НОД "Путешествие в сказку"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Немытова Ирина Васильевна

НОД тема: "Путешествие в сказку"

Жанровые особенности сказок. Пересказ и синтаксические конструкции построения предложений. Использование оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_puteshestvie_v_skazku.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД

 тема: « Путешествие в сказку»

Цель: закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки

Программные задачи:

  1. Образовательные:

- Учить детей выразительно пересказывать сказку;

- Передавать интонацией характеры героев.

2. Развивающие:

- Развивать у детей учение строить сложноподчиненные и вопросительные предложения;

- Активизировать словарный запас по теме;

- Формировать практические навыки словообразования;

Развивать речетворные особенности детей: придумывать разные

варианты концовки;

- Закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки (присказка, зачин, концовка)

- Развивать у детей творческие способности и артистизм;

- Пробудить интерес к творчеству при изготовлении фигур сказочных

героев.

3. Воспитательные:

- Воспитывать у детей трудолюбие и чувство гордости за свой труд;

- Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

4. Коррекционные:

- Стимулировать развитие речевой зоны коры большого полушария головного мозга через развитие мелкой моторики посредством оригами.

5. Здоровьесберегающие:

Развитие воображения

основы мышления ребёнка старшего

дошкольного возраста;

- Увеличение двигательной активности.

Материал к занятию:

Сказочный указ, шапочки-маски (петух, собака, лиса), клубок ниток, фигурки со щелкающей пастью (лиса, козел), запись сказки «Лиса и козёл» в грамзаписи, колобок, напечатанные слова: Василиса, мозаика, лист, котлета, волкодав, пестрый, подмышка; аппликация по сказкам: «3аюшкина избушка», «Репка», «Лисичка сестричка и серый волк»; цветная бумага для оригами, схемы; концовки, написанные на листочках.

Предварительная работа:

Подготовить 2-х детей к показу диалога «Лиса и козёл», чтение русских народных сказок, заучивание присказок.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

А. Сообщение темы занятия.

Ребятишки мои дорогие, получила я сказочный указ, в котором сказано: «Сказочник тридесятого царства, небывалого государства должен:

А) овладеть секретами волшебных сказок;

Б) потешить честной народ сказочками;

В) оказывать помощь друзьям.

Б. Погружение в сюжет занятия. «Присказка».

Знаете, что я сейчас держу в руках - большой серый клубок, не простой клубок, а тот самый, который помог Ивану-царевичу найти царство Кощея Бессмертного, я его у Ивана-царевича всего на одно занятие попросила. Давайте-ка бросим его перед собой и отправимся в страну сказок. Ну, все готовы? Тогда в путь. /Звучит музыка. Дети двигаются за клубком и подходят к сказочным воротам/. Ну вот, оглянуться не успели, а уже очутились у самых ворот, в страну сказок. Мы сказочники народ хитрый, знаем, как сделать, чтоб все крутиться и шуметь перестали, чтоб чудес ожидали. И тут без таких помощниц, как присказки не обойтись. Эй, сестрицы модницы-затейницы, выходите, расскажите присказки, ведь ребята ждут, о каких чудесах им дальше будут рассказывать.

Выходят 3-е детей.

  1. Летела сова - веселая голова летела и села, хвостиком повертела, по сторонам посмотрела и опять полетела. А кто мою сказку будет слушать, тому соболь и куница, и прекрасная девица.
  2. В то давнее время мир Божий был наполнен лешими, ведьмами и русалками, а по полям летали жареные куропатки, в то время ...
  3. А было это голубчик в старину, когда задумал дед Архип залезть на луну; тогда сказки по воздуху летали, друг друга за крылышки хватали.

В. «3ачин».

- Это не сказка, а ещё присказка идет, а сказка вся впереди. А чтоб попасть в сказку нужно сказать волшебные слова:

Тили -тили -тили -бом

Открывайся сказкин дом

/Звучит музыка, сказочница берет детей за руки и «цепочкой» проходят через ворота/.

- Ребята, а это чей домик крепкий, красивый, на крыше петушок резной.

/ Дети читают - «сказочные зачины»/. Братья - зачины, расскажите

их нам.

- В некотором царстве, в некотором государстве.

- В тридесятом царстве, в тридесятом государстве.

- Жили-были.

Ну вот, вы и в сказочной стране (подходят к замку).

Н. Работа в основной части занятия.

А. «Сама сказка»

Инсценировка сказки «Петух и собака».

Послушайте внимательно отрывок и отгадайте, из какой он сказки: «Вот петух, так петух. Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то, какие красивые и гребень-то, какой красный и голос-то, какой звонкий. («Петух и собака»). Ребята, давайте на несколько минут мы станем актерами и разыграем сказку. Я хочу, чтоб автором сегодня была ...

Не забудьте, с чего начинаются сказки и чем заканчиваются.

Постарайтесь характер своих героев передать голосом.

Вопросы:

- Окончание сказки, вам показалось каким?

- Как бы вы его изменили?

/Ответы детей. Кратко/

Диалог лисы и козла из сказки «Лиса и козёл».

С использованием фигурок оригами.

- А сейчас ребята пойдемте по сказочной лесной поляне.

Чтение присказки воспитателем:

у нашего Гришеньки под окошком вишенки,

 у Семена - в саду клёны,

у Алины - дуб зелёный,

у Марины - куст малины,

у Арины - две рябины,

у Тараски - лыка связки,

Хороша ли моя сказка?

- Ребята, а это сказка?

(Ответы детей - Нет, это присказка). - Какова же сказка?

Давайте сядем и послушаем сказку «Лиса и козел». /Дети прослушивают начало сказки в грамзаписи./

Далее пересказывают диалог лисы и козла.

Лисичкой сегодня будет ... Козликом .... А в следующий раз другие ребята расскажут эту сказку.

Вопросы:

- Как удалось лисе заманить козла в колодец? /Хитростью, обманом./

Какова лиса в этой сказке? /Хитрая, лживая, шустрая, бессовестная./

- От слова «хитрая», какие можно новые слова образовать? /Хитрющая, прихитренная, хитренькая./

- А козёл каков? /Доверчивый, добрый, глупый, недогадливый, невнимательный, не умный, серый, рогатый, бородатый./

- Ребята, а сказка на этом заканчивается?  ( Нет.)

Придумайте новое окончание сказки дома, а завтра нам расскажите.

Оздоровительный момент (Динамическая пауза).

Кто не любит скучно жить

Прошу в круг всех выходить.

Я веселый колобок, прыг-скок, прыг-скок.

Я зайчишку повстречал.

Я волчишку повстречал.

Я медведя повстречал.

Я лисичку повстречал.

Никого я не боюсь,

Ото всех я укачусь.

/дети произвольными движениями имитируют сказочных героев/

« Сама сказка» « В царстве Кощея».

А сейчас давайте, организуем с вами парад искусников.

- Ребята, я сегодня утром видела, здесь на планшетах были герои из сказок, а сейчас они исчезли, их спрятал Кощей Бессмертный. Где же они могут быть? Посмотрите, он спрятал их внутри слов. Давайте вернём их в сказку, вызволим животных из беды.

Подойдите к доске, здесь написаны слова. Нужно убрать несколько букв в слове или переставить буквы и тогда, вы сможете прочитать, какое это животное.

        / Василиса         Лист         Котлета         Мозаика         Волкодав

        Пестрый Петух         Подмышка/

- Ребята, какие вы молодцы! Спасли героев! / На доске появляются герои сказок/

- Ребята, посмотрите на ваши эмблемы и подойдите к столу, который соответствует цвету вашей эмблемы. Мы с вами сделаем аппликацию по русским народным сказкам, а помогут нам в этом наши верные друзья - пальцы.

Приготовьте пальчики.

Оздоровительный момент( Развитие мелкой моторики рук).

 Пальчиковая гимнастика.

Сидит белка на тележке.

Продает она орешки.

Лисичке - сестричке, Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

Б. Практическая самостоятельная работа «Сделай сказочных героев».

Выполнение работы.

Изготовление из бумаги сказочных героев (оригами).

Вопросы:

- Что ты сейчас делаешь?

- Какую фигурку ты сделал?

- В какую сказку попал твой герой?

/ В сказку «Лисичка-сестричка и серый волк/ - Кого вам больше всего жалко в сказке? /старика, старуху, волка, хозяйку с блинами./

- В сказке есть такое предложение «Побежала лиса к реке».

- А как можно сказать по-другому?

/Помчалась, понеслась, полетела, кинулась./

 - А твой герой, из какой сказки?

/Из сказки «Заюшкина избушка»/

- Почему именно петуху удалось прогнать лису, ведь звери были сильнее и крупнее петуха и им не удалось ее прогнать. Он какой? /Смелый, решительный, настойчивый, храбрый, уверенный, справедливый, умный./

- А вашу сказку я уже давно разгадала, ее ведь знают все ребята  это сказка «Репка»

- Быстро, без ошибок, назовите, кто за кем тянул репку?

Но сказки продолжаются - придумайте, что было потом после окончания сказки, и завтра нам расскажите.

Оздоровительный момент (Динамическая пауза).

- А сейчас выходите сюда и давайте, каждый изобразит своего героя.

Оживим их под музыку.

/Дети изображают своего героя пластически./

В. «Концовки».

Вот мы и подошли с вами к речке, у которой растёт странное дерево. А вот есть мне вас напоследок повеселить. На дереве не яблоки, не груши, а сказочные концовки растут. Я буду читать начало концовки, а вы продолжайте хором.

  1. Вот и сказка вся         /Больше врать нельзя/.
  2. Вот вам сказка         ./ А мне бубликов связка/.
  1. Я там был, ... /Мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало/.

Вот видите, какие веселые и смешные концовки.

III. Заключительная часть занятия.

Сегодня, ребята, мы совершили с вами путешествие в сказку к сестрам ... /хоровые ответы детей/ ... - присказкам, братьям ... - зачинам и подружкам ...  концовкам и нам пора возвращаться в детский сад. /Выходят из сказки под музыку./

Интересно вам было на занятии?

Какое у вас было настроение во время путешествия в сказку? /Радостное, веселое./

……………………

Вот вам и сказка и бубликов связка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

Авторская парциальная рабочая программа «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку

Авторская парциальная рабочая программа«Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...