Проект «Богатыри – земли русской»
проект (старшая группа)

Актуальность:

Проблема нравственного-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества. Прививая дошкольникам любовь к Родине, важно, чтобы ребенок чувствовал причастность к ней, личную ответственность за землю родную, за ее будущее. Задача педагога заключается в том, чтобы дети получили основы представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших

Новизна проекта:

В процессе проекта дети знакомятся с подвигами богатырей - защитников Земли Русской. Они получают знания о быте русского народа и применяют их в самостоятельном творчестве. великих предков.

 

Проблема:    

Наши дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей Родины - священным долгом. Реализация данного проекта расширит познания детей об истории родной страны, позволит воспитать желание защищать свою Родину, своих близких.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri_-_zemli_russkoy.docx46.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №130

Проект

«Богатыри – земли русской»

 для детей подготовительной логопедической группы

Разработчики проекта:

Загруднева Д.А. - воспитатель

Кузнецова О.Л. учитель-логопед

г. Ростов-на-Дону

2025 г.

Участники: дети, воспитатель группы, родители.                                                                                                                                                                      Тип: познавательно - творческий.  

Продолжительность: среднесрочный (20.02 –09.05.2025г.)

Актуальность:

Проблема нравственного-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества. Прививая дошкольникам любовь к Родине, важно, чтобы ребенок чувствовал причастность к ней, личную ответственность за землю родную, за ее будущее. Задача педагога заключается в том, чтобы дети получили основы представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших

Новизна проекта:

В процессе проекта дети знакомятся с подвигами богатырей - защитников Земли Русской. Они получают знания о быте русского народа и применяют их в самостоятельном творчестве. великих предков.

Проблема:    

Наши дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей Родины - священным долгом. Реализация данного проекта расширит познания детей об истории родной страны, позволит воспитать желание защищать свою Родину, своих близких.

Цель проекта:

развивать патриотические чувства детей, воспитывать любовь к своей Родине, формировать интерес к истории своей страны, через знакомство с былинами и былинными героями.

Задачи проекта:

·       Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа; истории Руси, какими были первые защитники русской земли и земли родного края;

·       Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях на Руси и в родном крае, музыкальных произведений, иллюстраций картин художников;

·       Развивать детское творчество в продуктивных видах деятельности;

·       Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

·       Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание подражать им.

·       Ожидаемый результат:  Полученные знания о богатырях будут способствовать дальнейшему развитию нравственно-патриотических чувств у детей, интереса к жизни своих предков и уважительному отношению к культуре своего народа.

          Формы работы:

  • дидактические игры;
  • тематические беседы, способствующие реализации цели проекта;  
  • тематический просмотр презентаций о богатыря;
  • чтение былин;
  • рассматривание репродукций великих художников;
  • просмотр мультипликационных фильмов о богатырях;
  • чтение и разучивание стихов;
  • знакомство с пословицами и поговорками о богатырях;
  • выставка детских работ на тему «Богатыри земли русской»;
  • оформление книжного уголка;

 

                        Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:

Обозначение актуальности и темы будущего проекта;

 Постановка цели и задач;

 Подбор репродукций по теме проекта;

 Изучение литературы, посвященной теме;

Оборудование места в группе для оформления книжного уголка о богатырях;

 Работа с методическим материалом.

Подготовка:

              Беседы:

«Кто такой русский богатырь?»;

«Подвиги русских богатырей»;

«Откуда к нам пришло слово «богатырь»»;

«Былинные богатыри»;

«Героизм солдат России. Богатыри современности»;

«Жить-Родине служить».

  IIэтап – основной (практический):

  Перспективное планирование работы с детьми по проекту         

                                         Работа с детьми

1.Беседа «Кто такой русский богатырь?»;

2. Просмотр презентаций «Богатыри земли русской», «Сильные богатыри сланой Руси»

4.Просмотр мультфильма «Илья Муромец»,  « Два богатыря», «Василиса Микулишна»,  « Ставр Годинович»;

5.Чтение стихотворений о богатырях;

6. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Султане»;

7. Раскраски «Богатыри»

8.Беседа: «Откуда к нам пришло слово «богатырь»»;

9. Просмотр презентации «Сильные, смелые, честные»;

10.Знакомство с пословицами и поговорками про богатырей;

11. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;

12. Беседа «Подвиги русских богатырей»;

13.Чтение сказки А.Н. Афанасьева «Илья Муромец и Соловей разбойник»;

14. Рассматривание репродукции В. Васнецова «Богатыри»;

15.Беседа «Былинные богатыри»;

16. Чтение пословиц и поговорок.

17. Беседа «Доспехи богатыря»;

 Взаимодействие с родителями:    

- чтение детям книг по данной теме;

- поиск информации вместе с детьми, в том числе в интернете;

- подбор пословиц и поговорок о Родине и ее защитниках;

- просмотр вместе с детьми мультипликационных фильмов о богатырях;

- подбор познавательной информации

III этап - заключительный.

 Ожидаемый результат:

Дети имеют представление о богатырях земли русской;

знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему проекта;

владеют расширенным словарным запасом;

имеют представление о защитниках родной земли;

знакомы с доспехами, военным снаряжением воина- богатыря;

выставка творческих работ детей;

систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Богатыри»;

у детей сформировалось восприятие образа русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу.

     

   Вывод:

Работа, проведённая с детьми, принесла ощутимые результаты- дети познакомились с литературными героями, много узнали о характерах и жизни защитников земли Русской. Используя презентации, дети наиболее ярко смогли отметить всю мощь и отвагу богатырей, рассмотреть экипировку воинов - защитников, оценить и проанализировать подвиги героев. Дети показали хорошие знания по теме, умение использовать обороты характерные былинному творчеству, развили у детей желание делать общее дело, и конечно походить на былинных героев, видеть ту мощь Русского духа, которая присуща только настоящим защитникам Родины, Отечества.

Анализируя проделанную работу, дети имеют хорошие знания по теме, прекрасно ориентируются в беседах о былинных героях.

Ребята много узнали нового и интересного, расширили и обогатили свой словарный запас, существенно развивалась монологическая речь детей. Я вместе с родителями постаралась привить уважение и любовь к былинам, вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны. В дальнейшем будем воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за армию, Родину и  стараться развивать качества характера соотвествующих  нравственно-патриотическим образам.                                                                                    

                                                                                                                 

Приложение №1

Беседа:

Откуда к нам пришло слово «богатырь».

     Сейчас слово «богатырь» можно услышать часто: «богатырское здоровье», «богатырская сила», «богатырский сон» говорим мы, «богатырем» называем каждого сильного и здорового человека, спортсмена, полководца, ветерана войны.

  Но еще лет 150-200 назад всякий русский, говоря «богатырь», сравнивал кого- то с былинными заступниками родной земли.

 Что же означает это слово «богатырь» и откуда оно появилось в нашем языке? Сначала мнения ученых были трех видов:

1.        Одни считали, что слово «богатырь» заимствовано от татарского и тюркских языков, где является в различных формах: багадур, батур, батыр, батор. Предполагается, что слово имеет значение исторического характера, что его первоначальная форма слова была «багатырь» и что оно первоначально употреблялось в значении «татарский воевода» и титула, как теперешнего «господин».

2.        Другие ученые, Щепкин и Буслаев,  выводили "богатырь" из слова "Бог" через  "богатый".

3.        О. Миллер и другие считали, что слово «богатырь» - русское и восходит к древнеславянской истории (праарийскомуначалуи санскритскому языку). Мнение исходило из того положения, что и «багадур» слово не татарское, а заимствовано с санскритскогоbaghadhara (обладающий счастьем, удатный).

В настоящее время после новых археологических открытий, открытий скрытых исторических фактов и исторических исследований, кажется, что намечается переворот в истории, так как информация очень противоречива той, что в учебниках и принятой истории России. И обсуждения по происхождению слова «богатырь» возобновились.

Против заимствования из татарского языка в пользу славянского происхождения выступают филолог В. Кожинов и историк Л. Прозоров. Они утверждают, что слово «богатырь» гораздо более близкой к былинной форме, появилось в надписях болгар — «боготур» (некоторые из этих боготуров носят вполне славянские имена — Славна, например).

Наше мнение о слове «богатырь» тоже в поддержку славянского происхождения. Оно не откуда не пришло, а было всегда исконно русским. Такое мнение основано на древнеславянской  культуре нашего народа в период до Крещения Руси. Это подтверждают и многие ученые, историки, что у России великое прошлое и гораздо древнее, чем описывалось раньше.

 

                                                                                                  Приложение №2

Конспект НОД «Составление рассказа по картине  В.М. Васнецова                              «Богатыри»

Образовательные задачи: Составление рассказа по картине. Развивать умение составлять план рассказа. Обогащать речь детей существительными и прилагательными.

Развивающие задачи: Продолжать развивать связную речь, мышление. Совершенствовать фонематический слух. Развитие общей моторики (координация речи с движениями)

Воспитательные задачи: Воспитание патриотических чувств, уважения к защитникам отечества.

Средства: Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; ноутбук, магнитофон

Способы: сюрпризный момент, художественное слово, беседа, рассматривание картины, составление плана рассказа, рассказывание по картине, анализ рассказов детьми, словесная игра

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему. Просмотр мультфильмов. Чтение книги «Богатырские русские сказки». Рассматривание иллюстраций сказок. Разучивание стихотворений о богатырях.

Обогащение словарного запаса: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Русь, богатыри, былины, доспехи, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, палица.

Ход образовательной деятельности.

I. Организационный момент. /Мотивация детей на получение новых знаний.  

Дети стоят возле воспитателя

Воспитатель: Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло необычное письмо, его прислали дети из детского сада «Ласточка». В этом письме есть картинки, хотите посмотреть?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: тогда присаживайтесь на стульчики. (слайд с картой России). Ребята, как вы думаете, что изображено на этой картинке?

Дети: это карта нашей страны

Воспитатель: Вы правы. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Посмотрите, пожалуйста, на карту нашей страны, какая она – наша Родина?

Дети: Большая, огромная, красивая, богатая.

Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство было меньше и называлось оно Русь. (2 слайд – карта Древней Руси)

Широко ты, Русь, по лицу земли!

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

За тебя в нужде сложить голову!

Воспитатель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Дети: Это стихотворение вызывает чувство гордости, восхищения, чувство любви к Родине, захотелось стать на защиту Своей Родины,.

Воспитатель: А кто же защищал Русь в те далекие времена?

Дети: Нашу Родину в давние времена защищали Богатыри.

Воспитатель: Правильно. Хотите сегодня поговорить о богатырях?

Воспитатель: Ребята, а кто из вас хочет рассказать стихотворение про богатырей?

1ребенок: Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

2 ребенок: Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

II. Основная часть.

1. Игровое упражнение «Кто больше слов скажет?» / Учить подбирать слова близкие по значению. Учить узнавать значение новых слов. /

Воспитатель: Ребята, что же еще есть в письме? Помотрим?

Дети: да, мы хотим посмотреть.

Воспитатель: (3 слайд – богатырь) Кто же это?

Дети: это богатырь.

Воспитатель: а кто такие богатыри?

Дети: Богатыри – это воины, борцы, защитники.

Воспитатель: А какие они были?

Дети: Богатыри очень сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие.

Воспитатель: А что они делали?

Дети: Богатыри защищали, охраняли Русь

Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях?

Дети. Мы знаем о богатырях из былин, русских народных сказок, поэм.

Воспитатель: А что такое былина? От какого слова оно происходит?

Дети: былина происходит от слова «Было»

Воспитатель: Правильно. Былина – это то, что когда - то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. Они были храбрыми, сильными.

2. Физкультминутка «Богатыри» /Развитие общей моторики. Координация речи с движениями/

Воспитатель: Ребята, вы хотите быть такими же сильными как богатыри?

За высокими горами, (поднимают руки вверх)

За широкими долами, (разводят руки в стороны)

На границе у реки (плавные движения руками перед собой)

Дозором шли богатыри. («идут» друг за другом по кругу)

Очень сильные, (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки)

Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)

Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)

Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!»)

3. Рассматривание картины.

Воспитатель: Ребята, нам прислали дети не только маленькие картинки, но и самую настоящую, большую картину. Хотите взглянуть на нее?

Воспитатель демонстрирует репродукцию картины В. М. Васнецова «Богатыри»

Воспитатель: Перед вами картина, которую написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Давайте посмотрим внимательно на картину.

Дети самостоятельно рассматривают картину, обмениваются впечатлениями. Звучит музыка

Воспитатель: Кто из вас знает, как их зовут?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель им помогает.

Дети: Богатырей зовут Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович

Воспитатель: Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

4. Составление небольшого рассказа по картине. /Развитие связной речи/

Воспитатель: Ребята, что бы вы самостоятельно могли рассказать о богатырях давайте попробуем составить план рассказа, Как вы думаете, с чего нужно начать рассказ?

Дети: Нужно назвать имя богатыря и рассказать о нем.

Воспитатель: Правильно, это первый пункт плана. О чем же мы будем говорить дальше?

Дети: Мы должны сказать во что одеты богатыри и какое у них есть оружие.

Воспитатель: Молодцы, вы верно ответили, это будет второй пункт плана. А как мы завершим свой рассказ?

Дети: В последнюю очередь мы расскажем о богатырском коне.

Воспитатель: Все верно. Кто хочет повторить все пункты плана?

Ребенок: 1 пункт плана – мы называем богатыря и характеризуем его, 2 пункт – мы говорим о его доспехах и оружии, а 3 пункт – мы рассказываем о коне.

Воспитатель: Ребята, кто желает рассказать о Илье Муромце?

Ребенок: в центре картины находится богатырь Илья Муромец. Он самый старший из богатырей. Илья сильный и могучий богатырь. На Илье Муромце надета кольчуга, его голову защищает шлем, у него есть рукавицы и сапоги. В одной руке богатырь держит острое копье, а на другой руке висит палица. У Ильи за спиной есть щит. Илья Муромец сидит верхом на черном коне. Конь очень большой и грозный.

Воспитатель: Молодец. Давайте теперь расскажем о втором богатыре, Добрыне Никитиче.

Ребенок: Справа от Ильи Муромца находится богатырь Добрыня Никитич. Это славный воин, храбрый и сильный. У Добрыни на голове шлем, тело защищает кольчуга, есть щит. Добрыня Никитич достает меч из ножен, он готовится к бою. Конь у богатыря белого цвета. У него на ветру развивается грива.

Воспитатель: Хорошо. А кто нам расскажет о третьем богатыре?

Ребенок: Богатырь слева, это Алеша Попович, он самый молодой. Алеша музыкант, у него есть гусли. Он смелый и красивый. У богатыря есть шлем и кольчуга. Алеша держит в руке лук со стрелой, также мы видим колчан со стрелами. Конь у Алеши рыжего цвета, он низко наклонил голову.

Воспитатель: Молодец. Может быть кто то из вас хочет рассказать о всех богатырях сразу?

Ребенок: на картине мы видим трех богатырей. Из зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Все богатыри сильные и могучие. У каждого из них есть кольчуга, шлем и щит, а оружие у них разное: у Добрыни – меч, у Ильи – палица и копье, а у Алеши – лук. У каждого богатыря есть конь. У Добыни конь белый, у Ильи черный, у Алеши рыжего цвета.

Воспитатель: очень хорошо. Ребята, а сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о рассказах. Чей рассказ вам понравился больше всего, что запомнилось из рассказов детей?

5. Игровое упражнение «Найди звук» /Развитие мышления, фонематического слуха. Обогащение словаря по теме. /

Воспитатель: Ребята, совсем недавно мы с вами знакомились с одним звуком. Кто помнит о каком звуке мы говорили?

Дети: мы знакомились со звуками «л» и «к»

Воспитатель: Верно, а вы хотите найти на картине «Богатыри» слова со звуком «л»?

Дети: Да, это лук, стрела, шлем, елка, гусли

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас попробуем найти слова со звуком «к»

Дети: кольчуга, конь, лук т. д.

Воспитатель: Очень хорошо, вы справились с заданием.

III. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня так хорошо рассказали о трех богатырях на картине В. Васнецова. А каких богатырей вы еще знаете?

Дети: Мы знаем Никиту Кожемяку, Микулу Селяновича, Святогора, Бурю Богатыря.

Воспитатель: Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время на земле русской?

Дети: да, это пожарные, пограничники, врачи и т. д.

Воспитатель: Хотите посмотреть на них? (презентация)

Воспитатель: Днем и ночью эти люди стоят на страже нашей Родины, отдают свои жизни для спасения других, как в старину богатыри русские.

Матушка Русь всегда рождала и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины нашей.

 Богатыри земли Русской

 

 Приложение №3

  Конспект НОД интегрированного занятия в подготовительной  группе  Путешествие в прошлое: «Богатыри земли Русской»

Цель: приобщение дошкольников к духовно – нравственным ценностям русской культуры на основе былин русского народа и произведений изобразительного искусств                                        

 Задачи:                                                                              

     Образовательные:  

 v познакомить дошкольников с новой былиной. Закрепить ранее полученные знания о данном жанре народного творчества.

 v учить детей, давать словесную характеристику персонажам картины

В.Васнецова «Три богатыря».

 v познакомить детей с доспехами, военным снаряжением воина – богатыря.

 v сформировать представление о русском воине – богатыре, как о защитнике

Отечества.

 v помочь детям воспринять образ русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу.          

                Воспитательные:

v формировать у детей умение внимательно слушать былину.

воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к былинным героям.

                  v ценить то, что оставили для нас наши предки.

                    v воспитывать в детях мужество и бесстрашие (в                                           мальчиках – желание подражать богатырям).

      Развивающие:

v продолжать развивать речь детей, обогащать словарный запас.

 

Оборудование:

v ширма и панно с изображением древней Руси.

v Доска магнитная.

v Скамейки.

v Костюм старца (парик, борода, рубаха, брюки, лапти, кушак, гусли)

v Богатырские доспехи и оружие (меч, лук со стрелами, шлем, нагрудник, копьё, булава).

v Картина В.Васнецова «Три богатыря»

v Книга с былинами

v Иллюстрация Ильи Муромеца и Соловья – Разбойника

v Аудиозаписи: отрывок из оперы «Садко», инструментальная композиция на гуслях, песня «Богатырская сила».

v Лист бумаги на каждого ребёнка и цветные карандаши.

v Каравай и рушник.

          Предварительная работа:

v Знакомство с фольклором и его жанрами.

v Знакомство детей с русскими пословицами и беседа о значении этих пословиц.

v Знакомство с гуслями, слушание инструментальной композиции игры на гуслях.

v Чтение и обсуждение былин о Добрыне Никитиче и змее Горыныче, Алёше Поповиче и Тугарине Змеевиче, Илье Муромце и Идолище, Василисе Микулишне и Ставре Годиновиче.

 Ход занятия:

 Дети подходят к залу, с воспитателем останавливаясь перед закрытой дверью.

Воспитатель: ребята, сегодня вас ждёт увлекательное путешествие во времени. Вам хотелось бы отправится в Древнюю Русь?

Дети: да.

Воспитатель: для этого нам необходимо будет открыть дверь и пройти из настоящего в прошлое. Но в начале послушайте, что я вам скажу:

  «Лишь через дверь сейчас пройдём,

                То сразу же в прошлое попадём

                Мы будем внимательно слушать, запоминать,

               Чтоб то, что узнали, потом рассказать.

                  Ведите себя достойно друзья

               И так в добрый путь, отправляться пора!»

 Дети проходят через дверь (звучит музыка)

Воспитатель: вот мы с вами попали в прошлое.

 Дети осматриваются и садятся на скамейку

 Выходит старец с гуслями (играет на них, кланяется гостям).

Дети: здороваются со старцем.

Старец: (на распев)

                    «Рад приветствовать вас на древнем городе!

                      На родной земле стою – земле – матушке!

                      Вам поклон посылаю я

                      И Русь свою воспеваю я!

                      Расскажу я вам, как Русь жила.

                      Как с врагами мы сражалися

                      И как мудрые пословицы рождалися

                      Воспою я вам Русь – Великую

                      Русь могучую, землю матушку!»

 Воспитатель: спасибо тебе старец за тёплый приём. Ребята, старец воспевает в своих песнях Русь Великую, землю русскую. Поведал он нам и о том, что на Русь нападали враги. А кто же защищал землю – матушку?

Дети: богатыри

Воспитатель: да, правильно вы сказали. Землю защищали богатыри. Про них слагали былины

Старец: (Вручает картину В.Васнецова «Три богатыря» и книгу с былинами, говоря при этом)

                                          «Богатыри великие –

                                           Стояли на заставе накрепко,

                                           И эй стерегли, берегли Русь великую.

                                           Они стояли за веру Христианскую.

                                           Да за землю русскую!»

 Воспитатель: ребята, давайте посмотрим, что дал нам старец (показывает картину «Три богатыря» и книгу с былинами).

Вопросы для общения:

- Кто изображен на картине В. Васнецова? (Три богатыря).

- Кто же все- таки эти богатыри? (Воины, защитники).

- Кого они защищали? (Слабых, землю русскую).

- Каких русских богатырей вы знаете? (Ответы детей).

- Что делают богатыри в чистом поле? (Ответы детей).

Воспитатель: осматривают землю русскую. Стоят на страже родной земли в дозоре, значит на посту. Оберегают Русь от врагов.

- Какие это люди? Могучие, сильные или слабые, неуверенные в себе?  (Ответы детей).

Это три великих русских богатыря: Илья Муромец – сильный, Добрыня Никитич – добрый, справедливый и Алеша Попович- красавец-силач. Все они разные, но все трое помогают и служат своей земле, своему народу, совершают подвиги. И кони у них красивые, резвые, богатырские, только разной масти.

- С кем бился Добрыня Никитич? (Со змеем Горынычем).

- С кем сражался  Алеша Попович?  (С Тугариным Змеевичем).

Чем они сражались? (Ответы детей).

Чтобы быть такими же сильными, отважными нужно тренироваться, заниматься зарядкой и физкультурой. И сейчас мы с вами сделаем разминку, чтобы держать свое тело в форме и не терять силушку в наших мышцах.

       Проводится физкультминутка.  (под песню «Богатырская сила»).

Воспитатель: сейчас я вам расскажу былину о том, как Илья Муромец победил Соловья – Разбойника (Чтение былины Илья Муромец и Соловей – Разбойник).

 Вопросы для общения:

- Какой подвиг совершил Илья Муромец? (Победил «вражью силу»).

-Что случается со всеми от посвиста Соловьиного? (Все падают замертво).

- Что сделал Илья Муромец с Соловьём – Разбойником? (Выбил глаз).

- Опишите Соловья – Разбойника. Какой он: маленький или большой, озорной или жестокий? Почему?

Воспитатель: много подвигов совершали русские богатыри. Благодаря своему мужеству и силе они могли защищать и спасать русский народ.

Вопросы для общения:

- В наше время можно встретить настоящего богатыря? (Ответы детей).

- Какого человека можно назвать в наше время богатырем? (Сильного, смелого, выносливого, того кто делает добрые и хорошие дела для окружающих, защищает от   злых и грубых людей, спасает им жизнь).

- Ты хотел бы быть богатырем? На кого хотел бы быть похожим: на Илью Муромца, Добрыню Никитича или Алешу Поповича?

- Какой подвиг ты хотел бы совершить?

Вот перед вами богатырские доспехи: щит и меч-кладинец, копье, лук со стрелами, булава (палица), нагрудник булатный, шлем.

Воспитатель:Сейчас каждый из вас представит себя богатырем в доспехах и изобразит на листе бумаги.

Дети садятся за столы и рисуют. (звучит музыка из оперы «Садко»)

Старец:  Берегли мы леса и поля для вас ребятушки,

                 Берегли реки, моря, для вас любимые.

                 Постарайтесь и вы сберечь землю русскую

                  И любить ее будто мать родимую!

           «Рад был встречи с вами я,

             Но пришла пора прощаться

             В детский сад, увы, друзья

             Надо вам уж возвращаться.

             Не забудьте мой наказ:

             Землю- матушку любите

             От земли подарок вам-

             Каравай с собой возьмите!

Старец отдает каравай воспитателю и низко кланяется.

Воспитатель: спасибо старец за доброту, за заботу, за рассказ о Древней Руси, и за хлеб.

А нам ребята пора назад из прошлого, в настоящее (звучит музыка, дети уходят). Старец машет детям в след рукой.

                                                                                                                      Приложение №4

Стихи о богатырях

А Илья-то Муромец

Был лихой казак,

Настоящий он боец

И большой добряк.

Богатырь всея Руси,

Как гора кулак,

Званье с гордостью носил

Он не просто так.

Рядом, у Чернигова,

Враг стоял стеной,

И вопил неистово,

И грозил бедой.

Силу ту великую

Потоптал конём,

Страшную и дикую

Поколол копьём!

Скачет Муромец один

В стольный Киев-град.

Соловей в гнезде сидит,

Он Илье не рад!

Соловья-разбойника

С дуба сбил стрелой.

Понимают школьники:

Муром

 

Добрыня – русский богатырь,

Никитич – отчество его,

Он быстро рос и вверх, и вширь

И побороть мог всех легко.

Но говорила часто мать:

- Я лишь добра тебе хочу,

Ты, мой сыночек, должен знать,

Внимай, чему тебя учу, -

Сорочинскую гору ты

Впредь стороною обходи

За две, не то за три версты:

Там ждёт опасность впереди.

И не ходи к Пучай-реке,

Змеёнышей не потопчи,

Пускай резвятся на песке,

И ты погрейся на печи.

Добрыня матушке не внял,

Купался в реченьке Пучай

И принуждал топтать коня

Змеёнышей-то сгоряча.

Ударил тотчас жуткий гром,

Исчез последний солнца луч,

И появляется притом

Злой Змей Горыныч из-за туч.

Добрыня взял большой колпак

Да бросил Змею прямо в глаз,

(В таких делах он был мастак),

И победил змеюку враз!

И попросил пощады Змей:

- Не буду я летать на Русь,

И ты змеёнышей не смей

Топтать на круче поутру.

А сам нарушил уговор:

Пришлась Забава по нутру.

Унёс племянницу Змей-вор

В свою глубокую нору.

Печален князь был целый день,

Негодовал и Киев-град,

И люд окрестных деревень

Желал племянницу – назад.

Воссел Добрыня на коня –

Забаву должен он вернуть.

Её Горыныч охранял

Внимательно, не как-нибудь.

Не растерялся богатырь

И первым тотчас же напал,

А Змей шипел на все лады,

Но был убит им наповал.

Творить не будет больше зло:

Людей неволить взаперти.

Досталось Змею поделом,

От кары он не смог уйти.

 

                                                                                                                 Приложение №5.

                Пословицы и поговорки.

На вид богатырь, а сердце как у птенца.

Плохой воин — богатырь для своих знакомых.

Хорощ богатырь, коли пьян с вина на алтын.

Каждый сам себе богатырь.

Богатство — до первого бурана, богатырь — до первой пули.

Богач не бессмертен и богатырь не вечен.

Богатырь умрёт, имя его останется.

В знакомом месте чтут силу, в незнакомом — одежду.

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Головой думай, а силой борись.

В руке джигита сила львиной лапы.

Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.

Щедрый не хвастается подарком, богатырь не отказывается от сказанного.

Богатырь — от силы, красноречивый — от мудрости. (киргизская пословица)

Кто на свою силу надеется — не угрожает. (абхазская пословица)

Богатыря узнаешь на поле брани.

 Алёша Попович, сын русской земли,

Искал богатырскую славу.

Дороги Ростова в град Киев вели

По вешним полям и дубравам.

Тугарин тот край разоряет, злой змей,

Осилить Поповича хочет.

Алёша взмахнул булавой посильней,

Огрел его в лоб что есть мочи!

Посыпались искры у змея из глаз:

Удар был достаточно точен.

Его богатырь подхватил в тот же час

И крепко к седлу приторочил.

Встречает их с радостью Киевский князь,

За стол приглашает гостей он,

Пастись богатырь отпускает коня,

И сам подкрепиться намерен.

Но яства: гусь жареный, сбитень, и сиг,

И крепкие вина тем паче –

Бессовестный змей проглотил в тот же миг

И новую битву назначил.

Не хочет Попович победу отдать:

Он храбро сражаться умеет,

Но хитро сказал: «За спиной твоей рать!»

И саблей ударил по шее.

 

 

 

Используемая литература

1. Ветохина А. Я. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 192 с.

2. Патриотическое воспитание дошкольников в проекте «Недаром помнит вся Россия» «ДС будущего. Гал. творч. проектов»№3/2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Богатыри земли русской"

Данный прект создан для развития чувства патриотизма с использованием былин и легенд русского народа, формирует гендерную и гражданскую принадлежность....

Образовательный проект «Богатыри Земли Русской»

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста            ...

Проект "Богатыри Земли Русской (старший дошкольной возраст)"

ПРОЕКТ «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»АКТУАЛЬНОСТЬ: Сегодня, в соответствии с ФГОС, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно...

Исторически – познавательный проект «Богатыри земли русской»

Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о бог...

Проект "Богатыри земли русской"

Погружение детей в мир музыкальных образов русской классической музыки, произведений живописи, былин путём организации детской практической деятельности  в контексте прое...

Проект "Богатыри земли русской"

Сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ Проект «Богатыри земли русской» подготовительная группа

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТПроект «Богатыри земли русской»подготовительная группа...