«Вторая жизнь бумаги: Виртуальная экскурсия на фабрику переработки»
план-конспект урока (старшая группа)

ТАРАСЕНКО ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Тема занятия

Тема: «Вторая жизнь бумаги: Виртуальная экскурсия на фабрику переработки»

Культурная практика

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Культурно-смысловой контекст

Формирование экологической культуры и культуры потребления. Дети знакомятся с современными технологиями, направленными на сохранение природных ресурсов( лесов), и сами становятся активными участниками процесса- не просто потребителями, но и созидателями, дающими старым вещам новую жизнь.

Цель

Формирование представления детей о способах перерабатывания бумаги, в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи

1. Образовательные:
· Познакомить детей с технологической цепочкой переработки макулатуры: сортировка, измельчение, приготовление пульпы, отливка и сушка новой бумаги.
· Актуализировать и расширить знания о свойствах бумаги (рвётся, намокает, мнётся).
· Ввести в активный словарь понятия: макулатура, переработка, цех, пульпа, пресс, вторсырье.
· 2. Развивающие:
· Развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи («Если не выбрасывать бумагу, то...»).
· Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным предложением.
· Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения в процессе практического изготовления бумаги.
· 3. Воспитательные:
· Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам (лесу), экономное использование бумаги.
· Формировать основы экологической культуры и культуры поведения (сортировка мусора).
· Воспитывать умение работать в команде, договариваться, помогать друг другу.

Оборудование:

Материалы и оборудование:
· Демонстрационные: видеоролик с изображением этапов переработки бумаги (и крупные картинки), карта-схема «Фабрика переработки», письмо от Старого Дуба.
· Для эксперимента: Макулатура (старые газеты, салфетки, листы белой бумаги), таз с тёплой водой, блендер, сито/экран с рамкой для отлива бумаги, губки, ткань (войлок или х/б), дощечки для прессования, влажные салфетки.
· Раздаточные: Карточки для сортировки (бумага, пластик, стекло, органика), «пропуска» на фабрику, символы-жетоны для деления на команды.

Ход мероприятия

Этапы

Деятельность педагога, приемы работы

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1. Введение в ситуацию(3-4 минуты)

Приём мотивации: Педагог вносит конверт. "Ребята, нам пришло необычное письмо! От кого же оно? (Читает) 'Я – Старый Дуб. Я живу в лесу много-много лет и очень грущу. Моих братьев-деревьев с каждым годом становится все меньше. Их вырубают, чтобы сделать бумагу для тетрадей, книг и газет. А люди эту бумагу часто выбрасывают. Помогите мне, пожалуйста, узнать, можно ли дать бумаге вторую жизнь?'" Создание проблемной ситуации: "Ребята, как вы думаете, можем мы помочь Старому Дубу? Хотите отправиться в увлекательное путешествие, чтобы разгадать эту тайну?"

 Дети проявляют интерес, слушают, эмоционально реагируют на письмо. Высказывают свои предположения. Соглашаются помочь и отправиться в путешествие.

Смогут: эмоционально включиться в ситуацию, проявить эмпатию, принять поставленную игровую задачу.

2.Актуализация знаний и умений(4-5 мин)

Беседа и игровой приём: "Чтобы попасть на фабрику, нам нужны пропуска. Их дадут тем, кто знает, что такое мусор и как с ним быть". Вопросы для беседы: - Что такое мусор? - Куда девают мусор из ваших домов? - Что происходит с ним дальше? - Все ли отходы одинаковые? Дидактическая игра «Сортировщики»: Детям раздают карточки с изображением разных видов отходов. Нужно разложить их по контейнерам (символическим или нарисованным): бумага, пластик, стекло, пищевые отходы. Дети активно участвуют в беседе, делятся своим опытом.

Выполняют игровое задание, объясняют свой выбор, почему тот или иной предмет относится к бумажным отходам.

Смогут: актуализировать свои знания о мусоре и его сортировке; классифицировать предметы по материалу; аргументировать свой выбор.

3. Затруднение в ситуации(2-3 минуты)

Проблемный вопрос: "Молодцы! Вы отлично справились и получаете пропуска на фабрику! (Раздаёт). Вот мы и на месте. Посмотрите на карту фабрики (показывает схему). Вот цех сортировки, дробильный, варки... Но я не совсем понимаю, что же происходит в каждом из них? Как из этой старой скомканной газеты (показывает) может получиться новый чистый лист? Это же волшебство!"

Дети рассматривают карту, высказывают первые предположения, но сталкиваются с недостатком знаний для точного ответа. Понимают, что им не хватает информации.

Смогут осознать недостаточность имеющихся знаний для решения проблемы; сформулировать познавательный вопрос ("Как перерабатывают бумагу?").

4. Открытие нового знания (способа действия)( 10-12 минут)

Метод виртуальной экскурсии: "Давайте пройдём по цехам, и все узнаем!" Цех №1 «Сортировочный»: (Слайд с изображением конвейера с бумагой). "Здесь макулатуру сортируют по виду и цвету. От этого зависит, какая бумага получится в конце". Задание: "Давайте, и мы отсортируем нашу макулатуру: цветную – в одну коробку, белую – в другую".

 Цех №2 «Дробильный»: (Слайд, где бумагу режут на мелкие кусочки). "Бумагу измельчают на специальных машинах".

Давайте мы сейчас измельчим нашу бумагу на мелкие кусочки.

 Цех №3 «Варка и перемешивание»: (Слайд, где кусочки бумаги смешивают с водой в большом чане). "Получается жидкая кашица – ПУЛЬПА". Практическое включение: Педагог демонстрирует процесс: кладет измельченную бумагу в таз с водой, добавляет клей ПВА (для прочности) и с помощью блендера (под контролем) превращает массу в пульпу. Дети наблюдают.

Дети внимательно "путешествуют" по слайдам, слушают объяснения. Активно выполняют задания в "Цехе №1" и № 2. Наблюдают за практическим показом создания пульпы, задают вопросы, трогают получившуюся массу.

Смогут: познакомиться с этапами переработки бумаги; усвоить новые термины (макулатура, пульпа); установить последовательность действий; получить сенсорный опыт (тактильное изучение пульпы).

5. Включение нового знания в систему знаний ребёнка(10-12 мин)

Продолжение экскурсии и практическая работа: Цех №4 «Отлив и прессование»: (Слайд, где пульпу выливают на сетку, отжимают воду и прессуют). "Теперь самое интересное – мы сами сделаем новый лист бумаги!" Показ способа действия: Педагог показывает, как зачерпнуть ситом пульпу, дать стечь воде, промокнуть сверху губкой, а затем аккуратно перевернуть на ткань и прогладить второй тканью. Самостоятельная работа детей: Дети делятся на подгруппы и под руководством педагога изготавливают свои листы бумаги.

Дети переключаются с виртуального на реальный опыт. Внимательно смотрят на действия педагога. Самостоятельно или с небольшой помощью выполняют последовательность действий: зачерпывают пульпу, отжимают воду, переносят на ткань. Работают согласованно.

Смогут: применить полученные знания на практике; выполнять действия по алгоритму; работать в команде; развивать мелкую моторику и координацию.

6. Осмысление( 4-5 мин)

Беседа и связь с началом: "Наша экскурсия подошла к концу. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали?". Вопросы: - Как называется фабрика, где бумаге дают вторую жизнь? (Фабрика переработки). - Как называется старая бумага? (Макулатура). - Что такое пульпа? (Бумажная масса с водой). - Что мы делали, чтобы получить новый лист? (Сортировали, измельчали, делали пульпу, отливали и сушили). "Как вы думаете, мы смогли ответить на вопрос Старого Дуба? Теперь мы знаем, что бумаге можно дать вторую жизнь! Это спасёт много деревьев от вырубки. Наша бумага еще сырая, мы ее оставим сушиться, а потом сможем нарисовать на ней рисунок для Старого Дуба, чтобы он порадовался!"

Дети отвечают на вопросы, используя новые слова. Делают вывод о пользе переработки для сохранения лесов. Высказывают свои впечатления от процесса. Предлагают идеи, что можно сделать с получившейся бумагой.

Смогут: воспроизвести основные этапы переработки бумаги в речи; сделать осознанный вывод о важности бережного отношения к ресурсам; проанализировать собственную деятельность и её результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Вторая жизнь бумаги"

Данная работа посвящена процессу изготовления бумаги из бумажных отходов ручным способом в условиях детского сада....

Проект "Вторая жизнь бумаги"

Проект "Вторая жизнь бумаги" - социальный проект направленный на воспитание экологической компетентности старших дошкольников...

проект "Подарим вторую жизнь бумаге– Спасем лес вместе!»

Формирование экологической грамотности ддетей, бережное отношение к природе и окружающему миру....

Виртуальная экскурсия на фабрику обуви с детьми старшей группы

Цель: расширение представлений детей о создании обуви через виртуальную экскурсию на обувную фабрику в совместной деятельности.Задачи:познакомить детей с профессией обувщик;формировать представление д...

Виртуальная экскурсия на "Фабрику новогодних игрушек"

Знакомим детей с технологией изготовления стеклянных игрушек....

Конспект занятия во второй младшей группе "Виртуальная экскурсия в зоопарк"

Цель: расширение представление детей по теме зоопарк.Задачи:Образовательные:Расширять знания детей об обитателях зоопарка.Учить детей правильно называть животных.Развивающие:Развивать мышлен...

Проект «Виртуальная экскурсия на фабрику тортов»

Тема проекта: путешествие в сладкую страну.Вид проекта: познавательный, творческий.Продолжительность: краткосрочный (2 недели).Цель: расширить представления детей о производстве кондитерских изделий, ...