НОД "Путешествие в сказку"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
НОД тема: "Путешествие в сказку"
Жанровые особенности сказок. Пересказ и синтаксические конструкции построения предложений. Использование оригами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_puteshestvie_v_skazku.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД
тема: « Путешествие в сказку»
Цель: закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки
Программные задачи:
- Образовательные:
- Учить детей выразительно пересказывать сказку;
- Передавать интонацией характеры героев.
2. Развивающие:
- Развивать у детей учение строить сложноподчиненные и вопросительные предложения;
- Активизировать словарный запас по теме;
- Формировать практические навыки словообразования;
Развивать речетворные особенности детей: придумывать разные
варианты концовки;
- Закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки (присказка, зачин, концовка)
- Развивать у детей творческие способности и артистизм;
- Пробудить интерес к творчеству при изготовлении фигур сказочных
героев.
3. Воспитательные:
- Воспитывать у детей трудолюбие и чувство гордости за свой труд;
- Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
4. Коррекционные:
- Стимулировать развитие речевой зоны коры большого полушария головного мозга через развитие мелкой моторики посредством оригами.
5. Здоровьесберегающие:
Развитие воображения
основы мышления ребёнка старшего
дошкольного возраста;
- Увеличение двигательной активности.
Материал к занятию:
Сказочный указ, шапочки-маски (петух, собака, лиса), клубок ниток, фигурки со щелкающей пастью (лиса, козел), запись сказки «Лиса и козёл» в грамзаписи, колобок, напечатанные слова: Василиса, мозаика, лист, котлета, волкодав, пестрый, подмышка; аппликация по сказкам: «3аюшкина избушка», «Репка», «Лисичка сестричка и серый волк»; цветная бумага для оригами, схемы; концовки, написанные на листочках.
Предварительная работа:
Подготовить 2-х детей к показу диалога «Лиса и козёл», чтение русских народных сказок, заучивание присказок.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
А. Сообщение темы занятия.
Ребятишки мои дорогие, получила я сказочный указ, в котором сказано: «Сказочник тридесятого царства, небывалого государства должен:
А) овладеть секретами волшебных сказок;
Б) потешить честной народ сказочками;
В) оказывать помощь друзьям.
Б. Погружение в сюжет занятия. «Присказка».
Знаете, что я сейчас держу в руках - большой серый клубок, не простой клубок, а тот самый, который помог Ивану-царевичу найти царство Кощея Бессмертного, я его у Ивана-царевича всего на одно занятие попросила. Давайте-ка бросим его перед собой и отправимся в страну сказок. Ну, все готовы? Тогда в путь. /Звучит музыка. Дети двигаются за клубком и подходят к сказочным воротам/. Ну вот, оглянуться не успели, а уже очутились у самых ворот, в страну сказок. Мы сказочники народ хитрый, знаем, как сделать, чтоб все крутиться и шуметь перестали, чтоб чудес ожидали. И тут без таких помощниц, как присказки не обойтись. Эй, сестрицы модницы-затейницы, выходите, расскажите присказки, ведь ребята ждут, о каких чудесах им дальше будут рассказывать.
Выходят 3-е детей.
- Летела сова - веселая голова летела и села, хвостиком повертела, по сторонам посмотрела и опять полетела. А кто мою сказку будет слушать, тому соболь и куница, и прекрасная девица.
- В то давнее время мир Божий был наполнен лешими, ведьмами и русалками, а по полям летали жареные куропатки, в то время ...
- А было это голубчик в старину, когда задумал дед Архип залезть на луну; тогда сказки по воздуху летали, друг друга за крылышки хватали.
В. «3ачин».
- Это не сказка, а ещё присказка идет, а сказка вся впереди. А чтоб попасть в сказку нужно сказать волшебные слова:
Тили -тили -тили -бом
Открывайся сказкин дом
/Звучит музыка, сказочница берет детей за руки и «цепочкой» проходят через ворота/.
- Ребята, а это чей домик крепкий, красивый, на крыше петушок резной.
/ Дети читают - «сказочные зачины»/. Братья - зачины, расскажите
их нам.
- В некотором царстве, в некотором государстве.
- В тридесятом царстве, в тридесятом государстве.
- Жили-были.
Ну вот, вы и в сказочной стране (подходят к замку).
Н. Работа в основной части занятия.
А. «Сама сказка»
Инсценировка сказки «Петух и собака».
Послушайте внимательно отрывок и отгадайте, из какой он сказки: «Вот петух, так петух. Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то, какие красивые и гребень-то, какой красный и голос-то, какой звонкий. («Петух и собака»). Ребята, давайте на несколько минут мы станем актерами и разыграем сказку. Я хочу, чтоб автором сегодня была ...
Не забудьте, с чего начинаются сказки и чем заканчиваются.
Постарайтесь характер своих героев передать голосом.
Вопросы:
- Окончание сказки, вам показалось каким?
- Как бы вы его изменили?
/Ответы детей. Кратко/
Диалог лисы и козла из сказки «Лиса и козёл».
С использованием фигурок оригами.
- А сейчас ребята пойдемте по сказочной лесной поляне.
Чтение присказки воспитателем:
у нашего Гришеньки под окошком вишенки,
у Семена - в саду клёны,
у Алины - дуб зелёный,
у Марины - куст малины,
у Арины - две рябины,
у Тараски - лыка связки,
Хороша ли моя сказка?
- Ребята, а это сказка?
(Ответы детей - Нет, это присказка). - Какова же сказка?
Давайте сядем и послушаем сказку «Лиса и козел». /Дети прослушивают начало сказки в грамзаписи./
Далее пересказывают диалог лисы и козла.
Лисичкой сегодня будет ... Козликом .... А в следующий раз другие ребята расскажут эту сказку.
Вопросы:
- Как удалось лисе заманить козла в колодец? /Хитростью, обманом./
Какова лиса в этой сказке? /Хитрая, лживая, шустрая, бессовестная./
- От слова «хитрая», какие можно новые слова образовать? /Хитрющая, прихитренная, хитренькая./
- А козёл каков? /Доверчивый, добрый, глупый, недогадливый, невнимательный, не умный, серый, рогатый, бородатый./
- Ребята, а сказка на этом заканчивается? ( Нет.)
Придумайте новое окончание сказки дома, а завтра нам расскажите.
Оздоровительный момент (Динамическая пауза).
Кто не любит скучно жить
Прошу в круг всех выходить.
Я веселый колобок, прыг-скок, прыг-скок.
Я зайчишку повстречал.
Я волчишку повстречал.
Я медведя повстречал.
Я лисичку повстречал.
Никого я не боюсь,
Ото всех я укачусь.
/дети произвольными движениями имитируют сказочных героев/
« Сама сказка» « В царстве Кощея».
А сейчас давайте, организуем с вами парад искусников.
- Ребята, я сегодня утром видела, здесь на планшетах были герои из сказок, а сейчас они исчезли, их спрятал Кощей Бессмертный. Где же они могут быть? Посмотрите, он спрятал их внутри слов. Давайте вернём их в сказку, вызволим животных из беды.
Подойдите к доске, здесь написаны слова. Нужно убрать несколько букв в слове или переставить буквы и тогда, вы сможете прочитать, какое это животное.
/ Василиса Лист Котлета Мозаика Волкодав
Пестрый Петух Подмышка/
- Ребята, какие вы молодцы! Спасли героев! / На доске появляются герои сказок/
- Ребята, посмотрите на ваши эмблемы и подойдите к столу, который соответствует цвету вашей эмблемы. Мы с вами сделаем аппликацию по русским народным сказкам, а помогут нам в этом наши верные друзья - пальцы.
Приготовьте пальчики.
Оздоровительный момент( Развитие мелкой моторики рук).
Пальчиковая гимнастика.
Сидит белка на тележке.
Продает она орешки.
Лисичке - сестричке, Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
Б. Практическая самостоятельная работа «Сделай сказочных героев».
Выполнение работы.
Изготовление из бумаги сказочных героев (оригами).
Вопросы:
- Что ты сейчас делаешь?
- Какую фигурку ты сделал?
- В какую сказку попал твой герой?
/ В сказку «Лисичка-сестричка и серый волк/ - Кого вам больше всего жалко в сказке? /старика, старуху, волка, хозяйку с блинами./
- В сказке есть такое предложение «Побежала лиса к реке».
- А как можно сказать по-другому?
/Помчалась, понеслась, полетела, кинулась./
- А твой герой, из какой сказки?
/Из сказки «Заюшкина избушка»/
- Почему именно петуху удалось прогнать лису, ведь звери были сильнее и крупнее петуха и им не удалось ее прогнать. Он какой? /Смелый, решительный, настойчивый, храбрый, уверенный, справедливый, умный./
- А вашу сказку я уже давно разгадала, ее ведь знают все ребята это сказка «Репка»
- Быстро, без ошибок, назовите, кто за кем тянул репку?
Но сказки продолжаются - придумайте, что было потом после окончания сказки, и завтра нам расскажите.
Оздоровительный момент (Динамическая пауза).
- А сейчас выходите сюда и давайте, каждый изобразит своего героя.
Оживим их под музыку.
/Дети изображают своего героя пластически./
В. «Концовки».
Вот мы и подошли с вами к речке, у которой растёт странное дерево. А вот есть мне вас напоследок повеселить. На дереве не яблоки, не груши, а сказочные концовки растут. Я буду читать начало концовки, а вы продолжайте хором.
- Вот и сказка вся /Больше врать нельзя/.
- Вот вам сказка ./ А мне бубликов связка/.
- Я там был, ... /Мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало/.
Вот видите, какие веселые и смешные концовки.
III. Заключительная часть занятия.
Сегодня, ребята, мы совершили с вами путешествие в сказку к сестрам ... /хоровые ответы детей/ ... - присказкам, братьям ... - зачинам и подружкам ... концовкам и нам пора возвращаться в детский сад. /Выходят из сказки под музыку./
Интересно вам было на занятии?
Какое у вас было настроение во время путешествия в сказку? /Радостное, веселое./
……………………
Вот вам и сказка и бубликов связка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"
Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...
Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"
Значение сказки в жезни ребенка...
Авторская парциальная рабочая программа «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку
Авторская парциальная рабочая программа«Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...