ДОКЛАДЫ
материал


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Рябинушка» пгт. Селенгинск» МО «Кабанский район» Республики Бурятия

 

Доклад

Развитие певческих навыков

 у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Матвеева Н.А.

Учреждение: МАДОУ д/с. «Рябинушка»

2023г.

 Планирование и организация работы по развитию певческих навыков.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая детская песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает его и воспитывает. Формируя певческие навыки, необходимо научить детей различать характер песен. Так, песня «Ай, да березка» (музыка Т. Попатенко) исполняется мягко, задушевно. Её характер - спокойный. А «Зимняя песенка» М. Красева звучит бодро, легко, весело, задорно. Качество звука определяется характером песни, но самое главное - научить петь детей интонационно чисто.

В первую очередь, детям мною прививаются правила певческой установки, и постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.      

   Работа по постановке детского певческого голоса начинается уже в младшем дошкольном возрасте. Для достижения навыков чистого интонирования в младшем дошкольном возрасте мною используется прием «моделирования» певческого подражания.

Детям младшего дошкольного возраста доступно только подпевание, воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает маленькая собачка и др.), способствующих возникновению позиционно высокого (головного) звучания. На каждом занятии мною используются распевки для «разогревания» певческого аппарата, формирование ладового чувства (работа над основными ступенями лада, а также для введения в тему песни, которая будет звучать. Распевки даю в 3-4-5 тональностях (по полутонам) начиная со средней части диапазона, затем вверх и потом – вниз.

Показательны следующие примеры упражнений, попевок, используемых мною на занятиях:

1. «Позвать собачку»: «Жуч-ка!». Звукоподражание («полай как маленькая собачка») Музыкальное упражнение, которое направлено на звукоподражание, помогающее настроить голоса детей на высокое головное звучание.

2. «Петушок». Это вокальный диалог взрослого и детей.

Дети поют звукоподражание «ку-ка-ре-ку» высоко, протяжно.

3. «Позвать зайчика»: «За-инь-ка, при-хо-ди!». Петь свободно, сопровождая жестами.

На следующем этапе работаю с детьми средней группы (4-5 лет). Дети данного возраста могут не только подпевать и воспроизводить звукоподражание, но и петь целиком небольшие легкие песни в соответствующем диапазоне. Продолжается работа над формированием высокой певческой позиции, которая придает серебристость тембру голоса и обеспечивает его звонкость и полетность.

Для достижения чистоты интонации мною используются следующие приёмы:

       -  выбираются песни, удобные по диапазону для данной группы детей, с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;

      -          песни для слушания даются детям в хорошем исполнении ;

      -        систематически повторяются с детьми разученные песни, периодически исполняются без инструментального сопровождения;

      -        дети поют  не только все вместе, но и небольшими подгруппами, а также по-одному , так дети лучше слышат себя и друг друга;

      -        у детей вырабатывается умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;

      -        фальшиво поющим детям уделяется особое внимание; для этого на музыкальных занятиях они размещаются так, чтобы сидели ближе к музыкальному руководителю, лучше слышали его исполнение, наблюдали за его артикуляцией, слышали  чисто поющих детей, сидящих сзади (в работе с такими детьми полезно отмечать, поощрять каждое достижение);

       -        песни и мелодии транспонируются в ту тональность, в которой детям

удобно петь, и постепенно, по полутонам, доводится до нужного уровня.

Для достижения более высокого звучания кроме репертуарных песен можно давать детям короткие упражнения на небольших интервалах (секунда, терция, кварта) в виде подражания пению кукушки («ку-ку»), крику гусей («га-га»), игре на дудочке («ду-ду»), балалайке («ля-ля») и т. д.

Проводя индивидуальные занятия, учитываю особенности каждого ребенка. Одному нужно показать, как надо протянуть звук «потоньше», «повыше», другому - какое положение придать губам, третьему предлагается спеть погромче или, наоборот, - мягче, тише.

В первой младшей группе в начале года дети включаются в пение лишь после того, как вступит воспитатель или музыкальный руководитель, а в конце года они начинают песню после музыкального вступления самостоятельно.

Для выработки чистоты интонации нужно учить детей вслушиваться в звуки, различать высоту их звучания. На этом этапе можно использовать следующий игровой приём: большой паровоз гудит низко (фа1), а маленький высоко (до2). Необходимо добиваться точного звучания начальных звуков песни. Для этого можно использовать такой прием, как пропевание первой ноты на слова: «Песенку начнем». Затем сразу начать песню. Или же предложить детям потянуть первый звук, выравнивая его: «Все как один поем одинаково, как будто в дудочку дудим». Работая над мелодией, педагог должен сосредоточить на ней внимание детей: «Дети, послушайте внимательно. Я играю мелодию». Затем мелодия пропевается на определенные слоги с использованием какого-либо игрового приема; детям предлагается «сыграть» мелодию на дудочке, скрипочке, спеть, как гуси и т. д. Если мелодия напевная, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся гласными звуками (ля-ля, ду-ду). Если мелодия легкого отрывистого звучания, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся на согласные звуки (динь-динь, тук-тук). Разучивая песню, в которой фразы мелодии разные по характеру звучания, можно предложить детям поиграть в оркестр. Например: «Сегодня мы не споем песню, а сыграем. У нас будет оркестр, в оркестре играют разные инструменты: много дудочек и много бубенчиков. Дудочки играют протяжно -ду-ду, а бубенчики звонко - динь-динь».

           Методическая  работа по разучиванию песни.

       Выбор певческого репертуара. При подборе песенного репертуара необходимо учитывать ряд рекомендаций.

1. Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка. Даже если песня очень нравится ребенку и педагогу пение ее может принести большой вред, если она не отвечает особенностям возраста. Подходящий материал для певческой деятельности с детьми всех возрастов — народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии и содержание просты и доступны дошкольникам, формируют музыкальный вкус ребенка и могут применяться в различных жизненных ситуациях.

 2. Внимательно просматриваю текст песни, прочитываю его выразительно вслух, важно найти сложные для понимания ребенка слова, словосочетания, фразы.

3. Обращаю внимание на диапазон мелодии песни, который не должен превышать возможности певческого диапазона голоса ребенка. В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются попевки и небольшие песенки, построенные на двух - четырех (пяти) звуках. У детей среднего дошкольного возраста диапазон мелодии песен расширяется до шести-восьми звуков. В пределах возрастного диапазона голос ребенка звучит естественно и ненапряженно.

4. Важно обратить внимание на протяженность музыкальных фраз и проанализировать их с точки зрения особенностей певческого дыхания ребенка. Продолжительность фраз, которая взрослому человеку представляется естественной, может оказаться неудобной для детского исполнения. Чем младше ребенок, тем короче должны быть фразы песен, предназначенных для его исполнения.

5. Анализирую особенности мелодии и ритмический рисунок песни. В мелодии песни важно отметить ритмические и интонационные трудности,  продумать приемы и способы работы над их преодолением.

         Работу над песней условно можно разделить на три этапа: ознакомление с песней (ее восприятие), разучивание песни и ее закрепление.

На первом этапе ребенок воспринимает песню в исполнении педагога или в записи, знакомится с ее эмоционально-образным строем. Моя цель на первом этапе работы над песней — заинтересовать детей, пробудить в них желание выучить и исполнить песню. Интерес ребенка к песне пробуждается только под влиянием выразительного исполнения и проявленного при этом хорошего вкуса.

Второй этап работы над песней связан с ее разучиванием. Ведущее значение на данном этапе имеет практический метод, в ходе реализации которого ведется работа над формированием и развитием вокально-певческих навыков детей.

В процессе разучивания песни важно сосредоточить внимание детей на мелодии. С этой целью предлагаю петь песню без текста, на один из предложенных слогов (например, слог «ля»). В таком случае внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотных и ритмических особенностях мелодии.

В процессе разучивания песни дети запоминают ее слова. Объясняю  смысл трудных слов, работаем над правильной дикцией, обратив внимание на выразительное произнесение текста песни в соответствии с его смыслом.

Третий этап работы над песней — ее закрепление. На этом этапе проверяю, как песня усвоена каждым ребенком. С этой целью можно чередовать индивидуальное пение песни с ее исполнением по группам (по желанию детей и по выбору педагога). Пение с сопровождением  чередую с исполнением песни без инструмента, сольное исполнение запева сочетаем с хоровым пением припева и т.д. Можно использовать прием драматизации песни, пения ее «по ролям».

Показателем усвоения песни является ее использование детьми в своей самостоятельной музыкально-игровой и другим видах деятельности в свободное время и по собственной инициативе. Критерием музыкального развития при этом должно стать не число разученных песен, а музыкальная восприимчивость детей, их красивое, выразительное пение, любовь к нему и потребность в нем.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Рябинушка» пгт. Селенгинск» МО «Кабанский район» Республики Бурятия

Доклад

Музыкотерапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста

Музыкотерапия в жизни дошкольника - Боровлянский детский сад №3

Автор работы: Матвеева Н.А.

Учреждение: МАДОУ д/с. «Рябинушка»

2023г.

 «Самое доступное лекарство — музыка… К любому настроению можно подобрать музыкальную «пилюлю»…Слушать или танцевать… танцевать или рисовать….

В современном мире детская психика подвергается воздействию непрерывно растущего информационного потока, страдает от ухудшения экологии и других негативных внешних факторов. В результате появляются проблемы в развитии эмоциональной сферы детей, самыми распространенными из которых являются физическое и эмоциональное напряжение. Оно проявляется в раздражительности, агрессии и т. п. и является препятствием для гармоничного и эффективного развития личности ребенка. Помочь этому может музыкальный руководитель на своих занятиях, применяя элементы музыкотерапии для детей.

 Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия. Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На  ярких музыкальных впечатлениях, образах,  я строю развитие активности в детском музыкальном исполнительстве и творчестве детей. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоции они способны выразить. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она передаёт смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.    Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша. Установлено, что музыка - воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и  психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную,  двигательную, сердечнососудистую). Благодаря  ассоциативным связям,  возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Именно в младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая составляющая работы музыкального руководителя наиболее эффективна. Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия.   

Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении.                                                                                    Музыкальная терапия использует музыку как важный фактор психоэмоционального воздействия на детей. Издавна известно, что настроение и эмоциональное состояние можно синхронизировать с музыкой. Например, марш благодаря своему четкому ритму имеет свойство бодрить и мобилизовать человека, зато текучая, равномерная, тихая колыбельная успокаивает, навевает сон. Поэтому в настоящее время всем педагогам-музыкантам следует активно использовать на своих занятиях способность муз.звука, тембра, ритма, темпа влиять на внутренний мир дошкольника, вызвать телесные, психо- и эмоциональные реакции и направлять их. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психо-эмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности.

Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:

1.     Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.

2.     Основная часть. Различные виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах и обязательно элементы театрализации.

3.     Музыкальная релаксация. Аутотренинг.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

   Поэтому музыкотерапию, как метод, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.  «Одним словом», музыка сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе.       

Таким образом, каждый педагог может использовать упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями,  «конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.

     Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

     Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

Использование музыки решает оздоровительно-профилактическую задачи, способствует созданию комфортных условий пребывания ребенка в детском саду;

  • утренний отрезок времени: во время приема детей предлагается мажорная классическая музыка, солнечная песня с хорошим текстом, которые снимут психологическое напряжение, созданное необходимостью расставания с мамой;

  • дневной сон: благотворно влияние мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Такая музыка расслабляет, снимает эмоциональное и физическое напряжение;

  • пробуждение после дневного сна: тихая, нежная, легкая, радостная музыка (короткая пьеса или фрагмент музыкального произведения используется в течение одного месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания на знакомую мелодию) помогает малышам переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Под музыку проводится гимнастика.

При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции, помочь сбалансировать психо-эмоциональное  состояние и поведение ребенка. Занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями.

 Музыкотерапевтические упражнения для уменьшения у детей физического и эмоционального напряжения обычно содержат два основных компонента, а именно: восприятие музыки в движении; успокоение и выравнивание дыхания.

 Известно, что в мышечной ригидности, в проблемах с координацией движений у детей часто проявляются эмоциональные проблемы, в частности затруднено переживания и воспроизведения эмоций, неспособность осознавать собственные эмоции и чувства, а также воспринимать чувства других людей. Зато способность свободно и пластично двигаться, чувствовать и воспроизводить музыку телом прямо связана с эмоциональной раскованностью. Поэтому, чтобы гармонизировать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, лучше предлагать им во время музыкотерапии активную форму восприятия музыки.
Ослабить мышечное напряжение, что сопровождает у детей любое сильное эмоциональное переживание, возможно также с помощью упражнений для успокоения и выравнивания дыхания. Глубокое спокойное дыхание помогает уменьшить тревогу и обрести уверенность в себе. Кроме сугубо упражнений на дыхание, в практике музыкотерапии для релаксации применяют упражнения на формирование певческого дыхания, а также игру на духовых инструментах и тому подобное. Подбирая музыкальный сюжет для проведения упражнения, муз.рук. должен учитывать, что успокаивающее, расслабляющее действие присуще звукам флейты, скрипки, фортепиано — при условии, что произведение будет звучать в тихой (умеренной) динамике и медленном (умеренном) темпе.

Музыкотерапевтическое упражнение может иметь следующие фазы:

-установление контакта с малышом, определение его эмоционального состояния;

-подбор музыки для коррекции и гармонизации эмоционального состояния ребенка;

 -уменьшение эмоционального напряжения — применение динамической музыки, что стимулирует интенсивные эмоции и дает ребенку возможность «сбросить» эмоциональное нагрузки;

-расслабление и заряд положительными эмоциями — применение спокойной музыки, которая снимает напряжение и создает атмосферу удовлетворения.

Предлагаю несколько примеров музыкотерапевтичних упражнений

Упражнение «Поркажи свое настроение» является коллективной формой активного музицирования на шумовых инструментах. Во время нее дети учатся озвучивать стихи, играть в ансамбле, а еще — импровизировать собственные небольшие пьесы, воплощая в них свое настроение и звуковые представления.

Упражнение «Шляпа с волшебными историями» предназначено, прежде всего, для детей с выраженной гиперактивностью, синдромом дефицита внимания. Такие дети требуют индивидуальной работы, во время которой учатся успокаиваться и сосредотачиваться. Для проведения упражнения музыкальный руководитель включает музыку, двигает над ребенком большой яркий шарф, одновременно рассказывая фантазийную историю (например, про самого ребенка, с которым проводит упражнение). При этом музыкальный руководитель предлагает ребенку произвольно двигаться, когда шарф «взлетает» вверх или колыхаются из стороны в сторону, и останавливаться, когда шарф опускается. Во время упражнения педагогу необходимо синхронизировать подвижные и спокойные эпизоды в движениях шарфа, в музыке и в истории. Правильно подобранная по интенсивности звучания и ритмом музыка поможет ребенку упорядочить движения, усиливая впечатление от движений шарфа и слов музыкального руководителя.

Упражнение для расслабления «Океан» предназначено, прежде всего, для детей старшей группы. Музыкальный материал для упражнения — аудиозапись пьесы «Лунный свет» Клода Дебюсси (Claude Debussy). Дети произвольно размещаются в музыкальном зале. Педагог проговаривает текст, согласуя его с движением музыки: «Дети, сейчас мы окунемся в  глубину океана. Сначала проверим, работает ли наше снаряжение для дыхания под водой: спокойно, без напряжения вдохните, теперь выдохните. Со снаряжением все в порядке, поэтому погружаемся! Сделайте спокойный глубоких вдох, а с выдохом опуститесь на самое дно. Вокруг вас — лишь чистая голубая вода. А теперь ощутите, что вы — легкие волны, которые легко качаются вместе с музыкой. Вокруг вас плавают разноцветные жители океана — почувствуйте их присутствие, рассмотрите внимательно. Вдруг течение изменилась! Все волны зашевелились, начали перемещаться, путешествовать морской глубиной, встречать новых морских жителей… А теперь наступила ночь. В полной темноте вода океана засияла — это светящиеся микроскопические водоросли, рачки, удивительные медузы. Волны постепенно успокаиваются и ложатся на дно». После упражнения следует предложить детям под ту самую музыку нарисовать образы, возникшие в их воображении. После этого музыкальному руководителю следует проанализировать детские рисунки — цвета, насыщенность, силу нажима карандаша и тому подобное. Таким образом можно выявить у детей скрытое эмоциональное напряжение, недовольство, агрессию и направить усилия для их устранения во время сеансов музыкотерапии. Целью упражнения является релаксация и развитие певческого дыхания. Музыкальный материал для упражнения — Прелюдия до-мажор из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach). Музыкальный руководитель предлагает детям посадить мнимое зернышко на ладошку. Дети выполняют задание, сопровождая «посадку», произнося слова «динь!», затем заботятся, чтобы зернышко проросло:

- поливают дождиком — имитируют голосом звуки капелек;

- согревают солнышком — высоко поют звук «а».

Музыкальный руководитель продолжает руководить действиями детей, поэтапно продолжая рассказ:

- зернышко начало расти — дети поют звук «а» на крещендо;

- вырос большой, красивый цветок и открыл прекрасные лепестки — дети, представляя цветок на своих ладонях, улыбаются, любуются им;

 - цветок имеет великолепный аромат — дети медленно, глубоко вдыхают носом, а выдыхают ртом со звуком «ха».

Ценность этого упражнения в том, что оно выравнивает эмоциональное состояние всех детей группы, помогает воспитанникам со слабой нервной системой избавиться от эмоционального дисбаланса от того, что их психофизические реакции отстают от общего ритма жизни группы.

Упражнение «Разноцветная музыка» целесообразно проводить, когда есть необходимость вызвать у детей определенное настроение. Упражнение содержит элементы цветотерапии, а именно предусматривает использование различных предметов определенного цвета. Музыкальное сопровождение упражнения и цвет предметов будет зависеть от настроения, которое нужно создать. Так, чтобы успокоить детей, музыкальный руководитель может предложить им создать танцевальную импровизацию под музыку вальса, используя при этом шелковые шарфы синего, голубого или зеленого цветов. Вместо того, чтобы подбодрить детей, следует включить ритмичную музыку в оживленном темпе, а как реквизит предложить детям ленты или платочки желтого или красного цветов. Целью этого упражнения является:

- нормализовать дыхание;

- расслабить мышцы горла.

Как музыкальный материал для упражнения можно использовать аудио-запись «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига (Edvard Grieg) или другую спокойную музыку (темп — не более 60-65-ти ударов в минуту), шум леса, пение птиц и тому подобное. Это упражнение лучше выполнять с детьми после физической нагрузки. Музыкальный руководитель включает музыку и предлагает детям удобно расположиться на полу, закрыть глаза, представить солнечный день и зеленый лес. Главный элемент упражнения — «лесной» воздух, при котором дети должны спокойно, с удовольствием вдыхать и выдыхать воздух, представляя, что находятся в лесу и наслаждаются лесным чистым воздухом.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Рябинушка» пгт. Селенгинск» МО «Кабанский район» Республики Бурятия

 

Доклад

«Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкальности детей».

Роль воспитателя в музыкальной деятельности детей Дошкольное детств

Автор работы: Матвеева Н.А.

Учреждение: МАДОУ д/с. «Рябинушка»

2024г.

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя - одна из самых важных: от её решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Я думаю, что каждому музыкальному руководителю, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Практика работы нашего детского сада показывает, что без активной помощи воспитателя, продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности.

Воспитывая ребенка средствами музыки, мы, педагоги, должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект - субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

Наш педагогический коллектив рассматривает музыкальную деятельность как одну из сторон гармонического развития детей дошкольного возраста. Вместе с воспитателями продумываем как интереснее провести развлечения, праздники. Определяем роли каждого воспитателя на утреннике или на развлечениях. Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программный репертуар. При этом его активность на НОД зависит, прежде всего, от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группе. Например, при разучивании игр, воспитатель показывает все движения героев. В старшей группе проходят более самостоятельно. А в подготовительной группе воспитатель следит за качеством движений, делает по необходимости замечания детям или поощряет. Умения, знания и навыки, полученные детьми на НОД музыкальной  деятельности, воспитатели умело применяют на других НОД и в повседневной жизни детей. Часто воспитатели при наблюдении за природой используют хорошо знакомые детям песни. В конце каждого квартала на НОД по художественно - эстетическому развитию (рисование) дети изображают сюжет из своей любимой песни. По этим рисункам я определяю любимую песню ребёнка, при этом я отгадываю, а не называю песню. Я проигрываю вступление к ней, а ребёнок отвечает, угадала ли я его песню.

Чтобы воспитатель был первым помощником музыкального руководителя с ним надо регулярно проводить консультации, практические занятия. Опыт убеждает, что только совместная работа музыкального руководителя и воспитателя может привести к желаемым результатам в решении задач по музыкальной деятельности.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя в деятельности по музыкальному развитию? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.

Участие воспитателя в музыкальной деятельности зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач.

Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях ООД, что связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры, меньшая – в процессе слушания музыки, пения и музицирования. Воспитатель, не имеющий специальной музыкальной подготовки, перед ООД должен проконсультироваться с музыкальным руководителем.

Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в каждой из возрастных групп различно, а степень его активности обусловлена не только возрастом детей, но и теми конкретными задачами, которые ставит музыкальный руководитель при проведении ООД.

В младших группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса: он поёт вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий. Музыкальный руководитель привлекает воспитателя для показа движений в упражнениях.

В средней группе детского сада самостоятельность детей возрастает, и функции воспитателя становятся иными. Он действует лишь по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, указывает, сопоставляет. При разучивании песен, танцев, игр воспитатель показывает их отдельные фрагменты, элементы, при исполнении же с детьми уже выученного музыкального репертуара лишь оценивает их деятельность.

В группах старшего возраста воспитатель выполняет в основном вспомогательные функции: следит, как дети поют, танцуют, выполняют музыкально-ритмические движения и творчески проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности; отмечает ошибки, чтобы в дальнейшем (в индивидуальной работе) их исправить. При знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т. е. не участвует, а только организует.

Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только в музыкальной деятельности, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.

Умения, полученные в ООД по музыкальному развитию, обязательно должны закрепляться и развиваться также в течение всего дня. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.

Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время, вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в разные виды деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

Велика роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельностью детей. В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребёнка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные в совместной музыкальной деятельности, праздниках, в семье.

Поэтому ещё раз хочется подчеркнуть, что воспитателю необходимо владеть определённым объёмом музыкально-эстетических знаний.

Воспитатель так же должен позаботиться о создании условий для формирования и проявления творчества в музыкальной деятельности. В первую очередь необходимо в группе выделить место для музыкальной зоны, которая должна содержать технические средства для слушания (магнитофон, музыкальный центр). Во-вторых, важно, чтобы в музыкальном уголке имелись портреты известных композиторов, а также книги музыковедческого характера. Эти книги должны соответствовать возрасту детей и хорошо иллюстрированы. Очень хорошо, если воспитатель подберёт иллюстрации к тем музыкальным произведениям и песням, которые дети изучают в музыкальной ООД.

Также следует иметь ударные, шумовые, свистящие инструменты как наиболее доступные детям по способам игры и поэтому быстро осваиваемые.

Особое внимание следует обратить на наличие в музыкальном уголке музыкально-дидактических игр и пособий, которые помогают педагогу формировать у детей достаточно сложные понятия о музыке простыми и доступными средствами.

Театрализованные игры и игры-драматизации являются средством всестороннего воспитания ребёнка дошкольного возраста. Они обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе, музыке, театру.

С этой целью в группе оборудуется мини-сцена/ ширма, используются разные виды кукольного театра, ткань, костюмы для ряжения.

В результате создания благоприятной обстановки и умелого руководства взрослых, начинается самообразование детей.

Итак, мне бы хотелось подвести итог своего выступления, что только в совместной согласованной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, можно достигнуть поставленных целей программы развития ребёнка:

-развитие музыкально-художественной деятельности,

-способности эмоционально воспринимать музыку;

- приобщение воспитанников к музыкальному искусству.

Для развития музыкальности детей педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному развитию.

2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю в музыкальной ООД.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Организовывать регулярно совместную музыкальную деятельность с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Проводить индивидуальную работу по музыкальному развитию с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.) .

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы программы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр в организованной деятельности, на прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки в других видах деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию режимных моментов.




Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Рябинушка» пгт. Селенгинск» МО «Кабанский район» Республики Бурятия

 

Доклад

«Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Классическая Музыка | Вектор без роялти | FreeImages

Автор работы: Матвеева Н.А.

Учреждение: МАДОУ д/с. «Рябинушка»

2024г.

         Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасный мир музыки, воспитывая  на ее основе  добрые чувства, прививая нравственные качества – какая  это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

    -нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

    -нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

    -нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

     -нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

         Актуальность выбранной мной темы очевидна:  фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическими и социальными  кризисами  породили обесценивание знаний, власть примитивного материального богатства, искажение исторических событий,  бездуховность современной  массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания,  возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, пьянство и наркомания в подростковой среде; экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику  детей,  все это сказывается на духовном развитии детей и на их психическом развитии –  это делает   необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить, сберечь, передать.

         Цель музыкального образования – формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста  средствами музыки.

Именно в  дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач  для меня  является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом»  утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - гласит старинная украинская мудрость.

Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной  образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:

•        Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родной стране,  краю, дому, семье, детскому саду;

•        Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями, русским народным фольклором

•        Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.

            Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности  и использую такие  формы организации музыкальной деятельности, как НОД, беседы - концерты, праздники и развлечения, родительские собрания, литературно-музыкальные гостиные, выступление детей музыкальной школы.            

        «Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча…такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит  тот самый огонь, что светил автору…» (И. Ильин). Поэтому нравственное воспитание  средствами  музыкального искусства  состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку  через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

          Система нравственно - патриотического воспитания в ДОУ – это взаимодействие с педагогами, узкими специалистами, с родителями, детьми.

Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка  к окружающему миру.  

         Таким  образом:  все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, но основным видом   является слушание музыки.

         Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно-нравственное развитие. Маленькие дети имеют ограниченные представления о чувствах и переживаниях человека, проявляющихся в реальной жизни. Я заметила, что дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения и песни. Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви   к  ближнему.  Опираясь на программу  О.П. Радыновой  «Музыкальные шедевры», я стараюсь решить эту проблему.  Тема «Настроения и чувства в музыке» является основной,  на которую опираются все остальные темы. Она включает произведения, названия которых отражают настроения, переданные в музыке - «Весело - грустно», «Ласковая просьба», «Тревожная минута», «Порыв», «Слеза» и др. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть сердцем и умом художественное произведение. Этому способствуют такие виды художественной деятельности, как:

       - художественное восприятие (сопереживание чувств, настроений автора, его идей и смыслов);

       - художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний путем рассуждений);

        -художественное исполнение (передача голосом, жестом, на инструментах художественного смысла);

         - художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в  процессе интонирования и импровизации).

Процесс слушания музыки обладает катарсической функцией, т.е. очищает душу ребенка от психологического напряжения, снимает стресс, настраивает на волну радости, счастья, удовольствия.

        В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры, фольклора.  

Слушая народную, духовную музыку  и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и  привить любовь  к   ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков.

         По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают  произведения русских композиторов- классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни, воспевающие красоту родной природы и нелегкий  труд простого народа, сказки, сказания и былины. Это произведения П. И. Чайковского «Баба Яга», обработки русских народных песен  Римского-Корсакова, М. И. Глинки,  А. Лядова:  «Окликание дождя», «Во поле береза», «Во саду ли, в огороде»,  «Дубинушка» и др.;  М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о Царе Салтане».

Для реализации задач по духовно- нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный  подход, который осуществляется в нашем детском саду на занятиях, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях.

На праздниках  затрагивается несколько тем:   «Любовь к матери», «Добро и зло», «Любовь к Родине». В последнее время тема патриотического воспитания становится актуальной. Нам хочется, чтобы малыши знали: Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями - все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться.

         Организация и проведение внутри садовских мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы. На  эти мероприятия мы приглашаем наших доблестных воинов запаса - пап и дедушек воспитанников, а также ветеранов Великой Отечественной войны. В  праздничных,   литературно-музыкальными композициями принимают участие и взрослые и дети.

          Приобщение наших детей к истокам народной и православной культуре  происходит в течение всего  года. Этому способствует разработанный  мной план вечеров-развлечений, составленный с учетом календарных народных и православных праздников. Стало доброй традицией отмечать в нашем детском саду праздники: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «День березки», с участием родителей и сотрудников детского сада. Дети и взрослые водят хороводы, поют песни, загадывают загадки, рассказываю пословицы и поговорки, играют в игры.

         Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет  детей  радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты и  научит их творчески преобразовывать окружающий мир.  



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Рябинушка» пгт. Селенгинск» МО «Кабанский район» Республики Бурятия

 

Доклад

«Использование ИКТ в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»

О проекте • Институт музыкальных инициатив (ИМИ)

Автор работы: Матвеева Н.А.

Учреждение: МАДОУ д/с. «Рябинушка»

2025г.

«Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра”

Джон Дьюи

Эти слова заставляют задуматься любого педагога, которому небезразличны его воспитанники. Глобальная информатизация общества становится одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности современного человека. Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию.

Теория.

Компьютерные программы приучают детей к самостоятельности и развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми. Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников собранность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.

Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как главная задача – формирование художественного вкуса, развитие творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.

И я имею возможность ввести в свою работу компьютерные музыкальные программы, которые позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать

фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: музыка, живопись, литература, народные промыслы. Таким образом, использование компьютера очень удобно не только для усвоения музыкального материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти

практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии, и иллюстрации для занятий.

Функции демонстрационного материала на детских утренниках, а также во время проведения повседневных музыкальных занятий выполняют презентации, созданный в приложении Microsoft Office PowerPoint. Они заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей. В своей работе я использую презентации по пьесам П.И.Чайковского, например, «Апрель», «Октябрь». Незаменимы в работе презентации по изучению композиторов-классиков (Чайковский, Бах, Вивальди, Бетховен, Моцарт), а также  композиторов эпохи Романтизма (Мендельсон, Шуберт, Шопен, Шуман, Брамс, Лист, Россини). Они позволяют сделать знакомство с великими музыкантами более увлекательным и интересным. Эти презентации подходят для многих возрастных категорий детей.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно- воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации, содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Практика.

Традиционно музыкальное занятие я начинаю с музыкально-ритмических движений. Все чаще использую аудио- или видеозаписи. Это облегчает мне работу, так как я не сижу за фортепиано, а могу показать танцевальное движение или кого-то поправить. Новые движения я могу записать на видео, и дети смотрят красивый показ и стараются сделать так же. Этим я добиваюсь выразительного качественного выполнения движений, слежу за тем, чтобы дети точно передавали особенности того или иного произведения. Такой прием развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передается в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Хороводы чаще всего проходят под народные песни.

Хотя текст песен подсказывает содержание и последовательность движений, дети самостоятельно его инсценируют в соответствии с развитием сюжета, выполняя отдельные роли. Танцы обычно построены на зафиксированных движениях в определенной последовательности и построении – пары, круг, в шахматном порядке и так далее. Детям очень нравится танцевать под детскую современную музыку.

Восприятие музыки – это самый распространенный вид музыкальной деятельности, доступный каждому. Благодаря новым информационным технологиям эстрадная музыка звучит везде: и по телевидению, и по радио, и в компьютере, и в мобильном телефоне. Но очень мало классической музыки. Я стараюсь это восполнить. У меня большая подборка классической музыки, которую мы с детьми слушаем на музыкальных занятиях. Также музыкальным фоном праздников и развлечений стараюсь сделать именно классическую музыку. Некоторые праздники были полностью построены на классике. Я предлагаю родителям слушать классику и дома вместе с детьми. Ведь если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика, народная музыка, он, естественно, привыкает к её звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.

В моей коллекции много музыки, объединенной одной темой: «Песни Великой Отечественной Войны», «Релаксация с музыкальным сопровождением», «Песенки- инсценировки для развития речи и вокальных навыков» Е.Железновой, много музыкальных сказок и песен из мультфильмов.

Развивая у воспитанников навыки слушания, знакомлю детей с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами музыкальной выразительности. Дети учатся высказывать свои сопереживания, эмоции, размышлять об услышанном. В результате развивается речь, мышление, художественный вкус.

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. Песня – ценное средство нравственно-эстетического воспитания благодаря единству музыкального и литературного текста. Чтобы разучить песню, мы сначала слушаем, а выучив, прослушиваем, выразительно ли она спета, как звучит. В этом нам помогает аудио- или видеозапись.

Часто использую в своей работе презентации. Мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения занятий.

Применение информационных технологий на музыкальных занятиях в детском саду является базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом. Программа Power Point дает возможность использовать на музыкальном занятии схемы, рисунки, портреты композиторов, видеофрагменты, диаграммы. Презентации эффективно используются на различных этапах работы с детьми старшего дошкольного возраста, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать предлагаемый материал. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает поэтапно представить учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание детей на главном в изучаемом материале. С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), знакомиться с творчеством композиторов и даже изучать нотную грамоту. По моему мнению, современное музыкальное занятие, это занятие, которое насыщено новыми приемами педагогической техники на всех его этапах. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста (соблюдая требования СанПиНов) я использую презентации как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний (викторины, тесты), диагностики качества обучения (тесты). Например, при знакомстве детей с симфоническим оркестром я использую презентацию «Инструменты симфонического оркестра». Перед детьми очень наглядно представлен весь оркестр и группы инструментов. Звучание каждого инструмента дает возможность детям слышать полную картину мира симфонического оркестра. Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации, посвященные знакомству с творчеством композиторов.

Преимущества музыкальных занятий с использованием мультимедийных презентаций в программе Power Point:

  • использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным и выразительным;
  • дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением;
  • гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию.

Перспективные планы, документация, конспекты занятий – для этого я использую программу Microsoft Word . Составлении диагностических карт - Microsoft Excel. Использование информационных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет кругозор детей;
  • повышает уровень использования наглядности на занятиях.

Вывод.

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повысить его эффективность.

Полученные результаты:

Повышение эффективности процесса обучения.

Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ. Активизация познавательной деятельности детей.

Создание единой информационной среды.

Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий.

Реализуя программу информатизации в детском саду можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу педагогов ДОУ с детьми.

Список используемой литературы:

Гулак И.В. Использование компьютера// Управление ДОУ. – 2010.

Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника// Новая школа. – 2011.

Горвиц Ю., Позняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. // Дошкольное воспитание. – 2009.

Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве// Управление ДОУ. – 2012.

Интернетресурсы



Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

 с презентацией

Уважаемые коллеги. Я хочу с вами поделиться нетрадиционными приемами в развитии музыкальных способностей дошкольников в разных видах музыкальной деятельности

Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.

Музыка сопровождает человека всю жизнь, непосредственно воздействует на чувства ребёнка, формирует его моральный облик.

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. 

Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки.

Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

Основной целью музыкального руководителя является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с использованием новых технологий, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности

Музыкальные занятия занимают особое место и НУЖНО сделать так, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становятся инновационные технологии проведения занятия.

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.

Прежде всего это

«Ритмодекламация»

– синтез музыки и поэзии. Ее, можно определить как, музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поется, а ритмично декламируется.

Ритм, заложенный в словах и фразах, очень легко усваивается детьми: притопывается, прихлопывается, переносится на музыкальные инструменты.

Использование речевых упражнений в сочетании с музыкальными инструментами не только развивает чувство ритма, хорошую артикуляцию, но также вводит детей в мир динамических оттенков и тембрового разнообразия.

Важным и необходимым является умение воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.

Использование данных инновационных технологий и методических форм в музыкальной деятельности позволяет добиться следующих результатов:

- удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

- дети усваивают элементарные музыкальные знанияразвивают музыкально - творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой

ПРИМЕР – видео – 2мл.гр. – сы-сы, божья коровка

музыкальная игра «Оркестр».   – ст, подг.гр.

Инструменты раскладываются по кругу, участники идут по кругу и говорят, выполняя движения по тексту.

Шли мы, шли, потом устали, (маршируют)

Инструменты в руки взяли.

Инструменты в руки взяли,

На них марш мы заиграли. (поднимают любой инструмент и играют ритмическое сопровождение марша)

(Кладут инструменты на пол и бегут по кругу)

Побежали, побежали

И немножко мы устали,

Инструменты в руки взяли,

На них полечку сыграли (поднимают инструменты и играют ритмическое сопровождение польки)

(Кладём инструменты и ходим на всей ступне)

По дорожке мы пошли,

Инструменты мы нашли.

Инструменты в руки взяли,

Нежно вальс на них сыграли. (поднимают инструменты и играют сопровождение к вальсу)

По дорожке поскакали, (кладем инструменты и скачем поскоками по кругу)

Ножки вновь у нас устали.

Инструменты в руки взяли,

Пляску русскую сыграли (поднимаем инструменты и играем ритмическое сопровождение плясовой)

КАШТАНЧИК –  1,2мл.гр.

Музыкограмма

1. Развитие ритмического слуха.

Восприятие ритма, а следовательно, и музыки – это активный процесс. Ведь ритм – одно из выразительных средств в музыке, передающее её содержание и являющееся основой эмоциональной отзывчивости на музыку.

Традиционные методы: простучать ритм любой мелодии, спеть песню, простучав ритм.

Новые, инновационные методы: рассказать стихотворение, например «Наша Таня громко плачет» и отстучать ритм, или читать стихотворение про себя, а потом отстукивать ритм в ладоши, притопывать ногами, шлепать по коленкам, щелкать пальцами и т. д. Большую помощь в развитии чувства ритма оказывает компьютер. На мультимедиа дети, с интересом смотрят упражнения и видео-игры на развитие чувства ритманапример«На полянке»«Ромашковые ритмы»«Овощные ритмы» и т. д., и с удовольствием выполняют задания. Это очень увлекательно и красочно.

Пример – видеопартитуры – раздать инструменты

Технология «Хор рук».

«Хор рук», музыкально-педагогическая технология нашего современника Татьяны Боровик (русский музыковед, педагог, исследователь). Использование данной технологии направлено на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

Для того, чтобы детям проще было вникнуть в работу с технологией, можно начать работу с «одноголосия», т. е поначалу дирижером выступает взрослый, а ребята являются хором, повторяя движения.

Затем, место «дирижера» предлагается занять одному из детей. По мере накопления детьми двигательных навыков ребята с удовольствием берут на себя эту роль.

После того, как ребята с уверенностью справляются в «одноголосием» можно начать работу над «двухголосием». Здесь ребята делятся на 2 партии, где поначалу ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый. А со временем уже дети самостоятельно выступают в роли дирижеров.

Применяя данную игру, мы используем дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д.

В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес»«Снежный вальс»«Танец птиц»«Вальс цветов и бабочек» и др.).

Пример - видео – ст, подг.гр.    1

Данная технология применяется для самых разнообразных ситуаций:

- от занятия до концертного показа; с детьми разного возраста, в зависимости от поставленных задач.

- простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы.

Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритмаразвивает чувство ансамбля, слаженности общего действия

Пример - видео – педагоги          2

Сами -                      ЛИСТОЧКИ                      3

Бодиперкусия

Музыкальное направление, в котором тело используется в качестве музыкального инструмента.

Я считаю, что данное направление сегодня нужно применять в музыкальном образовании в силу своей доступности.

Body Percussion (перкуссия тела - «тело-барабан») – техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца.

Техника помогает ребёнку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя. Дети и танцоры, и музыканты одновременно.

- это хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение, пение самих детей.

Использование собственного тела в качестве музыкального инструмента – огромный вклад в развитие музыкальной педагогики.

Хлопки по частям тела улучшают циркуляцию, способствуют улучшеению тонуса мышц.

Карл Орф говорил: Самым первым инструментом человека было и есть его тело, слушать и слышать свое тело, играть на нем как на перкусии, это значит пропускать музыку, ее ритм непосредственно через себя.

Пример - видео – 2мл, ст.гр.               1   2  

Аудио  -                                                            3

Бумажный оркестр

Бумажный оркестр – это игра, в процессе которой̆ дети исполняют музыкальные произведения с помощью бумаги. Эта игра позволяет детям использовать свои творческие способности и создавать собственные ритмические композиции.

Одно из главных преимуществ бумажного оркестра заключается в том, что он позволяет детям играть музыку без использования традиционных инструментов. Это дает им возможность экспериментировать с различными звуками и создавать свою собственную музыку.

Помогает:

- развивать воображение, творческие и музыкальные способности,

- формировать чувство ритма, координацию движений,

- поддерживать детскую инициативу, творческую активность, самостоятельность.

Пример - видео – ср, ст.гр.               1   2  

Аудио -                                                      3

Технология «Мнемотехника»

Мнемотехника – это система правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации путем образования дополнительных ассоциаций. Данный метод в работе эффективен при разучивании песен и музыкально - ритмических движений на музыкальных занятиях.

Цель мнемотехники – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, ТО ЕСТЬ – психических процессов, ведь именно они тесно связаны с развитием музыкальной деятельности.

Суть заключается в следующем: на каждую смену танцевальных движений придумывается картинка (изображение); таким образом, весь танец или песня зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит песню или танец целиком.

В мнемосхемах, мнемотаблицах лучше использовать картинки с изображением человечков с разным положением рук и ног, так же разноцветные мнемосхемы, передающие детям настроение. Изображение должно быть простым и понятным детям, и вызывать у них наглядную ассоциацию, не отвлекая лишними деталями.

Пример - видео – ст.гр. - ЗАНЯТИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...