Использование современных игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в рамках ФГОС дошкольного образования
презентация к уроку (подготовительная группа)

Лаврентьева Елена Геннадьевна

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

 

Задачи игровой технологии:

1.    Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.

2.    Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_v_dou.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колосок»

Красноармейского муниципального округа

Чувашской Республики

Использование современных игровых технологий  в образовательном  процессе ДОУ  в рамках ФГОС

 дошкольного образования

Подготовила: воспитатель

    высшей квалификационной категории  

    Лаврентьева Е.Г.

с. Красноармейское, 2025

«У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь»
                                     Антон Семёнович. Макаренко  (советский педагог и писатель)

«…Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть»                                                                                                                  Эрик  Берн  (американский психолог и психиатр)

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии.
    К современным образовательным технологиям относятся:

  •  здоровьесберегающие технологии;
  •  технологии проектной деятельности;
  •  технология исследовательской деятельности;
  •  информационно-коммуникационные технологии;
  •  личностно-ориентированные технологии;
  •  технология портфолио дошкольника и воспитателя;
  •  игровая технология;
  •  технология «ТРИЗ» и др.  

Согласно «Толковому словарю Ожегова»  С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, «технология»  – это совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства.

 По определению Бориса Тимофеевича Лихачёва российского  учёного-педагога, педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку (расположение)  форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса

  Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.

  Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!».

Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. 

Отличие игровой технологии от игры

В отличие от игр вообще, игровая технология обладает существенным признаком — чётким обучением и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

         Игровая форма НОД создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности.

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Задачи игровой технологии:

1.    Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.

2.    Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.

Целевые ориентации игровых технологий:

  Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитее трудовых навыков; 

 Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли,

сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;

 Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать,  сопоставлять,  находить аналоги, воображения,  фантазии,  творческих способностей,  развитие мотивации учебной деятельности;

 Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды,  саморегуляции.

Функции игры:

Развлекательная: это основная функция игры - развлечь, доставить  удовольствие,  воодушевить,  пробудить  интерес;

Коммуникативная: всё что относится к игре, находится в едином игровом пространстве и служит средством передачи социального опыта;

Игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

Диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения,  самопознание в процессе игры;

Функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

Функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать:

1) доброжелательностью;

2) уметь осуществлять эмоциональную поддержку;

3) создавать радостную обстановку;

4) поощрения любой выдумки и фантазии ребенка.

 Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

         Важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, организованная образовательная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игры.

В настоящее время игровые технологии являются инновационными в системе российского образования, с одной стороны, и, конечно,  актуальными – с другой.

Одной из таких технологий является социо-игровая технология, основанная на организации игрового общения микрогрупп детей (малых социумов). 

Цель применения социо-игровых  технологий в развитии детей дошкольного возраста - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.

Задачи использования социо-игровых  технологий в развитии детей дошкольного возраста:

1. Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.

2.   Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.

3.   Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.

4.  Развитие  у  детей    умения элементарного самоконтроля речевого высказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.

5. Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

             

Авторы социо-игровой технологии (Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова и В. М. Букатов) предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры  зависимости друг от друга (игры «Замри», «Волшебная палочка», «Летает - не летает»  и др..

2. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха (упражнение «Карусель», «Приветствие», «Мяч» и др.).

3. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия (задания «Шумы-загадки», «Времена года», «Животные» и др.).

4. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий (игры «Люблю-не люблю», «Составь слово», «Пишущая машинка»).

5. Игры вольные (на воле), выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате (игры «Ловишки», «Колечко – колечко», «Где мы были, не скажем, а что делали - покажем», «День и ночь» и др.).

Первая игра для рабочего настроя.

Колокольчик озорной

Ты ребят в кружок построй.

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Вам приятно, когда вам говорят добрые, приятные слова? У меня в руках «Волшебная шкатулка». Я предлагаю по очереди передавать шкатулку по кругу при этом говорить  друг другу комплименты. Постепенно наша шкатулка наполнится добрыми, ласковыми словами.


Различают следующие формы организации социо-игровой технологии в развитии детей  дошкольного возраста, приёмы специально направленные на создание  ситуации успешности и комфортности:

•        Игры с правилами.

•        Игры-соревнования.

•        Игры-драматизации.

•        Режиссёрские игры.

•        Сюжетно-ролевые игры.

•        Сказкотерапия.

•        Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.

•        Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.

•        Тренинги.

Образовательный квест - это  новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность.  

Идея квест-игры: Команда (игрок), перемещаясь по точкам, выполняет различные задания, но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего.

Задания для квестов: 

  •  поиск «сокровищ»;
  •  расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности);
  •  помощь героям;
  •  путешествие;
  •  приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками).

РОЛЬ ПЕДАГОГА

в квест - игре организационная, т.е. педагог определяет  образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

ПРЕИМУЩЕСТВО

 квест - технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.

LEGO-конструирование и робототехника – это новая педагогическая игровая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей.

Цель: создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по лего-конструированию и образовательной робототехнике, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.

Задачи:

Познавательная задача: развитие познавательного интереса к робототехнике.

Обучающие: - сформировать навыки и умения конструирования по схеме, рисунку, самостоятельно подбирать необходимый материал ;

Развивающие: - развивать у дошкольников интереса к моделированию, стимулировать детское творчество;

Воспитательные: - воспитать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, умение работать в коллективе.

Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию и робототехнике направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка,  его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом.

Работа с LEGO деталями и робототехникой  учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора и робототехнике, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

В нашем ДОУ функционирует кружок «Фанкластик». Детский конструктор Фанкластик – новая уникальная развивающая игра для детей, не имеющая мировых аналогов, которая открывает для педагогов и воспитанников безграничные возможности для развития творчества и не только в конструировании, но и является отличной базой на пути к первым шагам в робототехнике.

Цель использования конструктора «Фанкластик» в детском саду — развитие творческих и изобретательских способностей детей, формирование предпосылок инженерного мышления. 

Результат использования  игровой технологии

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

У детей повысился уровень развития с учетом их индивидуальных особенностей, появилась уверенность в своих силах, желание активно участвовать в процессе обучения, улучшилась память, внимание, фантазия, развилась способность к умственным действиям – это все способствует всестороннему развитию дошкольника.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках ФГОС дошкольного образования».

Галиева  Гузель Фанилевнастарший воспитательМБДОУ   детский сад     №228 Советского района городского округа   город Уфа Республики Башкортостан...

Современные требования к организации педагогического процесса ДОУ в рамках ФГОС дошкольного образования

В предлагаемом сообщении рассмотрены современные требования к организации педагогического процесса ДОУ в рамках ФГОС ДО. Выделены основные принципы, виды, формы и варианты планирования образовательног...

Игровые технологии как средство совершенствования образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования

Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. Учитывая, что игра  являет...

Механизм управления реализацией задач социально-коммуникативного развития детей в рамках ФГОС дошкольного образования (текст)

Текст к презентации на тему:  "Механизм  управления реализацией задач социально-коммуникативного развития детей в рамках ФГОС дошкольного образования"...

Механизм управления реализацией задач социально-коммуникативного развития детей в рамках ФГОС дошкольного образования (презентация)

Механизм  управления реализацией задач социально-коммуникативного развития детей в рамках ФГОС дошкольного образования...

Образовательный проект «Организация развития познавательной деятельности дошкольников посредством взаимодействия с родителями в рамках ФГОС дошкольного образования»

Актуальность предоставленного образовательного проекта обусловлена процессом модернизации образования в нашей стране.Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного о...

Речевое развитие в рамках ФГОС дошкольного образования

laquo;РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ПО ФГОС ДО – этот вопрос посвящён теме важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников. Можно возразить, что не менее важно познавател...