Главные вкладки

    Представление учителем-логопедом ГДОУ, детский сад, №116 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, Астафьевой Е.О., методических приёмов, авторских дидактических игр, пособий и рекомендаций
    методическая разработка (развитие речи, подготовительная группа) по теме

    Астафьева Елена Олеговна

    «Формирование и коррекция связной речи дошкольников в процессе игровой деятельности  с опорой на содержание нравственного и экологического развития ребенка при взаимодействии с семьёй».

    В ходе семинара были  представлены и прокомментированы следующие игры, пособия и приёмы работы с  ними:

    • настольно-печатная игра «Времена года» (основана на приемах мнемотехники для развития связной речи, психических функций  и творческих способностей детей)
    • книжка-игрушка «Матушка-Природа и её дети» (в неё входит нравственно-экологическая сказка, народный календарь, стихи, пословицы и поговорки о временах года и месяцах, ряд игр на тему «Времена года и ихмесяцы»)
    • книжка – раскраска - рассказка «Времена года и их месяцы» (в неё входят стихи пословицы и поговорки, рассказы о временах года и месяцах, народный календарь, игры и задания  для развития мелкой моторики и различных психических функций по теме «Времена года и их месяцы»)
    • приёмы взаимодействия специалистов дошкольного учреждения и родителей, способствующие улучшению коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников (методические рекомендации родителям, рекомендованные к использованию пособий по теме «Времена года»; сценарии совместных вечеров досуга детей и родителей в детском дошкольном учреждении)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminarenoyabr.doc67.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Представление учителем-логопедом ГДОУ, детский сад, №116 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, Астафьевой Е.О.,  методических приёмов, авторских дидактических игр, пособий и рекомендаций по теме: 

    «Формирование и коррекция связной речи дошкольников в процессе игровой деятельности  с опорой на содержание нравственного и экологического развития ребенка при взаимодействии с семьёй».

     

    В ходе семинара были  представлены и прокомментированы следующие игры, пособия и приёмы работы с  ними:

    1. настольно-печатная игра «Времена года» (основана на приемах мнемотехники для развития связной речи, психических функций  и творческих способностей детей)
    2. книжка-игрушка «Матушка-Природа и её дети» (в неё входит нравственно-экологическая сказка, народный календарь, стихи, пословицы и поговорки о временах года и месяцах, ряд игр на тему «Времена года и их месяцы»)
    3. книжка – раскраска - рассказка «Времена года и их месяцы» (в неё входят стихи пословицы и поговорки, рассказы о временах года и месяцах, народный календарь, игры и задания  для развития мелкой моторики и различных психических функций по теме «Времена года и их месяцы»)
    4. приёмы взаимодействия специалистов дошкольного учреждения и родителей, способствующие улучшению коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников (методические рекомендации родителям, рекомендованные к использованию пособий по теме «Времена года»; сценарии совместных вечеров досуга детей и родителей в детском дошкольном учреждении)

    На встрече логопедов дошкольных учреждений и школ, проведённой на базе нашего ГДОУ в 2009 году мы обсуждали проблемы преемственности и значимость профилактики нарушений письменной речи у детей с нарушениями устной речи.

    Проанализировав результаты встречи, в течение последующего времени мы работали над созданием новых приёмов развития и коррекции речи дошкольников для профилактики различных видов дислексии и дисграфии.

     Создания новых приёмов для развития и коррекции речи дошкольников, как необходимость профилактики различных видов дислексии и дисграфии.

     

    1. Удручающей особенностью, свойственной современным школьникам, является  неумение большого количества учащихся устно и письменно излагать учебный материал.

    2.  Причины неумения последовательно и доступно излагать полученные знания, формулировать свои размышления или делать выводы по предложенному вопросу, очень многоплановы: недостаток речевого общения со старшими, чрезмерное увлечение компьютером, снижение потребности в чтении классической литературы и т.д., возникновение различных видов нарушений письменной речи  у  школьников начальных классов.

     Корень данной проблемы надо искать в процессе развития связной речи ещё у дошкольников. Педагогическое воздействие на речь детей в этом возрасте является достаточно эффективным. Навыки и умения по использованию норм и правил родного языка, приобретаемые в дошкольном возрасте, – база дальнейшего развития  речи в целом.

    3. Полученные в процессе многолетней работы с дошколятами результаты послужили  причиной создания игр и пособий, которые можно объединить под общим названием «Времена года». При их использовании результативность  развития связной речи дошкольников стала более  заметной. Одновременно кроме игр был разработан ряд приёмов, позволяющих не только заинтересовать детей, активизировать развитие их связной речи и других психических функций, но и добиться того, чтобы родители стали непосредственными участниками и помощниками в коррекционно-педагогическом процессе.

     

    4.   При создании игр, пособий и приёмов было учтено следующие:

    1. рекомендации к педагогическому воздействию на ребенка дошкольного возраста для специалистов и родителей:
    1. использование игры, как основного вида деятельности дошкольников
    2. максимальное использование различных видов детской деятельности
    3. акцент на развитие креативности ребенка  при организации коррекционно-

         педагогического процесса

    1. вариативность использования образовательного материала, позволяющая  развивать  творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка
    2. уважительное отношение к результатам детского творчества
    3. обеспечение  гармоничного развития ребёнка в процессе воспитательно-

    образовательной работы с детьми

    1. соблюдение преемственности в работе детского сада и учреждений начального

    образования

    1. рекомендации  современных  общеобразовательных и коррекционных программ для  работы с дошкольниками :
    1. ознакомление ребёнка с предметом как таковым  (название, назначение, вычленение свойств и качеств, группировка, классификация и т.д.)
    2. формирование у ребёнка целостной картины окружающего мира
    3. развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир

    растений, животных, людей)

    1. формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных, пространственных изменениях в ней
    2. формирование экологических представлений, ценностных основ отношений к окружающему миру

    1. известные принципы Я.А.Каменского:
    1.  энциклопедичность представлений и знаний, формируемых у ребёнка
    2.  природосообразность (человек – есть часть природы, он подчиняется её законам)
    3.  воспитательная ценность знаний

    5. Основное назначение этих игр и пособий – способствовать формированию связной речи,  предупреждая нарушения письменной речи у детей в начальной школе. Одновременно, как во время подготовки к играм, так и в их процессе предполагается получение, закрепление и обобщение полученных детьми знаний по различным лексическим темам.

    6. Многофункциональная направленность игр по теме «Времена года» позволяет использовать различные виды деятельности детей: наблюдения с элементами экспериментирования, прослушивание и просмотр аудио- и видеоматериалов, чтение и обсуждение различной литературы, беседы по картинам, тематические прогулки и  экскурсии с родителями, закрепление полученных знаний в работах по изодеятельности, в свободной игровой деятельности.

    7.  Предлагаемые игры могут проводиться в различные режимные моменты:

    1. на прогулке во время наблюдений за явлениями природы и деятельностью людей в   зависимости от сезона
    2. непосредственной образовательной деятельности по развитию познавательных способностей, экологическому воспитанию
    3. в различных видах креативной деятельности
    4. как в организованной, так и в самостоятельной деятельности группы детей и ребёнка индивидуально
    5. в период пребывания ребёнка и в детском саду, и дома

      8. Данные пособия, игры и их варианты  можно использовать с детьми разного возраста. Сложность выбираемого будет зависеть от полученных ребёнком знаний, уровня его речевого развития, креативных возможностей, а также целей, которые ставит инициатор игры.

       Так, например, в среднем дошкольном возрасте могут быть использованы цветные иллюстрации-пазлы с изображением сезонов и часть карточек-символов с сезонными приметами. В старшем дошкольном возрасте постепенно начинаем использовать все варианты и атрибуты игры. Так поэтапно, развивая умения, закрепляя навыки, расширяя знания ребёнка, одновременно происходит выполнение основной функции данной игры – развитие связной речи. Ребёнок, играя во «Времена года», составляет связный, последовательный рассказ, используя заранее намеченный план.

     9.  Предложенные материалы найдут своё применение и для детей начальной школы. Они могут быть использованы при получении или закреплении имеющихся знаний на уроках природоведения и экологии. Для развития устной и письменной речи с целью обучения и закрепления умений учеников младших классов составлять план устного ответа, изложения и сочинения. Учитывая психологические особенности детей этого возраста, такие игры будут способствовать поддержанию интереса к процессу обучения.

    10. Методические рекомендации к играм и пособиям по теме «Времена года» могут быть использованы как педагогами, так и родителями детей, нуждающихся в формировании, развитии и коррекции  речи.

    Всё это будет интересно и полезно детям, не имеющим речевых нарушений, педагогам и родителям, которые стремятся развить речь, познавательные способности, психические функции ребёнка, повышая его интерес к окружающему миру и природе в частности. 

    Совместные вечера досуга детей и родителей в детском дошкольном учреждении.

    (Отрывок из статьи «Обучение с развлечением»)

       

       За многие годы работы в речевой группе детского сада Фрунзенского района Санкт-Петербурга мной накоплен достаточный опыт по преодолению у дошкольников различных видов речевой патологии.

       Речь ребёнка формируется в непосредственной связи с  другими психическими функциями. Как логопед прекрасно знаю, что решать проблемы речевых нарушений не возможно изолированно от них. Проблемы в формировании речи влекут за собой особенности развития внимания, памяти и других мыслительных процессов. Связь перечисленных психических функций имеет и взаимообратное воздействие на процесс развития речи. Именно это является доказательством необходимости комплексного подхода в работе по преодолению речевых нарушений у дошкольников. Не секрет, что добиться наибольшего эффекта в этом позволяет тесная взаимосвязь всех педагогов и специалистов дошкольного образовательного учреждения. Такая работа ежегодно планируется и выполняется с опорой на требования регламентирующих документов, в соответствии с диагностическими результатами обследования дошкольников.  

       А какова же роль родителей в решении коррекционно-педагогических, воспитательных  и медицинских проблем, установленных у ребёнка? Чаще всего, отвечая на данный вопрос, педагоги и специалисты обоснованно стремятся доказать, что:

    1. родителей необходимо научить некоторым педагогическим премудростям
    2.  направить их с ребёнком на консультацию к нужным специалистам
    3.  снабдить знаниями, которые в дальнейшем, помогут родителям стать грамотными «помощниками» в процессе педагогического воздействия на дошкольника

        Конечно, не приходится спорить с тем, что далеко не всякий родитель знает как, чем и в какой возрастной период нужно заниматься со своим чадом. Проблема заключается не столько в том, чему именно нужно научить родителей, для того, чтобы они могли грамотно помогать своему ребёнку в развитии и коррекции психических функций.  А в том, как лучше это сделать? Чтобы получив необходимые знания, они поняли свою настоящую роль в педагогическом процессе. Осознали, что являются не только помощниками педагога. А, главное, захотели  на равных принимать участие и проявлять инициативу в развитии и воспитании  ребёнка.

        Анализируя использовании общепринятых вариантов взаимодействия с родителями детей, посещающих речевую группу, (родительские собрания, индивидуальные консультации, печатные рекомендации, приглашения на детские утренники и групповые занятия) мы приходим к следующему выводу:

    1. безусловно, в процессе такого общения родители получают необходимую информацию, получают ответы на волнующие их вопросы воспитания, образования, коррекции психических функций ребёнка
    2.  видят и принимают к сведению варианты коррекционно-развивающих игр с детьми
    3.  но, всё же при этом, часто остаются сторонними наблюдателями, а не активными  участниками коррекционно-образовательного процесса

     Значит, перечисленные выше формы получения медико-психолого-педагогической информации в большей степени являются для родителей пассивными вариантами восприятия сведений.

        Этот вывод натолкнул на идею разработки более эффективного приёма: одновременного взаимодействия детей, родителей и педагогов.

        При воплощении задуманного варианта совместного взаимодействия одним из обязательных условий, которое было необходимо учитывать, являлся выбор времени его проведения. Оптимальным было использовать ту часть режима, которая отводится на вечер досуга.

       Учитывая логопедические особенности наших детей, при составлении сценария намеченного мероприятия  в первую очередь была запланирована   задача активизации речевого общения участников вечера. Для нас важно вызвать у детей желание в новой обстановке, активно используя речь, свободно применять полученные знания и умения.

       Предлагаемый вариант вечера взаимодействия направлен на то, чтобы вовлечь родителей в увлекательную игру с ребёнком. Помочь понять взрослым, что игра – наиболее продуктивный вид общения с дошкольником.

       Безусловно, проведение данного мероприятия, не возможно без тщательной предварительной подготовки. В этот период дело находится для всех…

       Так дети под руководством воспитателей делают аппликации, рисунки и поделки, которыми в дальнейшем будет украшен зал. Эти же работы будут использованы в ходе мероприятия. Музыкальный руководитель подбирает музыку и готовит музыкальные номера для вечера взаимодействия. Родители шьют костюмы для персонажей, задуманных в сценарии. Готовят угощения для чаепития, которым будет завершён вечер. Ну, а логопед, как ему и полагается, прорабатывает текстовую сторону сценария, разучивая с «маленькими артистами» роли.

       При этом коррекционный воспитательно-педагогический процесс обязательно идёт своим чередом. Ведь сценарий планируемого мероприятия, проводится примерно один раз в три месяца. И его смысловым зерном является возможность продемонстрировать родителям некоторые знания и умения, которые за данный период времени дети приобрели в соответствии с программой дошкольного воспитания.

       Для развития интереса и сохранения интриги вечера педагоги повторяют с детьми музыкальные номера и роли сценария, не раскрывая его основного содержания. Чтобы при подготовке у детей не возникло излишней нагрузки, в сценарий включаются стихи, с которыми они были ранее знакомы. И музыкальные номера, которые, преимущественно,  были разучены к праздничным утренникам.

       Для того чтобы задуманный вечер состоялся, педагоги обязательно психологически подготавливают родителей. Их заранее настраивают на то, что дети с нетерпением ждут этот вечер развлечений.  На нём они вместе с родителями смогут поиграть в разные игры, показать им подготовленные  музыкальные номера, выполненные своими руками поделки и рисунки.

       Для родителей перед началом мероприятия запланировано  краткое выступление педагога. Оно настраивает их на предстоящее действие. Его цель - помочь родителям чувствовать себя комфортно и непринуждённо в течение всего вечера, пояснить педагогические задумки и значимость участия взрослых в их выполнении вместе с детьми.

       Некоторые из сценариев  вечеров досуга, в рамках которых родители становятся не только зрителями, но и участниками происходящего, предлагаются вашему вниманию. Данные сценарии  составлены учителем-логопедом ГБДОУ, детского сада №116 г. Фрунзенского района, г.Санкт-Петербурга Астафьевой Е.О. Музыкальные номера подобраны и разучены с детьми муз. руководителем Агалаковой Н.В. Творческие работы по изобразительной деятельности выполнены детьми логопедической группы №1 под руководством воспитателей - Лихачёвой Н.Б. и Олейниковой Е.В. Также в сценариях планируются моменты, связанные с физическим развитием детей данной возрастной группы. Эти части вечеров взаимодействия разрабатываются руководителем по физическому воспитанию Хориной М.Н.

       Для поддержания и закрепления дружеской, партнёрской атмосферы, создавшейся во время проводимых мероприятий, такие вечера заканчиваются совместным чаепитием. Во время чаепития за «КРУГЛЫМ СТОЛОМ» все участники вечера взаимодействия с удовольствием оценивают угощения, приготовленные родителями (зачастую с помощью детей). Делятся рецептами приготовления понравившихся лакомств. Вспоминают интересные моменты прошедшего вечера и планируют будущие совместные встречи. Как не удивительно, не смотря на усталость и поздний вечер, дети и родители не хотят расходиться по домам.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендация для поступления в ГБДОУ детского сада № 4 Приморского района Санкт-Петербурга.

    Рекомендация для поступления в ГБДОУ детского сада № 4 Приморского района Санкт-Петербурга....

    Семейные творческие мастерские. Третьякова Дана Владимировна ,педагог доп.образования, методист. ЦВР Фрунзенского района Санкт-Петербурга

    Данная статья представляет собою описание опыта семейных мастерских - совместных занятий детей и родителей по изобразительной ГБОУ ДОД ЦВР Фрунзенского района Санкт-Петербурга...

    Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детского сада № 10 Выборгского района Санкт-Петербурга, Персиной Елены Николаевны. Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец»

    Данный материал включает в себя содержание работы с дощкольниками с (задержкой психического развития) и их родителями по теме:Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с  Санкт-Пет...

    Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)

    В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...

    Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

    Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующе...

    Автор: Смирнова Ольга Ростиславовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №10 Невского района Санкт-Петербурга. Консультация для педагогов ДОУ. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО

    В консультации для педагогов ДОУ рассматриваются вопросы: понятие "инициатива", "развитие", способы и направления поддержки инициативы у детей раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного...