«Формирование исследовательских навыков дошкольников через проектную деятельность»
материал (подготовительная группа)

«Исследовательские навыки и умения способствуют формированию личности детей, в том числе таких важных качеств как инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, что отвечает современным требованиям дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakachat.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

«Формирование исследовательских навыков дошкольников через проектную деятельность»

Выполнила воспитатель

высшей квалификационной категории:

Левина Ю.А.

Р.п.Шатки 2024 г.

 «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». С.Л. Рубинштейн.

ФГОС ДОв качестве одной из важнейших задач современного образования  рассматривает подготовку ребенка к познавательно-исследовательской деятельности, овладение им умениями и навыками исследовательского поиска.

Актуальность данного направления обусловлена тем, что современное общество нуждается в активной личности, способной к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем, нестандартным действиям в самых разных обстоятельствах. Первоосновы такой личности можно и необходимо закладывать уже в дошкольном детстве, прежде всего потому, что дошкольники – прирожденные исследователи.

    Маленький ребенок по своей природе является экспериментатором и исследователем. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом «Хочу все знать!».

В нашем детском саду большое внимание уделяем развитию исследовательских умений старших дошкольников через проектную деятельность.

Для успешного формирования исследовательских навыков в нашем детском саду созданы определенные условия:

1.        РППС для исследовательской деятельности

2.        Продуктивное взаимодействие с родителями по формированию исследовательских навыков через проектную деятельность.

.

В каждом возрасте существует своя специфика задач. Задачи, которые решаются в младшем и в старшем возрасте представлены на слайде.

В детском саду реализуются различного вида проекты: исследовательские, творческие, информационные, игровые, и другие.Но наибольшую ценность для развития исследовательских навыков представляют исследовательские

проекты.

Каждый проект включает в себя 3 этапа:

  1. Подготовительный(определение темы, целей, гипотез, задач, методов и т.д.)
  2. Выполнение проекта – практическая часть.
  3. Подведение итогов.

 На каждом этапе развиваются определенные исследовательские навыки.

По мнению А.И. Савенкова исследовательские навыки формируются на каждом этапе.

На подготовительном этапе: предположение гипотез, выявление проблемы, поиск ее решения. Для этого он предлагает следующие игровые упражнения «Посмотрите на мир чужими глазами», «Назови как можно больше признаков предмета».

В ходе практической части – необходимо развивать умения задавать вопросы, находить информацию по вопросам;  делать выводы и умозаключения; экспериментировать.Здесь Савенков предлагает игровые упражнения «Исправление ошибок», «Угадай о чем спросили».

На заключительном этапе – подведение итогов – развиваем умение представлять результаты экспериментальной работы и проектной деятельности.

Так же для формирования исследовательских навыков в своей работе используем различные игровые задания,проводим индивидуальную работу с детьми, тренировочные задания в виде сюжетно-ролевых игр (например «Ученые»);

Все вышеперечисленное способствует самостоятельной исследовательской деятельности детей.

В нашей старшей группе были реализованы различные проекты. С одним из них я хочу познакомить вас поближе. Краткосрочный исследовательский проект

«Эта удивительная соль».

Цель проекта:

Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности.  Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.

Задачи:

Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.

Исследовать свойства соли опытным путём.

Расширить представления о добыче соли.

Развивать у детей стремление к поисково- познавательной  деятельности.

Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.

Развивать любознательность, уверенность в своих силах.

Почему же соль? Все очень просто. На занятии по познавательно-исследовательской деятельности мы изучали свойства соли. Дети задались вопросом: какая бывает соль? Что можно с ней делать помимо приготовления блюд?

Гипотеза:

При исследовании соли, расширить  знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.

Ожидаемый результат:

1 Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.

2 Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения программного материала.

3  Пополнении предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории, создание картотеки опытов, загадок, пословиц о соли.

4 Развитие наблюдательности, внимания,  умения сравнивать.

Этапы работы над проектом:

1 Подготовительный этап.

 Я предложила детям поискать информацию о соли в интернете, в энциклопедиях совместно с родителями и старшими братишками и сестренками. Затем совместно с ребятами обсудили то, что они узнали, составили план деятельности. Поставили цели, задачи для экспериментирования, подобрали информацию по теме проекта.

Посмотрели презентацию о добыче соли и применении её в разных областях.

Отгадывали загадки. Читали статьи о  том, какую роль играла соль в средние века.

В конце этого этапа интерес к изучению соли у детей возрос. У них появилось желание провести эксперименты и опыты с солью.

2 Основной этап: Опытно-экспериментальная деятельность.

Сначала мы изучили свойства соли.Рассмотрели  ее через лупу и выяснили, что соль бывает разная (мелкая, крупная, очищенная, каменная, поваренная). Провели опыты  и выяснили, что соль белого цвета, не имеет запаха, при нажатии скрипит как снег, сыпучая, растворяется  в тёплой воде быстрее, чем в холодной,  в насыщенном солёном растворе яйцо не тонет, при испарении воды из солёного раствора  остаются кристаллики соли. В солёной воде лёд растворяется быстрее, чем в обычной. Окрашивали соль разными цветами, после чего делали сувениры.

3 Заключительный этап.

– Продуктом нашего проекта стало рисование картин при помощи соли.

– Изготовление картотеки проведённых опытов с солью.

– Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.

Результат.

В процессе проведённой работы дети обобщили знания о соли, расширили знания о том, какие виды соли бывают, как её добывают и где  используют. А так же убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и очень интересными.

В результате использования проектной деятельности дети старшего дошкольного возраста стали наиболее активнее, проявляли инициативу, творческий интерес, увлеченность исследовательской деятельностью, желание поиска варианта решения проблемы. У детей повышались способности анализировать, сравнивать, формулировать определения понятий. Дети стали проявлять большую самостоятельность при проведении эксперимента, могут рассуждать по поводу перспектив своей деятельности и предположительных результатов. Здесь мы видим,как дети дома с родителями проводят опыт по выпариванию соли над открытым огнем.

Один воспитанник такзаинтересовался этой темой, что продолжил свои исследования в домашних условиях.

Тема его исследовательского проекта звучала так «Выращивание кристаллов в домашних условиях».

Цель исследования: выращивание кристаллов в домашних условиях.

Задачи исследования:

•        узнать, что такое кристалл,

• вырастить кристаллы в домашних условиях.

             Мальчику понравилось выращивать кристаллы - это очень увлекательное занятие. Он узнал много интересного о кристаллах.    В будущем Сереже хотелось бы вырастить красивые кристаллы из других веществ  и разных цветов. Возможно, есть способы изменять цвет кристаллов, но это пока он не изучал.

«Это и будет объектом моего следующего исследования» - с восторгом сказал Сергей.

Таким образом, проектная деятельность является эффективным методом работы с детьми дошкольного возраста, поскольку позволяет ребенку экспериментировать, а затем синтезировать полученные знания. Данный метод способствует развитию коммуникативных умений, творческих способностей, исследовательских умений и навыков, что приводит ребенка к познанию окружающего мира, позволяет найти ответы на возникающие вопросы: «почему» и «как?».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правового сознания дошкольников через проектную деятельность

Формирование правового сознания дошкольников через проектную деятельность Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - самый благородный; путь подражания - самый ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Происходит интенсивное изменение окружаю¬щей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства ...

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников через проектную деятельность

Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности....

Формирование экологических представлений дошкольников через проектную деятельность

Консультация для педагогов дошкольных организаций по теме "Формирование экологических представление дошкольников через проектную деятельность"...

"Формирование экологической культуры дошкольников через проектно- исследовательскую деятельность( выступление за круглым столом в МРИО)

Метод проектов качественно влияет на повышение профессионального личностного потенциала, реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного проце...

Статья "Формирование экологической культуры дошкольников через проектную деятельность".2021 г.

В данной статье рассмотрена проектная деятельность, которая обладает особым воспитательным потенциалом и ее использование способствует повышению результативности развития у детей экологической культур...