Использование современных игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в рамках ФГОС дошкольного образования
презентация к уроку (подготовительная группа)
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Задачи игровой технологии:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колосок»
Красноармейского муниципального округа
Чувашской Республики
Использование современных игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в рамках ФГОС
дошкольного образования
Подготовила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Лаврентьева Е.Г.
с. Красноармейское, 2025
«У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь»
Антон Семёнович. Макаренко (советский педагог и писатель)
«…Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн (американский психолог и психиатр)
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии.
К современным образовательным технологиям относятся:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя;
- игровая технология;
- технология «ТРИЗ» и др.
Согласно «Толковому словарю Ожегова» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, «технология» – это совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства.
По определению Бориса Тимофеевича Лихачёва российского учёного-педагога, педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку (расположение) форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!».
Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Отличие игровой технологии от игры
В отличие от игр вообще, игровая технология обладает существенным признаком — чётким обучением и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма НОД создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности.
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Задачи игровой технологии:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.
Целевые ориентации игровых технологий:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитее трудовых навыков;
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли,
сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности;
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляции.
Функции игры:
• Развлекательная: это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
• Коммуникативная: всё что относится к игре, находится в едином игровом пространстве и служит средством передачи социального опыта;
• Игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
• Диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
• Функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
• Функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать:
1) доброжелательностью;
2) уметь осуществлять эмоциональную поддержку;
3) создавать радостную обстановку;
4) поощрения любой выдумки и фантазии ребенка.
Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, организованная образовательная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игры.
В настоящее время игровые технологии являются инновационными в системе российского образования, с одной стороны, и, конечно, актуальными – с другой.
Одной из таких технологий является социо-игровая технология, основанная на организации игрового общения микрогрупп детей (малых социумов).
Цель применения социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.
Задачи использования социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста:
1. Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.
2. Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.
3. Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.
4. Развитие у детей умения элементарного самоконтроля речевого высказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.
5. Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.
Авторы социо-игровой технологии (Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова и В. М. Букатов) предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры зависимости друг от друга (игры «Замри», «Волшебная палочка», «Летает - не летает» и др..
2. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха (упражнение «Карусель», «Приветствие», «Мяч» и др.).
3. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия (задания «Шумы-загадки», «Времена года», «Животные» и др.).
4. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий (игры «Люблю-не люблю», «Составь слово», «Пишущая машинка»).
5. Игры вольные (на воле), выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате (игры «Ловишки», «Колечко – колечко», «Где мы были, не скажем, а что делали - покажем», «День и ночь» и др.).
Первая игра для рабочего настроя.
Колокольчик озорной
Ты ребят в кружок построй.
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Вам приятно, когда вам говорят добрые, приятные слова? У меня в руках «Волшебная шкатулка». Я предлагаю по очереди передавать шкатулку по кругу при этом говорить друг другу комплименты. Постепенно наша шкатулка наполнится добрыми, ласковыми словами.
Различают следующие формы организации социо-игровой технологии в развитии детей дошкольного возраста, приёмы специально направленные на создание ситуации успешности и комфортности:
• Игры с правилами.
• Игры-соревнования.
• Игры-драматизации.
• Режиссёрские игры.
• Сюжетно-ролевые игры.
• Сказкотерапия.
• Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
• Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.
• Тренинги.
Образовательный квест - это новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность.
Идея квест-игры: Команда (игрок), перемещаясь по точкам, выполняет различные задания, но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего.
Задания для квестов:
- поиск «сокровищ»;
- расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности);
- помощь героям;
- путешествие;
- приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками).
РОЛЬ ПЕДАГОГА
в квест - игре организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
ПРЕИМУЩЕСТВО
квест - технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.
LEGO-конструирование и робототехника – это новая педагогическая игровая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей.
Цель: создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по лего-конструированию и образовательной робототехнике, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.
Задачи:
Познавательная задача: развитие познавательного интереса к робототехнике.
Обучающие: - сформировать навыки и умения конструирования по схеме, рисунку, самостоятельно подбирать необходимый материал ;
Развивающие: - развивать у дошкольников интереса к моделированию, стимулировать детское творчество;
Воспитательные: - воспитать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, умение работать в коллективе.
Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию и робототехнике направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом.
Работа с LEGO деталями и робототехникой учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора и робототехнике, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
В нашем ДОУ функционирует кружок «Фанкластик». Детский конструктор Фанкластик – новая уникальная развивающая игра для детей, не имеющая мировых аналогов, которая открывает для педагогов и воспитанников безграничные возможности для развития творчества и не только в конструировании, но и является отличной базой на пути к первым шагам в робототехнике.
Цель использования конструктора «Фанкластик» в детском саду — развитие творческих и изобретательских способностей детей, формирование предпосылок инженерного мышления.
Результат использования игровой технологии
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
У детей повысился уровень развития с учетом их индивидуальных особенностей, появилась уверенность в своих силах, желание активно участвовать в процессе обучения, улучшилась память, внимание, фантазия, развилась способность к умственным действиям – это все способствует всестороннему развитию дошкольника.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках ФГОС дошкольного образования».
Галиева Гузель Фанилевнастарший воспитательМБДОУ детский сад №228 Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан...

Современные требования к организации педагогического процесса ДОУ в рамках ФГОС дошкольного образования
В предлагаемом сообщении рассмотрены современные требования к организации педагогического процесса ДОУ в рамках ФГОС ДО. Выделены основные принципы, виды, формы и варианты планирования образовательног...

Игровые технологии как средство совершенствования образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования
Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. Учитывая, что игра являет...
Механизм управления реализацией задач социально-коммуникативного развития детей в рамках ФГОС дошкольного образования (текст)
Текст к презентации на тему: "Механизм управления реализацией задач социально-коммуникативного развития детей в рамках ФГОС дошкольного образования"...
Механизм управления реализацией задач социально-коммуникативного развития детей в рамках ФГОС дошкольного образования (презентация)
Механизм управления реализацией задач социально-коммуникативного развития детей в рамках ФГОС дошкольного образования...
Образовательный проект «Организация развития познавательной деятельности дошкольников посредством взаимодействия с родителями в рамках ФГОС дошкольного образования»
Актуальность предоставленного образовательного проекта обусловлена процессом модернизации образования в нашей стране.Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного о...

Речевое развитие в рамках ФГОС дошкольного образования
laquo;РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ПО ФГОС ДО – этот вопрос посвящён теме важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников. Можно возразить, что не менее важно познавател...
