Проект "Русские народные промыслы"
проект (старшая группа)

Ефимова Светлана Вячеславна

Формирование у детей позновательного интереса к русской народной культуре через ознокомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr.docx872.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №53 «Радуга» города Лесосибирска

 

                 

Проект «Русские народные промыслы»

Составила воспитатель первой

                                                             квалификационной категории

                                                          Ефимова С.В.

                  2024 год


Творческий проект для детей старшей группы:

«Русские народные промыслы»

 

Руководитель проекта: воспитатель Ефимова С.В.

Участники: дети и воспитатели старшей группы «Аленький цветочек», родители воспитанников

Актуальность проекта

Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в ФГОС к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов.

О роли и значении народного декоративно - прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, а также говорили современные исследователи Г. П. Волков, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами, и передачами. В наше время происходит переосмысление культурного, духовно-нравственного самосознания народа, это время политических, социальных перемен. И сейчас очень остро встал вопрос патриотическом воспитание детей. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры.  Поэтому воспитателю предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть многообразие декоративно - прикладного искусства.

Проблема: у детей слабо развит познавательный интерес об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях росписей гжели, хохломы, города.

• У детей бедный словарь существительных, прилагательных по теме «Декоративно – прикладное искусство».

  Реализация краткосрочного проекта «Русские народные промыслы»» дает возможность более углублённо знакомить детей с народным творчеством русских умельцев и русским фольклором в различных игровых, информационных, художественно - творческих формах детской деятельности. Позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Новизна данного проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, а также основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в изобразительную художественную деятельность.

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности

Задачи: 

- систематизировать детские представления о народных промыслах своей страны, их историей, характерными признаками, традициями;

- формировать обобщенные знания и умения, различать виды прикладного искусства по назначению (посуда, игрушки, одежда) и основным стилевым особенностям (своеобразие цветового решения, композиции, элементов росписи), устанавливать сходства и различия между росписями (городецкой, дымковской, хохломской, гжель);

- расширить представления у детей о народной игрушке (глиняной, деревянной, тряпичной, соломенной, берестяной;

- формировать чувство связи между всеми видами народного творчества - народными промыслами, русским фольклором (стихи, потешками, загадками), русскими легендами и сказками: побуждать детей передавать это в художественном творчестве;

- обеспечить участие родителей, как субъектов деятельности, семья - как источник информации;

-развивать связную речь, активизировать словарь и выразительность речи детей;

- развивать художественно - творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация;

- развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать;

- воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа.

Гипотеза: объяснить актуальность, важность проблемы, необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о культуре и видах творчества русского народа. Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно – эстетическое развитие;

Физическое развитие. 

Подготовительный этап:

- сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта;

- оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам;

- подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);

- подбор детской художественной литературы, произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов) стихов, песен, загадок и т.д.) в соответствии с возрастом детей;

- разработка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами: «Народные промыслы России», «Золотая Хохлома», «Дымковская игрушка», «Чудо – Гжель», «Городецкая роспись», «Жостово», «Матрешка - символ России»;

- составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды;

- разработка интерактивных игр «Найди отличия», «Что лишнее», «Угадай по части»;

- изготовление мнемотаблицы для составления рассказов по народным промыслам. 

Основной этап: познавательно - практический.

- проведение тематических занятий, оформление выставок народного быта. Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков;

- рассматривание тематического альбома «Народные промыслы»;

- экскурсия в историко - краеведческий музей (библиотеку», в виртуальный музей народных промыслов в сети интернет;

- беседы «Русские народные промыслы, что это такое?», ««Гжель – сине-голубое чудо», «Что такое хохлома?», «Орнаменты городецкой росписи», «Дымковские мастера», «Филимоновские игрушки – веселые свистульки» «Чем играли наши бабушки?», «Русская народная игрушка», «Почему хохлому называют золотой?»;

- составление описательного рассказа о предметах народных промыслов (с использованием мнемотаблицы);

- просмотр фильмов и презентаций по народному творчеству: «Народные промыслы», «Гжель», «Дымковская игрушка», «Хохлома», «Куклы наших бабушек»», «Путешествие к мастерам Хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка»: мультфильмов «Секрет матрёшки», «Русские потешки»;

- чтение художественной литературы: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка»; Л. Гулыга, «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска»; П. Синявский «Хохломская роспись»; Ю. Николаева «Чаша»; В. Набоков «Хохлома», «Садко» (запись П.Рыбникова, отрывок), «Никита Кожемяка»; «Нежно – голубое чудо» (М.Боброва); Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи). Разучивание тематических стихотворений, песен и потешек; 

- прослушивание русских народных песен: «Мы - матрёшки», «Веселись, играй и на празднике побывай!»;

- продуктивная деятельность: Лепка «Дымковская лошадка», «Барышня». Рисование: «Филимоновская лошадка», «Дымковская барышня», «Укрась тарелочку хохломой», «Укрась кувшин гжелью». Раскрашивание тематических раскрасок. Пластилинография «Разделочная доска, украшенная городецкой росписью»;

- исследовательская деятельность: экспериментирование: «В поисках глины», «Свойства глины», «Дерево и его свойства», «Получение новых оттенков в красках»;

- игровая деятельность: подвижные народные игры: «Ручеек», «Краски», «Горелки», «Золотые ворота»; сюжетно – ролевые игры: «Веселая ярмарка». «Магазин сувениров»; дидактические игры: «Собери узор», «Составь по образцу», «Лото народных росписей», «Угадай роспись по орнаменту», «Разрезные картинки», «Обведи и раскрась», «Найди пару», «Что сначала что потом», «Найди лишнее», лабиринт, «Чей цветок»; интерактивные игры: «Найди отличия», «Что лишнее», «Угадай по части»;

- оформление мини - музея, творческой выставки детей.

Работа с родителями:

- привлечь к сбору предметов народных промыслов для мини - музея «Бабушкин сундук»;

- консультации для родителей: «Декоративно - прикладное искусство в детском саду и дома», «Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству», «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста», «Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми»;

- мастер класс: изготовление обереговых кукол «Зайчик на пальчик», «Пеленашка», «Кулёма».

Заключительный этап

- выставка рисунков и поделок, фотовыставка «Мы народные умельцы»;

- систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме: «Искусство народных промыслов России» (картотеки, тематические альбомы);

- создание мини - музея «Бабушкин сундук»;

- картотека дидактических игр;

- интерактивные игры;

- диагностика и анализ работы по проекту;

- отчётная презентация реализации проекта для родителей, педагогов ДОУ.

Предполагаемый результат: 

- развитие эстетического восприятия, уметь созерцать красоту народного прикладного искусства;

- создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;

- умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции, уметь использовать для украшения оживки;

- создание мини - музея «Дивная роспись».

 

Продукт проектной деятельности: 

- выполнение работ по изобразительной деятельности;

- выполнение работ из пластилина;

- выполнение работ из бумаги «Папье-маше»;

- выставка детского творчества;

Презентация проекта: 

- выставка «Дивная роспись»;

- создание мини - музея «Русская горница».

     

       

               

      

               

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»

Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...

Обобщающее занятие по теме: «Народное творчество» «Ярмарка народных промыслов»

Цель занятия: закрепить знания о народных промыслах, о хохломской, дымковской, филимоновской, гжельской, каргопольской и русской матрешках.Продолжать развивать художественный вкус у детей. Воспит...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...