Доклад
материал (подготовительная группа)
Технологии патриотического воспитания обучающихся в современном образовательном процессе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технологии патриотического воспитания обучающихся в современном образовательном процессе»
«Патриотическое воспитание через сотрудничество: роль педагогов и родителей».
Выполнила: Гнутова И.А
Должность: воспитатель,
ГБОУ СОШ №6
СП «Детский сад № 69»
2025
Содержание
Введение……………………………………………………....3
- Гипотеза и Актуальность……………………………..5
- Цель и задачи…………………………………………. 6
- Этапы реализации проекта…………………………....8
- Заключение…………………………………………...13
- Список литературы…………………………………..15
- Приложение…………………………………………..16
Введение
Проект направлен на изучение патриотического воспитания детей через совместную деятельность педагога и родителей. В современных условиях особое значение имеет взаимодействие этих двух ключевых фигур, которое способствует формированию у детей устойчивых патриотических чувств и приверженности традициям.
Дошкольная образовательная организация - первая организация, с которой вступает в контакт семья, с целью воспитания и обучения детей. Воспитатели имеют прекрасную возможность в организации совместной деятельности всех участников образовательных отношений-детей, родителей и педагогов детского сада. Любой родитель является воспитателем и нуждается в педагогической помощи в вопросах воспитания. Для родителей не существует второстепенных вопросов, касающихся воспитания их детей, они хотят знать любые мелочи о своих детях. Зачастую воспитатели видят больше и узнают о чем-то раньше родителей, в силу того что проводят больше времени с детьми и спешат поделиться этим с родителями, похвалить или дать совет. И здесь возникает необходимость прямого взаимодействия педагогов и родителей, где ребенок является главным связующим звеном.
Для реализации проекта я решила привлечь родителей (законных представителей), чтобы повысить педагогическую компетентность в воспитании будущих патриотов и достойных граждан своей страны, путем введения их в культурную традицию своей семьи, своего народа, своей национальности, своей Родины:
- родители становятся непосредственными участниками педагогического процесса, что вызывает у них более живой интерес к познанию самих себя и детей и как следствие:
- в процессе совместной деятельности родители быстрее приходят к осознанию особенностей их взаимоотношений с детьми, формируется мотивация к их изменению, если это необходимо, поиску новых способов детско-родительских отношений;
- педагоги имеют возможность напрямую и систематически поддерживать родителей в развитии гражданско-патриотических понятий в области воспитания;
- проводимые мероприятия с родителями дают возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности его развития и воспитания.
Гипотеза:
Если создать в группе такую развивающую среду, в которой ребёнок будет увлечён изучаемым материалом, будет выполнять разнообразные задания, побуждающие к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, то у ребёнка будет формироваться познавательный интерес к патриотическому воспитанию.
Актуальность
Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ, является гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Разрабатывая проект, я решила взять тему гражданско-патриотического воспитания, потому что она относится к числу проблем, поставленных ходом развития человечества.
Для успешной реализации проекта нужно создать педагогические условия для гражданско-патриотического воспитания дошкольников в процессе их общения с детской художественной литературой, с историей нашей Родины, с традициями русского народа, с традициями национальностей живущих в нашем городе, не только в образовательном учреждении, но и дома. Педагогам и родителям (законным представителям) требуется не только знание истории, традиций, обрядов и праздников, но и методика преподнесения знаний детям, особенностей формирования представлений ребенка о своей семье, детском саде, родном городе.
Так возникла необходимость разъяснить родителям (законным представителям), что основой воспитания маленького патриота, является нравственное, познавательное, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания и будет зарождаться фундамент развития личности ребенка, как будущего патриота своей страны.
Цель проекта : Совершенствование патриотического воспитания детей через приобщение родителей к совместной деятельности с воспитателем и детьми. Повышение уровня родительской компетентности в вопросах патриотического воспитания ребёнка
Задачи
• Формировать у детей навыки творческой работы совместно с родителями и педагогами.
• Установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников; приобщать родителей к участию в жизни детского сада.
• Вовлечение родителей в проект по воспитанию из детей маленьких патриотов
• Повышать качество образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной деятельности родителей и воспитателей.
• Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям.
• Развивать у детей и родителей (законных представителей) чувство ответственности и гордости за свою страну.
Тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный, открытый.
Участники проекта: воспитатели старшей группы, воспитанники и их родители.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2024 года по май 2025 года.
Критерии эффективности:
Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний педагога и всего коллектива дошкольного учреждения в решении определенных педагогических задач, а внутри группы - единство действий всех детей.
Во-вторых, использование приемов, способствующих гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
В-третьих, под системой гражданского воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
В-четвертых, систему гражданско-патриотического воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.
Ожидаемый конечный результат реализации проекта:
• Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям.
• Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
• Повышение уровня педагогической компетентности родителей; увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
• Разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного, всестороннего развития ребенка;
Основные формы реализации проекта:
• родительские собрания, круглые столы, дни открытых дверей; экскурсии
консультирование, беседы
• участие в акциях, выставках, подготовке к праздникам;
• развлекательные, игровые досуги, мероприятия к праздникам
• совместные занятия родителей с детьми;
Этапы реализации проекта:
1 Этап. Подготовительный.
Цель: установить партнерские отношения воспитателя и родителей.
• Изучение литературы.
• Анкетирование родителей.
• Составление плана мероприятий.
• Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание в семье»
2 Этап. Основной.
Цель: реализация поставленных задач взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. С этой целью в группе использовались активные формы и методы работы с родителями:
• Общие и групповые родительские собрания.
Традиционным в нашей группе стало проведение общих родительских собраний родителей воспитанников Родителям давались рекомендации по воспитанию детей, знакомили с возрастными особенностями детей группы, планом воспитательно – образовательной работы. Также проводилось анкетирование по нравственно-патриотическому воспитанию и ознакомлению с планом работы с по данной теме..
• Индивидуальные консультации, беседы;
Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. В процессе изучения специфики семьи, бесед с родителями с каждым в отдельности, наблюдений за общением родителей с детьми как в группе, так и дома намечала конкретные пути совместного взаимодействия на ребенка.
• Консультации.
При выборе консультаций для родителей я проводила тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбирала оптимальный вариант. Темы консультаций также были приурочены к различным мероприятиям детского сада.
• Дни открытых дверей.
При посещении родителями группы старалась вовлечь родителей в жизнь группы детского сада. Родители принимали участие в занятиях вместе с детьми, а иногда и сами выступали в роли педагогов, рассказывая детям о своей профессии, показывая свои умения и навыки при изготовлении поделок и т.д.
• Наглядно – информационное направление. Родительские уголки, папки-передвижки.
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимали организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей. Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
• Маршруты выходного дня - это один из эффективных и инновационных способов взаимодействия с родителями, вовлечения семьи в единое образовательное пространство.
Целью разработки «маршрутов выходного дня» является воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному краю, укрепление здоровья детей, через взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями.
• Волонтерское движение. Родители – волонтеры – это добровольные не только помощники, но и организаторы, участники, а иногда и вдохновители образовательного процесса в группе. ( «Сделаем участок лучше», письмо солдату на СВО, и д.р)
Перечень основных мероприятий:
Сентябрь:
Анкетирование по патриотическому воспитанию ребёнка.
Привлечение родителей к участию в деятельности группы.
Родительское собрание «Патриотическое воспитание детей в семье»
Октябрь:
Выставка семейных газет «Семейные традиции».
Консультация «Растим патриота», «Досуг семьи и роль ребёнка в нём».
Выставка совместных поделок (сотворчество детей и родителей) из природного материала «Осенние фантазии».
Ноябрь:
Привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций (формирование нравственных ценностей).
Консультация «Растим патриота».
Памятка «Отношение детей к старшему поколению (бабушки и дедушки)».
Консультация «Любовь к Родине начинается с любви к близким»
Досуг «День матери»
Фотовыставка «Профессии наших мам».
Декабрь:
Акция «Кормушка для пернатых друзей». Изготовление кормушек для птиц.
Проведение с родителями вечера народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки».
Выставка поделок сотворчество детей и родителей: «Новогоднее волшебство»
Январь:
Участие родителей в проекте «Мой любимый город Сызрань», викторина «Знатоки нашего города Сызрань»
Папка — передвижка «Расскажи детям о своих любимых местах города.»
Консультация «Куда сходить с ребёнком в выходной».
Выставка рисунков (сотворчество детей и родителей) «Мои любимые места в городе»
Участие в создание макетов г.Сызрань.
Февраль:
Домашнее задание - ребенок должен знать имя папы и профессию, знать в каких родах войск он служил. Принести фотографию для коллажа, если папа служил в армии.
Папка - передвижка «Русские народные праздники».
Консультация «Есть такая профессия, Родину защищать»
Выпуск стенгазеты «Наши папы лучше всех»
Утренник «День Защитника Отечества»
Досуг спортивный вместе с папами «Сильные, ловкие, дружные »
Март:
Консультация «Празднования Международного женского дня в России».
День 8 Марта совместно с родителями
Фотовыставка «Мамочка моя»
Познакомить родителей с различными видами речевых игр; совместно с родителями познакомить детей с некоторыми фактами из жизни русских знаменитостей, формировать у детей знания о разных женских профессиях, воспитывать уважение к членам своей семьи, к женщинам в целом к их труду; воспитывать стремление помогать взрослым.
Домашнее задание - сочинить сказку, про свою семью.
Апрель:
Привлечение родителей к оформлению участка группы на улице, изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр на участке.
Консультация «12 апреля-День Космонавтики».
-Выставка рисунков детей. «Я рисую космос».
Подвести родителей к частым беседам со своими детьми на различные исторические темы не только о России, но не забывать и о родном крае.
Совместная работа с детьми по изготовлению кормушек ко дню птиц.
Май:
Консультации «Как рассказать ребёнку о войне.
Оформление совместно с родителями стены памяти и книги памяти.
Участие в акции «Окна Победы»,
Совместное тематическое занятие «9 мая- праздник Победы»
Участие в создании мини-музея в чемодане «Брестская крепость»
Участие детей в мероприятии ДОУ «Бессмертный полк».
3.Этап. Заключительный
Цель: подведение итогов взаимодействия ДОУ и семьи в решении поставленных задач по патриотическому воспитанию детей.
Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей совместной работой по патриотическому воспитанию»
Сформировано: интерес к жизни своей семьи, культурного свершения своего народа; знания о государственной символике РФ (герб, флаг); уважительное отношение к старшему поколению, героическому прошлому страны, желание быть похожими на них, закладывая тем самым основу патриотических чувств; представления о своем городе; интерес к изучению своей страны, ее традиций, обычай; нравственно-патриотические качества (гуманизм, гордость, ответственность за сохранение и приумножение богатств своего родного края, страны).
Заключение.
Привлечение родителей к проблемам патриотического воспитания и развития детей способствует установлению благоприятного микроклимата в отношениях между воспитателями, детьми и родителями и создает благоприятные условия для патриотического воспитания дошкольников. Применение в воспитательно – образовательной работе разнообразных методов, форм, позволяет обеспечить повышение эффективности нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Но следует отметить, что формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с родителями. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Проделанная работа позволяет сделать выводы, что в сложном деле воспитания подрастающего поколения патриотами особое значение имеет тесное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Только сообща можно воспитать любовь к Родине, к своим близким людям.
Литература:
1.Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: Сфера, 2009.
2.Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
3.Антонов Ю.Е, Левина Л. В., Розова О.В., Щербакова И. А. – 2 –е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. Гладкова Ю.А Взаимодействие с семьей: вопросы планирования.// Ребенок в детском саду. 2006
4.Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2011.
5.Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: Взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: Сфера, 2007.
6.Комратова Н.Г, Грибова Л.Ф Патриотическое воспитание детей 4 – 6лет: Методическое пособие. - :ТЦ Сфера, 2007.
7.Мохонева М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2014.
8.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в саду. М. : Линко- Пресс, 2003
9.О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» , Санкт-Петербург Издательство «Детство-Пресс» 2010
10. С чего начинается Родина? : Опыт работы по патриот. воспитанию в ДОУ: Сборник Под ред. Л.А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2003.
11. «Дошкольнику об истории и культуре России» Г. Н. Данилиной. пособие для реализации гос. программы "Патриот. воспитание граждан Рос. Федерации на 2001-2005 годы" Москва : АРКТИ, 2005
12.В.И.Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с детьми» . Пособие для методистов и педагогов, издательство Мозаика синтез, Москва 2007 год.
13. Интернет ресурсы:
https://infourok.ru/?
Приложение №1.
Анкета для родителей
«патриотическое воспитание в семье и в дошкольном учреждении»
1.Что вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»
- воспитание любви к Родине
- воспитание уважения к старшему поколению
- воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа
- знание истории своей страны
- все выше перечисленное.
2. Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая проблема патриотического воспитания детей?
-да;
-нет;
-затрудняюсь ответить
3. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости патриотического воспитания ребенка именно в дошкольном возрасте?
- да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей;
- мы все больше в этом убеждаемся;
- с этим утверждением мы не согласны.
4. Какую информацию по теме патриотического воспитания Вы хотели бы получить?
- о православных праздниках;
- о традициях культуры малочисленных народов Севера (ханты и манси);
- о воспитании детей на примере патриотизма и героизма русского народа.
5. Воспитываете ли Вы у своих детей гражданские чувства? Каким образом?
- подаем пример в семье;
- читаем художественную литературу;
- экскурсии по культурным достопримечательностям;
- смотрим исторические фильмы;
- все выше перечисленное.
6. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка в будущем?
- справедливым, трудолюбивым, доброжелательным к окружающим;
- достойным гражданином своей страны;
- патриотом своей Родины, умеющим дать нравственную оценку своим поступкам.
7. Нуждаетесь ли вы в помощи в вопросах патриотического воспитания дошкольников?
- да;
- нет.
Спасибо за сотрудничество!
Приложение №2
Анкета «Удовлетворенность родителей совместной работой в вопросе патриотического воспитания»
1. Считаете ли Вы актуальными вопросы патриотического воспитания дошкольников?
- да;
- нет;
- затрудняюсь.
2. Удовлетворены ли Вы совместной работой, или считаете необходимым продолжать дальнейшую работу?
- да;
- частично;
- не удовлетворен.
3. Делится ли Ваш ребенок после совместных мероприятий положительными впечатлениями?
- да, всегда;
- иногда;
- нет.
4. Используете ли Вы в воспитании своего ребенка литературу, о которой узнали на совместных встречах?
- часто;
- иногда;
- нет.
5. Свободно ли Вы обращаетесь за необходимой помощью к воспитателям?
- да;
- нет;
- в крайних случаях.
6. Участвуете ли Вы в мероприятиях, проводимых в ДОУ?
- участвую постоянно;
- участвовал 1-2 раза;
- не принимаю участия.
7. Какая форма работы была для Вас наиболее эффективной, интересной и насыщенной информационно?
- совместные встречи;
- консультация;
- открытые мероприятия;
- памятки и брошюры.
8. Изменилось ли Ваше мнение о необходимости гражданско-патриотического воспитания у дошкольников с начала года?
- да;
- нет.
Ваши предложения: ____________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД
1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...
Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".
пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...

Доклад на тему:"Взаимодействие с семьёй в рамках введения ФГОС дошкольного образования" + презентация к докладу
Взаимодействие с семьёй в рамках введения ФГОС дошкольного образования...
