Доклад "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста".
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Доклад
«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста».
Сенсорное воспитание — это развитие представлений ребёнка о свойствах предмета. Такое воспитание происходит через поощрение изучения окружающего мира: чем больше он видит и трогает разные предметы, слышит интересные звуки, тем активнее он учится разными органами чувств ощущать и воспринимать мир.
В результате сенсорного воспитания у ребёнка должны появиться представления о форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, материале, вкусе, количестве и прочих свойствах вещей в окружающем мире. С помощью них формируются сенсорные эталоны — общепринятые образцы свойств предметов, которыми взрослые пользуются ежедневно, даже не замечая этого.
Как происходит освоение сенсорных эталонов
Исследователи выделяют следующие этапы:
- Этап сенсорных предэталонов (6 месяцев — 2,5 года).
В это время ребёнок знакомится с базовыми формами, цветами, пространственными понятиями и другими простейшими свойствами предметов.
- Этап знакомства с эталонами через сравнение (3–7 лет)
На этом этапе ребёнок начинает сравнивать характеристики вещей и учится выделять общее и отличия. Например, малыш понимает, что предмет зелёный, через сравнение с травой: мяч зелёный, как трава.
- Этап сравнения качества предметов с общепринятыми эталонами (с 6–7 лет)
В качестве сенсорных эталонов цвета начинают выступать семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. В качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер, в слуховом восприятии — звуковые отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты, во вкусовом — четыре основных вкуса и их сочетания, в обонятельном восприятии — узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, тяжёлые. Всё это помогает лучше ориентироваться в мире.
Зачем необходимо сенсорное воспитание
Сенсорное воспитание:
— помогает считывать информацию, чтобы в дальнейшем её правильно обрабатывать;
— развивает наблюдательность и внимание;
— упорядочивает представления ребёнка о внешнем мире через понимание сенсорных эталонов;
— помогает лучше учиться;
— является основой развития воображения и даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
— закладывает основу для перехода от чувственного к рациональному познанию, от восприятия — к мышлению.
Более того, множество профессий имеет выраженную сенсорную основу. Например, архитектор или художник должны обладать высокой точностью восприятия окружающего мира и различать формы, а музыкант и врач — обладать высоко развитым слуховым восприятием.
Что должен знать дошкольник.
Своевременное сенсорное восприятие на этапе дошкольного возраста — главное условие познавательного развития растущего человека, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, формирования эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию окружающего мира.
Пробелы в сенсорном развитии малыша трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем периоде. В школьном возрасте эти пробелы могут проявиться в виде отставания в развитии, затрудняющего овладение знаниями основ наук.
Поэтому в течение дошкольного возраста ребёнок должен приобрести представления:
- о цвете (цвета радуги);
- величине (большой, маленький, средний и т. п.);
- форме (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник);
- вкусе (сладкий, горький, солёный, кислый);
- запахе;
- массе (тяжёлый, лёгкий);
- положении в пространстве (право, лево, внизу, вверху, близко, далеко и т. п.);
- ориентировании во времени (утро, день, вечер, ночь и час);
- звучании предметов (громко, тихо, высоко, низко);
- речевом слухе (гласные, согласные, твёрдые, мягкие);
- материале (мягкий, твёрдый, пушистый, гладкий и т. п.).
Какие игры развивают сенсорное восприятие мира.
Все игры, предполагающие взаимодействие ребёнка с предметами, являются частью сенсорного воспитания. Важно сделать так, чтобы ежедневные занятия малыша развивали разные органы чувств и задействовали работу со всеми категориями мышления: массой, цветом, формой и другими.
В этом тексте мы приведём несколько примеров полезных игр, которые можно проводить для детей.
- Развитие зрительных ощущений.
Для этого поиграйте в «Солнечного зайчика». Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малыша на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, полу и потолку. Затем предложите дотронуться до него — и поймать.
- Знакомство с геометрическими фигурами.
Предложите ребёнку обвести контуры фигур на бумаге, ощупать фигуру, проводя ладонью по поверхности. Попросите найти предметы, похожие на какую-нибудь фигуру.
- Сравнение предметов по величине.
Для ознакомления с величиной можно использовать приём приложения предметов друг к другу. По мере накопления опыта сравнение предметов по размеру осуществляется на глаз.
- Знакомство с цветом.
Цвет распознаётся приложением предметов друг к другу, наличие границы показывает разность цвета.
- Знакомство с материалами.
Здесь поможет игра «Кот в мешке». В непрозрачный пакет или мешочек кладутся различные предметы, которые можно определить на ощупь, например грецкий орех, разные крупы, вата, шишка т. п.
Есть и другие современные игрушки, направленные именно на сенсорное развитие. Можно приобрести или сделать самим набор цветных палочек, с помощью игр изучать через них цвет и познакомить малыша с категориями размера, количества, величины.
Для изучения категорий вкуса, высоты и громкости звука, запахов стоит придумать игры, которые легко встраиваются в ежедневную рутину конкретно вашей семьи.
Итак, сенсорное воспитание — это каждодневная работа со всем, что окружает нас. С возрастом у ребёнка начинает накапливаться представление о форме, цвете, величине и других свойствах предметов.
Знакомя детей с различными категориями, не стоит добиваться запоминания названий и их дальнейшего употребления. Главное, чтобы ребёнок учился учитывать свойства предметов во время действий с ними.
В раннем возрасте предметный мир вызывает у малыша наибольший интерес, а взрослым важно помочь ему обеспечить полноценную сенсорную среду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Публикация опыта. МАУ г.Нижневартовска "Центр развития образования" секция «Речевое развитие детей дошкольного возраста» «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по Экокниге посредством использования мнемотаблиц"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14187241","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]http://cro.edu-nv.ru/opyt/78-obshchestvennye-ob-edineniya/rm...
Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...

Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)
Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...
