Доклад
материал (подготовительная группа)

Гнутова Ирина Анатольевна

Технологии патриотического воспитания обучающихся в современном образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx37.95 КБ

Предварительный просмотр:

 «Технологии патриотического воспитания обучающихся в современном образовательном процессе»

 «Патриотическое воспитание через сотрудничество: роль педагогов и родителей».

                                                                                 

                                                                                 

                                                                                     Выполнила: Гнутова И.А

                         Должность:   воспитатель,

                                                                    ГБОУ СОШ №6

                                                                               СП «Детский сад № 69»

2025

Содержание

Введение……………………………………………………....3

  • Гипотеза и Актуальность……………………………..5
  • Цель и задачи………………………………………….        6
  • Этапы реализации проекта…………………………....8
  • Заключение…………………………………………...13
  • Список литературы…………………………………..15
  • Приложение…………………………………………..16

Введение

Проект направлен на изучение патриотического воспитания детей через совместную деятельность педагога и родителей. В современных условиях особое значение имеет взаимодействие этих двух ключевых фигур, которое способствует формированию у детей устойчивых патриотических чувств и приверженности традициям.

        Дошкольная образовательная организация - первая организация, с которой вступает в контакт семья, с целью воспитания и обучения детей. Воспитатели имеют прекрасную возможность в организации совместной деятельности всех участников образовательных отношений-детей, родителей и педагогов детского сада. Любой родитель является воспитателем и нуждается в педагогической помощи в вопросах воспитания. Для родителей не существует второстепенных вопросов, касающихся воспитания их детей, они хотят знать любые мелочи о своих детях. Зачастую воспитатели видят больше и узнают о чем-то раньше родителей, в силу того что проводят больше времени с детьми и спешат поделиться этим с родителями, похвалить или дать совет. И здесь возникает необходимость прямого взаимодействия педагогов и родителей, где ребенок является главным связующим звеном.

Для реализации проекта я решила привлечь родителей (законных представителей), чтобы повысить педагогическую компетентность в воспитании будущих патриотов и достойных граждан своей страны, путем введения их в культурную традицию своей семьи, своего народа, своей национальности, своей Родины:

- родители становятся непосредственными участниками педагогического процесса, что вызывает у них более живой интерес к познанию самих себя и детей и как следствие:

- в процессе совместной деятельности родители быстрее приходят к осознанию особенностей их взаимоотношений с детьми, формируется мотивация к их изменению, если это необходимо, поиску новых способов детско-родительских отношений;

- педагоги имеют возможность напрямую и систематически поддерживать родителей в развитии гражданско-патриотических понятий в области воспитания;

- проводимые мероприятия с родителями дают возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности его развития и воспитания.

Гипотеза:

Если создать в группе такую развивающую среду, в которой ребёнок будет увлечён изучаемым материалом, будет выполнять разнообразные задания, побуждающие к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, то у ребёнка будет формироваться познавательный интерес к патриотическому воспитанию.

Актуальность

Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ, является гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Разрабатывая проект, я решила взять тему гражданско-патриотического воспитания, потому что она относится к числу проблем, поставленных ходом развития человечества.

Для успешной реализации проекта нужно создать педагогические условия для гражданско-патриотического воспитания дошкольников в процессе их общения с детской художественной литературой, с историей нашей Родины, с традициями русского народа, с традициями национальностей живущих в нашем городе, не только в образовательном учреждении, но и дома. Педагогам и родителям (законным представителям) требуется не только знание истории, традиций, обрядов и праздников, но и методика преподнесения знаний детям, особенностей формирования представлений ребенка о своей семье, детском саде, родном городе.

Так возникла необходимость разъяснить родителям (законным представителям), что основой воспитания маленького патриота, является нравственное, познавательное, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания и будет зарождаться фундамент развития личности ребенка, как будущего патриота своей страны.

Цель проекта : Совершенствование патриотического воспитания детей через приобщение родителей к совместной деятельности с воспитателем и детьми. Повышение уровня родительской компетентности в вопросах патриотического воспитания ребёнка

Задачи

•        Формировать у детей навыки творческой работы совместно с родителями и педагогами.

•        Установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников; приобщать родителей к участию в жизни детского сада.

•        Вовлечение родителей в проект по воспитанию из детей маленьких патриотов

•        Повышать качество образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной деятельности родителей и воспитателей.

•        Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям.

•        Развивать у детей и родителей (законных представителей) чувство ответственности и гордости за свою страну.

Тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный, открытый.

Участники проекта: воспитатели старшей группы, воспитанники и их родители.

Сроки реализации проекта:  сентябрь 2024 года по май 2025 года.

Критерии эффективности:

Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний педагога и всего коллектива дошкольного учреждения в решении определенных педагогических задач, а внутри группы - единство действий всех детей.

Во-вторых, использование приемов, способствующих гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников.

В-третьих, под системой гражданского воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.

В-четвертых, систему гражданско-патриотического воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.

Ожидаемый конечный результат реализации проекта:

•        Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям.

•        Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

•        Повышение уровня педагогической компетентности родителей; увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

•        Разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного, всестороннего развития ребенка;

Основные формы реализации проекта:

•        родительские собрания, круглые столы, дни открытых дверей; экскурсии

консультирование, беседы

•        участие в акциях, выставках, подготовке к праздникам;

•        развлекательные, игровые досуги,  мероприятия к праздникам

•        совместные занятия родителей с детьми;

Этапы реализации проекта:

1 Этап. Подготовительный.

Цель: установить партнерские отношения воспитателя и родителей.

•        Изучение литературы.

•        Анкетирование родителей.

•        Составление плана мероприятий.

•        Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание в семье»

2 Этап. Основной.

Цель: реализация поставленных задач взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.  С этой целью в группе использовались активные формы и методы работы с родителями:

•        Общие и групповые родительские собрания.

Традиционным в нашей группе стало проведение общих родительских собраний родителей воспитанников Родителям давались рекомендации по воспитанию детей,   знакомили с возрастными особенностями детей группы, планом воспитательно – образовательной работы. Также проводилось анкетирование по нравственно-патриотическому воспитанию  и ознакомлению с планом  работы с по данной теме..

•        Индивидуальные консультации, беседы;

Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. В процессе изучения  специфики семьи, бесед с родителями с каждым в отдельности, наблюдений за общением родителей с детьми как в группе, так и дома намечала  конкретные пути совместного взаимодействия на ребенка.

•        Консультации.

При выборе консультаций для родителей я  проводила тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбирала оптимальный вариант. Темы консультаций также были приурочены к различным мероприятиям детского сада.

•        Дни открытых дверей.

При посещении  родителями группы  старалась вовлечь родителей в жизнь группы детского сада. Родители принимали участие в занятиях вместе с детьми, а иногда и сами выступали в роли педагогов, рассказывая детям о своей профессии, показывая свои умения и навыки при изготовлении поделок и т.д.

•        Наглядно – информационное направление. Родительские уголки, папки-передвижки.

Особое место в пропаганде педагогических знаний занимали организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей. Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

•        Маршруты выходного дня - это один из эффективных и инновационных способов взаимодействия с родителями, вовлечения семьи в единое образовательное пространство.

Целью разработки «маршрутов выходного дня»  является воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному краю, укрепление здоровья детей, через взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями.

•        Волонтерское движение. Родители – волонтеры – это добровольные не только помощники, но и организаторы, участники, а иногда и вдохновители образовательного процесса в группе. ( «Сделаем участок лучше», письмо солдату на СВО, и д.р)

Перечень основных мероприятий:

Сентябрь:

Анкетирование по патриотическому воспитанию ребёнка.

Привлечение родителей к участию в деятельности группы.

Родительское собрание «Патриотическое воспитание детей в семье»

Октябрь:

Выставка семейных газет  «Семейные традиции».

Консультация  «Растим патриота», «Досуг семьи и роль ребёнка в нём».

Выставка совместных поделок (сотворчество детей и родителей) из природного материала «Осенние фантазии».

Ноябрь:

Привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций (формирование нравственных ценностей).

Консультация «Растим патриота».

Памятка «Отношение детей к старшему поколению (бабушки и дедушки)».

Консультация «Любовь к Родине начинается с любви к близким»

Досуг «День матери»

Фотовыставка «Профессии наших мам».

Декабрь:

Акция  «Кормушка для пернатых друзей».  Изготовление кормушек для птиц.

Проведение с родителями вечера народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки».

Выставка поделок сотворчество детей и родителей: «Новогоднее волшебство»

Январь:

Участие родителей в проекте «Мой любимый город Сызрань», викторина «Знатоки нашего города Сызрань»

Папка — передвижка «Расскажи детям о своих любимых местах города.»

Консультация «Куда сходить с ребёнком в выходной».

Выставка рисунков (сотворчество детей и родителей) «Мои любимые места в городе»

Участие в создание макетов г.Сызрань.

Февраль:

Домашнее задание - ребенок должен знать имя папы и профессию, знать в каких родах войск он служил. Принести фотографию для коллажа, если папа служил в армии.

Папка - передвижка  «Русские народные праздники».

Консультация «Есть такая профессия, Родину защищать»

Выпуск стенгазеты «Наши папы лучше всех»

Утренник «День Защитника Отечества»

Досуг спортивный вместе с папами  «Сильные, ловкие, дружные »

Март:

Консультация «Празднования Международного женского дня в России».

День 8 Марта совместно с родителями

Фотовыставка «Мамочка моя»

Познакомить родителей с различными видами речевых игр; совместно с родителями познакомить детей с некоторыми фактами из жизни русских знаменитостей, формировать у детей знания о разных женских профессиях, воспитывать уважение к членам своей семьи, к женщинам в целом к их труду; воспитывать стремление помогать взрослым.

Домашнее задание - сочинить сказку, про свою семью.

Апрель:

Привлечение родителей к оформлению участка группы на улице, изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр на участке.

Консультация «12 апреля-День Космонавтики».

-Выставка рисунков детей. «Я рисую космос».

Подвести родителей к частым беседам со своими детьми на различные исторические темы не только о России, но не забывать и о родном крае.

Совместная работа с детьми по изготовлению кормушек  ко дню птиц.

Май:

Консультации «Как рассказать ребёнку о войне.

Оформление  совместно с родителями стены памяти и книги памяти.

Участие в акции «Окна Победы»,

Совместное тематическое занятие  «9 мая- праздник Победы»

Участие в создании мини-музея в чемодане «Брестская крепость»

Участие детей в мероприятии ДОУ «Бессмертный полк».

3.Этап. Заключительный

Цель: подведение итогов взаимодействия ДОУ и семьи в решении поставленных задач по патриотическому воспитанию детей.

Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей совместной работой по патриотическому воспитанию»

Сформировано: интерес к жизни своей семьи, культурного свершения своего народа; знания о государственной символике РФ (герб, флаг); уважительное отношение к старшему поколению, героическому прошлому страны, желание быть похожими на них, закладывая тем самым основу патриотических чувств; представления о своем городе; интерес к изучению своей страны, ее традиций, обычай; нравственно-патриотические качества (гуманизм, гордость, ответственность за сохранение и приумножение богатств своего родного края, страны).

Заключение.

Привлечение родителей к проблемам патриотического воспитания и развития детей способствует установлению благоприятного микроклимата в отношениях между воспитателями, детьми и родителями и создает благоприятные условия для патриотического воспитания дошкольников. Применение в воспитательно – образовательной работе разнообразных методов, форм, позволяет обеспечить повышение эффективности нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Но следует отметить, что формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с родителями. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

Проделанная работа позволяет сделать выводы, что в сложном деле воспитания подрастающего поколения патриотами особое значение имеет тесное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Только сообща можно воспитать любовь к Родине, к своим близким людям.

 

 

Литература:

1.Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: Сфера, 2009.

2.Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3.Антонов Ю.Е, Левина Л. В., Розова О.В., Щербакова И. А. – 2 –е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. Гладкова Ю.А Взаимодействие с семьей: вопросы планирования.// Ребенок в детском саду. 2006

4.Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2011.

5.Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: Взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: Сфера, 2007.

6.Комратова Н.Г, Грибова Л.Ф Патриотическое воспитание детей 4 – 6лет: Методическое пособие. - :ТЦ Сфера, 2007.

7.Мохонева М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2014.

8.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в саду. М. : Линко- Пресс, 2003

9.О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» , Санкт-Петербург Издательство «Детство-Пресс» 2010

10. С чего начинается Родина? : Опыт работы по патриот. воспитанию в ДОУ: Сборник  Под ред. Л.А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2003.

11. «Дошкольнику об истории и культуре России» Г. Н. Данилиной. пособие для реализации гос. программы "Патриот. воспитание граждан Рос. Федерации на 2001-2005 годы"  Москва : АРКТИ, 2005

12.В.И.Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с детьми» . Пособие для методистов и педагогов, издательство Мозаика синтез, Москва  2007 год.

13. Интернет ресурсы:

 https://infourok.ru/?

https://www.prodlenka.org/

Приложение №1.

Анкета для родителей

«патриотическое воспитание в семье и в дошкольном учреждении»

1.Что вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»

- воспитание любви к Родине

- воспитание уважения к старшему поколению

- воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа

- знание истории своей страны

- все выше перечисленное.

2. Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая проблема патриотического воспитания детей?

-да;

-нет;

-затрудняюсь ответить

3. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости патриотического воспитания ребенка именно в дошкольном возрасте?

- да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей;

- мы все больше в этом убеждаемся;

- с этим утверждением мы не согласны.

4. Какую информацию по теме патриотического воспитания Вы хотели бы получить?

- о православных праздниках;

- о традициях культуры малочисленных народов Севера (ханты и манси);

- о воспитании детей на примере патриотизма и героизма русского народа.

5. Воспитываете ли Вы у своих детей гражданские чувства? Каким образом?

- подаем пример в семье;

- читаем художественную литературу;

- экскурсии по культурным достопримечательностям;

- смотрим исторические фильмы;

- все выше перечисленное.

6. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка в будущем?

- справедливым, трудолюбивым, доброжелательным к окружающим;

- достойным гражданином своей страны;

- патриотом своей Родины, умеющим дать нравственную оценку своим поступкам.

7. Нуждаетесь ли вы в помощи в вопросах патриотического воспитания дошкольников?

- да;

- нет.

Спасибо за сотрудничество!

Приложение №2

Анкета «Удовлетворенность родителей совместной работой в вопросе патриотического воспитания»

1. Считаете ли Вы актуальными вопросы патриотического воспитания дошкольников?

- да;

- нет;

- затрудняюсь.

2. Удовлетворены ли Вы совместной работой, или считаете необходимым продолжать дальнейшую работу?

- да;

- частично;

- не удовлетворен.

3. Делится ли Ваш ребенок после совместных мероприятий положительными впечатлениями?

- да, всегда;

- иногда;

- нет.

4. Используете ли Вы в воспитании своего ребенка литературу, о которой узнали на совместных встречах?

- часто;

- иногда;

- нет.

5. Свободно ли Вы обращаетесь за необходимой помощью к воспитателям?

- да;

- нет;

- в крайних случаях.

6. Участвуете ли Вы в мероприятиях, проводимых в ДОУ?

- участвую постоянно;

- участвовал 1-2 раза;

- не принимаю участия.

7. Какая форма работы была для Вас наиболее эффективной, интересной и насыщенной информационно?

- совместные встречи;

- консультация;

- открытые мероприятия;

- памятки и брошюры.

8. Изменилось ли Ваше мнение о необходимости гражданско-патриотического воспитания у дошкольников с начала года?

- да;

- нет.

Ваши предложения: ____________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...