Использование театрализованной деятельности как источника создания позитивных, эмоциональных взаимоотношений детей.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Использование театрализованной деятельности как источника создания позитивных, эмоциональных взаимоотношений детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchyot.doc | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Сургутский район
МДОУ детский сад «Белочка»
Использование театрализованной деятельности как источника создания позитивных, эмоциональных взаимоотношений детей.
Из опыта работы
воспитателя старшей группы
Дудановой Светланы Александровны.
г.п. Федоровский
2008 год
Дуданова Светлана Александровна.
1 сентября 1977 года рождения.
Образование: высшее.
Сургутский государственный педагогический институт.
Год окончания учёбы: 2001.
Квалификация: Педагог дошкольного образования по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования».
Стаж работы: 10 лет.
Стаж работы в МДОУ детский сад «Белочка»: 12 лет.
Основное направление работы: Использование театрализованной деятельности как источника создания позитивных, эмоциональных взаимоотношений детей.
«Волшебный край!» — так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» — спрашивал своих современников В. Г. Бе линский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. Чувства великого поэта и выдающегося кри тика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства.
Но чем заслужил театр такую любовь к себе? Почему так велика потребность в нем?
Во-первых, это связано с тем, что посещение театра — всегда праздник. Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздник», означающего «отдых, безделье». Но не только перерыв в повседневных делах подразумевался под праздником. С ним связаны радость, веселье и, самое главное, уход от обыденности. Ощущение праздничности, ко торое связано с посещением театра, способно доставить чело веку ни с чем не сравнимую радость, осветить повседневную жизнь яркими впечатлениями и наполнить ее новыми чув ствами и мыслями.
Во-вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в одном другом виде искусства, с наибольшей до ступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение сво ей жизни.
При каждой новой встрече со своим зрителем сцениче ское искусство возникает как бы заново и дарует ни с чем не сравнимое чувство сопереживания, соучастия в самом про цессе творчества. Именно в этом и видели чарующую, вол шебную силу театра выдающиеся деятели и мыслители про шлого.
Особая роль принадлежит театру в решении задач, свя занных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника.
К сожалению, в настоящее время в массовой практике до школьных образовательных учреждений театрализованная дея тельность остается Золушкой, и ее судьба, как от злой ма чехи, зависит от желания и интересов педагога. В первую очередь это связано с общей загруженностью наших воспи тателей и недопониманием значения театрализованной дея тельности для
развития ребенка-дошкольника.
Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытать вос хищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, ми мики и других средств выразительности.
Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед деть ми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.
Коллективный характер театрализованной деятельности поз воляет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При под готовке спектакля они учатся выделять цель, средства ее до стижения, планировать и координировать свои действия и многому другому. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Кроме того, театрализованная деятель ность таит в себе огромные возможности для коррекции лич ностного развития.
Так, например, В. Г. Маралов и Л. П. Фролова в реко мендациях педагогам по предупреждению агрессивности и формированию миролюбия у детей пишут: «Широкие возмож ности имеют игры-драматизации, когда дети проигрывают какие-то ситуации, берут на себя роли положительных и отри цательных героев; агрессивного ребенка чаще следует ставить в контрастные позиции: то в позицию агрессивного героя, то в позицию доброго, — это дает возможность зафиксировать в сознании и подсознании разные позиции, принять ценность именно неагрессивного, ненасильственного поведения»1. Теат рализованная деятельность используется психологами в рабо те с социально импульсивными и социально пассивными де тьми, в предупреждении и преодолении у ребенка неуверен ности в себе и своих возможностях, тревожности и страхов. Весьма оригинальную методику психотерапии детских невро зов (страхов, патологической застенчивости, тиков, заикания и т. п.) придумали профессиональные психологи и драматур ги И. Медведева и Т. Шишова, которые успешно занимают ся с детьми и их родителями «куклотерапией».
Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Исследование по логопедической ритмике, проведенное Г. А. Волковой, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации раз ных сторон их речи — словаря, грамматического строя, диа лога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само дей ствие детей с кукольными персонажами или собственные дей ствия по ролям, но также и художественно-речевую деятель ность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочине ние, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирова ние, приплясывания, напевание и т. д.).
В работе Г. А. Волковой определены требования к само стоятельной театрализованной деятельности детей от 5 до 6 лет. Приводим их полностью.
«Уметь исполнять небольшие монологи и более разверну тые диалоги между персонажами, разыгрывать с персонажа ми действия с применением разнообразных движений (пово роты туловища, головы, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслонять их, вы бирать целесообразные движения и действия, все время чув ствовать рядом с собой партнеров, находить выразительные средства исполнения роли своего персонажа, стремиться офор мить место действия персонажей некоторыми элементами де корации».
Очевидно, что решение этих задач будет способствовать как художественному, так и речевому развитию старших дошкольников и может выступать в качестве показателей их развития в свободной театрализованной деятельности.
Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков общественной систе мы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который в течение 10—12 часов находится в одном и том же помещении и вынужден придерживаться одного и того же распорядка дня. Обыденность засасывает жизнера достных, активных, деятельных и мечтательных дошкольни ков, превращает их в равнодушных,
сонных и пассивных ма леньких старичков. И их спасение во многом зависит от те атрализованной деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость.
В работах академика Н. Бехтеревой, профессора Д. Камбнровой, научных сотрудников С. Маневского и В. Матвее вой установлено, что улыбка не просто говорит о позитив ной эмоции, она воздействует на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность. Это открытое нашими учеными явление, много раз экспери ментально проверенное, получило название генерализации или положительного экспрессивного потенциала.
При этом надо не улыбнуться внешне (одними губами), а искренне порадоваться, как это бывает у детей в театрали зованной деятельности. Только при этом условии просыпают ся позитивные волны во всех структурах мозга.
Очевидно, что даже краткий перечень достоинств теат рализованной деятельности свидетельствует о том, что ей не пристала роль Золушки. Значение этой сферы детской деятельности для общего психического и художественного развития ребенка столь велико, что она должна занять достойное место в системе воспитательно-образовательной работы с детьми. Это значит, что работа педагога так же необходима, как музыкальные занятия или работа по изоб разительной деятельности.
Но не только вопросы, связанные с организацией театра лизованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, вызывают тревогу.
Так, например, в период с 4 до 7 лет происходят серьез ные изменения в личностном развитии дошкольника, требу ющие от взрослых пристального внимания.
Раньше малыш свято верил взрослым, которые оценива ли результаты его деятельности: «Молодец! Ты хорошо танцуешь, поешь, исполняешь свою роль». В старшем дошколь ном возрасте в связи с появлением самооценки ребенок на чинает сам оценивать себя, свои действия.
Прежде всего его самокритичность направлена на оцен ку тех результатов, которые ему приходится демонстриро вать другим (выставка рисунков, выступление на празднике и т. п.). И хотя оценочные суждения старшего дошкольни ка о себе чаще всего бывают завышенными, даже незначи тельная неудовлетворенность собой очень огорчает его и вы зывает неуверенность в себе и своих возможностях.
Именно поэтому в отличие от малышей старшие дошколь ники при выступлении часто теряются. Поэтесса Л. Фадеева очень точно передала это эмоциональное состояние ребенка в стихотворении «Первое выступление»:
Стою на сцене.
Зал затих.
И я молчу,
Не вспомнить стих!
Стою и думаю о том,
Сейчас реветь или потом.
Наряду со сценическим волнением у многих детей появ ляется стеснительность, и они категорически отказываются от выступлений. Очевидно, что если бы речь шла только о выступлении ребенка на сцене, то этого можно было бы из бежать. К сожалению, чувство неуверенности в себе, волне ние и страх перед выступлением могут преследовать ребен ка достаточно долго и доставлять ему много неприятностей в течение всей жизни.
Поэтому психологи, невропатологи и психотерапевты на стоятельно рекомендуют педагогам и родителям начать бо роться с чувством неуверенности в себе с момента его появ ления. Коррекция поведения ребенка может осуществляться по очень многим направлениям. Одним из них является кол лективная театрализованная деятельность, в основу которой положен принцип предоставления всем детям равных возмож ностей для участия в инсценировке и в одинаковых ролях.
Очевидно, что именно в театрализованной деятельности у ребенка появляется уникальная возможность на фоне поло жительных эмоций управлять своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, составляет один из сущест венных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Весьма перспективными для преодоления сценического вол нения являются разные виды кукольных театров. Действуя за сценой, ребенок получает возможность как бы оградить себя от зрителя.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития: ак тивность, сознательность,
самостоятельность, целостное вос приятие содержания и формы, способность к соучастию и со переживанию, непосредственность впечатлений, яркость в вы ражении и проявлении воображения. Благодаря этим каче ствам ребенок уже в состоянии сам сделать куклу для сво его выступления и через цвет одежды передать ее образ. Так, например, на занятиях по художественному труду дети из конусов делают основание куклы-марионетки, а затем с по мощью прорисовки лица, одежды, добавления различного ро да дополнительных деталей создают желаемый образ. В дру гом случае основание для кукол из ткани могут сделать пе дагоги и родители. А множество разнообразных плащей и накидок и других атрибутов в состоянии изготовить сами де ти. При подготовке к спектаклю с помощью одежды и до полнительных атрибутов дети могут создавать любой образ по своему усмотрению.
Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет ху дожником или актером. Но в любом деле ему помогут твор ческая активность и развитое воображение, которые не воз никают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности.
Поэтому, осуществляя работу с детьми, мы не должны ограничиваться развитием только исполнительского творчества.
На основании изучения теоретической литературы и передового педагогического опыта появилась возможность выдвинуть гипотезу: Предположим, что систематическая и правильно организованная театрализованная деятельность способствует созданию позитивных, эмоциональных взаимоотношений детей.
Учитывая актуальность проблемы и важность её для гармоничного развития детей, поставили свою цель: сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
- пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;
- использовать в данной деятельности: театрализованные игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного театра;
- формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;
- развивать формирование простых навыков творческое воображение дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.
Объектом исследования является процесс организации и проведения театрализованной деятельности. Предмет исследования: Использование театрализованной деятельности как источника создания позитивных, эмоциональных взаимоотношений детей.
Цель этой работы - помочь воспитателям организовать работу и эффективно использовать театрализованную деятельность в своей деятельности. Практическая значимость работы заключается в использовании разработанной системы театрализованных игр, занятий, мероприятий в педагогической деятельности педагогов дошкольного учреждения.
Настоящая работа может быть интересна для воспитателей, которые ищут пути повышения качества своей работы. Многие из педагогов не могут определить наиболее оптимальные методы борьбы за повышение уровня раз вития и воспитанности детей своей группы. Для этих педагогов опыт, несо мненно, представляет определенный интерес.
Автор стремится в данной работе соединить теорию педагогической нау ки с практикой воспитания и обучения в детском саду.
Материал, освещающий вопросы обучения и воспитания детей дошколь ного возраста, организации детской трудовой деятельности может быть ис пользован при проведении методических мероприятий для педагогов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. История театрализованной деятельности.
Первый в мире постоянный театр для детей открылся в Москве 6 ноября 1918 года. Его организатором, а впоследст вии художественным руководителем была Н. И. Сац. В нем шли спектакли театра петрушек, теней, марионеток, балет ные представления. В их создании принимали участие такие замечательные деятели искусства, как художники В. Фавор ский, И. Ефимов, композитор А.Н. Александров, балетмейстер К. Голейзовский.
Затем детские театры возникли в Харькове, Краснодаре, Петрограде и других городах.
Появление детских театров явилось важнейшим событием не только в культурной жизни того времени, но и для всей педагогической общественности. Истории отечественной куль туры известны многие случаи, когда уважаемые и признан ные художники становились кукольниками.
Так произошло с Н. Я. Симонович-Ефимовой, И. С. Ефи мовым и Н. В. Поленовой, жизнь и творчество которых яв ляются для нас гражданским подвигом во имя любви к де тям и искусству театра.
Нина Яковлевна Симонович-Ефимова была талантливым художником, одаренным живописцем, человеком высокой культуры, а ее муж, Иван Семенович Ефимов, — одним из лучших русских художников-анималистов. Поэтому, когда они организовали свой театр кукол, их вкус, мастерство, худо жественная культура проявились особенно ярко и самобытно.
Интерес представляет даже тот факт, что деятельностью детских театров в то время руководил народный комиссар просвещения, а не министерство культуры. В каждом теат ре была педагогическая часть, но вопросы, связанные с ре пертуаром, музыкальным и художественным оформлением спектаклей, обсуждались коллегиально. Это позволяло, с од ной стороны, учитывать интересы детей, особенность их вос приятия, а с другой — создавать высокохудожественные про изведения. Благодаря этому союзу даже художники сцены должны были мыслить как педагоги, а педагоги — чувство вать силу искусства как художники. В результате наша стра на приобрела уникальный опыт театральной педагогики, а театры средствами искусства расширяли кругозор детей, по могали им вырасти людьми, любящими и понимающими ис кусство, наполнить их сердца радостью. Не случайно А. Брянцев назвал первый ТЮЗ «театром детской радости».
С развитием системы общественного дошкольного воспи тания театр прочно вошел и в жизнь детей дошкольного воз раста.
Т. Н. и Ю. Г. Караманенко разработали одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по исполь зованию разных видов кукольного театра. Благодаря выходу этого пособия, а затем — работы Г. Генева арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности.
Изучение психолого-педагогической и методической лите ратуры, передового опыта показывает, что в настоящее вре мя накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском са ду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театра лизованной деятельности, широко представлены в работах оте чественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой,
Т. Шишовой и др. Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказ ки или театральные представления по готовым сценариям».
Было установлено, что театрализованные игры отличают ся от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и харак тером игровой деятельности. Театрализованные игры являют ся играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрывае мого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театраль ном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются кон кретные образы.
Н. Карпинской была предложена методика работы с деть ми по театральной деятельности на занятиях. Работа эта стро ится поэтапно:
— на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;
— на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки;
— на третьем этапе дети выполняют ряд творческих за даний (выразить радость, страх и т. п.);
— на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т. п. Ученые также установили, что эффективность театрализо ванной деятельности во многом зависит от ее интегрирова ния с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети име ют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и по фантазировать, что также положительно влияет на вырази тельность создаваемых образов.
Несомненный интерес для практических работников пред ставляют методические рекомендации по театрально-игровой деятельности дошкольников, разработанные Л. П. Бочкаревой.
На основе анализа научной и методической литературы автор описывает виды театрализованных предметных игр и дает подробную характеристику каждого из них. Естествен но, что виды театрализованных игр многообразны. Они вза имно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и сде лать жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее.
В этих рекомендациях затронут еще один очень важный аспект работы с детьми, связанный с изготовлением игрушек для театрализованной деятельности и созданием предметно-игровой среды в группе и на участке. Дается примерное пер спективное планирование этой работы начиная с четвертого года жизни.
Автору рекомендаций, безусловно, хорошо известны реаль ные трудности, с которыми сталкиваются практические ра ботники при организации и проведении театрализованной дея тельности. В первую очередь это связано с недостатком учеб ного времени. Именно поэтому работа с детьми в данном на правлении осуществляется в тесной взаимосвязи с занятия ми по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и изобразительной деятельности.
Анализ методической литературы и опыт работы показы вает, что при разработке театрально-игровой деятельности уче ные и практики обращали особое внимание на развитие дет ского творчества. В результате были найдены интересные ме тодические приемы, например:
— предложить детям самостоятельно придумать сюжет с двумя воображаемыми игрушками и обыграть его; прочитать детям знакомую сказку и предложить им придумать новую, но с теми же персонажами (О. Лагуткина);
— предложить детям нетрадиционный набор кукол для со чинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей — Де да Мороза и Лягушки, Снегурочки и Петушка (Т. Неменова);
— предоставить детям возможность для исполнения конт растных ролей — старого медведя и маленького медвежон ка, злой собаки и беззащитного щенка (Г. Прима).
В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методис тов и практиков, работа с детьми по театрализованной дея тельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр являет ся одной из самых ярких, красочных и доступных восприя тию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческо му развитию ребенка и формированию базиса его личност ной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисо ванием и лепкой.
2. Виды театра.
Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки — фабричные и са моделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Все картин ки — персонажи и декорации — не забудьте сделать двухсторон ними, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми. Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинка, тем больше или весомее нужна площадь опоры.
Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важ но имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одно временно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего — радостная, груст ная, жалобная. Персонажи до начала игры лучше всего спрятать. Их появ ление по ходу действия создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Для того чтобы создать представление о месте действия, используйте элементы декорации: два-три дерева - это лес, зе леная ткань или бумага на столе — лужайка, голубая лента — ручеек.
Театр на фланелеграфе. Картинки хорошо показы вать и на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной или бар хатной бумаги. Рисунки подбирайте вместе с детьми из старых книг, журналов, а недостающие можно дорисовать. Это доставляет ребятам удовольствие. Используйте и природный материал.
Разнообразные по форме экраны позволяют создавать «живые» картины, которые удобно демонстрировать всей группе детей. На экранах-призмах могут работать попарно одновременно все ребята во время занятий. Сценки на экранах получаются раз ные, и дети смогут убедиться в многообразии вариантов изоб ражения одной и той же темы.
Этот вид игр позволяет легко изображать массовые сцены, например «Воздушный парад», «Перелет птиц», «Запуск косми ческой ракеты» и др.
Теневой театр. Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плос костные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интерес ные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксеров и др. Не забудьте только сопровождать показ соответствующим звучанием. Чтобы показывать сценку с несколькими персонажами одно временно, установите внизу экрана планку, на которой можно укреплять фигуру. Например, сначала тянет репку дед. Укрепите его фигуру на планке и выводите бабку и т. д. Фигуры размещайте вблизи экрана, чтобы тени получились четкими. Сами же распо ложитесь ниже или сбоку от экрана, чтобы ваша тень не падала на него.
Театр теней хорошо использовать в часы досуга.
РАЗНОВИДНОСТИ ДРАМАТИЗАЦИЙ
Участвуя в драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой овеществленный образец.
Атрибут — признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, выре занную из бумаги, шапочку, фартучек (элементы рабочей одеж ды), кокошник, венок, пояс (элементы национального убора) и т. д. ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам — с помощью интонации, мимики, жестов, движений.
Если у вас нет полного костюма для исполнения роли, не стоит утруждать себя или других его изготовлением. Посоветуй тесь с детьми, какой признак персонажа наиболее типичен. Ис пользовав его, изготовьте эмблему, по которой все сразу узнают изображаемого героя. Убедите ребят, что главное — это то, как они исполняют свои роли — похоже или нет. Вместе с тем не требуйте и большой точности исполнения, не нужно портить настроение детям во время игры. Умение придет постепенно — после неоднократного проигрывания роли и наблюдений за сверст никами.
Драматизации с пальчиками. Ат рибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, про говаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате.
Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребенок с помощью своих пальцев. Сказки «Коза и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Мальчиш-Ки-бальчиш», «Гуси-лебеди» и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам.
Драматизация с куклами бибабо. В этом виде театра на пальцы руки надевают куклу. Движения ее го ловы, рук, туловища осуществляются с помощью движений паль цев, кисти руки.
Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скры вается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. е. момент загадочности исчез, то водящие могут выхо дить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т. д. Такое «разоблачение» не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят.
Когда дети увидят игру взрослого с куклами бибабо, они скорее всего тоже захотят научиться сами водить их. Если кукла окажется велика для детской руки, то в головку можно вставить два пальца вместо одного. Укоротите рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук. Можно изготовить куклы и для детских рук. Для этого пригодятся хорошо сохранившиеся части от старых поломанных игрушек, мягких зверюшек. Оденьте их и загримируйте для нужной роли. Покажите ребятам, как следует двигаться кукле, как ее водить по ширме.
Импровизация — разыгрывание темы, сюжета без предвари тельной подготовки — пожалуй, самый сложный, но и наиболее интересный вид театрализованной деятельности. К нему готовят все предыдущие виды театра. И все же дети будут в недоумении, если вы вдруг предложите им разыграть ту или иную сценку. Подготовьте их к этому — вместе придумайте тему, обсудите, как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды.
Дальнейший шаг — пусть каждый участник игры изобразит тему по-своему. И еще более сложное задание: ребенок выбирает тему и сам же ее разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы. И наконец, с помощью мимики, инто нации, атрибута можно загадать загадку. Отгадкой является тема, которая тоже разыгрывается.
3. Содержание и методика работы с детьми.
Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогиче ской литературы позволяет сделать вывод о том, что на каждом возрастном этапе подходы к методике работы с де тьми должны быть разными.
Так, для развития детей пятого года жизни в театрали зованной деятельности необходимо всем предоставить равные возможности для участия в инсценировке. Это значит, что дети должны действовать в одинаковых или равных ролях независимо от способностей.
Наблюдения за поведением детей показывают, что ребенок пятого года жизни еще не может самостоятельно оценить свои возможности. Именно поэтому каждый малыш готов к исполнению главной роли. Попытки педагогов формально за действовать всех детей в инсценировке не только неэффек тивны, но даже болезненно воспринимаются малышами, ко торым достались не главные роли. Они понимают, что, на пример, в инсценировке сказки «Красная Шапочка» роли девочки, волка, бабушки, лесорубов более значимы, чем роли деревьев. Поэтому такое неравноценное распределение ролей становится одной из причин того, что развитие детей в теа трализованной деятельности происходит неодинаково. А это значит, что в следующем спектакле главные роли будут вновь отданы тем, кто исполнял их в предыдущей постановке. И так постоянно. Кроме того, на распределение ролей край не болезненно реагируют родители. Поэтому первый театраль ный сезон предлагается построить на репертуаре, в кото ром все дети группы могли бы принимать участие и действовать в одинаковых ролях.
На начальном этапе работы по театрализованной деятель ности педагогам предлагается включать в инсценировку уп ражнения на развитие памяти, внимания и других психиче ских функций. Необходимость в этом связана с особенностя ми методики, направленной на развитие у детей способнос ти преодолевать сценическое волнение.
Общеизвестно, что одним из основных показателей актер ского мастерства является искренность, умение быть правдивым в сценическом проявлении своих чувств. Играя, актёр осуществляет какие-то действия — ищет, слушает, осматривает. Если он по-настоящему внимательно и серьез но ищет пропавшую вещь, то и зритель будет с интересом следить за этим действием. Если он будет только показывать, что совершает это действие, и его внимание будет за нято тем, какое впечатление он производит на зрителя, публика сразу почувствует фальшь и интерес к актеру резко упадет.
Поэтому для актера важно научиться так увлекаться сце ническим объектом, сделать его настолько интересным для себя, что происходящее в зрительном зале станет для него третьестепенным, а то и совсем неважным.
Специалисты считают, что развивать элементы актерского мастерства надо в упражнениях, формирующих умение и надеть работой органов чувств.
Очевидно, что при подборе репертуара для работы с деть ми важно учитывать все вышеизложенные особенности. Кро ме того, не каждое художественное произведение подходит для решения задач, связанных с особенностями возраста и спецификой театрализованной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте подходы к развитию детей в театрализованной деятельности меняются. Для разви тия и эмоционального благополучия дошкольников необходи мо, чтобы театрализованная деятельность носила творческий характер, а знания ребенка о жизни, его желания и инте ресы должны естественно войти в ее содержание. Для этого каждый ребенок должен получить возможность воплотить в своей творческой работе близкое и интересное ему содержа ние, а педагоги — обеспечить ему свободу действий.
Очевидно, что свобода слова и мысли одинаково нужна как тем, кто обучает, так и тем, кому нужно это услышать. Особенно это важно в художественных сферах деятельности. Б. П. Вышеславцев пишет: «Чуткость к прекрасному дана русскому народу, об этом свидетельствует наша музыка, на ши поэзия, и прежде всего Пушкин. Но служение красоте, поклонение красоте, даже восприятие красоты есть свобода, освобождение духа и не терпит никакого насилия, никакого принуждения. Можно принудить к лести, притворству, к под халимажу, но нельзя принудить к тому, чтобы нравилось то, что не нравится. Подлинное искусство есть всегда «вольное искусство».
К сожалению, эта «поэзия свободы», так глубоко освещен ная и осмысленная одним из ярких представителей русской философии, до настоящего времени не вылилась в приемле мые формы, связанные с отбором содержания для обучения и развития детей, форм и методов руководства их деятель ностью.
С особой остротой эта проблема возникает в театрализованной деятельности, где перед ребенком стоит сложная задачи создания художественного образа.
Великий режиссер Е. Б. Вахтангов считал, что сценичес ком искусство возникает только тогда, когда актер принимает за правду то, что он создал своей фантазией. И очевид но, что осуществить это маленькому ребенку гораздо проще не на основе содержания, заданного взрослым, а на основе личного опыта, собственных представлений об окружающей действительности, образов, рожденных его воображением.
Поэтому в работе с детьми старшего дошкольного воз раста педагогам настоятельно рекомендуется создавать спектакли на основе содержания, придуманного самими ре бятами.
Искусство педагога будет состоять в том, чтобы побудить детей к этой деятельности и объединить их отдельные пред ложения в целостный сюжет.
Кроме того, в работе с детьми старшего дошкольного воз раста мы рекомендуем использовать:
— инсценировки по художественным произведениям, в ко торых дети исполняют разные роли;
— спектакли на основе содержания, придуманного сами ми детьми;
— инсценировки с использованием кукол-марионеток и плоскостных фигурок, которые приводятся в движение с по мощью палочки, закрепленной в их нижней части.
Но изменения происходят не только в содержании рабо ты с детьми от 4 до 7 лет. Меняется и методика работы с ними.
4. Программные задачи по театрализованной деятельности.
Театральная игра
Театральная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равно мерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напря гать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать сло ва героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внима ние, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Уп ражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру пове дения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное от ношение со сверстниками, любовь к фольклору.
Ритмопластика
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмичес кие, музыкальные, пластические игры и упражнения, при званные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущений гар монии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на ко манду или музыкальный сигнал, готовность действовать со гласованно, включаясь одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать задан ные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Доби ваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.
Культура и техника речи
Данный раздел объединяет игры и упражнения, направлен ные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артику ляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и сти хи, тренировать четкое произношение согласных в конце сло ва. Учить пользоваться интонациями, выражающими основ ные чувства. Пополнять словарный запас ребенка.
Основы театральной культуры
Этот раздел призван обеспечить условия для обладания до школьниками элементарными знаниями и понятиями, про фессиональной терминологией театрального искусства. В раз дел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства, осно вы актерского мастерства. Культура зрителя.
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также рабо ту над спектаклем —от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; разви вать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложе ниях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхи щенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. п.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Общие программные задачи
• Формировать и активизировать познавательный интерес детей.
• Снимать зажатость и скованность.
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наб людательность, находчивость, фантазию, воображение, образ ное мышление.
• Развивать музыкальный слух.
• Развивать умение согласовывать свои действия с други ми детьми.
• Развивать умение общаться с людьми в разных ситуа циях.
• Развивать интерес к сценическому искусству.
• Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
• Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
• Учить сочинять этюды по сказкам.
• Учить импровизировать игры-драматизации на темы зна комых сказок.
• Развивать чувство ритма и координацию движений.
• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
• Развивать двигательные способности, ловкость, подвиж ность.
• Учить создавать образы живых существ с помощью вы разительных пластических движений.
• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.
• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. • Пополнять словарный запас.
• Учить строить диалог.
• Научить пользоваться интонациями, выражающими ос новные чувства.
• Знакомить с театральной терминологией, видами теат рального искусства.
• Знакомить с создателями спектакля.
• Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.
• Воспитывать культуру поведения в театре.
Предполагаемые умения и навыки детей
• Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.
• Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
• Запоминают заданные позы.
• Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
• Знают 5—8 артикуляционных упражнений.
• Умеют делать длинный выдох при незаметном корот ком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и без звучно.
• Умеют произносить скороговорки в разных темпах, ше потом.
• Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
• Умеют выразительно прочитать диалогический стихотвор ный текст, правильно и четко произнося слова с нужными ин тонациями.
• Умеют составлять предложения с заданными словами.
• Умеют сочинять этюды по сказкам.
• Умеют строить простейший диалог.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д.р.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Использование театрализованной деятельности в работе с детьми старшей группы.
Дети стали старше, и теперь они вполне готовы к воле вой регуляции своего поведения, поэтому работа по театра лизованной деятельности с ними может строиться в два этапа.
Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и вклю чает знакомство детей с его содержанием, изготовление кос тюмов, кукол и атрибутов, работу над ролью. По времени проведение этого этапа рассчитано на целую неделю (от пят ницы одной недели до пятницы следующей).
Второй этап целиком посвящен непосредственной подготов ке к проведению самого спектакля и выступлению на сцене. На первом этапе работы педагог:
• заинтересовывает детей содержанием произведения, ко торое будет использоваться для инсценировки, и выразитель но исполняет его или предлагает детям самим сочинить спек такль для своего выступления;
• интересуется, понравилось ли детям произведение или мет. Получив положительную оценку, педагог предлагает разыграть его в ролях перед родителями и повторно вырази тельно читает его детям. Если дети сами придумывают со держание, предлагает каждому из них выбрать для себя роль.
Работа над ролью
Работа над ролью с детьми этого возраста строится так же, как и в средней группе.
• Педагог кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки, и вновь выразительно читает поэтичес кое произведение, привлекая детей к проговариванию отдель ных строк, которые им запомнились.
• Анализирует события, которые описаны в произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность проис ходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя оп ределенную роль.
• После распределения и принятия ролей педагог побуж дает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персона жам и т. п. При этом характеристики могут быть представ лены значительно шире тех событий, которые входят в ин сценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чте нием инсценировки педагогом с участием детей.
• Подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой щенок — веселый или грустный, как он выгля дит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хоро шее или плохое настроение?» и т. п.). По мере необходи мости педагог предоставляет в распоряжение детей необходи мые материалы для художественного воплощения сценическо го образа. Так, например, каждый ребенок раскрашивает за готовку шапочки щенка так, как он себе его представляет.
По окончании работы дети примеряют изготовленные ат рибуты и действуют в них.
Работа над этюдами
Очевидно, что вопрос о глубине сценического перевопло щения в широком плане этого понятия не может стоять пе ред детьми шестого года жизни.
Начать следует с костюма — как самого ребенка, так и куклы, управлять которой он будет во время кукольного спек такля. Собственная творческая деятельность дошкольника в области театра затруднена из-за особой сложности вырази тельных средств, характерных для этого вида искусства. На пятом году жизни на занятиях по изобразительной де ятельности большое внимание уделяется эмоциональному от ношению дошкольников к цвету, поэтому предыдущий опыт детей позволяет им решить эту задачу.
Вначале с помощью наводящих вопросов педагог подводит своих воспитанников к пониманию того, что для накидки куклы надо выбирать цвета подходящие, соответствующие, с его точки зрения, ее характеру. При этом очень важно убе речься от опасной ошибки, часто подстерегающей педаго гов, — надо избегать цветовых шаблонов (например, если че ловечек из конусов злой, значит, цвет его одежды должен быть черным, а если добрый — то светлых тонов или крас ным и т. п.). Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку связывать цвета, которые он избирает для своей кук лы, с чувствами, которые он испытывает и хочет выразить.
Затем от изобразительного образа следует переход к дви жениям («А как твой герой, твоя кукла двигается?»).
Вначале педагог выясняет у каждого ребенка, каков ха рактер его героя. На основании общих характеристик делит всех героев на две, три и более подгрупп. Так, например, смелые, решительные составляют первую группу, добрые, важ ные, обыкновенные — вторую, трусливые — третью.
Затем детям каждой подгруппы предлагается продемонст рировать движение своих персонажей.
После того как вся подгруппа, например смелых и решительных зайцев, продемонстрирует свои движения, педагог подводит детей к обобщенным представлениям о характере унижений данного образа. Это может звучать так: «Смелые, решительные зайцы быстро и уверенно шагали по лесной тропинке. С высоко поднятыми мордочками они смотрели только вверх. Их плечи были расправлены, грудь выставлена впе ред, лапы засунуты в карманы брюк (или сложены за спиной и т. п.)».
От характеристики движений каждой подгруппы педагог переходит к характеристике речи персонажей.
Работа осуществляется также по подгруппам. Вначале педагог, в зависимости от образа и характера героя, предлага ет каждому ребенку выбрать соответствующую интонацию, а затем, так же как и при выработке движений, подводит де тей к обобщенным представлениям о характере речи данно го образа в целом. Так, например, если зайцы смелые и ре шительные, то, наверное, они будут говорить громко, сопровождая свою речь жестами лап, глядя прямо в глаза гово рящему, и т. п.
Каждому из детей, кто сможет добавить к общей харак теристике что-нибудь новое, весь детский коллектив должен выразить благодарность в виде аплодисментов.
По окончании работы над выразительностью речи прово дится репетиция спектакля. Педагог хвалит детей, а затем советует им, как можно продолжить работу над выразитель ностью создаваемого образа или управлением куклой.
Очень важно, чтобы все костюмы, атрибуты куклы были предоставлены в течение всей последующей недели в посто янное пользование детям.
Желательно, чтобы и родители проявили интерес к этой стороне деятельности своих детей. Педагогу необходимо разъ яснить родителям значение их заинтересованного участия в художественном развитии ребенка и привести этому соответ ствующие доказательства. Так, например, в результате про ведения специальных исследований психологи установили, что индивидуальные симпатии мамы и папы оказывают существенное влияние на ребенка-дошкольника. При этом быстрее всего развивается то, что больше нравится матери и что ею приветствуется. Для работы с детьми от родителей не требу ются специальные знания, умения и навыки. Главное — это удовлетворить желание ребенка, разделить его чувства, впе чатления, знания с любящим сердцем родителей.
Нужно объяснить родителям, что именно в этом возрасте детям особенно нравится учиться, принимать советы, реко мендации и, не сомневаясь и не критикуя, осваивать мно гие истины. Пройдет еще немного времени, и ребята будут воспринимать в штыки любой совет, рекомендацию. В том случае, если в старшем дошкольном возрасте на основе при влекательной для них театрализованной деятельности между детьми и родителями возникнет взаимопонимание, оно сохра нится на долгие годы и во многом облегчит трудности школь ной жизни и подросткового периода. Вот почему следует убе дить родителей не упустить этот шанс. Они обязательно долж ны обсуждать со своим ребенком предстоящий спектакль, со вершенствовать движения, отрабатывать интонации, доделы вать костюм.
В течение недели педагог постоянно интересуется творче ским поиском детей («А что вам удалось придумать нового, интересного для своей роли? Что будет нести твой герой? А как бы выглядел твой смелый заяц, если бы он повстре чал медведя?» и т. п.).
Работа по ходу инсценировки
Работа педагога по ходу инсценировки аналогична работе в средней группе.
После того как зрители-родители займут свои места, пе дагог просит внимания и торжественно объявляет о начале спектакля. Для того чтобы возникло соответствующее наст роение, можно использовать живые звуки музыкальных ин струментов (колокольчика, металлофона, дудочки и т. п.) или включить звукозапись.
Затем педагог называет поэтическое произведение с ука занием автора или говорит о том, что этот спектакль при думали сами дети, а затем торжественно представляет дей ствующих лиц, называя каждого ребенка.
Кратко, но достаточно убедительно, используя образные выражения, педагог рассказывает о том месте, где происходит действие инсценировки, и дает описание внешности и харак теров действующих лиц.
Настроив зрителей и актеров на активное восприятие, пе дагог дает детям сигнал, возвещающий о начале спектакля.
По ходу спектакля недопустимо одергивать детей, делать им всякого рода замечания, указания, корректировать их дей ствия. На сцене и вокруг нее должна царить обстановка, рас полагающая к преодолению сценического волнения и побуждающая юных актеров к передаче неповторимости каждого образа. Но маленькому ребенку очень трудно, преодолев вол нение, даже просто выйти на сцену. Поэтому, независимо от того, как он там действовал, ребенок должен получить на граду.
Наградой для детей остается, как и ранее, торжественное представление педагогом каждого ребенка зрителям индиви дуально как главного действующего лица данного спектакля. Поэтому по-прежнему важнейшей частью методики работы с детьми является заключительная часть спектакля. Педагог
говорит: «В нашем спектакле роли исполняли замечательные, заслуженные артисты нашей группы: Ванечка Завьялов,...»,
и родители должны наградить каждого исполнителя бурны ми аплодисментами.
Каждый раз по окончании спектакля педагог должен спросить. зрителей о том, не хотели бы они еще раз, на бис, посмотреть этот спектакль. Дети с огромным удовольствием его повторят. А родители должны быть щедрыми и доставлять удовольствие ребятишкам.
В зависимости от желания и интереса детей к театрализованной деятельности с конца декабря или в начале янва ри можно каждую пятницу играть две и даже три инсценировки. Начинать следует с новой, а для того чтобы дети мог ли органично перейти к уже знакомым им образам, нужно больше внимания уделять описанию обстановки и настрое нии героев.
По окончании каждого спектакля весь реквизит и деко рации сохраняются и используются детьми в процессе сво бодной самостоятельной деятельности.
Задачи по театрально-игровой деятельности
Для детей 5-6 лет
Театральная азбука
Рассказать детям о том, что театр - особый волшебный мир. Главные волшебники в театре - артисты. Они с помощью осо бых средств могут рассказать нам о разных событиях, о пере живаниях людей. Основные средства художественно вырази тельности: интонация, мимика, жест. Театры бывают разные: в оперном театре артисты поют, в балетном - все мысли, чув ства героев передают движениями, в драматическом театре они разговаривают, в кукольном - все действия, разговор осуществляются с помощью кукол. Есть особый вид театра - детский. В нем ставят спектакли для детей.
В театре работает много людей. Кроме артистов, художни ки, композиторы, писатели (драматурги), гример и др.
Игры в кукольный театр
Познакомить детей с приемами кукловождения марионеток, с «живой рукой», бибабо, пальчикового театра, театра карти нок на руке.
Работать над речевым дыханием детей, добиваться четкой дикции, умения менять темп, силу звука, работать над инто национной выразительностью речи.
Игры-драматизации
Продолжать учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев, со вершенствовать исполнительские умения детей, стимулировать желание детей изменять действия, вводить свои реплики.
Игры-спектакли
Побуждать детей проявлять самостоятельность в выборе вы разительных средств при создании образов персонажей, учить чувствовать своего партнера, стремиться подыгрывать ему.
Побуждать детей вживаться в образ, постоянно совершен ствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения.
Расширять жанровый диапазон спектаклей, предлагая де тям такие варианты, как: спектакль на художественно-рече вой основе, спектакль-опера, фольклорный спектакль на об рядовой основе. Воспитывать стремление доставлять своей иг рой радость окружающим.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Работу по театрализованной деятельности в детском саду считаю успешной, потому что в душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты, именно занятия театрализованной деятельностью помогают ребёнку передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Считаю важным в своей работе заниматься с детьми каждый день: это игра; и пожить и порадоваться в ней может каждый ребёнок.
В процессе работы дети буквально на глазах преображаются, становятся свободными, раскрепощёнными, а если умело поставить вопросы – учатся думать, анализировать, предлагать свои идеи. Моя задача как педагога-практика побуждать ребёнка «увидеть, удивиться, рассказать».
Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.
Я считаю, что театрализованная деятельность детей помогает мне решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Любая сказка, театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Мне как педагогу, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Совместно с воспитателями и родителями в детском саду для того, чтобы воспитание и обучение носило творческий развивающий характер, сделано много кукол разных систем, музыкально-дидактических игр, имеются театры различного вида. Накоплено много методической и нотной литературы; имеются комплекты аудио-кассет «Народная музыка», «Классическая музыка»; музыка из детских мультфильмов: использую в работе различные слайды.
Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д. Необходимость контакта и систематизирования её в едином педагогическом процессе очевидна.
Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:
- Дети стали больше проявлять участвовать в игре, активность и инициативность.
- У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).
- Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
- У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, видодеятельности, речи).
- У детей появилось желание придумать рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д.
- У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребёнка и характеристики к концу обучающего периода. Причём такую характеристику могут дать как родители, так и воспитатели.
7. Я, как педагог, занимаясь по данной системе театрализованной деятельностью, получаю удовольствие, радость, от самого процесса совместной творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка"
Социально – эмоциональное развитие ребёнка – это сложный и многоплановый процесс, это основа, «платформа», которая необходима для становления базовых свойств личности ребён...
Мастер - класс. Тема: «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально- эмоционального развития ребёнка»
Мастер - класс. Тема: «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально- эмоционального развития ребёнка»...
Доклад "Театрализованная деятельность, как средство эстетического и эмоционального воспитания детей дошкольного возраста"
Доклад "Театрализованная деятельность, как средство эстетического и эмоционального воспитания детей дошкольного возраста"...
Мастер-класс «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка»
Одним из эффективных средств всестороннего развития ребёнка является театрализованная деятельность. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выраз...
Использование театрализованной деятельности в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.
Одним из этапов в работе над театрализованной деятельностью является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциона...
Мастер класс «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка и развития речи »
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в работе, развитие фантазии и творческих способностей.Задачи: Познакомить участников...
Мастер-класс «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка»
1 слайд - Мастер-класс «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка». 2 слайд - Актуальность мастер-класса заключается в...