Обобщение опыта
материал

Смирнова Екатерина Сергеевна

Дети дошкольного возраста, очень любопытны, а любопытство, как известно - это природное качество, которое присуще в той или иной степени каждому ребенку с рождения. Это склонность человека к проявлению  интереса ко всему новому. Очень важно вовремя заметить этот природный дар, бережно сохранять его и грамотно развивать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме:

«Экспериментирование как средство развития

познавательной активности  детей дошкольного возраста»

                       

                                           воспитатель: Смирнова Екатерина Сергеевна

                                           

                                           

        

 «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываются на более высоком умственном и

                                            нравственном уровне в сравнении с теми,

 кто такой школы не прошёл».

К.А.Тимирязев

        Дети дошкольного возраста, очень любопытны, а любопытство, как известно - это природное качество, которое присуще в той или иной степени каждому ребенку с рождения. Это склонность человека к проявлению  интереса ко всему новому. Очень важно вовремя заметить этот природный дар, бережно сохранять его и грамотно развивать. 

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений

Любая деятельность детей – источник познания. Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. Ребёнок-дошкольник активно стремиться узнать об окружающем его мире как можно больше.

В разговоре с детьми и во время проведения занятий я заметила повышенный интерес детей к экспериментальной деятельности. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, учитывая, что моя группа состоит практически из одних мальчишек, а они еще те экспериментаторы, в работе с детьми я начала уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и не живой природы.

      Мною была поставлена цель и следующие задачи.

Цель:  повысить уровень развития познавательной активности детей дошкольного возраста через систематическое использование методов и приемов детского экспериментирования.

Задачи:

  • создать в группе необходимые условия для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желание самостоятельно находить решения в проблемной ситуации;
  • формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;
  • обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи;
  • формировать умение детей проводить элементарные и доступные опыты, строить предположения, искать ответы на вопросы и делать простейшие выводы, анализируя результат экспериментальной деятельности.

       Для решения поставленных целей и задач вместе с родителями была создана предметно-развивающая среда, которая постоянно пополняется новыми материалами, в соответствии с возрастом детей и их интересами, она  стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность, помогает развитию поисковой активности детей. Оборудовали уголок для экспериментирования, в который поместили:

  • прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма, мерные ложки, сито и воронки,  пипетки, трубочки,
  • растворимые вещества (пищевые добавки, красители), растворимые продукты (соль, сахар, лимонная кислота, сода) и т.п.
  • природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена,    скорлупа и т.п.)
  • бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки ткани, поролона, меха, проволока, пробки) и т.п.
  • лупы;
  • контейнеры с песком и водой;
  • рулетка, линейка, треугольник;
  • часы песочные;
  • бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

При выборе темы следую в соответствии с принципом от простого к сложному. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его. А также она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

В условиях детского сада я стараюсь использовать  только элементарные опыты и эксперименты.

Предлагаю рассмотреть некоторые опыты и эксперименты, которые мы проводили с детьми:

-Проект «Удивительный песок», позволил закрепить знания детей о свойствах песка, способствовал развитию представлений детей об окружающем мире неживой природы, дети вспомнили свойства песка и его предназначение в жизни человека.

-Опыт «Волшебная жидкость» - дети смешивали воду и растительное масло, уяснили, что вода и растительное масло не смешиваются друг с другом, т.к. вода плотнее и тяжелее, чем  масло. Далее добавили краситель, он  смешался с водой, попадая в масло, превращался в шарик, а аспирин вызвал движение этих шариков.

-Опыт с воздухом «Кораблик в перевернутом сосуде» стал продолжение занятия по ручному труду, дети техникой оригами сделали кораблик и им было предложено запустить их в плавание, вспомнили свойства бумаги, постепенно напитывать воду и опыт показал детям, что в сосуде, есть воздух, хоть его и не видно, который не дает заполнить водой пространство внутри сосуда. Но он немного сжимается, поэтому кораблик плавает чуть выше краев перевернутого сосуда. Когда мы наклонили сосуд, выпустили воздух, место которого заполняет вода и кораблик тонет.

-Опыт «Надуем воздушный шар» - познакомил детей еще с одним, очень интересным способом надуть шар и выяснили, что при смешивании соды и лимонной кислоты возникает химическая реакция, в результате которой  выделяется углекислый газ. Этого газа становится все больше и больше, он уже не может уместиться в бутылке и выходит из нее, попадая в шарик. Именно поэтому шарик  и надувается.

-Во время проекта «Огород на подоконнике» - пыталась вызвать у детей интерес к выращиванию лука и цветов,  познакомила детей с некоторыми видами, дети научились ухаживать за посадками. Результатом эксперимента дети были довольны, каждый ребенок, проявил заботу о растении. Были довольны, что сами вырастили витамины на подоконнике.

Об опытах и экспериментах, можно говорить бесконечно, их очень большое множество.

У детей имеются результаты, то есть повысился уровень любознательности: стали чаще задавать вопросы познавательного характера и обращаться к материалам центра, стремятся самостоятельно найти ответ. Сформировались начальные исследовательские умения: видят проблему, выдвигают предположения («А если, мы добавим соль, лед растает быстрее?»), с помощью взрослого планируют опыт, делают элементарные выводы. Дети стали более усидчивыми, внимательными, пробуют доводить начатое дело до конца.

И конечно ведется работа с родителями, проводятся беседы, консультации, рекомендации. Вот некоторые из них: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Экспериментируем, играя!» и др. Родители включаются в нашу работу и с удовольствием проводят опыты и эксперименты дома с детьми.

Дети существа удивительные, они каждый день совершают открытия, заставляя нас взрослых, взглянуть на мир по новому, и чтобы лучше их понять нужно самим стать чуть-чуть ребёнком и взглянуть на мир его глазами.

В результате работы: изучила теоретический материал по данной теме; создала картотеки опытов и экспериментов; создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе; разработала конспекты образовательной деятельности по экспериментированию; подготовила консультации для родителей.

Проанализировав свою работу по теме самообразования, пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

В дальнейшем планирую продолжать работать над темой самообразования, пополнять предметно-развивающую среду, разрабатывать картотеки, различные игры и схемы для экспериментов.

А закончить свое выступление мне бы хотелось словами педагога Василия Александровича Сухомлинского

«Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.

Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...

Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.

Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество   мам с детьми и с командой педагогов....

Обобщение опытом. "Обогащение социального опыта ребёнка посредством театрализации"

Данный материал рассказывает о том,как театрализация формирует у детей опыт социальных навыков....

Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя

В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, кот...

Понятие передового педагогического опыта. Объективные предпосылки обобщения опыта.

По мнению Я.С.Турбовского, «передовой педагогический опыт -  это средство целенаправленного совершенствования воспитательно-образовательного процесса, удовлетиворяющее актуальные потребност...