Знакомство с карточками Проппа. Пересказ сказки '' Гуси-лебеди ''
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iv.odt18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по развитию речи

в подготовительной группе

Тема: Знакомство с карточками Проппа. Пересказ сказки «Гуси-лебеди»

Воспитатель: Егорова И.В.

МДОУ №68 г. Тверь

Тема занятия: «Знакомство с карточками Проппа. Пересказ сказки «Гуси-лебеди»

Цель:

Связная речь:  Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений. При пересказе использовать карточки Проппа.

Используем карточки:

  1. Жили были
  2. Нарушение запрета
  3. Что случилось
  4. Волшебные помощники
  5. Беда миновала.

Словарь и грамматика: Учить детей объяснять значения слов, упражнять в образовании слов с суффиксами, уменьшительно-ласкательными и увеличительными.

Звуковая культура речи: Уточнить и закрепить правильное произношение звуков: [м] и [л], учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе.

Развивающая среда: Книга-сказка: «Гуси-лебеди», карточки Проппа, зеркала, карточки (артикуляционная гимнастика).

Содержание:

Воспитатель предлагает взять детям зеркала и проводит с ними артикуляционную гимнастику согласно методике В.В. Коноваленко.

Упражнения для нижней челюсти:

- широко раскрыть рот, подержать несколько секунд

- жевательные движения с сомкнутыми губами – легкое постукивание зубами – губы разомкнуты

- «Заборчик» верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

Упражнения для губ:

  1. «Улыбка» - растягивание разомкнутых губ (зубы сжать)
  2. «Трубочка» - вытягивание губ вперед
  3. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам
  4. Втягивание нижней губы под верхнюю

Упражнения для языка:

  1. «Болтушка» - движения языком вперед-назад
  2. «Часики» - вправо-влево
  3. «Качели» - вверх-вниз
  4. Круговые движения языком
  5. «Лопатка» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на верхней губе
  6. «Иголочка» - узкий, напряженный язык высунут вперед.

Далее воспитатель предлагает выполнить несколько упражнений по методике А.Л. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников».

  1. «Пароход»
  2. «Очки»
  3. «Стул»
  4. «Стол»
  5. «Грабли»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на карточки Проппа и вспомнить, знают ли они, что это за карточки и для чего они нужны. Выслушивает ответы детей. Затем сама объясняет и называет карточки.

  1. Возвращение домой
  2. Победа
  3. Вредительство
  4. Свадьба или коронование
  5. Борьба
  6. Сверхъестественные силы антагониста

Карточки Проппа помогают рассказывать и пересказывать по порядку без пропусков и повторений. Сегодня мы используем следующие карточки:

  1. Жили были
  2. Нарушение запрета
  3. Что случилось
  4. Волшебные помощники
  5. Беда миновала.

Повторяем вместе с детьми названия карточек. Воспитатель предлагает рассмотреть обложку книги и вспомнить название книги.

Воспитатель читает сказку «Гуси-лебеди»

Проводится беседа

- Как называется сказка, которую я прочитала?

- Кто нарушил запрет?

- Какой запрет был нарушен?

- Как гуси-лебеди унесли мальчика?

- Какие волшебные помощники пришли на помощь Машеньке?

- О чем просила Машенька печку, яблоньку и молочную реку?

В случае затруднения воспитатель читает сказку еще раз.

Далее организуется пересказ детьми произведения.

После окончания, воспитатель задает вопросы детям.

- Какая была девочка?

- Непослушная, так как нарушила запрет. Но добрая, любящая, заботливая, смелая. Если бы она не пошла искать братика, он бы погиб.

- Какие были гуси-лебеди? - Злые, невнимательные.

-Какие были печка. Речка, яблонька? – Добрые, заботливые, отзывчивые.

Вопросы воспитателя:

- А как бы ты поступил (а) на месте Машеньки?

- Чтобы ты хотел (а) изменить в этой сказке?

Выслушивает ответы 2х – 3х детей.

Воспитатель просит назвать слова, которые можно образовать с суффиксами: уменьшительно-ласкательными и увеличительными.

Например: сын – сыночек

                   Маша – Машенька

                   сливки – сливочки

                   яблоко – яблочко

                   кисель – киселек

                   яблоня – яблонька

Выслушивает ответы детей.

Затем просит назвать звук, с которого начинается слово «Машенька» и «Лебеди». Что общего в этих звуках? – они - согласные.

Вспоминает скороговорку:

«Мама мыла Милу мылом

Мила мыло не любила».

Просит детей обратить внимание на значительное количество звуков [м] и [л] в этой скороговорке.

Просит повторить детей в быстром темпе.

Выслушивает 3-х или 4-х детей.

Предлагает вспомнить другие скороговорки по желанию.

В заключение воспитатель показывает детям полотно с пустыми кармашками и приготовленный набор картинок. Объясняет, что это полотно будет в развивающей среде, в группе, и, с его помощью дети смогут самостоятельно составлять рассказы, сочинять сказки с помощью карточек Проппа.

В случае если останется время до конца занятия, воспитатель использует книгу «Тверские загадки серия «Тверской фольклор» и загадывает загадки про печку.

Предварительная работа.

  1. Беседа на тему: «Сказка и рассказ».  В чем отличие этих жанров.
  2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
  3. Рассматривание картинок с изображением печки, яблоньки, речки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с карточками Проппа. Пересказ сказки \'\' Гуси-лебеди \'\'

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе...

Составление рассказа с помощью карточек Проппа

Воспитателем представлен конспект организованной образовательной деятельности в области коммуникации для детей старшего дошкольного возраста. На занятии дети знакомятся с глобусом, представителями мал...

Открытое занятие по развитию речи с детьми подготовительной группы. Составление сказки с помощью карточек Проппа. "Снегурочка"

Цель: Закрепить умение детей составлять связано, последовательно, грамматически правильно сказку по карточкам Проппа..Закрепить у детей знания полученные ранее.Задачи:Совершенствовать умения детей в с...

"В гостях у сказки" карточки Проппа в работе логопеда

Основные примеры заданий с карточками Проппа, используемые для формирования связной речи у дошкольников...