«Варианты рефлексии на занятии с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Круговых Людмила Антольевна

Рефлексия является важной частью образовательного процесса в дошкольном возрасте. Она помогает детям осознавать результаты своей деятельности, выражать эмоции, анализировать собственный опыт, формировать самооценку и коммуникативные навыки. В условиях реализации ФГОС ДО рефлексивные приёмы становятся обязательным инструментом педагога, обеспечивая обратную связь и поддержку индивидуального развития каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2025_sayt.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Круговых Людмила Анатольевна,

воспитатель,

МБДОУ ДС №67 «Аистёнок» г. Старый Оскол

«Варианты рефлексии на занятии с детьми дошкольного возраста»

Рефлексия является важной частью образовательного процесса в дошкольном возрасте. Она помогает детям осознавать результаты своей деятельности, выражать эмоции, анализировать собственный опыт, формировать самооценку и коммуникативные навыки. В условиях реализации ФГОС ДО рефлексивные приёмы становятся обязательным инструментом педагога, обеспечивая обратную связь и поддержку индивидуального развития каждого ребёнка.

Дошкольники отражают свои эмоции и впечатления преимущественно через игру, наглядность и действия. Поэтому рефлексия в группе должна быть построена на доступных формах: выборе цвета, жеста, движения, изображения, короткого высказывания.

Рефлексивные приёмы помогают педагогу: определить эмоциональное состояние детей, понять степень понимания материала, скорректировать содержание и темп занятия, создать атмосферу психологического комфорта.

Методы и приёмы рефлексии:

1. Цветовая рефлексия

Используются кружочки или карточки разных цветов.

Пример:

зелёный — всё было понятно и интересно,

жёлтый — было немного трудно,

красный — нужна помощь.

Возраст: младшая, средняя, старшая группы.

2. Рефлексия с использованием смайликов

Дети выбирают смайлик, который соответствует их настроению после занятия.

Педагог может уточнять: «Что вызвало такое настроение?»

Возраст: все группы.

3. «Лесенка успеха»

На плакате изображена лестница.

Ребёнок размещает свою фигурку на той ступеньке, где он себя ощущает:

низ — «было трудно»,

середина — «я старался»,

верх — «у меня получилось».

Возраст: средняя, старшая, подготовительная группы.

4. «Дерево эмоций»

Используется большое «дерево», куда дети прикрепляют листочек-смайлик.

Расположение листочка отражает эмоции и оценку ребёнка.

Возраст: средняя, старшая группы.

5. «Ладошка успеха»

Дети прикладывают к плакату или кладут на стол ладошки разных цветов:

зелёная — «всё понял»,

жёлтая — «понял, но с помощью»,

красная — «нужна помощь».

Возраст: старшая, подготовительная группы.

6. Рефлексия через движение

Педагог предлагает движение для выражения впечатлений:

прыжок — «было весело»,

хлопок — «было интересно»,

приседание — «было трудно».

Возраст: все группы, особенно более активные дети.

7. Закончить предложение

Дети завершают фразы:

«Сегодня я узнал…»

«Мне понравилось…»

«Было трудно, когда…»

«Я хотел бы ещё…»

Возраст: старшая, подготовительная группы.

8. «Корзина идей»

Дети кладут в корзинку карточки с картинками или словами, отражающими полученные знания.

Педагог озвучивает результаты.

Возраст: старшая, подготовительная группы.

9. «Аплодисменты»

Рефлексия в игровой форме:

громкие аплодисменты — «очень понравилось»,

один хлопок — «было нормально»,

тихие хлопки — «чуть трудно».

Возраст: все группы.

10. «Мешочек впечатлений»

Дети по очереди вытягивают предмет: звёздочку, облачко, солнышко, капельку — и объясняют свой выбор.

Возраст: средняя, старшая группы.

Пример схемы проведения рефлексии на занятии:

-Выбор приёма в зависимости от возраста и темы занятия.

-Краткое объяснение детям, что им нужно сделать.

-Выполнение детьми рефлексивного действия (выбор карточки, движение, жест, фразы).

-Комментирование по желанию ребёнка.

-Подведение итогов воспитателем:

что удалось группе,

что вызвало интерес,

на что обратить внимание в дальнейшем.

Рекомендации воспитателю:

1. не затягивать рефлексию — 1–3 минуты достаточно;

2. исключать оценочные суждения («неправильно выбрал»);

3. использовать игровые формы, чтобы рефлексия была естественной;

4. учитывать эмоциональное состояние детей;

5. менять приёмы, чтобы сохранить интерес;

6. поощрять каждый ответ и честность.

После систематического применения рефлексивных приёмов у детей формируется: умение выражать эмоции и настроение; начальные навыки самооценки; способность анализировать свои действия; уверенность в себе;

умение слушать других и высказывать своё мнение. Педагог получает возможность оперативно оценить успешность занятия и откорректировать образовательный процесс.

Рефлексия — важный инструмент воспитателя, позволяющий завершить занятие эмоционально комфортно, получить обратную связь и поддержать развитие личности ребёнка. Игровые и наглядные приёмы делают этот процесс доступным и интересным для дошкольников, а педагогу помогают строить индивидуальную и эффективную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми дошкольного возраста по проекту "Учимся жить вместе""

Этот конспект поможет провести занятие педагогам, работающим по теме "Толерантность для дошкольников"...

Цикл занятий с детьми дошкольного возраста "Ознакомление с декларацией о правах ребенка".

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕКЛАРАЦИЕЙ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»ЗАДАЧИ:·         Дать представление дошкольникам о п...

Лексический материал по развитию речи для занятий с детьми дошкольного возраста.

Пособие поможет в подготовке и проведении занятий по развитию речи с дошкольниками.Весь материал подобран в соответсвии с базовыми программами детских садов и многократно апробирован на практике самим...

Конспект занятия в старшей группе «Использование методов и приемов ТРИЗ на занятиях с детьми дошкольного возраста»

Цели:Систематизировать знания детей о различных видах транспорта, его составных частей, функции, прошлом и будущем;Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свои идеи, ...

Программа подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с тревожными детьми; ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 лет) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими. Ребенок, который мало о...

Конспекты занятий для младшей и средней группы к программе " «Вариативность проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста для формирования двигательной активности как базового аспекта здорового образа жизни »

Конспекты занятий содержат игровую мотивацию, на основе которой строится содержание  занятия. А также представлены разные формы проведения занятий, с учетов возрастных психофизических особенносте...

Конспекты занятий для старшей и подготовительной группы по программе «Вариативность проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста для формирования двигательной активности как базового аспекта здорового образа жизни »

Конспекты занятий содержат игровую мотивацию, на основе которой строится содержание  занятия. А также представлены разные формы проведения занятий, с учетов возрастных психофизических особенносте...