Самообразование "Воспитание сказкой
материал (младшая группа)

Фурсова Елена Григорьевна.

 Для достижения цели определила, следующие задачи:

 1. изучить литературу по данной теме;

 2. разработать занятия по формированию представлений о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, умение делать нравственный выбор;

 3. создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и авторскими;

 4. помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка;

Образовательный процесс можно осуществлять:

 · в ходе непосредственно образовательной деятельности;

 · в режимных моментах;

 · в процессе совместной деятельности педагога с детьми;

 · при организации самостоятельной детской деятельности. Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№112 г. Липецка.

Самообразование

Тема: «Воспитание сказкой»

Группа «Василёк»

Подготовила: Фурсова Е.Г

2025-2026 г.

План по самообразованию

Тема: «Воспитание сказкой»

Актуальность. «Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский).

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Цель сказки – не только развлечение, но и извлечение урока. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Зная возрастные особенности детей 3-4го года жизни, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться

игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идёт формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что они прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребёнка; близка его мышлению, представлению. Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не, по совести. Исходя из этого поставила, перед собой цель: повысить профессиональную квалификацию по формированию нравственных качеств: доброта, гуманность, патриотизм, готовность помогать близким и нуждающимся в помощи.

Для достижения цели определила, следующие задачи:

1. изучить литературу по данной теме;

2. разработать занятия по формированию представлений о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, умение делать нравственный выбор;

3. создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и авторскими;

4. помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка;

Образовательный процесс можно осуществлять:

в ходе непосредственно образовательной деятельности;

в режимных моментах;

в процессе совместной деятельности педагога с детьми;

при организации самостоятельной детской деятельности. Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Перспективный план работы

Сентябрь

1. Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме.

2. Беседа «Что такое доброта»

3. Чтение сказок детям: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка»

4. Консультация для родителей: «Как подружить ребенка с книгой».

#1057;оздание мини-музея «В гостях у сказки»

6. Папка-передвижка :«Воспитание сказкой»

Октябрь

1. Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.

3. Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», «Телефон», рассматривание иллюстраций.

4. Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».

5. Папка-передвижка «Утренняя гимнастика по сказке Репка»

Ноябрь

  1. Создание картотеки игр по сказкам для работы с детьми.
  2. Беседа «Что такое гостеприимство?». Чтение сказки «Лиса и журавль»
  3. Дидактическая игра: «Угадай сказку».
  4. Консультация для родителей: «Особенности чтения сказок о животных».

Декабрь

1. Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми».

2. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото)

3. Выставка рисунков (дети) «Зимние сказки».

4. Консультации для родителей: «Личная библиотека вашего ребенка».

Январь

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно– нравственного развития личности ребенка».

2. Знакомство со сказкой «Зимовье», В. Сутеева «Цветик-семицветик».

3. Беседа «Что такое милосердие?»

4. Беседа с родителями: «Как подружить ребенка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

Февраль

1. Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей».

2. Знакомство со сказкой «Морозко».

Работа над оценками характера и мотивы поступков героев, передавать диалоги героев с интонацией.

3. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

4. Создание дидактической игры: «В гостях у сказки».

Март

1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребенка».

2. Литературная викторина с детьми: «Петрушка со сказками».

3. Беседа с детьми «Что такое хорошо и что такое плохо» Чтение сказки В. Сутеева «Палочка - выручалочка»

4. Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Апрель

1. Изучение темы: «Театрализация сказок как средство духовно-нравственного воспитания детей».

2. Учить детей обыгрывать знакомые сказки («Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка»).

3. Придумывание своих сказок.

4. Консультации для родителей: «Как и когда рассказывать сказки».

Май

1. Самоанализ плана по самообразованию.

2. Познавательное занятие «Путешествие по стране сказок» 3. Создание папки «Путешествие по стране сказок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...