«Здоровьесберегающие технологии на занятиях художественно-эстетического цикла (музыка)»
статья

Что такое "музыкотерапия" и как её использовать на занятиях в детском саду?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya.docx20.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Здоровьесберегающие технологии на занятиях художественно-эстетического цикла (музыка)»

Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 77» г. Магнитогорска

Ю. Е. Погор

Современный мир предъявляет высокие требования к психическому здоровью человека с самого раннего возраста. Информационная перегрузка, быстрый темп жизни и повсеместная цифровизация затрагивают даже наших воспитанников. Мы все чаще сталкиваемся с проявлениями повышенной тревожности, гиперактивности, эмоциональной нестабильности и трудностями в общении у детей.

В таких условиях роль музыкального руководителя выходит за рамки традиционных задач обучения пению и ритмике. Мы становимся проводниками в мир гармонии, способными использовать универсальный язык музыки для глубокого и положительного воздействия на психическое и физическое благополучие ребенка. Музыкотерапия, ранее считавшаяся экзотической практикой, становится неотъемлемой частью здоровьесберегающей педагогики в дошкольных учреждениях.

Цель: внедрение методов музыкотерапии в структуру музыкальных занятий с целью улучшения психоэмоционального состояния детей, развития их коммуникативных навыков и раскрытия творческого потенциала.

Задачи:

  • Снижение мышечного и эмоционального напряжения.
  • Стимулирование двигательной активности и развитие чувства ритма.
  • Развитие эмпатии, навыков невербального общения и умения работать в команде.
  • Активизирование речевых функций и познавательных процессов.

Теоретические основы музыкотерапии

Музыкотерапия — это целенаправленное использование музыки и музыкально-ритмических упражнений для коррекции психоэмоционального состояния человека.

Музыка оказывает влияние на организм на трех уровнях:

  1. Нейрофизиологический уровень: Ритм и тембр музыкальных произведений могут синхронизироваться с природными биоритмами мозга и тела, способствуя расслаблению или тонизированию.
  2. Психологический уровень: Музыка вызывает ассоциации, воспоминания и эмоции, позволяя безопасно проработать внутренние переживания.
  3. Физиологический уровень: Вибрации звуковых волн оказывают непосредственное воздействие на организм, например, медленная музыка способствует снижению пульса и артериального давления.

Для работы с дошкольниками наиболее эффективными являются две формы музыкотерапии:

  1. Активная музыкотерапия: Дети активно участвуют в процессе через игру на музыкальных инструментах, вокализацию и движение под музыку.
  2. Рецептивная музыкотерапия: Восприятие музыки через прослушивание с последующим обсуждением эмоциональных реакций и образов.

Практическое применение музыкотерапии в дошкольных образовательных учреждениях

Интеграция музыкотерапии в занятия не требует радикальных изменений в программе, она легко вписывается в существующую структуру.

  1. Ритуал приветствия (настройка на занятие)

Цель: Создать атмосферу доверия, сплотить группу.

Техника: «Эмоциональное приветствие». Все участники становятся в круг и под спокойную музыку (например, Моцарт «Соната №11») передают друг другу прикосновение (поглаживание по плечу), улыбку или музыкальное приветствие («Здрав-ствуй, Са-ша!»), проговаривая имя соседа.

  1. Двигательные и ритмические упражнения

Цель: Снизить мышечное напряжение, развить межполушарное взаимодействие, снять эмоциональное напряжение.

Техника: «Танцуй свое настроение».

Для активных детей: предлагаем танцевать под ритмичную музыку (марш или народная плясовая), акцентируя движения и выплескивая энергию. Затем переходим на более спокойную музыку (Бах «Ария»), предлагая «уложить» движения.

Для пассивных детей: используем музыку с нарастающим темпом и настроением (Чайковский «Танец феи Драже» в современной обработке), начиная с мелких движений руками и постепенно вовлекая все тело.

  1. Слушание музыки (рецептивная терапия)

Цель: Развивать эмоциональный интеллект, воображение, сенсорную интеграцию.

Техника: «Цветные звуки» или «Сказка в музыке». Дети слушают музыку (например, Сен-Санс «Лебедь» или Григ «Утро»), закрыв глаза, и представляют образы. После прослушивания они рисуют свои ассоциации или рассказывают, какую сказку вызвала музыка. Для релаксации можно использовать звуки природы (шум моря, пение птиц) в комбинации с медитативной музыкой.

  1. Игра на детских музыкальных инструментах

Цель: Поощрить самовыражение, снять напряжение, укрепить коллективные связи.

Техника: «Оркестр настроения». Каждый ребенок выбирает инструмент, звучание которого отражает его настроение (например, громкий бубен для радости, тихий колокольчик для грусти). Вместе мы создаем общую «симфонию дня», слушая друг друга и внося свой вклад.

  1. Ритуал прощания (заключение занятия)

Цель: Укрепить положительные эмоции, чувство общности.

Техника: «Колыбельная для друга». Под спокойную и нежную музыку (колыбельная или звучание камертона) дети качают мягкую игрушку или имитируют укачивание, передавая ее следующему с добрыми словами («Спокойной ночи, зайка»).

Внедрение музыкотерапии в работу музыкального руководителя показало высокую эффективность. Наблюдения показали:

  • Снижение уровня конфликтности в группах.
  • Повышение вовлеченности пассивных детей на занятиях.
  • Развитие способности детей распознавать и выражать свои эмоции.
  • Создание благоприятного психологического климата.

Музыкотерапия — это не просто модное направление, а натуральный и безопасный способ поддержать гармоничное развитие ребенка. Она позволяет музыкальным руководителям реализовывать требования ФГОС ДО, поддерживая индивидуальность детей, укрепляя их психическое и физическое здоровье, создавая ситуации успеха для каждого воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ" - конспект интегрированного занятия художественно-эстетического цикла с элементами логоритмики для детей средней группы детского сада

В конспекте интегрированного, логоритмического занятия представлен музыкальный, игровой материал, пальчиковые и речевые игры для детей средней группы детского сада....

Конспект интегрированного занятия "Ах, как роспись хороша - в ней народная душа", в рамках взаимодействия музыкального руководителя с педагогами ДОУ в проведении занятий художественно-эстетического цикла.

Изучение жанров народного творчества прививает детям любовь к родной культуре, создает предпосылки формирования любви и уважения к труду людей, развивает мышление, волевые качества, внимание, глазомер...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «НАСЕКОМЫЕ» РИСОВАНИЕ «БАБОЧКА»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «НАСЕКОМЫЕ»...

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию: Цикл комплексной НОД по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста "П.И.Чайковский и его музыка"

Предлагаю методическую разработку, включающую в себя конспекты комплексных занятий по слушанию музыки по теме "Чайковский и его музыка". Знакомство с музыкальными произведениями из "Детского альбома",...

Конспект открытого занятия в средней группе «В мире красок» с использованием здоровьесберегающих технологий образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Закрепить знания о семи цветах радуги.Задачи: образовательные: обогащать словарь, способствовать усвоению звукового и грамматического строя речи. Учить сочетать движения с речью.Учить ...

Презентация -отчёт по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в НОД "Художественно-эстетическое развитие. Музыка".

Данная презентация является отчётом к плану по самообразованию по теме : "Применение здоровьесберегающих технологий. Направление "Художественно-эстетическое развитие". Образовательная о...