтобы не мешать другим посетителям наслаждаться искусством. Не стоит подходить близко к экспонатам, трогать их руками и фотографировать со вспышкой)- учить правилам поведения в общественных культурных местах. | По ИЗО «Нарисуй октябрь» закрепить навыки рисования по заданной тематике, закреплять умение рисовать гуашью, развивать эстетический вкус, воображение – Лена, Настя. | Познакомить детей с поговорками про Покров, объяснить. На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается. Покров - сбор последних плодов. До Покрова - осень, после Покрова - зима идет. | Помещение в «центре познания» иллюстраций для рассматривания на тему Праздник «Кузьминки»Работа в уголке природы. Цель: учить определять необходимость и правила полива, очистки листьев от пыли. Формировать ответственность к порученному делу. |
Познакомить родителей с темой недели «Кузьминки осенние» Консультация для родителей «Кузьминки по осени поминки» | ||
Непрерывная образовательная деятельность | 9.00-9.25 Музыкальная деятельность Лёгкий бег (Росинки)- способствовать умению ритмично и выразительно двигаться в соответствии с характером музыки. Пение Ноябрь, «на тройке» Чистякова- продолжать выделять средства Выразительности. Пение «Под новый год» Разучивание танцев «Разбойники» | |||||||
9.35- 10.00 Познавательное развитие (математика) Тема: «Вычитание» Цель: Формировать представления о вычитании Как об удалении из группы предметов её части. Познакомить со знаком «- «. Материал: Геометрические фигуры – три треугольника, два квадрата, знаки -, =, тетради по математике, ручки стр.93 книга Фолькович, Барылкина для старшей группы. | ||||||||
10.40 -11.05 Плаванье | ||||||||
| 11.30 – 12.00 Хореография | |||||||
работа перед сном | Беседы о здоровом питании: «Осенние витамины». Цель: Формирование у детей представления о пользе овощей и фруктов, о здоровой и полезной пище | |||||||
Вечер: Физкультурное развлечение (2-4неделя) Музыкальное/развлечение 1-3 неделя | Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна. Кто спортом занимается, тот силы набирается. Цель: Совершенствовать физические качества у детей во всех видах двигательной деятельности; Задачи: Способствовать формированию основ здорового образа жизни; Доставить детям радость от участия в спорт. игра | Упражнять в вырезывании готовых форм не выходя за контур, воспитывать аккуратность и усидчивость с Настей Т., Мишей, Софией. | Ситуативный разговор «Как ухаживать за одеждой» Цель: подвести к пониманию правильного ухода за одеждой. Д/И «Будь внимателен» | Самостоятельные игры в центрах. Куклы би-ба-бо для театрализованной игры по сказке «Рукавичка» -создать условия для деятельности. Аппликация «Красивый коврик» -вырезание симметричных фигур. | ||||
Прогулка№2 | ||||||||
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/социальными партнерами | ||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Вторник 11 ноября | Утро: | Приём детей. Утренняя гимнастика. Знакомство с русскими народными ремеслами города Усть – Илима (рассматривание старинных экспонатов)- вышивка салфеток, платок, резьба по дереву, прялка, шкатулка, сундук. Речевая игра с мячом «Назови профессию». П/и «Каравай»- действие с текстом слов. | С Настей, Мишей заучивание скороговорки «Петр – пекарь пек пироги в печи» - учить детей проговаривать скороговорку выделяя все звуки правильно. | Культурно – гигиенические навыки. Полоскать рот после приема пищи, закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости. Учить мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями, а затем насухо вытирать полотенцем. | Самостоятельная деятельность в центрах творчества. Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов о народных промыслах. Создать условия для продуктивной деятельности ( рисование в разукрасках народные мастера). Для развития логики н/п. игры «Шашки», «Домино» конструктор – лего. |
Совместная работа родителей и детей Создание книжки – раскраски по теме: «Народные промыслы» | ||
Непрерывная образовательная деятельность | 9.00 -9.25 Развитие речи Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды. Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды. Развивать умение сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая-мелкая, большой – маленький, высокий-низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, супница). | |||||||
9.30 -9.55 Двигательная деятельность (бассейн) Упражнять детей в умении выполнять круговой замах одной рукой при метании шишек, желудей вдаль. Закреплять правильный захват мелких предметов при метании. 2. Развивать у детей умение быстро начинать бег из и.п. стоя спиной к направлению движения и выполнять ускорение. 3. В подвижной игре « мышеловка» Упражнять детей в умении выбирать нужный способ подлезать с учетом высоты ворот и их роста. | ||||||||
Прогулка №1 | ||||||||
работа перед сном | Д/и «Выбери картинку». Среди различных сюжетных картинок выбрать те, которые относятся к празднованию Кузьминки. Цель: Учить Анализировать, выбирать нужную картинку, воспитывать усидчивость. | |||||||
Непрерывная образовательная деятельность | 15.35- 16.00 Художественно – эстетическое (рисование) «Ознакомление с дымковской росписью» Цель: познакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов. Тема: «Матрёшка» Цель: Расширение представлений о фольклоре России, об организации народного быта и об изделиях декоративно - прикладного искусства. Оборудование: компьютер, (инструментальная музыка русских народных инструментов); демонстрационный материал: матрешки разных видов: Семеновские, Полхов - Майданские, Загорские (Сергиево-Посадские); раздаточный материал: плоскостной силуэт игрушки - матрешки, принадлежности для рисования по количеству детей(бумага, краски, кисточки, ватные палочки, | |||||||
Вечер: Чтение худ. литературы Прогулка №2 | Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна. Чтение и обсуждение русских народных пословиц, скороговорок. Цель: Продолжать развивать интерес к устному народному творчеству. | С Софией Леной д/игра «Угадай русскую народную сказку». Цель: Развитие наблюдательности. | Строительные игры «Русская печка». Цель: учить детей из деталей конструктора сооружать русскую печь. Систематизировать знания детей о русской печи и быте русского народа. | Сюжетно – ролевая игра «На праздничной ярмарке». Сюжетная линия: дети пришли на веселую праздничную ярмарку. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Материал: Старинная посуда, игрушки, угощения… | ||||
Прогулка №2 | ||||||||
Среда - 12 ноября | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/социальными партнерами
Изготовление поделки, (рисование, аппликация) «Русский народный костюм» дети с родителями | |||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
Утро: | Приём детей. Утренняя гимнастика. Беседа - рассказ «Какую одежду носили мужчины и женщины на Руси?» «Русский костюм». Цель: Расширять кругозор. Воспитывать интерес к русской культуре и традициям. Подвижная игра «Карусель». | С Леной, Петей, Аней упражнять в равновесии (ходьба по лавочке с перешагиванием предметов) | Беседа о воде. Знаки разрешающие и запрещающие на водоёмах. | Самостоятельные игры в центрах активности. Рассматривание альбомов, иллюстраций о профессиях. Создать условия для игр. Труд в природе. Мытье комнатных растений- совершенствовать навыки ухода за растениями различных видов; воспитывать бережное отношение к природе. | |||
Непрерывная образовательная деятельность | 9.00- 9.25 Музыкальная деятельность Лёгкий бег (Росинки) – способствовать умению ритмично и выразительно двигаться в соответствии с музыки. Анисимовой - продолжать учить запоминать движения. Пение «На тройке», «Под Новый год». С мальчиками разучивание танца «Зайчики». Упражнение «Топотушки» - русская народная мелодия. Распевание. Игра «Жарко- холодно». Пение «Снежная королева». | ||||||
9.35- 10.00 Развитие речи (знакомство с буквами) Познакомить детей с буквой. Способствовать запоминанию конфигурации путём воспроизведения буквы в рисунке, лепке, конструировании из различных материалов: упражнять в выделении слов на данную букву. Подводить к составлению чтению коротких слов из знакомых букв. Материал: Буква различный материал для выкладывания. Буквы (палочки, веточки, проволока). Тетради, ручки, карандаши. | |||||||
Прогулка №1 | |||||||
работа перед сном | Игры на логическое мышление Игра «Логические концовки». Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу. | ||||||
Непрерывная образовательная деятельность | 15.40- 16.05 Двигательная деятельность Цель: Упражнять в ходьбе и беге врассыпную; повторить упражнения в равновесии и прыжках. Ходьба в колонне по одному, ходьба и бег врассыпную; по сигналу «Лошадки», ходьба, высоко поднимая колени; по сигналу «Мышки» ходьба на носках семенящими шагами, ходьба и бег в чередовании. О.В.Д. Равновесие, прыжки на двух ногах из обруча в обруч. П и « Кошки и мышки» | ||||||
Вечер | Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна. Игра «Кузнецы» (по считалке выбирается кузнец) Эй, кузнец – молодец! Расковался жеребец Ты подкуй его опять. Кузнец отвечает: Отчего ж не подковать? Вот – гвоздь, вот – Подкова- раз, два и готово. | С Аленой объяснить метафоры «Красный флажок это»…, «Красная девица это…». Декоративное рисование с Ваней - украшаем посуду своим орнаментом. | Познакомить детей с пословицами о зиме , с народными приметами декабря. Исследовательская деятельность Можно ли пить талую воду?. Цель: показать, что самый чистый снег грязнее водопроводной воды. | Познавательные вечера «Сейчас узнаем» Беседа: «Культура и традиции русского народа» Цель: закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, исторических событиях, культуре; уточнить знания о таком понятии как «традиция», вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими Традициями. | |||
Прогулка.№2 | |||||||
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/социальными партнерами | ||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Четверг – 13 ноября | Утро: | Беседа на тему «Если к тебе на улице подошел незнакомый человек…» Цель: учить детей правилам безопасного поведения в случайно возникающих ситуациях. Чтение стихотворения " Есть в осени первоначальной" Ф.И.Тютчев Цель: приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. | С Аленой и Леной Игра «Живые числа». Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10. Игра «Найди похожую» с Ваней, Сашей. Цель: развивать зрительное внимание, логическое мышление. | Игровая ситуация: «Кто это знает и умеет?» Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий. | Рассматривание картин И. И. Левитана «Золотая осень», Е. Волкова «Октябрь» «Поздняя осень», И. Остроухова «Золотая осень», И. И. Левитана «Осенний день Сокольники» Цель: знакомство с творчеством русских художников на текущую тему. | Рассматривание картин, иллюстраций «Осенние Кузьминки» совместно с детьми. Мастер класс среди родителей и детей по теме: «Подкова счастья» | ||
Непрерывная образовательная деятельность | 9.00- 9.25 Двигательная деятельность Цель: Упражнять в ходьбе и беге врассыпную; повторить упражнения в равновесии и прыжках. Ходьба в колонне по одному, ходьба и бег врассыпную; по сигналу «Лошадки», ходьба, высоко поднимая колени; по сигналу «Мышки» ходьба на носках семенящими шагами, ходьба и бег в чередовании. О.В.Д. Равновесие, прыжки на двух ногах из обруча в обруч. П и « Кошки и мышки» | |||||||
9.35 – 10.00 Продуктивная деятельность (аппликация) Тема: «Подкова на счастье» Образовательные: Продолжать знакомить детей с народными традициями. Расширить представления детей о значении оберегов для человека. Познакомить с символическим значением подковы, как оберега для дома. Научить изготавливать оберег картона по готовому шаблону. Развивающие: развивать познавательный интерес к народным традициям. Развивать фантазию и мелкую моторику. Воспитательные: воспитывать у детей интерес к народно – прикладному творчеству. Материал: Шаблон оберега, картон, клей, ножницы, крупа- пшено, салфетки, семена подсолнуха, Ленточки и т.д. | ||||||||
Прогулка №1 | ||||||||
работа перед сном | чтение стихов про осень А.К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» Цель: развивать речь, память. | |||||||
15.40 -16.05 школа мяча | ||||||||
Вечер: Сюжетно ролевые игры. | Подъём, оздоровительная гимнастика после сна. Разучивание Русская народная игра «Кузнецы». По считалке выбирается «кузнец». Остальные – «жеребцы». Они подходят к кузнецу и говорят: Эй, кузнец-молодец! | Предложить Лене, Мише, Насте раскраски на тему недели. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами в одном направлении. | Игровое упражнение «Всё делаем по порядку» - учить самостоятельно одевать и снимать верхнюю одежду. Беседа «Игрушки и книги на свои места» Напомнить детям, что игрушки и книги надо содержать в порядке, проследить за тем, как дети убирают игрушки – учить детей аккуратности. | Внести наглядно-дидактическую информацию по теме недели «Народная культура традиции»(кузьминки).Самостоятельная деятельность в центрах. Самостоятельные игры в центрах Центр театра ( показ русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть») для малышей. Центр худ. творчества -рассматривание скульптур малой формы☹ мышь из разного материала. Продуктивная деятельность-лепка мыши. Внести наборы рисунков, фотографий о профессиях – для рассма | ||||
Прогулка. №2 | ||||||||
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/социальными партнерами | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
Пятница – 14 ноября | Утро: | Приём детей. Утренняя гимнастика.. Беседа« Почему осень называют золотой ? - закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. 2. Региональный компонент: Поэты, художники, писатели нашего края»- обогатить знания детей о талантливых людях родного края, заинтересовать культурой. П/и «Золотые Ворота..»- действие по тексту слов. | С Аней, Петей, Никитой Словесная игра«Похож – не похож». Цель: Продолжать учить детей сравнивать предметы, находить связь между ними, признаки различия и сходства, узнавать предметы по описанию. | Беседа о правилах личной гигиены «Носовой платок» Цель: формировать умение при кашле отворачиваться, прикрывать рот платком. | Конструирование из лего: «Детский сад будущего». Цель: развивать фантазию, воображение, пространственное мышление. Создать условия для сюжетно-ролевой игры «Дом. Семья» Цель: выявление сформирован. умения распределять роли. |
Разучивание р. н. игр «Пряха», «Кузнец». Совместно с детьми вспомнить старинные профессии и рассмотреть на картинках (кузнец, столяр, плотник, мастерица по вышиванию и рукоделию) |
Непрерывная образовательная деятельность
| 9.00 – 9.25 Познавательное развитие (ознакомление с окружающим) Тема: «Что за праздник Кузьминки?» Задачи: Познакомить детей с праздником земледельческого календаря «Кузьминки» и народными традициями, связанными с этим праздником. Развивать монологическую речь детей. Развивать чувство композиции и цвета. Воспитывать интерес к обычаям своего народа. Оборудование: сундук, прялка и веретено, веник, лапоть, игрушка Домовой; план рассказа в рисунках, магнитофон с записью народной музыки, веник из цветного картона по количеству детей, ножницы, бумага цветная, клей, пайетки. | |||||
9.35 – 10.00 Продуктивная деятельность (лепка) Тема: Домовой Кузя ЦЕЛЬ: Познакомить детей с русским народным праздником «Кузьминки», его обычаями, играми, пословицами, поговорками и приметами. Обогатить словарь детей новыми словами, обозначающими орудия труда кузнеца: горн, меха, щипцы, наковальня, молот.Учить детей при помощи лепки передавать характерные особенности строения Кузи -домовой. Развивать умение детей выполнять работу поэтапно, опираясь на схемы лепки. Развивать у детей память, Мышление, внимание, мелкую моторику рук. Материал: Пластилин, картон, нитки для вязания. | ||||||
Прогулка №1 | ||||||
работа перед сном | Беседа о столярном ремесле и художественном промысле «Городец» | |||||
Вечер: Хозяйственно - Бытовой труд | Экскурсия в русскую избу. Х/Б труд (отбор игрушек, подлежащих ремонту) – развивать внимательность, умение замечать испорченные игрушки; воспитывать бережное отношение. | Д/и «Кто чем занимается» Цель: закреплять знания дошкольников о видах труда, учить определять профессию по описанию с Настей, Мишей, Аней. | Вспомним пословицы и поговорки о труде. Разговор-беседа «Почему надо быть добрым, почему уступаем слабым?»-развитие вежливости, взаимопонимания. | Рассматривание иллюстраций матрёшек. Работа по х/э. развитию «Украсим чайники гжельской росписью» - создать условия для деятельности. Обновление развивающей среды: внести альбомы по теме: «Чем пахнут ремёсла» Организовать выставку старинных предметов по теме. | ||
Прогулка:№2 | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по теме: "Осень в гости к нам пришла"
Календарное планирование по теме: "Осень в гости к нам пришла". Расчитано на 4 недели. 1 - 2 неделя "Дары осени", 3 - 4 неделя "Краски осени"...

Календарно - тематическое планирование по теме: "Осень в гости к нам пришла"
Календарное планирование по теме: "Осень в гости к нам пришла". Расчитано на 4 недели. 1 - 2 неделя "Дары осени", 3 - 4 неделя "Краски осени"...
Календарно-тематическое планирование на тему "Осень"
Понедельник 7 октября 2013Тема недели «Осень»РежимныемоментыСодержание работыОО,Виды деятельностиФормы работыУтро1. Беседа «Осень золотая»Цель: закрепить знания детей о приметах осени, вспомнить стихи...

Календарно-тематическое планирование на тему "Осень, деревья осенью, Золотая Осень" в старшей группе детского сада
Тема: Осень, деревья осенью, Золотая Осень.Цель:· Расширять знания детей об осени, изменениях в природе, происходящих осенью, закреплять знания о временах года и последов...

Календарно-тематическое планирование по теме: "Осень"
Календарно-тематическое планирование по теме: "Осень"...

Календарно-тематическое планирование на тему "Осень. Признаки осени" Средняя группа.
План работы на недель по теме осень, признаки осени....

Календарно-тематическое планирование по теме "Осень. Признаки осени" для старшей группы.
Календарно-тематическое планирование по теме "Осень. Признаки осени" для старшей группы....
