Конспект
план-конспект занятия (старшая группа)

Лаптева Ирина Петровна

Познавательная игра " Символы - отражение жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvoly_-_zanyatie.docx_nakonkurs.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Познавательная игра «Символы – отражение жизни»

(старший дошкольный возраст)

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к базовым ценностям российского народа.

Задачи:

- обогащать и систематизировать знания детей о культуре и истории русского народа через символы России. 

– продолжить формировать умение сопереживать и поддерживать друг друга, воспитывать в детях чувство товарищества, умение работать в команде;

– создать у детей радостное настроение, вызвать положительные эмоции в ходе участия в мероприятии.

Ход

 Здравствуйте, ребята! Здравствуйте взрослые! Мы живем в удивительной стране, имя которой – Россия. Много чудесных стран на Земле, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина, мы тут родились, тут наши родные, мы говорим на родном русском языке.

Наша страна очень многонациональное государство, в которой живут разные народы и у каждого народа свои обычаи, традиции, культура. И сейчас мы предлагаем вам поздороваться с нами так,  как приветствуют друг друга разные народы нашей страны.

Игра «Здравствуйте»

  • Вспомним наших предков русичей, при встрече они «ломали шапку», то есть приподнимали или вовсе снимали головной убор, а еще — «били челом» — отвешивали глубокий поклон;
  • Русские при встрече жмут друг другу руки;
  • Таджики при встрече складывают две руки чуть ниже груди и слегка наклоняют вперед корпус;
  • Чукчи здороваются носами;
  • в Чеченской республике принято при встрече обниматься, но не касаясь друг друга ладонями;
  • Народ Манси, давно навидевшиеся, приветствуют друг друга объятиями.

 Сегодня у нас увлекательное мероприятие. Предлагаем вам, ребята, принять участие в познавательной игре которая называется «Символы – отражение жизни».

 Игра состоит из нескольких этапов, на каждом из которых вы будете выполнять интересные задания, за выполненное задание, вы будете получать фрагмент пазла.

 А начать предлагаю с разминки (вопрос-ответ, отвечать можно хором):

  • Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)
  • Кто охраняет границы нашего государства? (армия)
  • Какой язык считается главным в нашей стране? (русский)
  • Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин)
  • Какой город является столицей нашего государства? (Москва)

  1. Символы России.

Символ – это отличительный знак, «визитная карточка» страны, города. У каждой страны свои символы, отличные от символов других стран. 

Задание 1: Какие государственные (официальные) символы России вы знаете, назовите и расскажите о них? (герб, гимн, флаг).

Ответы детей (демонстрация)

Ребята, кроме официальных символов страны есть неофициальные символы, которые нам рассказывают о нашей стране России, и мы сейчас поговорим о них.

Давайте, мы с вами вспомним какие предметы быта, народные инструменты, особенности русской природы прославили нашу страну?

Задание 2: вытянуть карточку (перевернуты изображением вниз) и рассказать об одном из предложенных неофициальных (народных) символах России:

Матрешка – символ плодородия, изобилия, многодетности, семьи, 

Береза – символ чистоты, света, грациозности и любви, 

Медведь – символ богатырской силы, мужества, храбрости, добродушия,

Самовар – символ гостеприимства, щедрости, уюта, семейного очага,

Балалайка – любимый народный инструмент, музыкальный символ России, символ  русского культуры,

Ромашка  – символ чистоты, веры, любви и является символом семьи.

Дети получают фрагмент пазла.

2.  Ремесла и промыслы России.

Ребята, земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. И я сейчас приглашаю вас в мини-музей народных мастеров России.

Задание1: Назвать за 1 минуту традиционные ремесла народов России по картинкам (роспись, кружево, вышивка, изготовление игрушек, кузнечное, гончарное, резьба по дереву, берестоплетение, ткачество). 

Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа, его история.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

Задание от умельцев декоративной росписи:

Задание2: «Найди предмет» (по элементам назвать вид росписи и найти предметы, расписанных в данной технике).

Дети получают фрагмент пазла

3.Фольклор России

Ребята, а вы знаете, что такое фольклор?

Ответы детей

 Фолькло́р — устное словесное и музыкальное народное творчество, то что передается из уст в уста, из поколения в поколение. Язык фольклора поэтичен, богат красочными сравнениями, образными выражениями. Фольклор народов России — это сложная смесь обычаев, музыки, танца и искусства, которые переплетались на протяжении многих веков.  И сейчас, я предлагаю вам окунуться в мир фольклора нашего народа.

Задание 1. «Распутай названия сказок».

«Суп из топора»,
«По-заячьему велению»,
«Зелёная шапочка»,
«Кот в туфлях»,
«Два поросёнка»,
«Волк и пятеро щенят»,
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,
«Мальчик с ладошку;
«Сивка-Мурка».

Задание 2: Найдите среди перечисленных песен русскую народную («во поле берёза стояла»; «в траве сидел кузнечик»; «в лесу родилась ёлочка» - спеть куплет, если позволяет время). 

В нашей стране проживают люди разных национальностей. Всех  нас объединяет язык общения – русский. И, как бы мы далеко не жили друг от друга: на севере, юге, западе или востоке – всех нас объединяет дружба, единство и такая замечательная страна – Россия.

Задание 3: «Продолжи пословицу, поговорку»

Я начну, а вы продолжайте пословицы и поговорки:

- Родина – мать, умей за нее…. (постоять)

- Если дружба велика, будет Родина … (крепка)

- Если народ един, он … (непобедим)

- Народы нашей страны дружбой … (сильны)

- Народное братство дороже всякого … (богатства)

Дети получают фрагмент пазла

4.Праздники России

Ребята, скажите, а вы любите праздники? А что такое праздник?

Ответы детей

В нашей стране есть официально установленные праздничные дни, профессиональные праздники, памятные дни, памятные даты и дни воинской славы (победные дни) России.                                                                                                   Задание1: Ваша задача сказать название праздника, изображенного на картинке (День защитника Отечества, 8 Марта, Новый год, Масленица, День России, День народного единства, День Победы). Ребята, а какой праздник проходит 4 ноября?  

4 ноября, вся Россия отмечает праздник «День народного единства». Россия – великая и могучая страна. В ней проживают люди разных национальностей. На ее территории много лесов и полей, гор и равнин, рек, озер и морей. Очень часто на Россию нападали враги, чтобы завладеть ее просторами и покорить ее народы. Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину. Все народы и земли Российского государства объединились для борьбы против захватчиков. Начались бои за Москву. И вот наступил долгожданный день: вражеское войско было побеждено. Россия стала свободной, а ее народы едиными. День народного единства - праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов.

Дети получают фрагмент пазла.

5.Игры народов России

 Ребята, скажите мне, а что больше всего любят делать все дети на свете? Конечно же, играть! Игра, пожалуй, любимое занятие многих, причем как детей, так и взрослых. Но игры бывают разные – развлекательные, обучающие, спортивные и, конечно же, народные. Нашу страну – Россию населяют разные народы. И сейчас мы с вами поиграем в игры народов России.

Ведущая: Мы сегодня молодцы веселимся от души. Есть якутская игра, проиграем детвора.  В Якутии сейчас холодно и игры там тоже морозные.

Игра с колокольчиками «Льдинки, ветер и мороз»

(У детей в руках колокольчики. Ведущий проговаривает в хаотичном порядке команды:

 «Холодные льдинки, прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят дзинь, дзинь…» - (дети звенят в колокольчики);

«Ветер» - дети с колокольчиками бегают по залу.

«Мороз» - дети замирают на своих местах, колокольчики молчат.)

Теперь я хочу познакомить вас с мордовской игрой «Заячьи

прыжки». Нужно по сигналу выполнить прыжки, кто прыгнет дальше, тот - победит!

Игра «Заячьи прыжки»

(Звучит мордовская народная музыка, Дети встают  в 2 колонны, по сигналу прыгают из обруча в обруч до финиша, возвращаются к своей команде и передают эстафету следующим игрокам).

А теперь новая игра, только уже чувашская «Хищник в море». Здесь нужны ваши усердия и ловкость. Нужно попасть в цель. Дети, узнаем, кто будет самым метким.

Игра «Хищник в море»

 (Звучат чувашские наигрыши. Дети делятся на две команды. Каждому дается мяч и они по очереди бросают мячи в корзины)

Дети получают фрагмент пазла

6. «Собери пазл»

Задание1: из фрагментов, полученных на каждом этапе собрать пазл (своими словами о картинке, о единстве народов).

 

 

Ведущий: Спасибо всем за участие в викторине. Нам очень радостно, от того, что вы еще такие маленькие граждане нашей страны, а уже так много знаете о ее истории, богатом культурном наследии. Надеемся, что каждый из вас вырастет настоящим патриотом нашей великой Родины. А мы поздравляем вас с наступающим праздником – Днем народного единства! Желаем мирного неба над головой!

Общее фото


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....