Эмоциональный интеллект дошкольника
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация педагога-психолога
Тема: «Эмоциональный интеллект»
Введение
В условиях современного дошкольного образования особое внимание уделяется формированию социально-коммуникативных навыков, ключевым компонентом которых является эмоциональный интеллект (EQ). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания и умения управлять своими чувствами как приоритетные задачи в области социально-коммуникативного развития.
Эмоции — это язык души. С самого рождения ребёнок выражает радость, страх, злость, удивление и другие чувства. Однако умение называть эмоции, понимать их причины и управлять ими — навык, который развивается постепенно и требует поддержки взрослых.
Эмоциональный интеллект — это не просто способность «не плакать» или «не злиться». Это умение:
осознавать, что ты чувствуешь и почему;
понимать, что чувствует другой человек;
находить способы справиться с трудными эмоциями;
строить добрые отношения с друзьями и взрослыми.
Дошкольный возраст — идеальное время для формирования этих навыков. В этот период мозг ребёнка особенно восприимчив к социальным сигналам, а сердце — открыто к доверию и заботе.
Почему это важно?
Дети с развитым эмоциональным интеллектом:
легче адаптируются в детском саду;
реже вступают в конфликты;
умеют договариваться и делиться;
чувствуют себя увереннее и счастливее.
Как вы можете помочь? Практические советы
1. Называйте эмоции вслух
Когда ребёнок плачет, злится или радуется — помогите ему найти слово для чувства:
«Ты сейчас злишься, потому что брат взял твою машинку. Это понятно».
«Ты так улыбаешься — наверное, тебе очень весело»
Так вы учите ребёнка осознавать свои переживания.
2. Будьте примером
Делитесь своими чувствами:
«Сегодня я немного устала, поэтому хочу посидеть тихо».
«Мне было грустно, когда мы простились с бабушкой, но я рада, что скоро увидимся».
Дети учатся эмоциональной грамотности, наблюдая за вами.
3. Играйте в «угадай эмоцию»
Рисуйте смайлики вместе.
Изображайте эмоции мимикой — пусть ребёнок угадывает.
Обсуждайте чувства героев сказок: «Почему Крошечка-Хаврошечка была грустной? Что бы ты сделал на её месте?»
4. Создайте «Коробочку радости»
Возьмите красивую коробку и вместе наполните её «частичками счастья»:
рисунки,
фотографии,
маленькие сувениры с прогулок,
записки с добрыми словами.
Когда ребёнку грустно — достаньте коробочку и вспомните, что в жизни много хорошего.
5. Помогайте выражать злость безопасно
Запрещать злиться — бесполезно. Лучше дать допустимый выход:
потопать ногами;
сжать кулаки;
порвать старую газету;
нарисовать «злой рисунок» и сжечь его (в безопасных условиях).
Главное — объяснить: «Злиться можно, но нельзя бить, кусаться или ломать вещи».
6. Учите давать и принимать комплименты
Сыграйте в игру:
«Скажи другу одну доброту. Например: «Ты очень добрый, когда поделился карандашами».
Пусть ребёнок учится видеть хорошее в других — и ценить это в себе.
Запомните:
«Ребёнок не ведёт себя плохо — он плохо себя чувствует. Помогите ему понять это чувство, и плохое поведение уйдёт само».
Заключение
Развитие эмоционального интеллекта — это не разовые упражнения, а повседневная практика. Каждый ваш разговор, объятие, спокойное объяснение — это кирпичик в фундаменте сильной, уверенной и доброй личности.
Вместе мы воспитываем не только умных, но и чувствующих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоционального интеллекта дошкольника
Эссе о формировании эмоционального интеллекта дошкольника...

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников
Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогая им полнее и глубже воспринимать действительность, реагировать на нее. В старшем дошкольном возрасте складываются основные психические ново...

Презентация опыта работы по теме: " Условия для развития социального и эмоционального интеллекта дошкольников"
Социально-эмоциональное развитие – это целенаправленное развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, умение ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Эмоциональный интеллект дошкольника».
Эмоциональный интеллект - важное понятие в дошкольной педагогике и психологии. ФГОС ДО1 определяет развитие эмоционального интеллекта как составляющую социально-коммуникативного развития.Впе...

Статья "Развитие эмоционального интеллекта дошкольников дидактическими средствами элементарного музицирования по моделям Орф-Шульверк"
Инновационный подход к музыкальному образованию дошкольников...

Методическая разработка реализующая дидактическую концепцию К.Орфа, направленную на развитие эмоционального интеллекта дошкольников, основанную на игровом подходе развития музыкальности ребенка на примере детского фольклора.
Освещает одно из наиглавнейших направлений современного музыкального дошкольного образования...

Картотека игр и этюдов на развитие эмоционального интеллекта дошкольников.
Игры и этюды на развитие эмоционального интеллекта помогут ребенку понимать эмоциональное состояние других людей и адекватно выражать свои эмоции, воспроизводить эмоции и черты характера через ж...