«Варианты рефлексии на занятии с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
Рефлексия является важной частью образовательного процесса в дошкольном возрасте. Она помогает детям осознавать результаты своей деятельности, выражать эмоции, анализировать собственный опыт, формировать самооценку и коммуникативные навыки. В условиях реализации ФГОС ДО рефлексивные приёмы становятся обязательным инструментом педагога, обеспечивая обратную связь и поддержку индивидуального развития каждого ребёнка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Круговых Людмила Анатольевна,
воспитатель,
МБДОУ ДС №67 «Аистёнок» г. Старый Оскол
«Варианты рефлексии на занятии с детьми дошкольного возраста»
Рефлексия является важной частью образовательного процесса в дошкольном возрасте. Она помогает детям осознавать результаты своей деятельности, выражать эмоции, анализировать собственный опыт, формировать самооценку и коммуникативные навыки. В условиях реализации ФГОС ДО рефлексивные приёмы становятся обязательным инструментом педагога, обеспечивая обратную связь и поддержку индивидуального развития каждого ребёнка.
Дошкольники отражают свои эмоции и впечатления преимущественно через игру, наглядность и действия. Поэтому рефлексия в группе должна быть построена на доступных формах: выборе цвета, жеста, движения, изображения, короткого высказывания.
Рефлексивные приёмы помогают педагогу: определить эмоциональное состояние детей, понять степень понимания материала, скорректировать содержание и темп занятия, создать атмосферу психологического комфорта.
Методы и приёмы рефлексии:
1. Цветовая рефлексия
Используются кружочки или карточки разных цветов.
Пример:
зелёный — всё было понятно и интересно,
жёлтый — было немного трудно,
красный — нужна помощь.
Возраст: младшая, средняя, старшая группы.
2. Рефлексия с использованием смайликов
Дети выбирают смайлик, который соответствует их настроению после занятия.
Педагог может уточнять: «Что вызвало такое настроение?»
Возраст: все группы.
3. «Лесенка успеха»
На плакате изображена лестница.
Ребёнок размещает свою фигурку на той ступеньке, где он себя ощущает:
низ — «было трудно»,
середина — «я старался»,
верх — «у меня получилось».
Возраст: средняя, старшая, подготовительная группы.
4. «Дерево эмоций»
Используется большое «дерево», куда дети прикрепляют листочек-смайлик.
Расположение листочка отражает эмоции и оценку ребёнка.
Возраст: средняя, старшая группы.
5. «Ладошка успеха»
Дети прикладывают к плакату или кладут на стол ладошки разных цветов:
зелёная — «всё понял»,
жёлтая — «понял, но с помощью»,
красная — «нужна помощь».
Возраст: старшая, подготовительная группы.
6. Рефлексия через движение
Педагог предлагает движение для выражения впечатлений:
прыжок — «было весело»,
хлопок — «было интересно»,
приседание — «было трудно».
Возраст: все группы, особенно более активные дети.
7. Закончить предложение
Дети завершают фразы:
«Сегодня я узнал…»
«Мне понравилось…»
«Было трудно, когда…»
«Я хотел бы ещё…»
Возраст: старшая, подготовительная группы.
8. «Корзина идей»
Дети кладут в корзинку карточки с картинками или словами, отражающими полученные знания.
Педагог озвучивает результаты.
Возраст: старшая, подготовительная группы.
9. «Аплодисменты»
Рефлексия в игровой форме:
громкие аплодисменты — «очень понравилось»,
один хлопок — «было нормально»,
тихие хлопки — «чуть трудно».
Возраст: все группы.
10. «Мешочек впечатлений»
Дети по очереди вытягивают предмет: звёздочку, облачко, солнышко, капельку — и объясняют свой выбор.
Возраст: средняя, старшая группы.
Пример схемы проведения рефлексии на занятии:
-Выбор приёма в зависимости от возраста и темы занятия.
-Краткое объяснение детям, что им нужно сделать.
-Выполнение детьми рефлексивного действия (выбор карточки, движение, жест, фразы).
-Комментирование по желанию ребёнка.
-Подведение итогов воспитателем:
что удалось группе,
что вызвало интерес,
на что обратить внимание в дальнейшем.
Рекомендации воспитателю:
1. не затягивать рефлексию — 1–3 минуты достаточно;
2. исключать оценочные суждения («неправильно выбрал»);
3. использовать игровые формы, чтобы рефлексия была естественной;
4. учитывать эмоциональное состояние детей;
5. менять приёмы, чтобы сохранить интерес;
6. поощрять каждый ответ и честность.
После систематического применения рефлексивных приёмов у детей формируется: умение выражать эмоции и настроение; начальные навыки самооценки; способность анализировать свои действия; уверенность в себе;
умение слушать других и высказывать своё мнение. Педагог получает возможность оперативно оценить успешность занятия и откорректировать образовательный процесс.
Рефлексия — важный инструмент воспитателя, позволяющий завершить занятие эмоционально комфортно, получить обратную связь и поддержать развитие личности ребёнка. Игровые и наглядные приёмы делают этот процесс доступным и интересным для дошкольников, а педагогу помогают строить индивидуальную и эффективную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми дошкольного возраста по проекту "Учимся жить вместе""
Этот конспект поможет провести занятие педагогам, работающим по теме "Толерантность для дошкольников"...

Цикл занятий с детьми дошкольного возраста "Ознакомление с декларацией о правах ребенка".
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕКЛАРАЦИЕЙ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»ЗАДАЧИ:· Дать представление дошкольникам о п...

Лексический материал по развитию речи для занятий с детьми дошкольного возраста.
Пособие поможет в подготовке и проведении занятий по развитию речи с дошкольниками.Весь материал подобран в соответсвии с базовыми программами детских садов и многократно апробирован на практике самим...

Конспект занятия в старшей группе «Использование методов и приемов ТРИЗ на занятиях с детьми дошкольного возраста»
Цели:Систематизировать знания детей о различных видах транспорта, его составных частей, функции, прошлом и будущем;Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свои идеи, ...

Программа подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с тревожными детьми; ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 лет) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими. Ребенок, который мало о...

Конспекты занятий для младшей и средней группы к программе " «Вариативность проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста для формирования двигательной активности как базового аспекта здорового образа жизни »
Конспекты занятий содержат игровую мотивацию, на основе которой строится содержание занятия. А также представлены разные формы проведения занятий, с учетов возрастных психофизических особенносте...

Конспекты занятий для старшей и подготовительной группы по программе «Вариативность проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста для формирования двигательной активности как базового аспекта здорового образа жизни »
Конспекты занятий содержат игровую мотивацию, на основе которой строится содержание занятия. А также представлены разные формы проведения занятий, с учетов возрастных психофизических особенносте...
