Мастер класс на тему: «Техника «Мандала» как элемент арт-терапии для снятия психоэмоционального напряжения»
методическая разработка

Вьюгова Дарья Алексеевна

Этот мастер-класс для педагогов и родителей, чтобы помочь им понять и использовать такую технику, как «мандала» как эффективный инструмент для эмоциональной поддержки детей. Важными аспектами являются распознание эмоционального состояния ребенка и снятие психоэмоционального напряжения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс 

Тема: «Техника «Мандала» как элемент арт-терапии для снятия психоэмоционального напряжения»

Педагог-психолог

Вьюгова Дарья Алексеевна

Цель: расшифровка, коррекция эмоционального состояния ребенка, а так же снятие психоэмоционального напряжения.


Материалы: листы, материалы для рисования, заготовки в виде круга, ноутбук или ПК.
Эта техника богата информацией и ресурсами, являясь мягким методом диагностики детского состояния. Она представляет собой своеобразный автопортрет личности, который откроет тайны отношения ребенка к самому себе, к окружающему миру и людям.

Правила работы с детьми

  1. Дайте ребенку возможность выбрать из набора заготовок ту мандалу, которая откликнется в его душе.
  2. Позвольте ему самостоятельно подбирать материалы и цветовую палитру для работы.
  3. Используйте музыкальное сопровождение — тихую медитативную музыку в фоновом режиме.
  4. Не вмешивайтесь в процесс без согласия ребенка. Помните: вы — сопровождающий, наблюдающий; вы можете вести диалог, спрашивая: "Что происходит сейчас? Как ты себя чувствуешь?"
  5. Воздержитесь от оценочных комментариев о работе. Всё, что создал ребенок, — это ценная информация, позволяющая понять его внутреннее состояние и выявить проблемы.

Возрастные особенности

  1. 1–2 года. В этом возрасте происходит рисование в рамках пустого круга, при этом важны форма и цвет. Рекомендуется рисовать вместе с мамой, используя безопасные пальчиковые краски (три основных цвета: красный, желтый, синий).
  2. 3–5 лет. Дети начинают раскрашивать готовые мандалы на свой выбор и создавать собственные рисунки. Важным элементом является наличие набора карандашей (не менее 12 цветов), а также гуаши, цветной пастели, сангины и угля; работа с цветным песком тоже будет полезной.
  3. 6–7 лет. Продолжается раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и создание собственных. В этом возрасте можно внедрять более сложные акварельные краски в процесс рисования.

Ход занятия

«– Посмотри, какой чудесный круг! Ты можешь раскрасить его так, как тебе хочется».

В помещении звучит успокаивающая музыка, и ребенок создаёт в расслабленной атмосфере. Работая с мандалой, не существует строгих правил — здесь важны творчество и интуитивный подход. В конце занятия предложите малышу придумать название для своего волшебного круга, которое поможет понять его изображение. При желании можно добавить цвет фону или вырезать готовую работу.

В ходе занятия задавайте ребенку вопросы о том, нравится ли ему то, что он создал. Если ему всё нравится, значит, он чувствует себя комфортно. Если же он не совсем доволен своим творением, можно внести коррективы. В завершение не забудьте выразить благодарность ребенку за его старание и хорошую работу.

Значения цветов

Красный цвет ассоциируется с энергией жизни, силой и самоуверенностью, но в избытке может свидетельствовать о высокомерии или агрессии.

Оранжевый цвет представляет амбициозность и завышенную самооценку, а также может указывать на проблемы в общении.

 Желтый, будучи солнечным оттенком, часто используется в мандалах художниками и символизирует креативность, привнося оптимизм, радость и способствуя раскрытию творческих возможностей и успешным начинаниям.

 Зеленый цвет олицетворяет обновление и может отражать глубокие родительские чувства и готовность к воспитанию, но в больших количествах может указывать на гиперопеку.

Синий символизирует спокойствие, выносливость, разумность и развитую интуицию.

Голубой ассоциируется с дружелюбностью, состраданием и отзывчивостью.

Фиолетовый цвет говорит о стремлении к гармонии и способен вдохновлять и очищать.

Коричневый олицетворяет землю, стабильность и практичность.

Черный цвет символизирует тайну и может указывать на депрессию или пустоту.

Белый — это цвет защиты, чистоты и духовности, но в чрезмерной мере может свидетельствовать об отсутствии энергии у создателя мандалы.

Диагностические моменты

  1. Как ребенок приступает к заданию: мгновенно или после размышлений?
  2. Какие детали использует и в каком количестве?
  3. С какой частью круга начинает создавать мандалу?
  4. Насколько симметрично он располагает узор?
  5. Какие цвета применяет в своей работе?
  6. Вносит ли изменения в свое творение (какие именно и как часто)?
  7. Насколько полно он заполняет внутреннюю область круга?
  8. Как центральная часть мандалы соотносится с периферийным кругом?
  9. Чем завершается его работа?

Виды мандал

1-2 года

clipart3654827

kisspng-concentric-objects-symbol-clip-art-gd-5b1e3e86d3d7e3.7878798915287087428677

3-5 лет

IMG_256

IMG_256IMG_256

6-7 лет

IMG_256

IMG_256IMG_256


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на тему «Техника плавания стилем кроль»

Чтобы научиться плавть стилем "кроль" надо знать четыре правила....

Мастер-класс для педагогов "Шаг в будущее" (элементы арт-терапии)

Мастер-класс для педагогов "Шаг в будущее" (элементы арт-терапии)...

Инновационная техника арт-терапии- рисование на воде эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения и благоприятного психологического воздействия на эмоциональное состояние детей.

Инновационная техника арт-терапии- рисование на воде эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения и благоприятного психологического  воздействия на эмоциональное состояние детей....

Мастер – класс на тему: «Техника «Поролонопластика»».

Мастер – класс на тему:"Техника "Поролонопластика"Цель: знакомство с процессом изготовления шапочки  из поролона....

Мастер – класс на тему: «Техника «Поролонопластика»».

Цель: знакомство с процессом изготовления шапочки из поролона.Задача:-Знакомство с основными приемами техники «Поролонопластика».-Вызвать интерес к данному виду деятельности, обучать прост...

Элементы арт-терапии для снятия внутреннего напряжения, снижения агрессии и восстановления жизненного ресурса ребенка.

Детская агрессия – это способ реагирования ребенка на невозможность сделать то, что хочется, именно так, как хочется. Из определения детской агрессии следует, что агрессия у ребенка возникает то...

Мастер класс для педагогов и родителей «Использование кинезиологических упражнений с целью снятия психоэмоционального напряжения»

Мастер класс для педагогов и родителей «Использование кинезиологических упражнений с целью снятия психоэмоционального напряжения». Будет интересен педагогам детских садов, школ, других общ...