Эмоциональный интеллект дошкольника
консультация

Эмоциональный интеллект дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnyy_intellekt_2.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога
Тема: «Эмоциональный интеллект»

Введение

В условиях современного дошкольного образования особое внимание уделяется формированию социально-коммуникативных навыков, ключевым компонентом которых является эмоциональный интеллект (EQ). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания и умения управлять своими чувствами как приоритетные задачи в области социально-коммуникативного развития.

Эмоции — это язык души. С самого рождения ребёнок выражает радость, страх, злость, удивление и другие чувства. Однако умение называть эмоции, понимать их причины и управлять ими — навык, который развивается постепенно и требует поддержки взрослых.

Эмоциональный интеллект — это не просто способность «не плакать» или «не злиться». Это умение:

осознавать, что ты чувствуешь и почему;
понимать, что чувствует другой человек;
находить способы справиться с трудными эмоциями;
строить добрые отношения с друзьями и взрослыми.

Дошкольный возраст — идеальное время для формирования этих навыков. В этот период мозг ребёнка особенно восприимчив к социальным сигналам, а сердце — открыто к доверию и заботе.

Почему это важно?

Дети с развитым эмоциональным интеллектом:
легче адаптируются в детском саду;
реже вступают в конфликты;
умеют договариваться и делиться;
чувствуют себя увереннее и счастливее.

Как вы можете помочь? Практические советы

1. Называйте эмоции вслух
Когда ребёнок плачет, злится или радуется — помогите ему найти слово для чувства:

«Ты сейчас злишься, потому что брат взял твою машинку. Это понятно».
«Ты так улыбаешься — наверное, тебе очень весело»
Так вы учите ребёнка осознавать свои переживания.

2. Будьте примером
Делитесь своими чувствами:
«Сегодня я немного устала, поэтому хочу посидеть тихо».
«Мне было грустно, когда мы простились с бабушкой, но я рада, что скоро увидимся».
Дети учатся эмоциональной грамотности, наблюдая за вами.

3. Играйте в «угадай эмоцию»

Рисуйте смайлики вместе.
Изображайте эмоции мимикой — пусть ребёнок угадывает.
Обсуждайте чувства героев сказок: «Почему Крошечка-Хаврошечка была грустной? Что бы ты сделал на её месте?»

4. Создайте «Коробочку радости»
Возьмите красивую коробку и вместе наполните её «частичками счастья»:
рисунки,
фотографии,
маленькие сувениры с прогулок,
записки с добрыми словами.
Когда ребёнку грустно — достаньте коробочку и вспомните, что в жизни много хорошего.

5. Помогайте выражать злость безопасно
Запрещать злиться — бесполезно. Лучше дать допустимый выход:
потопать ногами;
сжать кулаки;
порвать старую газету;
нарисовать «злой рисунок» и сжечь его (в безопасных условиях).
Главное — объяснить: «Злиться можно, но нельзя бить, кусаться или ломать вещи».

6. Учите давать и принимать комплименты
Сыграйте в игру:
«Скажи другу одну доброту. Например: «Ты очень добрый, когда поделился карандашами».
Пусть ребёнок учится видеть хорошее в других — и ценить это в себе.

Запомните:

«Ребёнок не ведёт себя плохо — он плохо себя чувствует. Помогите ему понять это чувство, и плохое поведение уйдёт само».

Заключение

Развитие эмоционального интеллекта — это не разовые упражнения, а повседневная практика. Каждый ваш разговор, объятие, спокойное объяснение — это кирпичик в фундаменте сильной, уверенной и доброй личности.

Вместе мы воспитываем не только умных, но и чувствующих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоционального интеллекта дошкольника

Эссе о формировании эмоционального интеллекта дошкольника...

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников

Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогая им полнее и глубже воспринимать действительность, реагировать на нее. В старшем дошкольном возрасте складываются основные психические ново...

Презентация опыта работы по теме: " Условия для развития социального и эмоционального интеллекта дошкольников"

Социально-эмоциональное развитие – это целенаправленное развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, умение ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Эмоциональный интеллект дошкольника».

Эмоциональный интеллект - важное понятие в дошкольной педагогике и психологии. ФГОС ДО1 определяет развитие эмоционального интеллек­та как составляющую социально-коммуникативно­го развития.Впе...

Картотека игр и этюдов на развитие эмоционального интеллекта дошкольников.

Игры и этюды на развитие эмоционального интеллекта  помогут ребенку понимать эмоциональное состояние других людей и адекватно выражать свои эмоции, воспроизводить эмоции и черты характера через ж...