Конспект по развитию речи "Зима"
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) на тему

 

Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_obobshchayushchego_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект обобщающего занятия по развитию речи

Тема: «Зима»

(Подготовительная группа)

Коррекционно-образовательные задачи: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Совершенствовать грамматический строй  речи,  учить образовывать существительные с  уменьшительно-ласкательными  суффиксами.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать зрительное вни мание и восприятие, речевой слух и фонематическое воспри ятие, память, тонкую и общую моторику, дыхание и ко ординацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, само стоятельности.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением зимних забав, «снежный ком», снежинки на ниточках, магнитофон, «растаявшие снежинки», фломастеры на каждого ребёнка, карточки с изображением ветра и снежинок, разрезные картинки.

Ход  занятия

     1. Организационный момент

     Ребята, вы хотите узнать, чем мы будем сегодня заниматься?  Для этого вы должны отгадать загадки.

Странная звездочка                       Что за нелепый человек

С неба упала,                                   Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку                              Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала.                             Боится солнца и тепла.

                       (снежинка)                                               (снеговик)

Художник-невидимка                     Прозрачен, как стекло,

По городу идет:                                  Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит,                                                         (лед)

Всех ущипнет за нос.

                        (мороз)

Наступили холода,                           Он летает белой стаей

Обернулась в лед вода,                    И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый                 Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым.                На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь –                                              (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

                         (зимой)

      Вы догадались, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?

      2. Беседа о времени года

        - Назовите приметы зимы.

- Какой день зимой?

- Какая ночь?

- Что можно сказать о снеге?

- Какой бывает лед?

- Перечислите  зимние  месяцы.

- А с какого месяца зима начинается? А заканчивается, каким месяцем? А какой посередине?

- Какая бывает зима?  

        -Ребята, а давайте отправимся на зимний участок.

 

3. Пальчиковая гимнастика:  «Мы во двор пошли гулять»  

Раз, два, три, четыре, пять,  (Загибают пальчики по одному.)  

Мы во двор пошли гулять. («Идут» пальчиками по столу.)  

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили, («Крошат  хлебушек»  всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А ещё в снегу валялись.  (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли.  (Отряхивают  ладошки.)    

Съели  суп  и спать легли.  (Движения воображаемой ложкой;  руки под щёку.)  

4. Упражнение «Снежинки»

- Пока мы с вами гуляли, пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите,  какие они? (употребление прилагательных).

(Снежинки висят на ниточке.)

- А вы хотите, чтобы наши снежинки закружились?  Нужно на них подуть. (Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.)

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

      5. Дидактическая игра в кругу  

«Снежный ком передавай, слова-действия  называй »  

- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад.  Я вам, буду задавать вопросы, а вы отвечайте

 Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…  

«Снежный ком передавай, слова ласково  называй  »  

Зима-зимушка,

Снег-снежок,

Снеговик - снеговичок,

Снегурка - Снегурочка.   (Ой, а какой ком холодный!  Давайте  погреемся!)        

 

        6. Физминутка.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем,

И себя похлопаем.  

Хлопушки в парах.  

Снего-снего-снегопад,  

Каждый очень, очень рад,  

Будут лыжи и коньки,

Будут санки и снежки.  

Молодцы! А вы, у меня внимательные?    

7. Игра  «Какое слово лишнее?»

       - Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Назовите лишнее слово.

Каток, платок, каток, каток.

Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.

Снежок, снежинка, нежный, снеговик.

Молодцы!  

Ой, ребята, посмотрите, что у меня лежит на столе?

Возьмите себе по одной картинке.

8. Игра «Снежинки и ветерок».

Мы сейчас разделимся на две команды: «снежинки» и «ветерки».

Дует сильный ветер ш-ш-ш…, снежинки кружатся под музыку.

9. Составление разрезной картинки. Составление рассказа по этой картине.

- Ребята, ветер так сильно дул, что наши зимние картинки разбились на осколки, их нужно собрать.

- Команда снежинок собирает одну картинку, а команда ветерки – другую.

После того, как вы соберёте картинки, по ним нужно будет составить рассказ.

Самостоятельное рассказывание с опорой на картинки.    

10.  Развитие мелкой моторики «Дорисуй снежинку».    

Ребята, а вы заметили, что наши снежинки  начали таять?

 Что нужно сделать, чтобы снежинки снова стали красивыми? (Дорисовать).

Молодцы!

 Кто хочет, может подарить их гостям.

11. Итог занятия.

 Наше занятие закончено.

- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

- Что мы делали на занятии?

- Что понравилось?

Оценка работы детей.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД развитие логического мышления на основе сенсорного развития в первой младшей группе

Занятие.«Потерянные бусы».Программное содержание.Образовательные задачи:                        Обучать способам логического мышления, разви...

Конспект по развитию речи в группе раннего развития «Рассматривание грузовика».

Конспект по развитию речи " Рассматривание грузовика"...

Конспект познавательного развития. Художественное эстетическое развитие.

Учить детей обращать внимание на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей, побуждать их передавать эти отличия в рисунках....

Развитие словаря у детей , конспект по развитию речи "Осень"

Конспект составлен по статье Игначенко Т.В. Формирование грамматического строя речи  «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедиче...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: « Я и моя семья». Конспект по развитию речи.

Целью является формирование у детей правильного представления о семье, чувство собственного достоинства.Задачи:Обучающие:– Учить эмоционально и активно участвовать в диалоге с воспитателем и дру...

конспект НОД развитию речи и познавательному развитию, на тему: "Осень глазами художников"

Конспект НОД по развитию речи и позновательному развитию  к презентации  , на тему : "Осень глазами художников"...