Проект познавательно-творческий, игровой для детей первой младшей группы на тему: «В первый раз – в детский сад!»
проект (младшая группа)

Новикова Ольга Николаевна

Вид проекта: познавательно-творческий, игровой.

Участники проекта: дети первой младшей группы, родители, воспитатели.

Продолжительность: краткосрочный; 2 недели (13.10.25 – 26.10.25).

Актуальность:

Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

Адаптация — это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Формируя у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Общая задача педагогов и родителей — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Гипотеза: если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.

Цель проекта: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

Задачи проекта:

•         создать условия, обеспечивающие ребёнку психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям группы;

 •        развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

•         развитие игровых навыков, произвольного поведения; работа с родителями, направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада;

•         формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

•         формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

•         закладывать основы взаимодействия друг с другом, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

•         побуждать детей к эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности (окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка и т.д.).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_pervyy_raz_-_v_detskiy_sad_publikatsiya.docx37.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа №5

с углубленным изучением отдельных предметов

Дошкольное отделение

(МБОУ Наро-Фоминская сош № 5 СУИОП ДО)

Проект

познавательно-творческий, игровой

для детей первой младшей группы № 10 «Ручеёк»

на тему:

«В первый раз – в детский сад!»

Разработали воспитатели:

Новикова О.Н., Новикова О.А.

г. Наро-Фоминск, 2025 г.

Вид проекта: познавательно-творческий, игровой.

Участники проекта: дети первой младшей группы, родители, воспитатели.

Продолжительность: краткосрочный; 2 недели (13.10.25 – 26.10.25).

Постановка проблемы:

«Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте — умение проникнуть в духовный мир ребенка». Сухомлинский В. А.

Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям. Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми малышами могут стать для ребенка серьезным психологическим испытанием. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, как можно менее травматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

Актуальность:

Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

Адаптация — это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Формируя у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Общая задача педагогов и родителей — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Гипотеза: если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.


Цель проекта: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.


Задачи проекта:


•        создать условия, обеспечивающие ребёнку психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям группы;

 •        развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

•        развитие игровых навыков, произвольного поведения; работа с родителями, направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада;

•        формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

•        формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

•        закладывать основы взаимодействия друг с другом, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

•        побуждать детей к эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности (окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка и т.д.).

Обеспечение проекта:

Книжки-малышки, картинки с изображением малышей и детёнышей животных, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, проектор, ноутбук, пластилин, гуашь, видеоролики для малышей.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети:

•        Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;

•        Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.

Родители:

•        Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;

•        Стремление родителей к сотрудничеству.

Воспитатели:

•        Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;

•        Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

1.        Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДО;

2.        Постепенное заполнение группы;

3.        Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учётом индивидуальных особенностей детей;

4.        Информирование         родителей        об особенностях        адаптации        каждого ребенка на основе наблюдений;

5.        Наблюдение за состоянием здоровья детей (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье).


Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный
  • Изучение методической литературы;
  • Составление планов работы с детьми, родителями;
  • Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
  • Повышение педагогической компетенции родителей;
  • Прогноз вероятной степени адаптации детей.
  1. Основной
  • Постепенное заполнение группы (прием 2—3 малышей в неделю);
  • Гибкий режим пребывания ребёнка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);
  • Учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
  • Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребёнка в первый месяц;
  • Работа с детьми.
  1. Заключительный

Анализ проведённой работы, определение степени адаптации ребёнка, подведение итогов адаптации в виде презентации.

Совместная деятельность воспитателя и детей

Вид деятельности

Наименование

Коммуникативные игры:

«Давайте познакомимся»,

«Шли-шли, что-то нашли»,

«Раздувайся пузырь»,

«Чудесный мешочек»,

Игры с воздушными шарами, с мячом

«Поймай солнечных зайчиков».

Подвижные игры:

«Пузырь»,

«Карусель»,

«Догонялки»,

«Мы топаем ногами»,

«Курочка и цыплята»,

«Солнышко и дождик»,

«Самолёты»,

«Поезд»,

«Гуси»,

«Птички летают.

Пальчиковые игры:

«Сидели два медведя»,

«Здравствуй, солнце золотое!»,

«За работу»,

«Утята»,

«На работу»,

«Мы делили апельсин»,

«Ладушки, ладушки – где были?»,

«Я пеку, пеку, пеку…»,

«Буду маме помогать»,

«Мы капусту рубим, рубим…»,

«Пальчики здороваются»,

«Сидит белка на тележке»,

«Этот пальчик дедушка»,

«Сорока, сорока, кашку варила»,

«Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять».

Фольклор, художественная литература:

Потешки:

«Кто из нас хороший»,

«Водичка, водичка, умой мое личико», «Ладушки, ладушки»,

«Вот и люди спят»,

«Баю, баю за рекой»,

«Кран, откройся, нос, умойся»,

«Чики, чики чикалочки».

Чтение стихотворений:

А. Барто «Уронили мишку на пол»,

«Наша Таня громко плачет»,

Рассказывание сказки:

«Курочка Ряба»,

«Почему плакал котенок»,

«Теремок»,

«Репка»,

«Колобок».

Конструктивная деятельность:

Знакомство со разными видами строительных материалов;

Сооружение загородки из кирпичиков,

Постройка дорожки,

Постройка башенки из кубиков,

Построим теремок, стол и т.д.

Сенсорное воспитание:

Дидактические игры:

«Найди такой же»,

«Спрячь мышку»,

«Разбери конфеты»,

«Сложи в коробочку шарики»,

Игровые упражнения с прищепками: «Коробочки»,

«Прятки»,

Осенние нейропрописи.

Элементы театрализованной деятельности:

Показ театрализованной игры:

«Урожай»,

«Репка»,

«Давайте познакомимся»,

Показ настольного театра:

«Курочка Ряба»,

Драматизация сказки:

«Как собака друга искала»,

Инсценировка стихотворений и сказок:

«Зайчик»,

«Ветер дует нам в лицо»,  

«Мама спит, она устала»,

«Курочка Ряба»,

«Сварим из овощей вкусный суп».

Сказки на липучках:

«Колобок», «Репка».

Речевое развитие:

«Кого как зовут»,

«Да или нет»,

Звук [а] 

«Убаюкивание куклы»,

«Угадай, что звучит»,

Игры на подражание: 

«Бьем в барабан»,

«Ехали-ехали»,

Звук [у] 

«Паровозик»

Дидактические игры:

«Узнай и назови»,

«Поручения»,

«Комната для кукол»,

«Потерялись»,

«Дай, что звучит»,

«Кто что делает»,

«Какой?»,

«Узнай и назови овощи»,

«Помоги найти маму»,

«Чудесный        мешочек»,

«Кто позвал»,

«Разложи по цвету».

Физическое         развитие:

Игры:

«По длинной извилистой дорожке»,

«Кто тише»,

«Зеркало»,

«Перешагни через палку»,

«По камушкам через ручеёк»,

«Принеси игрушку»,

«К куклам в гости»,

«Догони мяч»,

«Перелезь через бревно»,

«Беги ко мне!».

Художественно-эстетическое развитие:

Аппликации:

«Дары леса»,

«Огурцы в банках»,

Пластилиновые заплатки:

«Грибок», «Листок», «Ёжик».

Рисование пальчиками:

«Осенний лист» (ватными палочками),

«Белочка» (оттиски листочками).

Работа с родителями:

  1. Групповое и индивидуальное консультирование родителей — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей в период адаптации.
  2. Анкетирование родителей – изучение уровня адаптации и удовлетворенности родителями работой.
  3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
  4. Игра-лотерея для самых стойких ходоков «Ручеёк-лото».
  5. Фотоколлаж «В первый раз – в детский сад!» на основе фотографий детей и родителей с «карандашными букетами».
  6. Экспресс-викторина «Эксперты адаптации».

Продукты проекта:

  1. Организация и создание предметно-игровой среды в группе.

2. Фотоколлаж «В первый раз – в детский сад!».

3. Презентация для педагогов дошкольного отделения.

Заключение

Невозможно предложить единый для всех метод адаптации — каждый ребёнок нуждается в особом подходе. Единственным общим моментом является завоевание доверия и расположение малыша. Без такого доверия к новому взрослому нормальное эмоциональное самочувствие ребёнка невозможно.

Анализируя проделанную работу, можно сделать следующие выводы:

Тема проекта была выбрана с учётом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, они проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.

В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду у большинства детей прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоиться, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом, чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом и со взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.

Литература:

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт. -сост. Белкина JI. В. – Воронеж, Учитель, 2006. — 236 с.
  2. Адаптация ребёнка к детскому салу, Советы педагогам и родителям: Сборник. СПб.. Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера 2010. — 128 с. (илл.)
  3. Еpмaкoвa И. A. Paзвивaем мелкую моторику у малышей. — CПб.: Издaтельский дoм, 2008. — З2 с.: ИЛ. — (Сepия «Первые шаги»).
  4. Колдина Д.Н. Игровые занятая с детьми 1—2 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2010.

— 112 с. — (Ранний возраст).

  1. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. — М.: Книголюб, 2003 (Домодедово: ДПК). — 72

с.; 60х90/16. — (Психологическая служба). — ISBN 5-93927-079-4 (В обл.), 5 000

экз.

  1. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ООО




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по окружающему миру (младшая группа):интегрированное занятие в первой младшей группе: «Домик из камней для черепашки Наташки».

Интегрированное занятие по окружающему миру (младшая группа): "Домик для черепашки Наташки"...

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе на тему "Моя любимая игрушка в детском саду"

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе на тему "Моя любимая игрушка в детском саду"...

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования для детей 2 младшей группы на тему: «Выпал первый снег»

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования    для детей 2 младшей группы на тему: «Выпал первый снег»         ...

Технологическая карта проекта в первой младшей группе на тему: «Моя первая книга»

СодержаниеПояснениеНазвание проектаМоя первая книгаТипПедагогическийУчастники проектаРодители, воспитатели, детиЦелевая группаВоспитанники I младшей группыСроки реализацииКраткосрочныйЦельОбмен информ...

Конспект итогового занятия в первой младшей группе Итоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"

Конспект итогового занятия в первой младшей группеИтоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"...

Памятка родителям первой младшей группы на тему: «Подготовка ребенка к посещению детского сада»

Уважаемые родители! Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад , положительное отношение к нему.Чтобы помочь...