Музыкальный руководитель ДОУ как участник реализации государственной политики: стратегические аспекты деятельности.
статья
В статье рассматривается роль музыкального руководителя в решении задач государственной образовательной политики, возможности использования педагогического инструментария музыкального руководителя в достижении результатов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальный руководитель ДОУ как участник реализации государственной политики: стратегические аспекты деятельности.
Чикишева Любовь Леонидовна,
музыкальный руководитель МКДОУ№4 г.Миньяра
В условиях трансформации системы российского образования, заданной национальными проектами и обновленными законодательными актами, дошкольное звено приобретает особую стратегическую значимость. Именно здесь закладываются основы личности будущего гражданина, его ценностные ориентиры, познавательные способности и социальные навыки. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет художественно-эстетическое развитие как одну из ключевых образовательных областей, а музыкальную деятельность – как ее неотъемлемую составляющую. Однако, несмотря на декларируемую важность, деятельность музыкального руководителя ДОУ зачастую воспринимается как вспомогательная, «развлекательная» или ограниченная подготовкой к утренникам. Возникает явный разрыв между масштабом задач, поставленных перед системой ДО государственной политикой, и реальным ресурсом, которым обладает специалист по музыкальному развитию, не используемым в полной мере.
Цель статьи – обосновать прямую связь повседневной работы музыкального руководителя ДОУ с ключевым направлениями реализации государственной образовательной политики, определить ключевые векторы его деятельности в этом контексте и предложить практические механизмы интеграции приоритетов в повседневную профессиональную практику.
Составим некоторую «Карту соответствия» педагогического инструментария музыкального руководителя основным приоритетам направлений государственной политики в сфере дошкольного образования:
Направления образовательной политики: государственный приоритет | Педагогический инструментарий музыкального руководителя |
Реализация ФГОС ДО как основа политики: обеспечение качества ДО через выполнение требований Стандарта. | Слушание музыки: развитие эмоционального интеллекта (сопереживание героям программной музыки), воображения (визуализация образов), познавательной активности (анализ средств выразительности). Музицирование (оркестр, ансамбли): формирование навыков сотрудничества, саморегуляции (ожидание своего вступления, контроль громкости), волевых усилий (достижение слаженности). Пение: развитие речи, дыхательной системы, чистоты интонирования как основы музыкальности, преодоление застенчивости (социальная уверенность). Танцевально-ритмическая деятельность: развитие координации, пространственного мышления, чувства ритма, физических качеств. Импровизация (вокальная, пластическая, инструментальная,): раскрытие творческого потенциала, креативности, инициативности, умения нестандартно мыслить. |
Обеспечение доступности и качества образования (в том числе для детей с ОВЗ): инклюзивное образование, индивидуализация образования. | Адаптация программ, использование специальных технологий: системное применение логоритмики (развитие речи и моторики), элементов музыкотерапии (снижение тревожности, коррекция эмоционального состояния). Создание инклюзивной среды на праздниках и занятиях: индивидуальный маршрут для ребенка с ОВЗ на музыкальном занятии; продуманные роли для детей с ОВЗ в спектаклях, адаптация танцевальных движений, подбор репертуара и определенных шумовых инструментов, использование «помощников» из числа сверстников, акцент на общем позитивном опыте совместного творчества.
|
Воспитание: формирование гражданской идентичности, патриотизма, нравственных ценностей, уважения к культурному наследию. | Воспитательный потенциал музыки: репертуар, включение народных песен (русских и других народов России), классических произведений отечественных композиторов (П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович), патриотических песен (от «Катюши» до современных детских песен о Родине). Тематика мероприятий: глубокое, эмоционально насыщенное проведение праздников и тематических занятий, посвященных Дню Победы, Дню России, Дню народного единства, народным календарным праздникам (Масленица, Святки). Проектная деятельность: организация и участие в проектах «Дорогами поколений», «Салют Победы», «Музыкальные традиции нашей семьи», «Герои России в музыке и песне» и др.
|
Цифровая трансформация образования: внедрение цифровых технологий, развитие цифровой грамотности. | Использование ЦОР (интерактивные доски, музыкальные конструкторы, обучающие программы), создание мультимедиа-презентаций, безопасное использование онлайн-ресурсов для работы с родителями и детьми, приложений для создания простых аранжировок, запись детских выступлений. |
Поддержка семьи и повышение родительской компетентности: признание семьи как полноправного участника образовательных отношений. | Современные формы сотрудничества (мастер-классы, совместные проекты, онлайн-копилки игр, семейные праздники, консультации). Совместные мероприятия: семейные музыкальные гостиные, флешмобы («Танцуют все!»), концерты-импровизации, творческие мастерские по изготовлению инструментов. «Образовательная поддержка»: создание онлайн-«копилок» («Музыкальная минутка дома»), видео-мастер-классы по простым играм и упражнениям, индивидуальные и групповые консультации. Проекты с участием семьи: «Семейная музыкальная реликвия», «Песни моей прабабушки в нашей семье», «Моя музыкальная семья», запись совместного исполнения песен. |
Развитие кадрового потенциала: непрерывное профессиональное развитие педагогов. | Участие в работе Методических объединений. Курсы повышения квалификации. Конкурсы профессионального мастерства. Наставничество, самообразование как исполнение требований политики к уровню квалификации. |
Таким образом можно сделать вывод о том, что инструментарий музыкального руководителя способствует интеграции государственных приоритетов в практику музыкального руководителя. Но для эффективного позиционирования себя как проводника стратегического курса необходимы осознанные действия: аналитическая работа, системная интеграция и сотрудничество, документирование и презентация вклада, непрерывное профессиональное развитие.
Аналитическая работа. Необходимо систематическое изучение ключевых документов (ФГОС ДО, ФОП ДО, Государственная Программа развития Российской федерации «Развитие образования», региональные стратегии, нацпроекты), вычленение конкретных требований и индикаторов, относящихся к музыкальному развитию и воспитанию.
Стратегическое планирование. Явное отражение задач государственной политики во всех планах. Например, в Календарно-тематическом плане формулировка задач занятия не только как «разучить песню», а «способствовать развитию патриотических чувств через разучивание песни». В сценариях праздников обосновывать выбор темы и репертуара через призму основополагающих государственных документов (например, воспитание национальной принадлежности на фольклорном празднике). Индивидуальные образовательные маршруты. Постановка целей, связанных с преодолением барьеров (для ребенка с ОВЗ) или развитием таланта в контексте доступности и качества.
Системная интеграция и сотрудничество. Музыкальный руководитель должен активно взаимодействовать с воспитателями, участвовать в совместном планировании, интеграции музыки в общегрупповые проекты («Космос» – песни о космонавтах), использовании музыкального фона в режимных моментах. Разрабатывать интегрированные занятия со специалистами (логопед, психолог, дефектолог), обсуждать особенности детей с ОВЗ, составлять совместный мониторинг развития. Интеграция и сотрудничество с администрацией предполагают обоснование потребностей (оборудование, ПО), презентацию результатов работы в стратегическом контексте.
Документирование и презентация вклада. Музыкальный руководитель показывает в отчетах, на сайте ДОУ, в портфолио, как конкретные мероприятия и результаты его работы способствуют выполнению стратегических задач ДОУ, региона, страны, фиксирует результаты не как перечень мероприятий, а как вклада в стратеги. Анализ достижений детей проводить через призму целевых ориентиров ФГОС ДО; описание реализации инклюзивных практик; результаты патриотических проектов (количество участников, созданные продукты – «Альбом Памяти»). Публикации о мероприятиях с на сайте ДОУ или в других СМИ делать с акцентом на их воспитательную, патриотическую, инклюзивную направленность, например заголовок «Флешмоб «Песни Победы»: Дети и родители ДОУ №ХХ почтили память героев средствами музыки».
Непрерывное профессиональное развитие: Осознанное совершенствование компетенций в актуальных областях: современные методики, инклюзивные технологии, цифровые инструменты, эффективные коммуникации с родителями и коллегами.
Деятельность музыкального руководителя ДОУ, осмысленная и выстроенная в логике реализации государственной образовательной политики, перестает быть периферийной. Она приобретает стратегическое значение, становясь мощным ресурсом достижения национальных целей в сфере образования: формирования гармонично развитой личности, патриота, способного к творчеству и сотрудничеству, уважающего культурное наследие своей страны и готового жить в цифровом мире.
Музыкальный руководитель трансформируется из исполнителя сценариев в активного стратега и проводника политики на уровне конкретного ребенка и образовательной организации. Это требует от специалиста осознанной аналитической работы, целеполагания, системного планирования, рефлексии и умения презентовать свой вклад в общее дело. Музыка, в руках профессионального и стратегически мыслящего педагога, становится не просто искусством, а инструментом построения будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение: Музыкальный руководитель. Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учетом требований ФГОС (288ч) Дисциплина 1.Модуль 1. Основы дошкольной педагогики
Рано или поздно, многие педагоги сталкиваются с ситуацией, когда любимая работа требует от нас подтверждения нашей квалификации, а иной раз и переподготовки на платной основе. В наше время - время инт...

Реализация государственной политики в области образования
Презентация на тему Реализация государственной политики в области образования для педагогов на КПК...

Инновационные подходы к организации деятельности музыкального руководителя ДОО в контексте реализации ФГОС
Цель управления инновационными процессами в ДОУ заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектив...

Инновационные подходы к организации деятельности музыкального руководителя ДОО в контексте реализации ФГОС
Испоьзование новых форм развития эмоциональной сферы ребёнка, оригинальных средств обучения способствуют формированию гармонической личности....

Технология применения ИКТ в практической деятельности музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации ФОП ДО
Информационные технологии в музыкально - педагогическом образовании дошкольников....

«Реализация государственной политики в области взаимодействия семьи и ДО»
Представлен опыт работы дошкольного учреждения по взаимодействию с родительской общественностью....
