Воспитание экологической культуры дошкольников средствами хореографии.
консультация
Дошкольное детство - один из важнейших этапов формирования личности, её ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в свои помощники природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - источник творческого вдохновения, подъёма всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание экологической культуры дошкольников средствами хореографии.
Дошкольное детство - один из важнейших этапов формирования личности, её ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в свои помощники природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - источник творческого вдохновения, подъёма всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. В основе содержания социально-экологического воспитания лежит формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Подобное отношение строится на чувственном восприятии объектов природы, эмоциональном отношении к ним и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, а также зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды. Экологическая образованность и воспитанность даёт ребёнку возможность лучше понимать отдельные аспекты в поведении животных, состоянии растений, правильно оценивать их и адекватно реагировать. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается формированием соответствующего поведения ребёнка, которое может служить критерием оценки уровня его экологической культуры. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, раскрыть творческий потенциал детей в области экологии - одна из главных задач экологической работы в ДОУ. Решая поставленные задачи, наше дошкольное образовательное учреждение работает в инновационном режиме по теме: «Воспитание эмоционально - нравственного отношения к природе у детей дошкольного возраста средствами хореографии». Ориентирами в экспериментальной работе по воспитанию у детей дошкольного возраста эмоционально-нравственного отношения к природе средствами хореографии являются следующие критерии: эмоционально чувственный опыт ребёнка по взаимодействию с природой, определяющий его нравственно-экологическую позицию и эко-креативность как потребность и готовность к реализации личного эмоционально-чувственного опыта по взаимодействию с природой, нравственно-эстетического отношения к ней и экокультурных ценностных установок в творческой экологически ориентированной деятельности, постижению гармонии с природой посредством создания музыкально-пластических художественных образов. Чрезвычайно высок потенциал искусства в формировании у детей экологической культуры. Особое значение для развития ребёнка имеет включение его в разнообразную творческую деятельность посредством искусства. Неудержимая тяга к реализации творческого воображения детей дошкольного возраста объясняется психологическими особенностями, которые характеризуются образно-мифологическим мироощущением, эмоциональностью, наглядным, предметным восприятием окружающего мира, потребностью в активной деятельности, интенсивностью накопления опыта по взаимодействию с окружающим миром. Моя работа нацелена на реализацию потенциала хореографии в процессе воспитания эмоционально-ценностного отношения детей к природе, физического совершенствования. Взаимодействие с природой является неиссякаемым источником творчества и обладает неизмеримо высоким потенциалом для развития у детей творческих способностей. Природа становится источником творческого вдохновения, образов, сюжетов художественных произведений в результате постижения человеком чувства гармонии с нею. Вот почему путь «экологизации» хореографического образования рассматривается нами как постижение принципиально нового уровня творчества и взаимодействия с природой, выражаемого в гармонии человека с окружающим миром. Инновационный аспект проявляется в интеграции экологического воспитания и хореографического образования, применения невербальных методов, способствующих расширению эмоционально-чувственного опыта ребёнка, формированию культуры движения, эстетического вкуса, творческих способностей в области искусства и практически значимой, созидательной деятельности в природе. Основу педагогического процесса составляет творчество ребёнка на тему природы. Дети любят фантазировать, творить, делают они это и в произвольном танце на занятии по хореографии, когда создают танцевально-пластические образы: снежинок, бабочек, котят. На определённом этапе работы у каждого ребёнка получаются свои, особенные, неповторимые образы, творческий процесс сопровождается у детей эмоциональным всплеском. Переживания усиливаются, если звучит соответствующая музыка, которая подсказывает, как определить настроение образа, когда светит солнышко и когда надвигается опасность. Экопластический образ является основой применяемых на занятиях по хореографии невербальных игровых технологий. Образ природы положен в основу упражнений балетной гимнастики, музыкально-пластических этюдов, игр, танцевальных комбинаций, хореографических миниатюр. Работа над образом это длительный процесс, включающий расширение знаний ребенка о прообразе: беседы, рассказы, чтение книг, просмотр видеофильмов, наблюдение за объектом в природе, экскурсии, тщательный подбор музыкального материала, прослушивание различных произведений. Далее происходит пластических форм, целенаправленный поиск двигательно соответствующих основным характеристикам изображаемого объекта природы. Для этого используется прием подражания животным и растениям. При помощи произвольных движений ребенок очень точно отыскивает пластику, сначала робко, затем все более уверенно. Художественный образ – стержень пластических и музыкально-пластических этюдов. Содержанием этюдов являются действия, сюжеты, игры. Опираясь на известные сказки, рассказы, мультфильмы дети умело придумывают маленькие истории, а потом разыгрывают их в пластике. Глубокому проникновению в образ способствует самостоятельная деятельность ребенка в изображении образа красками на бумаге или ваянию из пластилина, глины, образ предстает в аппликации или скульптуре из природного материала. С этой же целью по теме подбираются загадки, рассказы, иллюстрации. Особые возможности хореографии способствуют всестороннему развитию ребенка, задачи экологического воспитания вполне согласуются с задачами формирования специальных умений и навыков в хореографическом искусстве. Задуманный образ может осуществиться, если ребенок, обладая определенным эмоциональным и исполнительским опытом, будет выражаться пластически, владеть культурой и техникой исполнения движения, развит физически. Названные профессионально-хореографические задачи интегрируются с задачами музыкального образования ребенка, формированием у него умения почувствовать музыкальный материал, его динамику, темп, ритм, различные оттенки – все это становится средством выражения эмоционального состояния образа. В дошкольном возрасте образец поведения взрослого в природе, с людьми имеет решающее значение в формировании представлений о способах взаимодействия человека с окружающим миром. Положительные примеры в данном случае являются первоосновой в зарождении новообразований, имеющих решающее значение в воспитании экологической культуры. Ребенок восприимчив к ласковому разговору взрослого с объектами природы; спокойному, ясному объяснению действий. Педагоги стремятся сформировать у каждого ребенка теплое, трепетное отношение к нежным образам природы, умение чувствовать ее красоту и совершенство. В процессе совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных общей целью, развивается взаимопонимание, сочувствие и согласие как результат воспитания начал экологической культуры. Нетрадиционный подход к обучению хореографии в сочетании с воспитанием экологической культуры повышает интерес ребенка к учебному процессу. Когда ребенок в игровой форме эмоционально перевоплощается в зверька или растение, он получает массу положительных ощущений от самостоятельного творчества над экопластическим образом. Опыт, который приобретает ребенок в процессе творческого познания, качественно влияет на его отношение к природе. Пережив ощущения испуганного зайчика, ребенок не сможет быть равнодушным к этому животному, появляются устойчивые положительные эмоциональные реакции на объекты природы, стремление в меру своих возможностей к природоохранной деятельности, происходит зарождение экологической этики. Включение ребенка в созидательный процесс творчества на тему природы, отводя ему роль соавтора, соучастника предоставляет возможность расширить кругозор, позволяющий более осмыслить и понять целостность картины мира обогатить эмоционально-чувственный опыт, на основе которого формируется отношение ребенка к природе, себе и обществу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
В статье отражен опыт нашего детского сада по проектной деятельности...

Экспериментирование как средство воспитания экологической культуры дошкольников
Экспериментирование – особая организация детской деятельности, направленная на непосредственное взаимодействие с объектом изучения. Помещенный в определенные условия, объект наиболее ярко проявляет св...

Индивидуальный план самообразования на 2017-2022 год по теме: "Воспитание экологической культуры дошкольников средствами музыки"
Данный материал представляет собой индивидуально-разработанный план на ближайшие 5 лет по теме: "Воспитание экологической культуры дошкольников средствами музыки"...

Воспитание экологической культуры дошкольников средствами хореографии
Формирование экологической образованности...

Статья «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)
Материал для педагогов из личного опыта....

презентация «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»
презентация к статье "Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников" ....

Музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство воспитания экологической культуры дошкольников.
Этот проект музыкально-экрлогических досугов направлен на приобщение детей через интеграцию музыкального искусства и экологии к заботе об окружающей природе...
