Долгосрочный проект с детьми 2 младшей группы «Капельки» с использованием светового стола
проект (младшая группа)

Долгосрочный проект с детьми 2 младшей группы «Капельки» с использованием светового стола 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ – ДЕТСКИЙ САД «КУБИКИ»

633100, Новосибирская область, Новосибирский район, с.Толмачево, мкр. Пригородный простор, ул. Детский

проезд  , 1

тел. 8-953-760—92-95 , e-mail: ds_kub_nov@edu54.ru

Долгосрочный проект с детьми 2 младшей группы «Капельки» с использованием светового стола

Выполнила:

Романова А.Д.

с.Толмачево 2025.

Проект «Песочные фантазии»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Автор проекта: Романова Анастасия Дмитриевна

Место проведения: МБДОУ  д/с «Кубики»
Сроки проведения: сентябрь 2025 – май 2026 гг.

Форма проведения: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Тип проекта: Долгосрочный; практико-ориентированный; инновационный.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

По характеру содержания включает партнерское взаимодействие: ребёнок и искусство, ребёнок – воспитатель, родитель и ДОУ.

Возможность распространения в другие ДОО: осуществляется внутри ДОУ, в контакте с другими организациями ДОО через сайт воспитателя, через публикации.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети 2 младшей группы «Капельки», воспитатели,   родители воспитанников.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Количество участников: группа «Капельки».

Форма предъявления: презентация, пособие световой стол.
По цели: стимулировать самостоятельность и творчество детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком на световом столе. Гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

  Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

НОВИЗНА:
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ.

1.Как повысить интерес к исследовательской деятельности, связанной с изучением песка. Какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей

2.Как влияет развивающая среда на развитие   художественных способностей у детей?

3.Как может влиять участие родителей на результаты по ознакомлению детей с техниками рисования песком на светящем столе?

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

Социально-коммуникативное развитие:

  • Развитие умения выполнять несложные действия под руководством педагога, а также самостоятельно.
  • Вырабатывать усидчивость, терпение, желание трудиться, для достижения желаемого результата.
  • Формирование бережного отношения к собственным поделкам и поделкам сверстников из песка.
  • Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способы поведения в них.
  • Развитие игровой деятельности с песком; умение отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.

Познавательное развитие:

  • Развитие продуктивной деятельности с использованием песка, рассматривание, обсуждение ее результатов.
  • Развитие способов исследовательской деятельности, связанной с изучением песка.
  • Формирование целостного представления о свойствах песка, расширение кругозора.
  • Развитие любознательности, усидчивости.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Использование музыкальных произведений в непосредственно образовательной деятельности в качестве музыкального сопровождения, эмоционального настроя восприятия, воображения детей способствующих при работе с песком.
  • Развитие продуктивной деятельности детей; развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
  • Использование художественных произведений для формирования представлений о песочном мире.

Речевое развитие:

  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу изобразительной деятельности в изготовлении работ,
  •  Обсуждения иллюстраций,
  • Экспериментальной и игровой деятельности с песком.
    Физическое развитие:
  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей при работе с песком.

ЦЕЛЬ:

  • Стимулировать самостоятельность и творчество детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;
  • Гармонизация психоэмоционального состоянии дошкольников

 ЗАДАЧИ:

 Образовательные:

  • Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка на световом столе.
  • Формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.
  • Продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду);

Развивающие:

  • Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета;
  • Развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;
  • Развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.

      Воспитательные:

  • Вызвать интерес к рисованию песком на стекле;
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
  • Воспитывать художественно-эстетический вкус. Формировать

коммуникативные навыки.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ:

Рисование песком:

  • развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность, пластику движений рук;
  • улучшает память;
  • стимулирует познавательные процессы: восприятие, образно-логическое мышление, пространственное воображение.
    НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

1.Знакомство со средствами песочной анимации (световой стол); художественным материалом (песок различной фактуры, манкой, различными крупами).

2. Знакомство с приемами рисования песком, как художественным материалом;

3. Самостоятельное создание детьми изображений с творческим применением полученных знаний.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

Материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой ОД. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей со средствами песочной анимации, вызвав желание создать свои образы возникающие в сознании, находят свое выражение в реальных и видимых формах. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать рисования различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физкультминутки, упражнения для прорисовки песком.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  • Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
  • Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;
  • Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
  • Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
  • Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
  • Формирование самосознания и адекватной самооценки;
  • Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
  • Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ:

  • дети смогут использовать световой стол и песок для создания изображений;
  • отличать приёмы создания фона (наброс и насыпание);
    отличать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка);
  • будут рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете;
  •  смогут создавать рисунок, серию рисунков по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов);
  •  смогут повторить предложенный рисунок (использовать те же приёмы рисования, что использованы на рисунке);
  • смогут участвовать в коллективном просмотре работ и их обсуждении.

 РИСКИ:
1.Низкое художественно-эстетическое развитие детей.
2.Низкая заинтересованность родителей.
        
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РИСКОВ:

1.Организовать самоконтроль за реализацией проекта.
2.Провести цикл консультаций в целях повышения развития художественных способностей детей.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • Метод обследования, наглядности (рассматривание наглядных пособий);
  • Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
  • Практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков на песке, использование различных инструментов и материалов для изображения;
  • Эвристический (развитие находчивости и активности);
  • Частично-поисковый;
  • Метод экспериментирования (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе), сотворчество;
  • Мотивационный (поощрение).

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕТСКИХ РАБОТ: 

  • Имеет представление о использование светового стола для создания изображения.
  • Умеет самостоятельно провести анализ изображения
  • Самостоятельно определяет последовательность выполнения изображения.
  • Отличает приёмы создания фона (наброс, насыпание,

расчищение, вырезание, линейный, щепотка);

  • Умеет создавать рисунок, серию рисунков по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов);
  • Умеет участвовать в коллективном просмотре работ и их обсуждении.
  • Уровень воображения, фантазии.
    РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ.

(дополнится по итогу проекта)


ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА: 
I этап – подготовительный (сентябрь-ноябрь 2025 год)
Мероприятие Сроки Результат

Работа с воспитанниками: 

  • Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Сентябрь 2025г. (Создание базы знаний по изучаемой теме.)
  • Диагностическое обследование дошкольников, анализ полученных диагностических данных.Октябрь 2025. (Выявлен уровень творческих способностей, определены направления работы, инновационной деятельности).

Работа с родителями. 

-Информирование родителей о проекте. Сентябрь. (Вызван интерес у родителей к предстоящей деятельности).
Анкетирование родителей «Песочная терапия».  
-(Изучено мнение родителей по данному вопросу, определены направления проекта, связанные с взаимодействием с родителями).
 
II этап – практический ()
мероприятие Сроки Результат

Работа с воспитанниками

 Презентация «Песок в жизни человека».

Сентябрь.

   (Сформированы знания детей о песке.)

Знакомство с правилами игры с песком. Сентябрь.

 Сформированы знания о безопасной деятельности с песком. Игры-эксперименты с песком. В ходе реализации проекта. Сформирован интерес к играм с песком, знания о свойствах песка. Ритуалы приветствия: (вход в песочницу).

 В ходе реализации проекта

          Сформированы представления о песочном мире.

Развитие зрительно-моторной координации. Игры, направленные на развитие текстильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук: «Отпечатки наших рук», «Автогонки», «По камешкам», «Кому не везёт», «Секрет», «Выкладываем и печатываем на песке» и т.д.

развита мелкая моторика, координация движений,

Умение работать всеми пальцами, обеими кистями рук.

 Игры на коммуникацию:

  • «Интервью»,
  • «Подари улыбку»,
  •  «Ласковое имя»,
  •  «Обзывалки»,
  • «Жужжа»,
  •  «Доброе животное»,
  •  «Тух. Тух»,
  •  «День рождения»,
  •  «Зайчики»,
  • «Два барана».

 Развит познавательный интерес, зрительное восприятие, воображение, логическое мышление, творческое воображение, навыков общения детей.

 Упражнения с использованием песка:

  • "Песочный дождь",
  • "Узоры на песке",
  • "Мы едем в гости",
  • "Секретное задания кротов",
  • "Отпечатки",
  •  "Кто к нам приходил",
  • "Песочный круг",
  •  "Победитель злости",
  • "Песочный детский сад"

Развитие эмоциональной сферы дошкольников, воображения, творческого потенциала. Прослушивание музыкальных произведений. Дети умеют передавать в рисунках характер музыки, снимать напряжение с помощью музыкальных произведений.
        Повышен уровень педагогической компетентности в вопросах рисования песком на светящем столе. Мастер-класс для педагогов «Песочные сказки».
       Повышен уровень педагогической компетентности в вопросах песочной анимации.

Работа с родителями 

Сентябрь.

Обновление информации для родителей консультация «Мы рисуем песком».

Повышен уровень знаний родителей об организации безопасных игр детей с песком.

Консультация для родителей «Песочная терапия».

Ноябрь.
       Увеличения уровня педагогической грамотности родителей в вопросах песочной анимации.Фотовыставка «Пусть не сердятся родители, что измажутся строители».

Январь.

Вызван интерес родителей к деятельности детей в ДОУ.Рубрика: «В кругу семьи». В ходе реализации проекта имеют возможность организовывать игры с песком в домашних условиях.
 
III этап – заключительный ()

       Наличие методических разработок по теме проекта.
С воспитанниками 

Мониторинг развития. Май 2026 г. Выявлен уровень развития творческих способностей и сформированности эмоциональной сферы.
С  родителями 

Анкетирование родителей «Песочная анимация в жизни вашего ребенка». Май.

Изучено мнение родителей о влиянии песочной анимации на развитие ребенка.

Презентация проекта на итоговом родительском собрании. Май.

       Родители информированы о результатах реализации проекта.
ПЕРСПЕКТИВА ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Проект позволит расширить и углубить знания, использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнять в продуктивной, экспериментальной деятельности.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Приобретение учебно-методической литературы по художественно-эстетическому развитию.

 Сроки выполнения – сентябрь 2025 г. – май 2026 г.

ВЫВОД:
       В заключении следует отметить, что в результате реализации данного проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.

ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

  1. Бондарцева, С.Н. «Домик развития можно строить на песке» /С.Н. Бондарцева//Педагогическийвестник.-2006.-№3.-С.5.
  2.  Грабенко, Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5.-С.26-293.
  3. Белоусова, О.А. «Обучение дошкольников рисованию песком» Текст/ – О.А. Белоусова. Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012г.-76с.
  4. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. –2010-112 с.;
  5.  Грабенко, Т.М., Зенкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке.
  6. Васильченко. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» -2001.-вып.10.-С.42-47.
  7. Аромштам, М. «Игры на влажном песке» /М. Аромштам./ /Дошкольное образование: издательского дома «Первое сентября».2006.№ 12.
  8. Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия- песочная психотерапия- занятия.


 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы. Тема : «Овощи на нашем столе»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие» .Задачи:С...

Творческий долгосрочный проект во II младшей группе на тему: «Когда я вырасту – я стану…»

Проект во ii младшей группе на тему: «Когда я вырасту – я стану…»Вид проекта: групповой, информационный, творческий, игровой, долгосрочный. Сроки проведения проекта:...

Методическая разработка. Проект. Долгосрочный проект в первой младшей группе детского сада «Это мой, это твой, это наш край родной»..

Методическая разработка. Проект. Долгосрочный проект в первой младшей группе детского сада   «Это мой, это твой, это наш  край родной»....

Долгосрочный проект с детьми подготовительной группы

laquo;Читающий человек – мыслящий человек!» Вот почему так важно прививать детям любовь к книге, начиная с дошкольного возраста....

Долгосрочный проект с детьми средней группы на тему: «В гостях у Агнии Барто»

Проведя данный проект вы достигните следующих результатов:v  расширение знаний о творчестве А. Л. Бартоv  повышение интереса детей к произведениям художественной литературы и эмоци...

Долгосрочный проект с детьми старшей группы на тему: «Сказка в гости к нам пришла»

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки – это уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям морально-нравственные истины. Они учат доброму отношен...

Долгосрочный проект с детьми подготовительной группы по теме: «Множество почему перед школой»

Данный проект позволяет расширить кругозор детей, углубить их знания об окружающем мире, познакомиться с различными областями науки и техники. Это особенно важно в подготовительной группе, когда...