«PRO-детей: развитие навыков XXI века у старших дошкольников через проектную и исследовательскую деятельность»
учебно-методический материал

Большакова Татьяна Викторовна

Суть: Практико-ориентированная система для педагогов ДОУ по организации проектно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет. Направлена на развитие 4К-компетенций: креативности, критического мышления, коммуникации и кооперации.

Содержание: Включает пошаговый план, практические инструменты («Детский совет», «Дневник исследователя»), критерии оценки и готовые приложения (анкеты, диагностику, шаблоны).

Результат: Готовая модель для внедрения, повышающая качество образовательного процесса через поддержку детской инициативы и профессиональный рост педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка (образовательный проект)

Тема: «PRO-детей: развитие навыков XXI века у старших дошкольников через проектную и исследовательскую деятельность»
Автор: Старший воспитатель Большакова Татьяна Викторовна
Учреждение: МБДОУ «Детский сад № 142 г. Дзержинск

Целевая аудитория: Воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Срок реализации: 1 учебный год (сентябрь — май).

1. Введение (Пояснительная записка)

1.1. Актуальность.
Современный мир предъявляет новые требования к выпускнику детского сада: недостаточно просто обладать знаниями, необходимо уметь их добывать, применять, критически мыслить, работать в команде и творчески подходить к решению задач. Эти компетенции известны как «навыки XXI века» (4К: креативность, критическое мышление, коммуникация, кооперация). Проектная и исследовательская деятельность является наиболее эффективной педагогической технологией для их формирования, так как:

  • Ставит ребенка в позицию активного деятеля, а не пассивного слушателя.
  • Имеет практико-ориентированный характер, что повышает внутреннюю мотивацию.
  • Естественным образом интегрирует различные образовательные области (познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие).

1.2. Проблема.
Анализ практики в ДОУ показал, что педагоги часто испытывают трудности в организации полноценной проектной деятельности: ограничиваются тематическими неделями, не дают детям возможности выбора, делают акцент на итоговом продукте, а не на процессе познания. Это снижает развивающий потенциал технологии.

1.3. Цель разработки.
Создание и апробация системы методического сопровождения педагогов по организации эффективной проектно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками, направленной на развитие ключевых навыков XXI века.

1.4. Задачи.

  • Для педагогов:
  • Повысить профессиональную компетентность в области технологии проектной и исследовательской деятельности.
  • Сформировать практический инструментарий (картотеки, алгоритмы, шаблоны) для работы с детьми.
  • Создать мотивирующую предметно-пространственную среду, поддерживающую детскую инициативу.
  • Для детей:
  • Развивать познавательную активность, умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы.
  • Формировать навыки планирования, поиска информации (в книгах, интернете с помощью взрослого, через наблюдение и эксперимент).
  • Совершенствовать коммуникативные навыки (ведение диалога, аргументация своей позиции, работа в мини-группе).
  • Стимулировать творческое мышление и способность создавать и презентовать продукт.

1.5. Нормативно-правовая база.

  • ФГОС ДО.
  • ФОП ДО
  • Образовательная программа ДОУ.
  • Профессиональный стандарт «Педагог».

2. Содержание методической разработки

2.1. Этапы реализации проекта.

Этап

Сроки

Содержание работы

Ответственные

I. Диагностико-проекти-ровочный

Сентябрь

1. Анкетирование педагогов «Готовность к организации проектной деятельности».
2. Диагностика детей (наблюдение за проявлением инициативы, любознательности, навыков общения).
3. Создание творческой группы педагогов.
4. Разработка и утверждение плана-графика.

Старший воспитатель, педагог-психолог

II. Практико-реализа-ционный

Октябрь — Апрель

1. Для педагогов:
- Семинар-практикум «От детского вопроса к проекту».
- Педагогическая мастерская «Создание «Копилки проблемных ситуаций».
- Круглый стол «Как мы поддерживаем детскую инициативу?».
- Разработка единого 
«Дневника юного исследователя» (шаблон для детей).
2. 
Для детей и педагогов:
- Реализация 3-4 долгосрочных групповых проектов (по выбору детей).
- Организация еженедельной работы 
«Детской лаборатории» (краткосрочные опыты и исследования).
- Создание в группах центров «Умные книжки» и «Я исследователь».

Старший воспитатель, воспитатели, дети

III. Итогово-аналити-ческий

Май

1. Фестиваль детских проектов «Я познаю мир!» (открытая презентация для родителей и детей других групп).
2. Повторная диагностика детей и педагогов.
3. Анализ результатов, обобщение опыта, написание статьи.
4. Планирование работы на следующий год.

Старший воспитатель, все участники

2.2. Описание ключевых методов и форм.

  • Метод «Детского совета»: Утренний круг для выбора темы проекта, планирования деятельности, решения возникающих проблем.
  • «Карта мыслей» (Mind Map): Визуальный инструмент для фиксации детских идей, вопросов и гипотез в начале проекта.
  • «Дневник юного исследователя»: Индивидуальная папка ребенка, куда он (с помощью взрослого) зарисовывает этапы работы, схемы опытов, находки.
  • Технология «Шесть шляп мышления» Э. де Боно (в адаптации): Использование цветных карточек-шляп для организации обсуждения («белая шляпа» — только факты, «желтая» — плюсы, «черная» — трудности и т.д.).
  • Социальные пробы: Выход проекта за пределы группы (интервью с сотрудниками сада, создание стенгазеты для всего ДОУ, экологическая акция).

2.3. Примерная структура работы над проектом (для воспитателя).

  1. Выявление проблемы/интереса: Фиксация детского вопроса или наблюдение за устойчивым интересом группы.
  2. Планирование: «Детский совет»: Что мы уже знаем? Что хотим узнать? Как это узнаем? Кто поможет? (Родители, повар, библиотекарь).
  3. Реализация:
  • Поиск информации: чтение, интернет-помощь родителей, экскурсии, встречи с экспертами.
  • Практическая деятельность: эксперименты, изготовление макетов, коллекций, рисование схем.
  • Фиксация результатов: заполнение «Дневника исследователя», фото- и видеосъемка.
  1. Презентация продукта: Создание выставки, спектакля, книги, модели, проведение мастер-класса для других.
  2. Рефлексия: Обсуждение: Что получилось? Что было трудно? Что нового узнали?

3. Ожидаемые результаты и критерии оценки

3.1. Для детей (к концу года):

  • Повышенный уровень любознательности: Ребенок активно задает вопросы, проявляет интерес к причинно-следственным связям.
  • Сформированность начальных навыков проектирования: Может с помощью взрослого определить цель, составить простой план, довести дело до конца.
  • Развитие коммуникативных навыков: Свободно участвует в обсуждениях, умеет договариваться со сверстниками.
  • Повышение уверенности в себе и самостоятельности: Готов представлять результаты своей работы.

3.2. Для педагогов:

  • Сформирован банк методических материалов (конспекты, картотеки).
  • Готовность применять технологию проектной деятельности системно и вариативно.
  • Рост активности участия в профессиональных конкурсах, обобщение опыта.

3.3. Для родителей:

  • Повышение педагогической компетентности, вовлеченность в жизнь группы (в роли экспертов, помощников).
  • Умение поддерживать исследовательскую активность ребенка дома.

Оценка эффективности будет проводиться через:

  • Наблюдение и диагностические карты.
  • Анализ продуктов детской деятельности.
  • Анкетирование и отзывы родителей.
  • Самоанализ деятельности педагогов.

4. Заключение. Перспективы развития

Данная методическая разработка представляет собой целостную систему, направленную на обогащение профессионального арсенала педагогов ДОУ. Её внедрение позволит перейти от формального использования проектного метода к его содержательной реализации, где центром процесса является инициативный, мыслящий и увлеченный ребенок.

Перспективы:

  • Создание сетевого взаимодействия с другими ДОУ для обмена детскими проектами.
  • Разработка цифрового ресурса (блог или страница на сайте ДОУ) для публикации «Дневников исследователей».
  • Издание сборника лучших детско-взрослых проектов.

Приложения (примерный перечень):

  1. Приложение 1: Анкета для педагогов «Готовность к организации проектной деятельности».
  2. Приложение 2: Диагностическая карта наблюдения за проявлением навыков 4К у дошкольников.
  3. Приложение 3: Шаблон «Дневник юного исследователя» (3-4 страницы для заполнения ребенком).
  4. Приложение 4: Конспект семинара-практикума для педагогов «От детского вопроса к проекту».
  5. Приложение 5: Фотоматериалы, примеры заполненных детских «Дневников», «Карт мыслей».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для педагогов «Готовность к организации проектной деятельности»

Уважаемые коллеги! Просим вас ответить на вопросы для оценки текущей ситуации и планирования методической поддержки.

  1. Как часто вы используете проектную деятельность в работе с детьми?
  • Регулярно (не менее 1 проекта в квартал)
  • Эпизодически (1-2 раза в год)
  • Не использую
  1. Что для вас является самым сложным в организации проектов с дошкольниками? (можно выбрать несколько вариантов)
  • Выбор темы, которая заинтересует всех детей
  • Планирование этапов проекта
  • Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей
  • Документальное сопровождение (фиксация этапов, результатов)
  • Вовлечение родителей
  • Презентация итогов проекта
  • Другое (укажите) _________________
  1. Какие формы фиксации детской исследовательской деятельности вы применяете?
  • Фотографии
  • Видеозаписи
  • Детские рисунки и схемы
  • Записи детских высказываний
  • Специальные дневники или папки проектов
  • Не фиксирую системно
  1. Оцените по шкале от 1 до 5 свою уверенность в следующих умениях (1 — не уверен(а), 5 — полностью уверен(а)):
  • Умение перевести детский вопрос в тему проекта _____
  • Создание проблемной ситуации для запуска проекта _____
  • Организация «Детского совета» для планирования _____
  • Консультирование детей в процессе поиска информации _____
  • Помощь в оформлении и презентации результатов _____
  1. В какой форме методической помощи по этой теме вы нуждаетесь больше всего?
  • Практические семинары с разбором конкретных кейсов
  • Мастер-классы по созданию инструментов (дневники исследователя, карты мыслей)
  • Банк готовых шаблонов и конспектов
  • Взаимопосещения и анализ проектов коллег
  • Консультации со старшим воспитателем
  • Другое _________________

Спасибо за искренние ответы!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Диагностическая карта наблюдения за проявлением навыков 4К у дошкольников (5-7 лет)
Группа _____ Воспитатель _____ Дата наблюдения _____

Критерий (навык)

Показатели проявления

Уровни развития (отметить V)

Креативность

1. Генерирует идеи: предлагает оригинальные способы решения задачи, нестандартные ответы.
2. 
Развивает идеи: дополняет и улучшает предложения других.
3. 
Создает продукты: рисует, конструирует, сочиняет истории, отражающие собственный замысел.

Н: Редко проявляет, следует шаблону.
С: Иногда предлагает свои идеи, но часто зависим от образца.
В: Часто предлагает оригинальные идеи, увлекается творческим процессом.

Критическое мышление

1. Задает вопросы: использует вопросы «почему?», «как?», «что будет, если?».
2. 
Сравнивает и анализирует: находит сходства/различия, устанавливает простые причинно-следственные связи.
3. 
Делает выводы: на основе наблюдений и опытов формулирует простые умозаключения.

Н: Вопросы репродуктивные («что это?»), выводы делает с помощью взрослого.
С: Задает уточняющие вопросы, пытается самостоятельно сопоставлять факты.
В: Активно задает проблемные вопросы, стремится докопаться до сути, аргументирует свое мнение.

Коммуникация

1. Выражает мысли: понятно для окружающих формулирует свои мысли, чувства, идеи.
2. 
Ведет диалог: слушает собеседника, задает уточняющие вопросы, поддерживает тему разговора.
3. 
Презентует: рассказывает о результатах своей работы перед группой (четко, последовательно).

Н: Речь смазанная, испытывает трудности при публичном высказывании.
С: Общается в паре/малой группе, с помощью взрослого представляет итоги.
В: Активно и ясно общается, уверенно представляет продукты деятельности аудитории.

Кооперация

1. Работает в команде: соблюдает очередность, делится материалами.
2. 
Договаривается: умеет обсуждать и принимать общие решения, учитывает мнение других.
3. 
Помогает: предлагает помощь сверстникам, берет на себя часть общей задачи.

Н: Работает рядом, но не вместе; конфликтует при разделении ресурсов.
С: Выполняет свою роль в команде по договоренности с взрослым.
В: Активно ищет компромиссы, распределяет задачи, стремится к достижению общей цели.

Легенда: Н — начальный (формируется), С — средний (стабильно проявляется), В — высокий (системно применяется).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Шаблон «Дневник юного исследователя»
(Имя и фамилия исследователя) _________________
(Тема моего проекта) «________________________»
(Дата начала) _____ (Дата окончания) _____

Страница 1. «Мой вопрос — моя гипотеза»

  • Я хочу узнать: _________________________
  • Потому что мне интересно: ______________
  • Я думаю (моя гипотеза), что: ____________
  • Наш план (что будем делать, рисовать схему или ставить галочки):
  • Спросим у взрослых
  • Почитаем в книжках
  • Посмотрим познавательный фильм
  • Сделаем опыт
  • Создадим макет
  • Другое: ______________

Страница 2. «Мои открытия»

  • Вот что я узнал(а) нового (можно нарисовать или вклеить картинки):
  • Факт 1: _________________________
  • Факт 2: _________________________
  • Вот схема моего опыта (рисунок):

Страница 3. «Что получилось?»

  • Я создал(а) (мой продукт): ______________
    (можно приклеить маленькую фотографию или сделать рисунок)
  • Самый интересный этап был: ______________
  • Самым трудным было: ____________________
  • Я хочу рассказать об этом: (кому) ________

Страница 4. «Оценка команды»
(Заполняется вместе с воспитателем)

  • Твоя настойчивость:   
  • Умение работать в команде:   
  • Оригинальность идеи:   
  • Печать лаборатории: [Место для штампика или наклейки «Молодец!»]

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Конспект семинара-практикума для педагогов
Тема: «От детского вопроса к проекту: алгоритм действий воспитателя»

Цель: повысить практическую готовность педагогов к организации проектной деятельности на основе детской инициативы.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал (карточки с детскими вопросами, шаблоны «Карты мыслей», примеры «Дневников»), стикеры, флипчарт.

Ход семинара:

1. Вводная часть (10 мин).

  • Упражнение «Вопрос на стикере»: Каждый педагог пишет на стикере один самый неожиданный детский вопрос, который он слышал. Все вопросы размещаются на доске.
  • Обсуждение: Какой потенциал для проекта есть в каждом из этих вопросов? («Почему у кошки глаза светятся?» → проект «Тайны ночных животных», «Куда девается мусор?» → проект «Экознайки»).

2. Теоретический блок «Шаг за шагом» (15 мин).

  • Алгоритм перевода вопроса в проект:
  1. Фиксация интереса (вопрос, удивление, спор).
  2. «Детский совет»: Обсуждаем: «Что мы уже ЗНАЕМ? Что хотим УЗНАТЬ? КАК мы это узнаем?» (заполняем вместе с детьми простую таблицу).
  3. Планирование: Создаем «Карту мыслей» (в центре тема, ветви — направления поиска).
  4. Деятельность: Организуем центры активности в группе (исследовательский, художественный, литературный).
  5. Фиксация: Помогаем детям вести «Дневник исследователя».
  6. Итог: Выбираем форму презентации вместе с детьми (выставка, спектакль, газета, экскурсия для родителей).

3. Практическая работа в мини-группах (25 мин).

  • Задание: Разработать каркас проекта на основе выбранного детского вопроса.
  • Каждая группа получает карточку-стимул: «Почему листья желтеют?», «Как строят дома?», «Откуда берётся шоколад?».
  • План работы группы:
  1. Определить возможный продукт проекта.
  2. Наметить 3 ключевых этапа (например: «Исследуем», «Творим», «Делимся»).
  3. Придумать по одному практическому действию для детей на каждом этапе.
  4. Предложить форму участия родителей.

4. Презентация идей и рефлексия (10 мин).

  • Выступление представителей от групп.
  • Заключительный круг: «Один новый для меня прием, который я точно возьму в работу…»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Описание фотоматериалов и примеры заполненных материалов

1. Фотоматериалы (предлагаемые к публикации в методическом портфолио или на сайте ДОУ):

  • Фото 1. «Детский совет в действии». Дети сидят в кругу, на мольберте — «Карта мыслей» по теме «Космос». Видно, как дети добавляют свои идеи.
  • Фото 2. «Работа в исследовательском центре». Ребенок рассматривает через лупу структуру шишки, рядом лежит «Дневник исследователя» с зарисовками.
  • Фото 3. «Создание продукта». Дети коллективно раскрашивают большой макет солнечной системы.
  • Фото 4. «Презентация проекта родителям». Ребенок с указкой рассказывает у стенгазеты о этапах проекта «Мир динозавров».
  • Фото 5. «Страницы Дневника юного исследователя» (крупный план). Видны детские рисунки этапов опыта с водой, подписи, сделанные воспитателем со слов ребенка.

2. Пример заполненной «Карты мыслей» (по теме «Птицы зимой»):

  • Центр (тема): «Как помочь птицам?»
  • Ветви:
  • Какие птицы остаются? (рисунки воробья, синицы, голубя).
  • Чем они питаются? (картинки ягод, семечек, сала).
  • Чем опасен голод? (детский рисунок грустной птички).
  • Как мы можем помочь? (иконки: кормушка, домик, вода).
  • Кто нам поможет? (рисунки родителей, старших детей).

3. Пример записи детской гипотезы из «Дневника»:

  • Вопрос: «Почему радуга разноцветная?»
  • Гипотеза ребенка (со слов): «Я думаю, это потому, что солнце красит дождик в разные цвета, как фломастеры».
  • Вывод после опыта со стеклянной призмой и фонариком: «Свет сам разноцветный! Он прячется в белом луче».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детской познавательной активности через проектную и исследовательскую деятельность в ДОУ.

Проектная деятельность, каксредство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста....

Развитие познавательного интереса и инициативности старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности (опыт работы)

Сообщение из опыта работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников....

Роль семьи в развитии познавательной активности старших дошкольников через проектную деятельность.

Статья на тему"Роль семьи в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность"...

Коммуникативно-речевое развитие старших дошкольников через проектную деятельность

Сообщение из опыта работы педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы...

«Использование карточек Проппа в развитии связной речи старших дошкольников через проектно – исследовательскую деятельность»

Работа с картами Проппа - это иновационная технология, по развитию речи. Она состоит из символов и иллюстраций - своего рода сказочный компьютер, по которым дети узнают события и эпизоды сказок....

Социально - коммуникативное развитие старших дошкольников через проектную деятельность

В сатье из опыта работы педагога рассматривается проектная деятельность как средство развития социально - коммуникативных навыков старших дошкольников....

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную и исследовательскую деятельность

В настоящее время в образовании используется ряд технологий, позволяющих обеспечить оптимальное общее развитие личности ребёнка. Не столь новой, но востребованной в обучении является проектно-исследов...