ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Дошкольное детство – один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное
отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. В младшем школьном возрасте одним из эффективных и наиболее интересных средств экологического воспитания является дидактические игры. Эти игры помогают детям уточнить, закрепить, расширить, систематизировать имеющиеся у детей знания о предметах и явлениях природы, растениях и животных, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.
Цель работы: экологическое воспитание детей 3-4 лет через дидактические игры. Для достижения цели был поставлен ряд задач и разработан план по работе с детьми и родителями, а также была разработана серия игр и пособий, направленных на экологическое воспитание.
Дидактическая игра «Домашние и дикие животные» направлена на формирование знаний у детей о домашних и диких животных. Для изготовления игры мне понадобились: потолочная плитка, пластиковая панель, фигурки домашних и диких животных. Игра представлена в виде макета, разделенного на «лес» и «дом» и фигурок животных. Детям предлагается взять любое животное, назвать его и определить место его обитания.
Дидактическая игра «Вершки и корешки». Цель данной игры: подобрать к вершку корешок. Детям предлагается подобрать к корешку вершок. В эту игру можно играть на фланелеграфе, при помощи бархатной бумаги приклеенной на обратной стороне картинок, а также на магнитной доске при помощи магнитов.
Дидактическая игра «Где, чья тень?» способствует умению детей соотносить образ животного с его тенью путем наложения. Детям предлагается найти тень данного животного путем наложения или приложения.
Дидактическая игра «Найди маму детеныша» направлена на формирование знаний у детей о домашних, диких животных и их детенышей, развитие мелкой моторики рук. Для основы игры были взяты спичечные коробки и картинки животных с детенышами. Внутрь коробка приклеивается детеныш, а сверху на коробок – мама детеныша. Детям предлагается взять коробок с мамой, назвать, какое это животное и найти данному животному ее детеныша. И закрыть коробок.
Дидактическая игра «Угадай, чей хвост» направлена на закрепление знаний детей о животных и строении их тела, развивать мелкую моторику рук. Детям предлагается взять животное, назвать его, и найти соответствующий хвост, назвать - чей хвост и при помощи прищепки прицепить к животному.
Дидактическая игра «Когда это бывает?» направлена на изучение у детей знаний о временах года по характерным признакам. Задача детей взять кубик, подбросить или кинуть. На какой картинке кубик остановится, эту картинку ребенок должен объяснить, то есть что изображено на картинке, и какое время года (когда это бывает?).
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы» направлена на расширение знаний детей о зимующих и перелетных птицах. Для изготовления игры понадобились: потолочная плитка, фетр белого и зеленого цветов, картинки птиц. Данная игра представлена в виде дерева (с одной стороны зеленое - лето, с другой стороны белое - зима), картинок перелетных и зимующих птиц. Детям предлагается взять птицу, назвать ее и приклеить к соответствующему дереву.
Дидактическая игра «Четыре времени года» направлена на закрепление знаний о временах года. Данное пособие представлено в виде дерева, разделенное на 4 времени года и серии картинок, посвященных временам года. Предлагаем детям взять любую картинку, рассказать, что на ней изображено, и поставить к нужному времени года на дереве.
Дидактическая игра «Овощи и фрукты» направлена на закрепление у дошкольников представления об овощах и фруктах и формирование представлений о том, где они растут. Для изготовления игры понадобились: потолочная плитка, красочные картинки овощей и фруктов, коробка из под яиц, оформленная в виде грядки. Данная игра представлена в виде дерева с грядкой, картинок овощей и фруктов. Детям предлагается взять любую картинку, назвать ее и определить, что это - овощ или фрукт, и поместить на то место, где оно растет.
Дидактическая игра «Правила поведения в природе» направлена на формирование знаний детей о правилах поведения в природе, бережного отношение и любовь ко всему живому, развитие мелкой моторики рук. Для изготовления игры понадобились: потолочная плитка, горлышки от бутылок, крышки, картинки с правилами поведения в природе. Данное пособие представлено в виде двух ромашек с грустным и веселым смайликами в середине, крышек с картинками, на которых изображены разные экологические ситуации плохого и хорошего поведения в природе. Детям предлагается взять картинку, рассказать, что на ней изображено и правильно прикрутить к той или иной ромашке.
Дидактическая игра «Умный домик». Данное пособие представлено в виде домика состоящего из двух половинок, в каждой из которых имеются кармашки для вкладывания картинок. В один кармашек вкладывается определяющая картинка, а в другой кармашек вкладываются картинки, соответствующие определяющей картинке.
Дидактическая игра «Найди свой домик» направлена на углубление и расширение знаний детей о различных видах животных, птиц, насекомых и их местах обитания; развитие мелкой моторики рук. Данная игра представлена в виде полотна с картинками жилищ разных животных, птиц, насекомых, а также их изображения. Задача детей взять любое живое существо, назвать его, определить, где живет, назвать жилище и правильно соотнести его изображение с местом обитания, при помощи липучек.
Благодаря целенаправленной и системной работе в данном направлении, исходя из наблюдений за детьми и бесед с родителями, можно сделать следующие выводы: у детей расширились представления о живой и неживой природе, они стали проявлять бережное отношения к домашним животным. В группе обогатилась развивающая предметно- пространственная среда по экологическому воспитанию.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Поэтому с семьями воспитанников была проведена большая просветительская работа по данной теме: родителям в течение года были вручены буклеты
«Экологическое воспитание в семье» и «Детям об экологии», памятка «Детям о природе: книги, с которых стоит начать», оформлена выставка «Через книгу в мир природы», также бала проведена консультация «С какого возраста формируется экологическая культура ребенка?». Одной из интересных форм работы с родителями стали конкурсы среди семей
«Игры на развитие экологического воспитания своими руками», а также проведение познавательных игр по экологии «Про зеленые леса и другие чудеса», «В природе все взаимосвязано», мастер-класса «Заботливое отношение к растениям и животным».
В начале и в конце учебного года было проведено анкетирование семей с целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что в данном направлении велась активная и системная работа, так как повысилась осведомленность родителей по данной теме, семьи стали активными
участниками мероприятий экологической направленности, как в детском саду, так и в группе.
Литература:
- Маханёва, М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста / М.Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004.
- Николаева, С. Место игры в экологическом воспитании дошкольников / С. Николаева.
- М.: 2006.-135с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру"
Данная презентация создана в рамках проекта "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру". Презентация кратко отражает цель проекта, задачи, средства реализац...

Родительское собрание в форме игротеки «Путешествие в страну сенсорику и в мир экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Форма проведения: игровой практикум.Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном, экологическом развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить родите...

Система работы по теме: «Экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры в условиях ФГОС ДО»
Актуальность: - В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Мир природы у...

«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"
Самообразование в старшей группе...

«Развитие экологического воспитания детей 4-5 лет через дидактические игры"
laquo;Развитие экологического воспитания детей 4-5 лет через дидактические игры"...

«Развитие экологического воспитания детей 4-5 лет через дидактические игры»
Отчет о проделанной работе: по теме «Развитие экологического воспитания детей 4-5 лет через дидактические игры»...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Экологическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте сейчас уделяется большое внимание. Ценностное отношение к природе и формирование основы нравственно-экологической позиции наиболее эффекти...
