«PRO-детей: развитие навыков XXI века у старших дошкольников через проектную и исследовательскую деятельность»
учебно-методический материал
Суть: Практико-ориентированная система для педагогов ДОУ по организации проектно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет. Направлена на развитие 4К-компетенций: креативности, критического мышления, коммуникации и кооперации.
Содержание: Включает пошаговый план, практические инструменты («Детский совет», «Дневник исследователя»), критерии оценки и готовые приложения (анкеты, диагностику, шаблоны).
Результат: Готовая модель для внедрения, повышающая качество образовательного процесса через поддержку детской инициативы и профессиональный рост педагогов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка (образовательный проект)
Тема: «PRO-детей: развитие навыков XXI века у старших дошкольников через проектную и исследовательскую деятельность»
Автор: Старший воспитатель Большакова Татьяна Викторовна
Учреждение: МБДОУ «Детский сад № 142 г. Дзержинск
Целевая аудитория: Воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Срок реализации: 1 учебный год (сентябрь — май).
1. Введение (Пояснительная записка)
1.1. Актуальность.
Современный мир предъявляет новые требования к выпускнику детского сада: недостаточно просто обладать знаниями, необходимо уметь их добывать, применять, критически мыслить, работать в команде и творчески подходить к решению задач. Эти компетенции известны как «навыки XXI века» (4К: креативность, критическое мышление, коммуникация, кооперация). Проектная и исследовательская деятельность является наиболее эффективной педагогической технологией для их формирования, так как:
- Ставит ребенка в позицию активного деятеля, а не пассивного слушателя.
- Имеет практико-ориентированный характер, что повышает внутреннюю мотивацию.
- Естественным образом интегрирует различные образовательные области (познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие).
1.2. Проблема.
Анализ практики в ДОУ показал, что педагоги часто испытывают трудности в организации полноценной проектной деятельности: ограничиваются тематическими неделями, не дают детям возможности выбора, делают акцент на итоговом продукте, а не на процессе познания. Это снижает развивающий потенциал технологии.
1.3. Цель разработки.
Создание и апробация системы методического сопровождения педагогов по организации эффективной проектно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками, направленной на развитие ключевых навыков XXI века.
1.4. Задачи.
- Для педагогов:
- Повысить профессиональную компетентность в области технологии проектной и исследовательской деятельности.
- Сформировать практический инструментарий (картотеки, алгоритмы, шаблоны) для работы с детьми.
- Создать мотивирующую предметно-пространственную среду, поддерживающую детскую инициативу.
- Для детей:
- Развивать познавательную активность, умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы.
- Формировать навыки планирования, поиска информации (в книгах, интернете с помощью взрослого, через наблюдение и эксперимент).
- Совершенствовать коммуникативные навыки (ведение диалога, аргументация своей позиции, работа в мини-группе).
- Стимулировать творческое мышление и способность создавать и презентовать продукт.
1.5. Нормативно-правовая база.
- ФГОС ДО.
- ФОП ДО
- Образовательная программа ДОУ.
- Профессиональный стандарт «Педагог».
2. Содержание методической разработки
2.1. Этапы реализации проекта.
Этап | Сроки | Содержание работы | Ответственные |
I. Диагностико-проекти-ровочный | Сентябрь | 1. Анкетирование педагогов «Готовность к организации проектной деятельности». | Старший воспитатель, педагог-психолог |
II. Практико-реализа-ционный | Октябрь — Апрель | 1. Для педагогов: | Старший воспитатель, воспитатели, дети |
III. Итогово-аналити-ческий | Май | 1. Фестиваль детских проектов «Я познаю мир!» (открытая презентация для родителей и детей других групп). | Старший воспитатель, все участники |
2.2. Описание ключевых методов и форм.
- Метод «Детского совета»: Утренний круг для выбора темы проекта, планирования деятельности, решения возникающих проблем.
- «Карта мыслей» (Mind Map): Визуальный инструмент для фиксации детских идей, вопросов и гипотез в начале проекта.
- «Дневник юного исследователя»: Индивидуальная папка ребенка, куда он (с помощью взрослого) зарисовывает этапы работы, схемы опытов, находки.
- Технология «Шесть шляп мышления» Э. де Боно (в адаптации): Использование цветных карточек-шляп для организации обсуждения («белая шляпа» — только факты, «желтая» — плюсы, «черная» — трудности и т.д.).
- Социальные пробы: Выход проекта за пределы группы (интервью с сотрудниками сада, создание стенгазеты для всего ДОУ, экологическая акция).
2.3. Примерная структура работы над проектом (для воспитателя).
- Выявление проблемы/интереса: Фиксация детского вопроса или наблюдение за устойчивым интересом группы.
- Планирование: «Детский совет»: Что мы уже знаем? Что хотим узнать? Как это узнаем? Кто поможет? (Родители, повар, библиотекарь).
- Реализация:
- Поиск информации: чтение, интернет-помощь родителей, экскурсии, встречи с экспертами.
- Практическая деятельность: эксперименты, изготовление макетов, коллекций, рисование схем.
- Фиксация результатов: заполнение «Дневника исследователя», фото- и видеосъемка.
- Презентация продукта: Создание выставки, спектакля, книги, модели, проведение мастер-класса для других.
- Рефлексия: Обсуждение: Что получилось? Что было трудно? Что нового узнали?
3. Ожидаемые результаты и критерии оценки
3.1. Для детей (к концу года):
- Повышенный уровень любознательности: Ребенок активно задает вопросы, проявляет интерес к причинно-следственным связям.
- Сформированность начальных навыков проектирования: Может с помощью взрослого определить цель, составить простой план, довести дело до конца.
- Развитие коммуникативных навыков: Свободно участвует в обсуждениях, умеет договариваться со сверстниками.
- Повышение уверенности в себе и самостоятельности: Готов представлять результаты своей работы.
3.2. Для педагогов:
- Сформирован банк методических материалов (конспекты, картотеки).
- Готовность применять технологию проектной деятельности системно и вариативно.
- Рост активности участия в профессиональных конкурсах, обобщение опыта.
3.3. Для родителей:
- Повышение педагогической компетентности, вовлеченность в жизнь группы (в роли экспертов, помощников).
- Умение поддерживать исследовательскую активность ребенка дома.
Оценка эффективности будет проводиться через:
- Наблюдение и диагностические карты.
- Анализ продуктов детской деятельности.
- Анкетирование и отзывы родителей.
- Самоанализ деятельности педагогов.
4. Заключение. Перспективы развития
Данная методическая разработка представляет собой целостную систему, направленную на обогащение профессионального арсенала педагогов ДОУ. Её внедрение позволит перейти от формального использования проектного метода к его содержательной реализации, где центром процесса является инициативный, мыслящий и увлеченный ребенок.
Перспективы:
- Создание сетевого взаимодействия с другими ДОУ для обмена детскими проектами.
- Разработка цифрового ресурса (блог или страница на сайте ДОУ) для публикации «Дневников исследователей».
- Издание сборника лучших детско-взрослых проектов.
Приложения (примерный перечень):
- Приложение 1: Анкета для педагогов «Готовность к организации проектной деятельности».
- Приложение 2: Диагностическая карта наблюдения за проявлением навыков 4К у дошкольников.
- Приложение 3: Шаблон «Дневник юного исследователя» (3-4 страницы для заполнения ребенком).
- Приложение 4: Конспект семинара-практикума для педагогов «От детского вопроса к проекту».
- Приложение 5: Фотоматериалы, примеры заполненных детских «Дневников», «Карт мыслей».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для педагогов «Готовность к организации проектной деятельности»
Уважаемые коллеги! Просим вас ответить на вопросы для оценки текущей ситуации и планирования методической поддержки.
- Как часто вы используете проектную деятельность в работе с детьми?
- Регулярно (не менее 1 проекта в квартал)
- Эпизодически (1-2 раза в год)
- Не использую
- Что для вас является самым сложным в организации проектов с дошкольниками? (можно выбрать несколько вариантов)
- Выбор темы, которая заинтересует всех детей
- Планирование этапов проекта
- Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей
- Документальное сопровождение (фиксация этапов, результатов)
- Вовлечение родителей
- Презентация итогов проекта
- Другое (укажите) _________________
- Какие формы фиксации детской исследовательской деятельности вы применяете?
- Фотографии
- Видеозаписи
- Детские рисунки и схемы
- Записи детских высказываний
- Специальные дневники или папки проектов
- Не фиксирую системно
- Оцените по шкале от 1 до 5 свою уверенность в следующих умениях (1 — не уверен(а), 5 — полностью уверен(а)):
- Умение перевести детский вопрос в тему проекта _____
- Создание проблемной ситуации для запуска проекта _____
- Организация «Детского совета» для планирования _____
- Консультирование детей в процессе поиска информации _____
- Помощь в оформлении и презентации результатов _____
- В какой форме методической помощи по этой теме вы нуждаетесь больше всего?
- Практические семинары с разбором конкретных кейсов
- Мастер-классы по созданию инструментов (дневники исследователя, карты мыслей)
- Банк готовых шаблонов и конспектов
- Взаимопосещения и анализ проектов коллег
- Консультации со старшим воспитателем
- Другое _________________
Спасибо за искренние ответы!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диагностическая карта наблюдения за проявлением навыков 4К у дошкольников (5-7 лет)
Группа _____ Воспитатель _____ Дата наблюдения _____
Критерий (навык) | Показатели проявления | Уровни развития (отметить V) |
Креативность | 1. Генерирует идеи: предлагает оригинальные способы решения задачи, нестандартные ответы. | Н: Редко проявляет, следует шаблону. |
Критическое мышление | 1. Задает вопросы: использует вопросы «почему?», «как?», «что будет, если?». | Н: Вопросы репродуктивные («что это?»), выводы делает с помощью взрослого. |
Коммуникация | 1. Выражает мысли: понятно для окружающих формулирует свои мысли, чувства, идеи. | Н: Речь смазанная, испытывает трудности при публичном высказывании. |
Кооперация | 1. Работает в команде: соблюдает очередность, делится материалами. | Н: Работает рядом, но не вместе; конфликтует при разделении ресурсов. |
Легенда: Н — начальный (формируется), С — средний (стабильно проявляется), В — высокий (системно применяется).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Шаблон «Дневник юного исследователя»
(Имя и фамилия исследователя) _________________
(Тема моего проекта) «________________________»
(Дата начала) _____ (Дата окончания) _____
Страница 1. «Мой вопрос — моя гипотеза»
- Я хочу узнать: _________________________
- Потому что мне интересно: ______________
- Я думаю (моя гипотеза), что: ____________
- Наш план (что будем делать, рисовать схему или ставить галочки):
- Спросим у взрослых
- Почитаем в книжках
- Посмотрим познавательный фильм
- Сделаем опыт
- Создадим макет
- Другое: ______________
Страница 2. «Мои открытия»
- Вот что я узнал(а) нового (можно нарисовать или вклеить картинки):
- Факт 1: _________________________
- Факт 2: _________________________
- Вот схема моего опыта (рисунок):
Страница 3. «Что получилось?»
- Я создал(а) (мой продукт): ______________
(можно приклеить маленькую фотографию или сделать рисунок) - Самый интересный этап был: ______________
- Самым трудным было: ____________________
- Я хочу рассказать об этом: (кому) ________
Страница 4. «Оценка команды»
(Заполняется вместе с воспитателем)
- Твоя настойчивость: ☺ ☺ ☺
- Умение работать в команде: ☺ ☺ ☺
- Оригинальность идеи: ☺ ☺ ☺
- Печать лаборатории: [Место для штампика или наклейки «Молодец!»]
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Конспект семинара-практикума для педагогов
Тема: «От детского вопроса к проекту: алгоритм действий воспитателя»
Цель: повысить практическую готовность педагогов к организации проектной деятельности на основе детской инициативы.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал (карточки с детскими вопросами, шаблоны «Карты мыслей», примеры «Дневников»), стикеры, флипчарт.
Ход семинара:
1. Вводная часть (10 мин).
- Упражнение «Вопрос на стикере»: Каждый педагог пишет на стикере один самый неожиданный детский вопрос, который он слышал. Все вопросы размещаются на доске.
- Обсуждение: Какой потенциал для проекта есть в каждом из этих вопросов? («Почему у кошки глаза светятся?» → проект «Тайны ночных животных», «Куда девается мусор?» → проект «Экознайки»).
2. Теоретический блок «Шаг за шагом» (15 мин).
- Алгоритм перевода вопроса в проект:
- Фиксация интереса (вопрос, удивление, спор).
- «Детский совет»: Обсуждаем: «Что мы уже ЗНАЕМ? Что хотим УЗНАТЬ? КАК мы это узнаем?» (заполняем вместе с детьми простую таблицу).
- Планирование: Создаем «Карту мыслей» (в центре тема, ветви — направления поиска).
- Деятельность: Организуем центры активности в группе (исследовательский, художественный, литературный).
- Фиксация: Помогаем детям вести «Дневник исследователя».
- Итог: Выбираем форму презентации вместе с детьми (выставка, спектакль, газета, экскурсия для родителей).
3. Практическая работа в мини-группах (25 мин).
- Задание: Разработать каркас проекта на основе выбранного детского вопроса.
- Каждая группа получает карточку-стимул: «Почему листья желтеют?», «Как строят дома?», «Откуда берётся шоколад?».
- План работы группы:
- Определить возможный продукт проекта.
- Наметить 3 ключевых этапа (например: «Исследуем», «Творим», «Делимся»).
- Придумать по одному практическому действию для детей на каждом этапе.
- Предложить форму участия родителей.
4. Презентация идей и рефлексия (10 мин).
- Выступление представителей от групп.
- Заключительный круг: «Один новый для меня прием, который я точно возьму в работу…»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Описание фотоматериалов и примеры заполненных материалов
1. Фотоматериалы (предлагаемые к публикации в методическом портфолио или на сайте ДОУ):
- Фото 1. «Детский совет в действии». Дети сидят в кругу, на мольберте — «Карта мыслей» по теме «Космос». Видно, как дети добавляют свои идеи.
- Фото 2. «Работа в исследовательском центре». Ребенок рассматривает через лупу структуру шишки, рядом лежит «Дневник исследователя» с зарисовками.
- Фото 3. «Создание продукта». Дети коллективно раскрашивают большой макет солнечной системы.
- Фото 4. «Презентация проекта родителям». Ребенок с указкой рассказывает у стенгазеты о этапах проекта «Мир динозавров».
- Фото 5. «Страницы Дневника юного исследователя» (крупный план). Видны детские рисунки этапов опыта с водой, подписи, сделанные воспитателем со слов ребенка.
2. Пример заполненной «Карты мыслей» (по теме «Птицы зимой»):
- Центр (тема): «Как помочь птицам?»
- Ветви:
- Какие птицы остаются? (рисунки воробья, синицы, голубя).
- Чем они питаются? (картинки ягод, семечек, сала).
- Чем опасен голод? (детский рисунок грустной птички).
- Как мы можем помочь? (иконки: кормушка, домик, вода).
- Кто нам поможет? (рисунки родителей, старших детей).
3. Пример записи детской гипотезы из «Дневника»:
- Вопрос: «Почему радуга разноцветная?»
- Гипотеза ребенка (со слов): «Я думаю, это потому, что солнце красит дождик в разные цвета, как фломастеры».
- Вывод после опыта со стеклянной призмой и фонариком: «Свет сам разноцветный! Он прячется в белом луче».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детской познавательной активности через проектную и исследовательскую деятельность в ДОУ.
Проектная деятельность, каксредство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста....

Развитие познавательного интереса и инициативности старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности (опыт работы)
Сообщение из опыта работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников....

Роль семьи в развитии познавательной активности старших дошкольников через проектную деятельность.
Статья на тему"Роль семьи в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность"...

Коммуникативно-речевое развитие старших дошкольников через проектную деятельность
Сообщение из опыта работы педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы...

«Использование карточек Проппа в развитии связной речи старших дошкольников через проектно – исследовательскую деятельность»
Работа с картами Проппа - это иновационная технология, по развитию речи. Она состоит из символов и иллюстраций - своего рода сказочный компьютер, по которым дети узнают события и эпизоды сказок....

Социально - коммуникативное развитие старших дошкольников через проектную деятельность
В сатье из опыта работы педагога рассматривается проектная деятельность как средство развития социально - коммуникативных навыков старших дошкольников....

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную и исследовательскую деятельность
В настоящее время в образовании используется ряд технологий, позволяющих обеспечить оптимальное общее развитие личности ребёнка. Не столь новой, но востребованной в обучении является проектно-исследов...
