Статья по нравственно - патриотическому воспитанию «Приобщение дошкольников к культуре и истории родного края, как основа патриотического воспитания»
статья
В статье рассматриваются условия педагогической деятельности для приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре и истории родного края, делая акцент на патриотическое воспитание - как основу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приобщение дошкольников к культуре и истории родного края,
как основа патриотического воспитания»
Аннотация: в данной статье автор рассматривает условия педагогической деятельности для приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре и истории родного края, делая акцент на патриотическое воспитание - как основу. Анализирует современные методы по теме исследования. Даёт описание процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к социальной и культурным нормам, к традициям в обществе и государстве, к истории родного края.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, культура, история, патриотизм, Родной край, патриотическое воспитание.
В современном обществе в наше время формируются новые ценности и установки, общество диктует нетипичные критерии оценки действий, которые вытесняют духовные ценности и потребности.
Современный дошкольник старшего возраста имеет дефицит знаний об истории своего родного края, мало знаком или и во всё не знает культурные традиции своего народа, что проявляется в дальнейшем равнодушием к окружающим, близким его людям.
Проблема патриотического воспитания в современной системе дошкольного образования выделяется как никогда сильно и стоит на первом плане. "Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства" - данная концепция дошкольного образования, Федеральный государственный стандарт и определили основные принципы в направлении патриотического воспитания.
как выделяет В. И. Неменский: "Необходимо привязать ребёнка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры своего народа."
В ДОУ особую роль уделяют формированию у детей старшего дошкольного возраста к уважительному и доброжелательному отношению, росту национального самосознания, пробуждение интереса к национальной культуре и традициям.
В педагогических подходах и организации образовательного процесса выделяется вся специфика изучения родной культуры детей старшего дошкольного возраста.
За основу образовательной стратегии, взята культура родного края, она подразумевает многообразие методов, из которых одним является культурологический, который обуславливается потребностью образования обрести "внешний вид", так как каждая цивилизация, сообщество формирует не один век свою индивидуальную культуру, которая сопровождает человека на протяжении его всей жизни и которую можно передать из поколения в поколение.
Процесс просвящения к культуре и истории Родного края, в пути которого дошкольник старшего возраста, знакомиться и развивается общепринятые в их родной культуре нормы поведения и манеры. Развитию знаний о культуре и истории родного края представляет огромную роль в процессе развития дошкольника старшего возраста.
В работах Е. А. Бондаревской и С. В. Кульневич был разработан принцип креативности, который подразумевает развитие и стимулирование интереса детей, творческих способностей, воображения, формирование положительно-эмоционального фона познания, организацию поисковой деятельности ребёнка, позволяющие предполагать, догадываться и проверять эти мысли.
Символика родного края рассматривается как избирательное, вызывающие положительное отношение к ним, побуждает вступать в общение по поводу получения знаний, пробуждает интерес и включает представление о символах в специфические детские виды деятельности ( игры, рисование, рассказывание и др.).
Такие учёные, как Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский привлекли внимание педагогов к внедрению в практику развития детей старшего дошкольного возраста прогрессивные народные традиции - популяризацию национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников, наполнять новым содержанием традиции народного воспитания, так как истинной считаем ту педагогику, которая повторяет педагогику всего общества.
Для того чтобы достигнуть высших результатоа в патриотическом воспитании, путём приобщения дошкольников старшего возраста к культуре и истории родного края, создают следующие условия работы в ДОУ.
1. Прямое участие в краеведческой деятельности детей и окружающих взрослых.
2. Применение народного опыта в жизни и деятельности детей.
3. Приобретение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, значимыми близкими и также сотрудниками дошкольного учреждения.
4. Семья также играет огромную роль в развитии патриотизма и любви к Родине и Родному краю. В семье идёт заложение базовых ценностей и прививается любовь к Родному краю.
Для того чтобы сформировался базовый этапа у дошкольников любви у Родине - они должны накопить социальный опыт жизни в своём крае, городе, усвоить принятые нормы поведения, взаимоотношений, приобщиться к миру его культуры. Развивая знания о родном городе, через разные виды детской деятельности, дошкольник формирует сознание себя живущими в определённый временной период, в конкретных этнокультурных условиях и также приобщается к богатствам своё национальной культуре.
Опыт национальной культуры - это эффективное воспитание и развитие качеств личности, формируется чёткое мировоззрение, гордость за свой народ, за свою Родину, развивается уважение к семье, к культурному наследству своему предшествующему поколению, а не только получает информацию по данной теме.
В дошкольном учреждении проводится ряд мероприятий по приобщению дошкольников к культуре Родного края в разных направлениях.
Формами организации краеведческой деятельности можно взять:
1. Знакомство с бытом и традициям, с календарно обрядными праздниками, с фольклором и т.д., при помощи литературы ( сказок).
2. Организация краеведческих кружков, выставки рисунков, фотографий, макетов, поделок на тему Родины и Родного края.
Поделимся опытом работы в нашем дошкольном образовательном учреждении. Развивать патриотическое воспитание наших дошкольников мы решили через сказку, так как сказка является самым доступным и любимым и видом деятельности у ребят.
Целью нашей работы стало сформировать патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста путём освоения русских народных сказок.
Мы выбрали форму работы в виде: бесед, показа спектаклей по мотивам сказок, продуктивной деятельности детей, праздничные мероприятия, выставки творческих работ совместно детей и их родителей.
В течении учебной деятельности были использованы множество сказок, с определёнными целями.
Такие как:
« Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Целью данной сказки стало: вызвать интерес к русским традициям, что нужно помогать ближнему, уважать старших. Тем самым воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за своё окружение.
Другой ряд сказок: «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и Журавль», «Золотое веретено». Позволяют показать дошкольникам предметы русского быта - скалка, коромысло, крынка и т.д. Позволяет сформировать у дошкольников таки качества, как честность, порядочность, гостеприимство.
«Каша из топора». Захватывает своей простотой и яркостью, показывает ким находчивым может быть русский народ, мудрым и задорным.
«Хаврошечка», «Снегурочка», «Морозко». Заставляют дошкольников задуматься о роли родителей в жизни каждого ребёнка. Формирует у дошкольников способность слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и людей в возрасте. Развивает трудолюбие и смирение.
«Царевна-лягушка», «Сивка-бурка». Учат сопереживать испытаниям, которые преодолевают главные герои сказок. Побуждают дошкольников к подвигу.
В нашей работе мы по мимо сказок взяли такие произведения литературы как предания и были русского народа.
«Алёша Попович», «Про Добрыню Никитыча и Змея Горыныча». Сформировать понятие «Единства всех живущих на земле людей». Развить интерес к познанию истории жизни русских героев и Родного края.
Таким образом, основная цель работы и по приобщению дошкольников к культуре родного края заключается в сформировании у ребёнка старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, воспитание чувств любви к Родине.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмедова, С. А. Приобщение старших дошкольников к традиционной культуре родного края / С. А. Ахмедова, М. В. Стародубцова // Актуальные вопросы современной педагогики — Уфа : Лето, 2018. — С. 41-43.
2.Батурина, Г. И. Народная педагогика в воспитании дошкольников / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. – Москва : Педагогика, 2015 – 146 с.
3. Белая, К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К. Ю. Белая. – Москва : Творческий центр Сфера, 2008. – 175 с.
4.Бунаков, Н. Ф. Избранные педагогические сочинения / Н. Ф. Бунаков. – Москва : Педагогика, 2011 – 412 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических чувств у дошкольников через знакомство с историей родного края.
Формирование нравственности, патриотизма у дошкольников является актуальным вопросом в современное время. Начинать работу эффективно с ознакомления с историей малой родины, воспитывая у детей чу...

Развитие познавательного интереса к родному краю, как основа патриотического воспитания дошкольников
Обмен опытом "Развитие познавательного интереса к родному краюкак основа патриотического воспитания дошкольников"...

презентация к педагогическому Совету "ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ И ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ"
В презентации продемонстрированн методический материал, который может быть использован при организации работы в ДОО по приобщению дошкольников к истории и культуре родного края....

Педагогический опыт работы на тему: "Воспитание нравственно - патриотических чувств старших дошкольников посредством формирования любви к родному краю"
В докладе описан опыт работы воспитателя по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников, посредством ознакомления с родным краем....

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...
Педагогический проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с историей родного края"
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Современные исс...

Конспект НОД «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольника через знакомство с историей родного края».
Цель: создание условий для патриотического воспитания детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного края и города....
