Проект «Богатыри – земли русской»
проект (старшая группа)
Актуальность:
Проблема нравственного-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества. Прививая дошкольникам любовь к Родине, важно, чтобы ребенок чувствовал причастность к ней, личную ответственность за землю родную, за ее будущее. Задача педагога заключается в том, чтобы дети получили основы представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших
Новизна проекта:
В процессе проекта дети знакомятся с подвигами богатырей - защитников Земли Русской. Они получают знания о быте русского народа и применяют их в самостоятельном творчестве. великих предков.
Проблема:
Наши дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей Родины - священным долгом. Реализация данного проекта расширит познания детей об истории родной страны, позволит воспитать желание защищать свою Родину, своих близких.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №130
Проект
«Богатыри – земли русской»
для детей подготовительной логопедической группы
Разработчики проекта:
Загруднева Д.А. - воспитатель
Кузнецова О.Л. учитель-логопед
г. Ростов-на-Дону
2025 г.
Участники: дети, воспитатель группы, родители. Тип: познавательно - творческий.
Продолжительность: среднесрочный (20.02 –09.05.2025г.)
Актуальность:
Проблема нравственного-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества. Прививая дошкольникам любовь к Родине, важно, чтобы ребенок чувствовал причастность к ней, личную ответственность за землю родную, за ее будущее. Задача педагога заключается в том, чтобы дети получили основы представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших
Новизна проекта:
В процессе проекта дети знакомятся с подвигами богатырей - защитников Земли Русской. Они получают знания о быте русского народа и применяют их в самостоятельном творчестве. великих предков.
Проблема:
Наши дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей Родины - священным долгом. Реализация данного проекта расширит познания детей об истории родной страны, позволит воспитать желание защищать свою Родину, своих близких.
Цель проекта:
развивать патриотические чувства детей, воспитывать любовь к своей Родине, формировать интерес к истории своей страны, через знакомство с былинами и былинными героями.
Задачи проекта:
· Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа; истории Руси, какими были первые защитники русской земли и земли родного края;
· Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях на Руси и в родном крае, музыкальных произведений, иллюстраций картин художников;
· Развивать детское творчество в продуктивных видах деятельности;
· Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
· Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание подражать им.
· Ожидаемый результат: Полученные знания о богатырях будут способствовать дальнейшему развитию нравственно-патриотических чувств у детей, интереса к жизни своих предков и уважительному отношению к культуре своего народа.
Формы работы:
- дидактические игры;
- тематические беседы, способствующие реализации цели проекта;
- тематический просмотр презентаций о богатыря;
- чтение былин;
- рассматривание репродукций великих художников;
- просмотр мультипликационных фильмов о богатырях;
- чтение и разучивание стихов;
- знакомство с пословицами и поговорками о богатырях;
- выставка детских работ на тему «Богатыри земли русской»;
- оформление книжного уголка;
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
Обозначение актуальности и темы будущего проекта;
Постановка цели и задач;
Подбор репродукций по теме проекта;
Изучение литературы, посвященной теме;
Оборудование места в группе для оформления книжного уголка о богатырях;
Работа с методическим материалом.
Подготовка:
Беседы:
«Кто такой русский богатырь?»;
«Подвиги русских богатырей»;
«Откуда к нам пришло слово «богатырь»»;
«Былинные богатыри»;
«Героизм солдат России. Богатыри современности»;
«Жить-Родине служить».
IIэтап – основной (практический):
Перспективное планирование работы с детьми по проекту
Работа с детьми
1.Беседа «Кто такой русский богатырь?»;
2. Просмотр презентаций «Богатыри земли русской», «Сильные богатыри сланой Руси»
4.Просмотр мультфильма «Илья Муромец», « Два богатыря», «Василиса Микулишна», « Ставр Годинович»;
5.Чтение стихотворений о богатырях;
6. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Султане»;
7. Раскраски «Богатыри»
8.Беседа: «Откуда к нам пришло слово «богатырь»»;
9. Просмотр презентации «Сильные, смелые, честные»;
10.Знакомство с пословицами и поговорками про богатырей;
11. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
12. Беседа «Подвиги русских богатырей»;
13.Чтение сказки А.Н. Афанасьева «Илья Муромец и Соловей разбойник»;
14. Рассматривание репродукции В. Васнецова «Богатыри»;
15.Беседа «Былинные богатыри»;
16. Чтение пословиц и поговорок.
17. Беседа «Доспехи богатыря»;
Взаимодействие с родителями:
- чтение детям книг по данной теме;
- поиск информации вместе с детьми, в том числе в интернете;
- подбор пословиц и поговорок о Родине и ее защитниках;
- просмотр вместе с детьми мультипликационных фильмов о богатырях;
- подбор познавательной информации
III этап - заключительный.
Ожидаемый результат:
Дети имеют представление о богатырях земли русской;
знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему проекта;
владеют расширенным словарным запасом;
имеют представление о защитниках родной земли;
знакомы с доспехами, военным снаряжением воина- богатыря;
выставка творческих работ детей;
систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Богатыри»;
у детей сформировалось восприятие образа русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу.
Вывод:
Работа, проведённая с детьми, принесла ощутимые результаты- дети познакомились с литературными героями, много узнали о характерах и жизни защитников земли Русской. Используя презентации, дети наиболее ярко смогли отметить всю мощь и отвагу богатырей, рассмотреть экипировку воинов - защитников, оценить и проанализировать подвиги героев. Дети показали хорошие знания по теме, умение использовать обороты характерные былинному творчеству, развили у детей желание делать общее дело, и конечно походить на былинных героев, видеть ту мощь Русского духа, которая присуща только настоящим защитникам Родины, Отечества.
Анализируя проделанную работу, дети имеют хорошие знания по теме, прекрасно ориентируются в беседах о былинных героях.
Ребята много узнали нового и интересного, расширили и обогатили свой словарный запас, существенно развивалась монологическая речь детей. Я вместе с родителями постаралась привить уважение и любовь к былинам, вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны. В дальнейшем будем воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за армию, Родину и стараться развивать качества характера соотвествующих нравственно-патриотическим образам.
Приложение №1
Беседа:
Откуда к нам пришло слово «богатырь».
Сейчас слово «богатырь» можно услышать часто: «богатырское здоровье», «богатырская сила», «богатырский сон» говорим мы, «богатырем» называем каждого сильного и здорового человека, спортсмена, полководца, ветерана войны.
Но еще лет 150-200 назад всякий русский, говоря «богатырь», сравнивал кого- то с былинными заступниками родной земли.
Что же означает это слово «богатырь» и откуда оно появилось в нашем языке? Сначала мнения ученых были трех видов:
1. Одни считали, что слово «богатырь» заимствовано от татарского и тюркских языков, где является в различных формах: багадур, батур, батыр, батор. Предполагается, что слово имеет значение исторического характера, что его первоначальная форма слова была «багатырь» и что оно первоначально употреблялось в значении «татарский воевода» и титула, как теперешнего «господин».
2. Другие ученые, Щепкин и Буслаев, выводили "богатырь" из слова "Бог" через "богатый".
3. О. Миллер и другие считали, что слово «богатырь» - русское и восходит к древнеславянской истории (праарийскомуначалуи санскритскому языку). Мнение исходило из того положения, что и «багадур» слово не татарское, а заимствовано с санскритскогоbaghadhara (обладающий счастьем, удатный).
В настоящее время после новых археологических открытий, открытий скрытых исторических фактов и исторических исследований, кажется, что намечается переворот в истории, так как информация очень противоречива той, что в учебниках и принятой истории России. И обсуждения по происхождению слова «богатырь» возобновились.
Против заимствования из татарского языка в пользу славянского происхождения выступают филолог В. Кожинов и историк Л. Прозоров. Они утверждают, что слово «богатырь» гораздо более близкой к былинной форме, появилось в надписях болгар — «боготур» (некоторые из этих боготуров носят вполне славянские имена — Славна, например).
Наше мнение о слове «богатырь» тоже в поддержку славянского происхождения. Оно не откуда не пришло, а было всегда исконно русским. Такое мнение основано на древнеславянской культуре нашего народа в период до Крещения Руси. Это подтверждают и многие ученые, историки, что у России великое прошлое и гораздо древнее, чем описывалось раньше.
Приложение №2
Конспект НОД «Составление рассказа по картине В.М. Васнецова «Богатыри»
Образовательные задачи: Составление рассказа по картине. Развивать умение составлять план рассказа. Обогащать речь детей существительными и прилагательными.
Развивающие задачи: Продолжать развивать связную речь, мышление. Совершенствовать фонематический слух. Развитие общей моторики (координация речи с движениями)
Воспитательные задачи: Воспитание патриотических чувств, уважения к защитникам отечества.
Средства: Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; ноутбук, магнитофон
Способы: сюрпризный момент, художественное слово, беседа, рассматривание картины, составление плана рассказа, рассказывание по картине, анализ рассказов детьми, словесная игра
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему. Просмотр мультфильмов. Чтение книги «Богатырские русские сказки». Рассматривание иллюстраций сказок. Разучивание стихотворений о богатырях.
Обогащение словарного запаса: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Русь, богатыри, былины, доспехи, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, палица.
Ход образовательной деятельности.
I. Организационный момент. /Мотивация детей на получение новых знаний.
Дети стоят возле воспитателя
Воспитатель: Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло необычное письмо, его прислали дети из детского сада «Ласточка». В этом письме есть картинки, хотите посмотреть?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: тогда присаживайтесь на стульчики. (слайд с картой России). Ребята, как вы думаете, что изображено на этой картинке?
Дети: это карта нашей страны
Воспитатель: Вы правы. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Посмотрите, пожалуйста, на карту нашей страны, какая она – наша Родина?
Дети: Большая, огромная, красивая, богатая.
Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство было меньше и называлось оно Русь. (2 слайд – карта Древней Руси)
Широко ты, Русь, по лицу земли!
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
За тебя в нужде сложить голову!
Воспитатель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Дети: Это стихотворение вызывает чувство гордости, восхищения, чувство любви к Родине, захотелось стать на защиту Своей Родины,.
Воспитатель: А кто же защищал Русь в те далекие времена?
Дети: Нашу Родину в давние времена защищали Богатыри.
Воспитатель: Правильно. Хотите сегодня поговорить о богатырях?
Воспитатель: Ребята, а кто из вас хочет рассказать стихотворение про богатырей?
1ребенок: Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
2 ребенок: Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
II. Основная часть.
1. Игровое упражнение «Кто больше слов скажет?» / Учить подбирать слова близкие по значению. Учить узнавать значение новых слов. /
Воспитатель: Ребята, что же еще есть в письме? Помотрим?
Дети: да, мы хотим посмотреть.
Воспитатель: (3 слайд – богатырь) Кто же это?
Дети: это богатырь.
Воспитатель: а кто такие богатыри?
Дети: Богатыри – это воины, борцы, защитники.
Воспитатель: А какие они были?
Дети: Богатыри очень сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие.
Воспитатель: А что они делали?
Дети: Богатыри защищали, охраняли Русь
Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях?
Дети. Мы знаем о богатырях из былин, русских народных сказок, поэм.
Воспитатель: А что такое былина? От какого слова оно происходит?
Дети: былина происходит от слова «Было»
Воспитатель: Правильно. Былина – это то, что когда - то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. Они были храбрыми, сильными.
2. Физкультминутка «Богатыри» /Развитие общей моторики. Координация речи с движениями/
Воспитатель: Ребята, вы хотите быть такими же сильными как богатыри?
За высокими горами, (поднимают руки вверх)
За широкими долами, (разводят руки в стороны)
На границе у реки (плавные движения руками перед собой)
Дозором шли богатыри. («идут» друг за другом по кругу)
Очень сильные, (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки)
Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)
Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)
Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!»)
3. Рассматривание картины.
Воспитатель: Ребята, нам прислали дети не только маленькие картинки, но и самую настоящую, большую картину. Хотите взглянуть на нее?
Воспитатель демонстрирует репродукцию картины В. М. Васнецова «Богатыри»
Воспитатель: Перед вами картина, которую написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Давайте посмотрим внимательно на картину.
Дети самостоятельно рассматривают картину, обмениваются впечатлениями. Звучит музыка
Воспитатель: Кто из вас знает, как их зовут?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель им помогает.
Дети: Богатырей зовут Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
Воспитатель: Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
4. Составление небольшого рассказа по картине. /Развитие связной речи/
Воспитатель: Ребята, что бы вы самостоятельно могли рассказать о богатырях давайте попробуем составить план рассказа, Как вы думаете, с чего нужно начать рассказ?
Дети: Нужно назвать имя богатыря и рассказать о нем.
Воспитатель: Правильно, это первый пункт плана. О чем же мы будем говорить дальше?
Дети: Мы должны сказать во что одеты богатыри и какое у них есть оружие.
Воспитатель: Молодцы, вы верно ответили, это будет второй пункт плана. А как мы завершим свой рассказ?
Дети: В последнюю очередь мы расскажем о богатырском коне.
Воспитатель: Все верно. Кто хочет повторить все пункты плана?
Ребенок: 1 пункт плана – мы называем богатыря и характеризуем его, 2 пункт – мы говорим о его доспехах и оружии, а 3 пункт – мы рассказываем о коне.
Воспитатель: Ребята, кто желает рассказать о Илье Муромце?
Ребенок: в центре картины находится богатырь Илья Муромец. Он самый старший из богатырей. Илья сильный и могучий богатырь. На Илье Муромце надета кольчуга, его голову защищает шлем, у него есть рукавицы и сапоги. В одной руке богатырь держит острое копье, а на другой руке висит палица. У Ильи за спиной есть щит. Илья Муромец сидит верхом на черном коне. Конь очень большой и грозный.
Воспитатель: Молодец. Давайте теперь расскажем о втором богатыре, Добрыне Никитиче.
Ребенок: Справа от Ильи Муромца находится богатырь Добрыня Никитич. Это славный воин, храбрый и сильный. У Добрыни на голове шлем, тело защищает кольчуга, есть щит. Добрыня Никитич достает меч из ножен, он готовится к бою. Конь у богатыря белого цвета. У него на ветру развивается грива.
Воспитатель: Хорошо. А кто нам расскажет о третьем богатыре?
Ребенок: Богатырь слева, это Алеша Попович, он самый молодой. Алеша музыкант, у него есть гусли. Он смелый и красивый. У богатыря есть шлем и кольчуга. Алеша держит в руке лук со стрелой, также мы видим колчан со стрелами. Конь у Алеши рыжего цвета, он низко наклонил голову.
Воспитатель: Молодец. Может быть кто то из вас хочет рассказать о всех богатырях сразу?
Ребенок: на картине мы видим трех богатырей. Из зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Все богатыри сильные и могучие. У каждого из них есть кольчуга, шлем и щит, а оружие у них разное: у Добрыни – меч, у Ильи – палица и копье, а у Алеши – лук. У каждого богатыря есть конь. У Добыни конь белый, у Ильи черный, у Алеши рыжего цвета.
Воспитатель: очень хорошо. Ребята, а сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о рассказах. Чей рассказ вам понравился больше всего, что запомнилось из рассказов детей?
5. Игровое упражнение «Найди звук» /Развитие мышления, фонематического слуха. Обогащение словаря по теме. /
Воспитатель: Ребята, совсем недавно мы с вами знакомились с одним звуком. Кто помнит о каком звуке мы говорили?
Дети: мы знакомились со звуками «л» и «к»
Воспитатель: Верно, а вы хотите найти на картине «Богатыри» слова со звуком «л»?
Дети: Да, это лук, стрела, шлем, елка, гусли
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас попробуем найти слова со звуком «к»
Дети: кольчуга, конь, лук т. д.
Воспитатель: Очень хорошо, вы справились с заданием.
III. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня так хорошо рассказали о трех богатырях на картине В. Васнецова. А каких богатырей вы еще знаете?
Дети: Мы знаем Никиту Кожемяку, Микулу Селяновича, Святогора, Бурю Богатыря.
Воспитатель: Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время на земле русской?
Дети: да, это пожарные, пограничники, врачи и т. д.
Воспитатель: Хотите посмотреть на них? (презентация)
Воспитатель: Днем и ночью эти люди стоят на страже нашей Родины, отдают свои жизни для спасения других, как в старину богатыри русские.
Матушка Русь всегда рождала и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины нашей.
Богатыри земли Русской
Приложение №3
Конспект НОД интегрированного занятия в подготовительной группе Путешествие в прошлое: «Богатыри земли Русской»
Цель: приобщение дошкольников к духовно – нравственным ценностям русской культуры на основе былин русского народа и произведений изобразительного искусств
Задачи:
Образовательные:
v познакомить дошкольников с новой былиной. Закрепить ранее полученные знания о данном жанре народного творчества.
v учить детей, давать словесную характеристику персонажам картины
В.Васнецова «Три богатыря».
v познакомить детей с доспехами, военным снаряжением воина – богатыря.
v сформировать представление о русском воине – богатыре, как о защитнике
Отечества.
v помочь детям воспринять образ русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу.
Воспитательные:
v формировать у детей умение внимательно слушать былину.
воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к былинным героям.
v ценить то, что оставили для нас наши предки.
v воспитывать в детях мужество и бесстрашие (в мальчиках – желание подражать богатырям).
Развивающие:
v продолжать развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Оборудование:
v ширма и панно с изображением древней Руси.
v Доска магнитная.
v Скамейки.
v Костюм старца (парик, борода, рубаха, брюки, лапти, кушак, гусли)
v Богатырские доспехи и оружие (меч, лук со стрелами, шлем, нагрудник, копьё, булава).
v Картина В.Васнецова «Три богатыря»
v Книга с былинами
v Иллюстрация Ильи Муромеца и Соловья – Разбойника
v Аудиозаписи: отрывок из оперы «Садко», инструментальная композиция на гуслях, песня «Богатырская сила».
v Лист бумаги на каждого ребёнка и цветные карандаши.
v Каравай и рушник.
Предварительная работа:
v Знакомство с фольклором и его жанрами.
v Знакомство детей с русскими пословицами и беседа о значении этих пословиц.
v Знакомство с гуслями, слушание инструментальной композиции игры на гуслях.
v Чтение и обсуждение былин о Добрыне Никитиче и змее Горыныче, Алёше Поповиче и Тугарине Змеевиче, Илье Муромце и Идолище, Василисе Микулишне и Ставре Годиновиче.
Ход занятия:
Дети подходят к залу, с воспитателем останавливаясь перед закрытой дверью.
Воспитатель: ребята, сегодня вас ждёт увлекательное путешествие во времени. Вам хотелось бы отправится в Древнюю Русь?
Дети: да.
Воспитатель: для этого нам необходимо будет открыть дверь и пройти из настоящего в прошлое. Но в начале послушайте, что я вам скажу:
«Лишь через дверь сейчас пройдём,
То сразу же в прошлое попадём
Мы будем внимательно слушать, запоминать,
Чтоб то, что узнали, потом рассказать.
Ведите себя достойно друзья
И так в добрый путь, отправляться пора!»
Дети проходят через дверь (звучит музыка)
Воспитатель: вот мы с вами попали в прошлое.
Дети осматриваются и садятся на скамейку
Выходит старец с гуслями (играет на них, кланяется гостям).
Дети: здороваются со старцем.
Старец: (на распев)
«Рад приветствовать вас на древнем городе!
На родной земле стою – земле – матушке!
Вам поклон посылаю я
И Русь свою воспеваю я!
Расскажу я вам, как Русь жила.
Как с врагами мы сражалися
И как мудрые пословицы рождалися
Воспою я вам Русь – Великую
Русь могучую, землю матушку!»
Воспитатель: спасибо тебе старец за тёплый приём. Ребята, старец воспевает в своих песнях Русь Великую, землю русскую. Поведал он нам и о том, что на Русь нападали враги. А кто же защищал землю – матушку?
Дети: богатыри
Воспитатель: да, правильно вы сказали. Землю защищали богатыри. Про них слагали былины
Старец: (Вручает картину В.Васнецова «Три богатыря» и книгу с былинами, говоря при этом)
«Богатыри великие –
Стояли на заставе накрепко,
И эй стерегли, берегли Русь великую.
Они стояли за веру Христианскую.
Да за землю русскую!»
Воспитатель: ребята, давайте посмотрим, что дал нам старец (показывает картину «Три богатыря» и книгу с былинами).
Вопросы для общения:
- Кто изображен на картине В. Васнецова? (Три богатыря).
- Кто же все- таки эти богатыри? (Воины, защитники).
- Кого они защищали? (Слабых, землю русскую).
- Каких русских богатырей вы знаете? (Ответы детей).
- Что делают богатыри в чистом поле? (Ответы детей).
Воспитатель: осматривают землю русскую. Стоят на страже родной земли в дозоре, значит на посту. Оберегают Русь от врагов.
- Какие это люди? Могучие, сильные или слабые, неуверенные в себе? (Ответы детей).
Это три великих русских богатыря: Илья Муромец – сильный, Добрыня Никитич – добрый, справедливый и Алеша Попович- красавец-силач. Все они разные, но все трое помогают и служат своей земле, своему народу, совершают подвиги. И кони у них красивые, резвые, богатырские, только разной масти.
- С кем бился Добрыня Никитич? (Со змеем Горынычем).
- С кем сражался Алеша Попович? (С Тугариным Змеевичем).
Чем они сражались? (Ответы детей).
Чтобы быть такими же сильными, отважными нужно тренироваться, заниматься зарядкой и физкультурой. И сейчас мы с вами сделаем разминку, чтобы держать свое тело в форме и не терять силушку в наших мышцах.
Проводится физкультминутка. (под песню «Богатырская сила»).
Воспитатель: сейчас я вам расскажу былину о том, как Илья Муромец победил Соловья – Разбойника (Чтение былины Илья Муромец и Соловей – Разбойник).
Вопросы для общения:
- Какой подвиг совершил Илья Муромец? (Победил «вражью силу»).
-Что случается со всеми от посвиста Соловьиного? (Все падают замертво).
- Что сделал Илья Муромец с Соловьём – Разбойником? (Выбил глаз).
- Опишите Соловья – Разбойника. Какой он: маленький или большой, озорной или жестокий? Почему?
Воспитатель: много подвигов совершали русские богатыри. Благодаря своему мужеству и силе они могли защищать и спасать русский народ.
Вопросы для общения:
- В наше время можно встретить настоящего богатыря? (Ответы детей).
- Какого человека можно назвать в наше время богатырем? (Сильного, смелого, выносливого, того кто делает добрые и хорошие дела для окружающих, защищает от злых и грубых людей, спасает им жизнь).
- Ты хотел бы быть богатырем? На кого хотел бы быть похожим: на Илью Муромца, Добрыню Никитича или Алешу Поповича?
- Какой подвиг ты хотел бы совершить?
Вот перед вами богатырские доспехи: щит и меч-кладинец, копье, лук со стрелами, булава (палица), нагрудник булатный, шлем.
Воспитатель:Сейчас каждый из вас представит себя богатырем в доспехах и изобразит на листе бумаги.
Дети садятся за столы и рисуют. (звучит музыка из оперы «Садко»)
Старец: Берегли мы леса и поля для вас ребятушки,
Берегли реки, моря, для вас любимые.
Постарайтесь и вы сберечь землю русскую
И любить ее будто мать родимую!
«Рад был встречи с вами я,
Но пришла пора прощаться
В детский сад, увы, друзья
Надо вам уж возвращаться.
Не забудьте мой наказ:
Землю- матушку любите
От земли подарок вам-
Каравай с собой возьмите!
Старец отдает каравай воспитателю и низко кланяется.
Воспитатель: спасибо старец за доброту, за заботу, за рассказ о Древней Руси, и за хлеб.
А нам ребята пора назад из прошлого, в настоящее (звучит музыка, дети уходят). Старец машет детям в след рукой.
Приложение №4
Стихи о богатырях
А Илья-то Муромец
Был лихой казак,
Настоящий он боец
И большой добряк.
Богатырь всея Руси,
Как гора кулак,
Званье с гордостью носил
Он не просто так.
Рядом, у Чернигова,
Враг стоял стеной,
И вопил неистово,
И грозил бедой.
Силу ту великую
Потоптал конём,
Страшную и дикую
Поколол копьём!
Скачет Муромец один
В стольный Киев-град.
Соловей в гнезде сидит,
Он Илье не рад!
Соловья-разбойника
С дуба сбил стрелой.
Понимают школьники:
Муром
Добрыня – русский богатырь,
Никитич – отчество его,
Он быстро рос и вверх, и вширь
И побороть мог всех легко.
Но говорила часто мать:
- Я лишь добра тебе хочу,
Ты, мой сыночек, должен знать,
Внимай, чему тебя учу, -
Сорочинскую гору ты
Впредь стороною обходи
За две, не то за три версты:
Там ждёт опасность впереди.
И не ходи к Пучай-реке,
Змеёнышей не потопчи,
Пускай резвятся на песке,
И ты погрейся на печи.
Добрыня матушке не внял,
Купался в реченьке Пучай
И принуждал топтать коня
Змеёнышей-то сгоряча.
Ударил тотчас жуткий гром,
Исчез последний солнца луч,
И появляется притом
Злой Змей Горыныч из-за туч.
Добрыня взял большой колпак
Да бросил Змею прямо в глаз,
(В таких делах он был мастак),
И победил змеюку враз!
И попросил пощады Змей:
- Не буду я летать на Русь,
И ты змеёнышей не смей
Топтать на круче поутру.
А сам нарушил уговор:
Пришлась Забава по нутру.
Унёс племянницу Змей-вор
В свою глубокую нору.
Печален князь был целый день,
Негодовал и Киев-град,
И люд окрестных деревень
Желал племянницу – назад.
Воссел Добрыня на коня –
Забаву должен он вернуть.
Её Горыныч охранял
Внимательно, не как-нибудь.
Не растерялся богатырь
И первым тотчас же напал,
А Змей шипел на все лады,
Но был убит им наповал.
Творить не будет больше зло:
Людей неволить взаперти.
Досталось Змею поделом,
От кары он не смог уйти.
Приложение №5.
Пословицы и поговорки.
На вид богатырь, а сердце как у птенца.
Плохой воин — богатырь для своих знакомых.
Хорощ богатырь, коли пьян с вина на алтын.
Каждый сам себе богатырь.
Богатство — до первого бурана, богатырь — до первой пули.
Богач не бессмертен и богатырь не вечен.
Богатырь умрёт, имя его останется.
В знакомом месте чтут силу, в незнакомом — одежду.
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Головой думай, а силой борись.
В руке джигита сила львиной лапы.
Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.
Щедрый не хвастается подарком, богатырь не отказывается от сказанного.
Богатырь — от силы, красноречивый — от мудрости. (киргизская пословица)
Кто на свою силу надеется — не угрожает. (абхазская пословица)
Богатыря узнаешь на поле брани.
Алёша Попович, сын русской земли,
Искал богатырскую славу.
Дороги Ростова в град Киев вели
По вешним полям и дубравам.
Тугарин тот край разоряет, злой змей,
Осилить Поповича хочет.
Алёша взмахнул булавой посильней,
Огрел его в лоб что есть мочи!
Посыпались искры у змея из глаз:
Удар был достаточно точен.
Его богатырь подхватил в тот же час
И крепко к седлу приторочил.
Встречает их с радостью Киевский князь,
За стол приглашает гостей он,
Пастись богатырь отпускает коня,
И сам подкрепиться намерен.
Но яства: гусь жареный, сбитень, и сиг,
И крепкие вина тем паче –
Бессовестный змей проглотил в тот же миг
И новую битву назначил.
Не хочет Попович победу отдать:
Он храбро сражаться умеет,
Но хитро сказал: «За спиной твоей рать!»
И саблей ударил по шее.
Используемая литература
1. Ветохина А. Я. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 192 с.
2. Патриотическое воспитание дошкольников в проекте «Недаром помнит вся Россия» «ДС будущего. Гал. творч. проектов»№3/2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Богатыри земли русской"
Данный прект создан для развития чувства патриотизма с использованием былин и легенд русского народа, формирует гендерную и гражданскую принадлежность....

Образовательный проект «Богатыри Земли Русской»
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста ...
Проект "Богатыри Земли Русской (старший дошкольной возраст)"
ПРОЕКТ «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»АКТУАЛЬНОСТЬ: Сегодня, в соответствии с ФГОС, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно...

Исторически – познавательный проект «Богатыри земли русской»
Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о бог...

Проект "Богатыри земли русской"
Погружение детей в мир музыкальных образов русской классической музыки, произведений живописи, былин путём организации детской практической деятельности в контексте прое...

Проект "Богатыри земли русской"
Сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ Проект «Богатыри земли русской» подготовительная группа
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТПроект «Богатыри земли русской»подготовительная группа...